СТОПСОНН-0

3 377

СТОПСОНН - СТатистическое ОПисание СОНма Новомучеников.

Предлагаю уважаемым контиянам принять участие в рассмотрении значимых характерирстик Сонма новомучеников. Полагаю, это будет интересно и верующим, и атеистам. Лучшие творческие силы РПЦ и РПЦЗ на протяжении десятилетий неустанно трудились над формированием Сонма новомучеников и сформировали-таки его. Так давайте же поучаться!

Некоторые сюжеты в истории повторяются. Вполне возможно, что повторится и ситуация, в которой силы прогресса выступят, в основном, под знаменем атеизма, а силы реакции - под духовными хоругвями. "В основном", разумеется. Так, русские крестьяне, в массе своей, считали Чёрный передел не просто своим правом, а своим долгом, своей обязанностью по восстановлению Божьей правды на земле. Аграрная программа в крестьянских наказах времен Революции 1905 года как правило подкрепляется ссылками на Писание. Да и лютая ненависть современных духовных писателей к обновленцам вызвана именно тем, что обновленцы последовательно пытались примирить религиозное миропонимание и программу прогрессивных общественных преобразований. А, с другой стороны, и в лагере реакции хватало атеистов.

Так вот, хорошо бы было попытаться понять логику противоборствующих сторон, не подменяя религиозную форму общественно-политическим содержанием противоборства. Это помогло бы избежать излишних жертв с обеих сторон в будущем.

Под новомучениками в широком смысле слова понимаются христиане, подвергшиеся гонениям за веру в любой точке планеты в период после крушения Римской империи.

Под новомучениками в узком, интересующем нас смысле слова понимаются православные клирики и миряне, пострадавшие (по определению невинно и по определению за веру) на восходящей ветви развития Советского государства и общества, в период с 1917 по 1956 годы. К Сонму новомучеников принципиально не причисляются христиане, пострадавшие от действий белых, интервентов, националистов, зелёных и просто уголовников в период Гражданской войны. Не причисляются к Сонму и священники, пострадавшие от рук нацистов, их союзников и их пособников в годы Великой Отечественной войны. И это понятно. В противном случае был бы ослаблен антисоветский пафос новомученичества, да и РПЦЗ была бы недовольна.

В принципе к Сонму новомучеников может быть причислен любой православный христианин (принадлежащий к канонической никонианской или к единоверческой церкви), пострадавший в указанный период на территории Советских республик, существовавших до 1922 года, и на территории СССР в целом. Но следует учитывать, что грузинские новомученики почитаются Грузинской православной церковью особо, то же касается и молдавских новомучеников. И это хорошо. Грузинская церковь ухитрилась причислить к сонму своих новомучеников грузина, погибшего в Освенциме. Какая дерзость! Украина и Белоруссия были оккупированы нацистами полностью, и многие густонаселённые местности России были оккупированы, но канонизировать христианина, погибшего от рук нацистов, захотелось именно грузинам. Крайняя идеологическая невыдержанность.

Какое впечатление возникает при прочтении житий новомучеников? Если жития прочитает иностранец, не знающий о нашей стране ничего, то, вероятно, он решит, что в период Революции и в последующие десятилетия в нашей стране действовали большой негодяй, малый негодяй и безумец. Большой негодяй, это, безусловно, русский народ, насыщенный лодырями, пьяницами, садистами и лжецами, которые с удовольствием отправляли невинных священников на смерть и на муки. Всякий раз, когда священника обвиняли в публичных призывах к неповиновению Советской власти, находилась масса свидетелей, подтверждающих эти обвинения, хотя батюшка своё антисоветское красноречие категорически отрицал. В самом маленьком селе обязательно находились свидетели-лжесвидетели, готовые подтвердить на очной ставке, что священник действительно вёл антисоветскую агитацию. Ну разве это не возмутительно? Слово, конечно, не воробей, но попу-агитатору приходилось несладко. Да и то сказать, на момент захвата власти безбожными большевиками церковь воспитывала русский народ всего 929 лет, выгораживать священников всегда и по любому поводу русские люди так и не научились. Естественно, времени не хватило. Да и сам народ, вероятно, принадлежит к категории жестоковыйных.

