СТОПСОНН - СТатистическое ОПисание СОНма Новомучеников.
Продолжение. Предыдущий текст здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
П.И. Коровин "Крестины" 1896 г.
Давайте посмотрим, из каких губерний новомученики родом. При этом следует предуведомить читателя, что готовые ответы на вопрос о месте рождения новомученика не всегда выдерживают критику, даже самую поверхностную. Из житийных рассказов изумлённый читатель с удивлением узнаёт о новомучениках, которые родились в Брянской губернии (на самом деле Брянск был уездным городом Орловской губернии) - https://obitel-minsk.ru/svyaty... , в Винницкой губернии (на самом деле Винница была уездным городом Подольской губернии - https://svnovomucheniki.livejo... . Принадлежность данного уезда к той или иной из соседних губерний порой определяется подбрасыванием монетки, а в крайних случаях так определяется и принадлежность уездов из далеко отстоящих друг от друга губерний. Например, Зарайский уезд оказывается в Курляндской губернии (на самом деле Зарайский уезд был украшением Рязанской губернии) - http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe... . Местом рождения ряда новомучеников названа Холмская губерния. Но Холмская губерния образована в 1912 году, а новомученики родились гораздо раньше в одном из вошедших в неё уездов Люблинской или Седлецкой губернии. Таких несообразностей в текстах о новомучениках достаточно много. И говорит это, вероятно, о том, что авторам этих текстов сами новомученики не очень интересны, а творческий принцип этих авторов - "и так сойдёт". Т.е. даже и самые элементарные анкетные данные новомучеников нельзя использовать без некоторой проверки. Что уж говорить об описании "новомученического подвига"!
Что известно о месте рождения новомучеников?
1. Четыре новомученика родились за пределами Российской империи. В Германии родились императрица Александра Фёдоровна и Елизавета Фёдоровна, супруга великого князя Сергея Александровича. В Тегеране родился сын русского дипломата иеромонах Феодор (Богоявленский). И на территории Австро-Венгрии (на Львовщине) родился иеромонах Михаил (Жук).
2. Место рождения 66 новомучеников неизвестно. В основном это люди, погибшие в 1918-1921 гг. в Зауралье, и, возможно, не бывшие уроженцами тех мест, в которых они погибли. Более половины новомучеников (37 из 66), место рождения которых неизвестно, погибло в ходе одного трагического эпизода, приключившегося в Семиречье в 1921 году - https://www.pravenc.ru/text/57... .
3. Не удалось мне найти место рождения двух черкасских новомучеников (иерея Валентина Никитенко и иеромонаха Антония (Буряка)). С высокой долей вероятности они родились на Украине, но точнее сказать пока не могу.
4. Я взял на себя смелость отнести к уроженцам той или иной губернии нескольких новомучеников, место рождения которых в житийных рассказах не указывается, но при этом сообщается, что новомученик окончил Духовной училище и Духовную семинарию, а потом и получил приход, допустим, в Пермской губернии. Скорее всего, в Пермской губернии он и родился.
Таблица 1.
Количество новомучеников, родившихся в той или иной губернии/области Российской империи
В таблице 1 губернии и области перечислены в алфавитном порядке, что не всегда удобно. Поэтому привожу следующую таблицу, в которой губернии и области расположены по убыванию числа родившихся в них новомучеников.
Таблица 2.
Губернии/области Российской империи, перечисленные по убыванию числа родившихся в них новомучеников
Бросается в глаза изрядное количество новомучеников Московскоого региона, а также новомучеников граничащих с Московской Рязанской и Тверской губерний. Странно это вот почему. Эти территории не были местами ожесточённых боевых действий в годы Гражданской войны, эти территории не были теми ключевыми землями, на которых решались судьбы страны в годы коллективизации, и, наконец, эти земли "ближе к начальству". А верховное начальство на местные конфликты склонно смотреть несколько отстранённо, с общетеоретической точки зрения. Потому в истории новомучеников довольно много случаев, когда, получив жалобу с мест, центр смягчает или отменяет судебный приговор новомученику, разрешает открыть церковь и т.п. Казалось бы, тем, кто живёт ближе к Москве, проще достучаться до инстанций... Или, может быть, в наше время данные о новомучениках в этих краях собирали несколько тщательнее, чем в других местах?
Из отдалённых от центра губерний как место рождения новомучеников заметно выделяется Пермская (Екатеринбург тогда был уездным городом Пермской губернии). Забегая немного вперёд, рискну предположить, что в Пермской губернии в полупартизанский период Гражданской войны, во второй половине 1918 года, наблюдалась кратковременная вспышка чисто религиозной войны и староверы-красноармейцы немного поквитались с каноническими никонианскими попами за предшествующую четверть тысячелетия духовной гуманности и толерантности.
Из губерний с небольшой численностью родившихся в них новомучеников выделяется С-Петербургская. Новомучеников в ней родилось в восемь с половиной раз меньше, чем в Московской, а если не считать царя и его детей, родившихся под Питером, то разрыв становится десятикратным. При этом численность православного населения в Московской губернии по данным переписи 1897 года - 2276,3 тыс. чел., а в Санкт-Петербургской - 1732,1 тыс. чел. Т.е. московских православных больше на 31%, но не в десять же раз!
Бросается в глаза чрезвычайно низкое количество новомучеников - уроженцев казачьих земель. Область Войска Донского дала РПЦ всего восемь новомучеников, Кубанская область - семь новомучеников , Оренбургская губерния - шесть, Терская область - ни одного. Причём речь-то идёт о землях, бывших полями ожесточённых боёв в Гражданскую, и о землях, на которых коллективизация проходила достаточно напряжённо. Почему так мало новомучеников? Не означает ли это, что с ростом зажиточности и уровня образования основной массы сельских жителей политическая роль клириков существенно снижается? Или казачество относилось к каноническим никонианским попам несколько скептически в силу исторической приверженности к старой вере? Или духовная карьера была непривлекательна для поповичей из казачьих областей и вакансии приходских священников замещались выходцами из других земель? Или, наконец, политически активная часть клира из этих земель в значительной степени эмигрировала?
Абсолютное число новомучеников, родившихся в той или иной губернии, не позволяет судить о напряженности духовно-политической жизни в этой губернии. Попробуем сравнить число родившихся новомучеников с численностью женского православного населения губернии по данным переписи 1897 года. Женщины менее вовлечены в отходничество и их численность несколько теснее коррелирует с числом родившихся новомучеников, чем общая численность православного населения губернии.
Таблица 3.
Сравнение числа новомучеников, родившихся в губерниях (областях) Российской империи с численностью женского православного населения губернии по данным переписи 1897 года.
Губернии, в которых не родился ни один новомученик, в таблице 3 не указаны. Но в Европейской России таких губерний и нет.
Разумеется, к данным таблицы 3 следует относиться с осторожностью. И в формировании сонма новомучеников в наши дни можно заметить удивительные флуктуации, и в определении численности православного населения (православных и единоверцев) не всё было просто. С одной стороны сектанты записывались во время переписи ортодоксальными никонианцами на всякий случай, с другой стороны и начальство не всегда позволяло сектантам записываться сектантами. Так что группировка губерний сугубо предварительная.
Помним, что грузины и молдаване почитают своих новомучеников сепаратно. А потому и гиподуховность Тифлисской и Бессарабской губерний под