Ну а если русским не хватало собственного злодейства, на помощь им спешили латыши. Тоже ужасный народ. Да и как ему было быть другим? В составе Российской империи он пробыл чуть больше двухсот лет, православная проповедь проникла с сердца далеко не всех латышей, многие из них так и оставались лютеранами. Хотя, казалось бы, правительство империи стремилось создать все условия для духовного роста латышей, даже от крепостной зависимости их освободило без земли, дабы люди больше думали о горнем, а не о низменных материальных интересах...

Ну а безумец - это Советское государство как таковое. В минуты наивысшего напряжения всех сил, в роковые моменты истории оно вдруг всё бросало недоделанным и начинало неспровоцированную кампанию по репрессированию кротких и аполитичных священников. Так было и в Гражданскую, и в коллективизацию. Особенно поражают красные партизаны. Будучи всецело зависимы от симпатий местного крестьянского (т.е. неизбежно религиозного) населения, партизаны регулярно убивали священников, державших строгий нейтралитет в ходе вооружённой борьбы, не сотрудничавших с оккупантами, не выдававших партизан и подпольщиков колчаковским карателям и деникинской контрразведке. И при этом крестьянской поддержки партизаны не лишались, а интервентам и белым в итоге пришлось релоцироваться. Удивительные были времена.

"А евреи? - спросит меня бдительный гайдаевский Федя. - Ты тут зубы не заговаривай."

А что евреи? В сонме новомучеников выкрестов, кажется, нет. Хотя, немного удивляет черниговская крестьянка Татьяна Игнатьевна Кушнир. А в перечне тех, кто новомучеников репрессировал, евреев, кажется, нет совсем. Я не знаю ни одного житийного рассказа, в котором указывалось бы, что дело священника расследовал еврей, что священника осудил еврей, что еврей священника казнил по приговору суда или вовсе бессудно. Даже в тех случаях, когда приводятся выдержки из протоколов заседаний Политбюро, оказывается, что Лев Давидович к священникам был настроен более миролюбиво, чем Владимир Ильич и Иосиф Виссарионович. Так что, даже и при желании, обвинить авторов житийных рассказов в антисемитизме не получится.

Таковы действующие силы нашей революционной истории. А каков её смысл, какие цели преследовали эти силы? Если читатель житийных рассказов предположит, что Революция решала какие-то политические, экономические, культурные задачи, пыталась дать свой ответ на вызовы эпохи, то удивлению такого читателя не будет предела. На самом-то деле содержанием рассматриваемого периода было богоборчество. Что это за зверь такой, сказать трудно. Вероятно, предполагается, что революционные силы допускали, что существует какой-то бог, причём не как продукт общественного сознания, а как некий самодействующий субъект. И вот против этого субъекта они и боролись с позиций какого-то другого бога или в интересах каких-то чертей. Это очень интересно. По-видимому, Владимир Ильич написал "Материализм и эмпириокритицизм" исключительно для отвода глаз, а сам трепетно веровал и в бога, и в чёрта, и в пророческий дар святаго старца Григория.

Ну а как доказать, что Революция занималась исключительно горним, а не земным? Для этого надобно предъявить миру максимально возможное количество мучеников за веру и живописать их мучения предельно яркими красками.

По первому пункту, по количеству новомучеников, ситуация такова. При Ельцине предполагалось, что за веру репрессировали от 500 тысяч до миллиона клириков, монашествующих и их родственников. В позднейшие времена возникла оценка от 60 до 140 тысяч. (см. http://www.pstbi.ccas.ru/bin/c... ). В базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета "За Христа пострадавшие" - 37 476 арестов и 12 994 смертей ( не казней, а смертей в целом). (http://www.pstbi.ccas.ru/frame... ) А канонизировано на настоящий момент, если я не ошибаюсь, 1823 человека (клирики, монашествующие, миряне). Причём, заметное количество причисленных к Сонму новомучеников было впоследствии негласно деканонизировано ( см., например, https://samoderjavie.ru/node/1... ), а многие из числящихся в действительных новомучениках дают повод для некоторых сомнений, причём для сомнений не только в аполитичности пострадавшего и в бесконечной безжалостности репрессировавших его, но и в самом факте "гонений". Ну, например, судьба Валаамского монаха Иеремии, убитого кем-то в какой-то день 1918 года где-то в России (https://www.pravenc.ru/text/29... ).  Т.е. складывается такое впечатление, что духовный ГУЛАГ, как и ГУЛАГ уголовно-политический в целом, имеет явную тенденцию к усушке и утруске.

А с мучениями и ещё убедительнее. Существует целый ряд мучеников-двоемучеников. По ним в житийных рассказах излагаются сразу две версии ужасных пыток, которым подвергся новомученик перед смертью. И, дабы творческие достижение безвестных половых психопатов, несостоявшихся чикатил, сочинявших эти ужасы, не пропали даром, авторы житийных рассказов выкладывают обе версии сразу. Пусть благочестивые читатели возмутятся беззакониями коммунистов в двойном объёме!

И последнее, что бросилось мне в глаза при первом прочтении житийных рассказов. Как все мы теперь знаем, русский крестьянин в предреволюционный период просто не мог быть беден. Ведь о его благосостоянии неустанно пеклись и государь император лично, и кабинет министров, и родные помещики, и банкиры, и фабриканты и купцы, а уж про кулака, лавочника и попа я даже и не говорю. И если крестьянин всё-таки был беден, то причина могла быть только в одном. Он лодырь и пьяница. Это же очевидно! Так вот, не менее чем в сорока случаях в житийных рассказах указывается, что новомученик происходит из бедной крестьянской семьи. Кроме того, в целом ряде случаев будущий новомученик (чаще новомученица) был отдан из крестьянской семьи в монастырь на воспитание в возрасте 5-6 лет. Вероятно, по бедности родителей. Вот почему бы тут не сказать честно: "Родители его были лодыри и пьяницы". Но ни в одном житийном рассказе констатации этого очевидного обстоятельства не содержится. Странно.

Ну вот. Как мог, я объяснил, почему Сонм новомучеников интересен мне и, возможно, пробудил у уважаемых читателей интерес к этому историческому феномену. Тут ведь просматривается и попытка ввести в нашу жизнь искусственный раскол между верующими и атеистами, и попытка опорочить один из самых плодотворных периодов отечественной истории. Разве такое может быть не интересно?

Так давайте же присмотримся к сонму попристальнее. Начнём с самого простого. Какова общая численность новомучеников, сколько среди них клириков и мирян, мужчин и женщин?

Я сравнил существующие списки новомучеников и вот что получилось. Список "Википедии" (https://ru.wikipedia.org/wiki/... ) достаточно удобен и полон, но он обрывается в 2018 году. Новомучеников, канонизированных позднее, там просто нет. А поиск новых новомучеников идёт непрерывно. В последние годы полевые церковные экспедиции расспрашивают старожилов (чуть было не сказал "очевидцев") о том, не был ли в этих краях в годы Гражданской войны убит безбожными большевиками какой-нибудь священник. И старожилам деваться некуда, припоминают.

Список "Азбуки" (https://azbyka.ru/days/p-novom... ) неудобен тем, что разбит на двенадцать частей для помесячного почитания. Но это бы ещё и полбеды. Он какой-то короткий. Всего 1618 человек.

Список ПСТГУ тоже страдает некоторой коротковатостью. 1680 человек (http://www.pstbi.ccas.ru/bin/n... )

И оказывается, что наиболее полон список портала "Древо". (https://drevo-info.ru/articles... ) Если убрать из него несколько повторов, появившихся, вероятно, по недосмотру, и добавить несколько имён, пропущенных, вероятно, тоже по недосмотру, то мы и получим искомое. 

Дважды в списке"Древа" указаны следующие лица:

1.мц. Надежда Ажгеревич (+ 1937; память 8 октября)

2.мч. Николай Кузьмин (+ 1937; память 8 октября)

3.мч. Николай Рейн (+ 1937; память 8 октября)

4.сщмч. Павел Преображенский, прот. (+ 1937; память 8 октября)

5.сщмч. Петр Никотин, прот. (+ 1937; память 8 октября)

6.прмч. Пахомий (Туркевич), игум. (+ 1937; память 8 октября)

7.прмч. Серафим (Щелоков), архим. (+ 1937; память 8 октября)

8.сщмч. Петр Озерецковский, иерей (+ 1937; память 8 октября)

9.прмц. Татиана (Бесфамильная), инокиня (+ 1937; память 8 октября)

10.сщмч. Иоанн Хренов, диак. (+ 1937; память 8 октября)

11.сщмч. Иона (Лазарев), еп. Велижский (+ 1937; память 8 октября)

12.мц. Мария Волнухина (+ 1937; память 8 октября)

Пропущены в списке"Древа":

1.сщмч. Виссарион Селинин (+ 1918; память 18 апреля)

2.сщмч. Николай Иванович Попов, прот. (+ 1919; память 5 февраля)

3.сщмч. Владимир Федорович Введенский, свящ. (+ 1919; память 21 марта)

4.сщмч. Василий Александрович Соколов, свящ. (+ 1937; память 16 ноября)

5.сщмч. Алексий Иосифович Сенкевич, диак. (+ 1937; память 28 ноября)

6.сщмч. Алексий Петрович Скворцов, свящ. (+ 1938; память 21 июня)

7.прмч. Анна Макандина, инокиня (послушница?) (+ 1938; память 1 марта)


Один верующий оппонент порицал меня за то, что я пользуюсь данными либерального "Древа". Ну, не знаю, "Древо" действительно ведут несколько пробандеровские нетвойнисты. Ну и что тут делать? Сам Сонм новомучеников формировался под огромным влиянием РПЦЗ, т.е. церкви, в которой доминируют потомки власовцев, не выданных в своё время американцами Советскому Союзу. Т.е., если я правильно понимаю, сама концепция новомученинга испытала определённое влияние гуманитариев из ЦРУ. Такова жизнь. Не удивительно, что самый удачный список новомучеников покоится на просторах либерально-православного ресурса.

С учётом предложенных уточнений список "Древа" дает такую картину.

Распределение новомучеников по полу и по отношению к церкви, чел.

То же в %% к итогу

Ядро Сонма новомучеников составляют люди Церкви, профессиональные служители культа. Мирян в списке всего 15,3%. Мужчины резко преобладают, на девять новомучеников приходится одна новомученица. Бросается в глаза малое количество мирянок-новомучениц. Всего 96 человек. А если учесть, что в это число вошли императрица, царские дочери и пять жен священников, то получается, что мирянок-новомучениц и совсем немного. Понятно, что люди, стоявшие на страже закона в Советской стране, в массе своей были нормальными мужиками и женщин старались щадить даже и в условиях острой классовой борьбы, понятно, что более мягкое отношение к женщинам было обусловлено и доктринально, т.к. женщин старый режим держал в сугубой темноте и, потому, вина их при совершении преступлений одинаковой с преступлениями мужчин тяжести меньше. Но, возможно, дело и в том, что русские крестьянки к религиозному фанатизму не склонны в принципе? В силу здравого, трезвого и ироничного взгляда на жизнь.

На этом вступительный текст закончу. Начало положено. В дальнейшем я планирую дать группировку новомучеников по возрасту, по месту рождения, по национальности, по религиозности (не все они - православные никониане изначально), по социальному происхождению, по образованию, по демографическому поведению (интересно сравнить демографическое поведение новомучеников и их родителей там, где это возможно), по способу вхождения в религиозную корпорацию. А потом проследить сам процесс новомученинга год за годом, и, наконец, дать группировку новомучеников по способам их взаимодействия с Советской властью. Приглашаю всех заинтересованных к разговору. Буду рад указанию на ошибки, неточности. Надеюсь на содержательные, концептуальные комментарии от сторонников и от противников моей точки зрения на новомученинг.

Вот и "ответ" на Орешник?
  • pretty
  • Вчера 14:23
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАВ ситуации с российским сухогрузом очень четко читается британский почерк: они всегда были мастерами на такого рода проделки. Умеют выбирать время, место и способ воздействия.Суд...

Депутатский скандал: «народный избранник» заявил, что не хочет лететь с народом – и был снят с рейса

Безобразная выходка ещё одного «народного избранника» взбудоражила страну. Сахалинский депутат внезапно ощутил себя, видимо, наследником какой-нибудь баронессы и заявил, что ему не прис...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • А чё Ельцина с Горбачёвым, Ильиным, Путиным и Медведевым нет в списке новомучеников? Ужо они разве не настрадались от кровожадной Совесткой власти, злодейских школ, институтов и прочего бесовского? Да та же Лайма Вайкуле, которая лично кормила несколько республик... :confused: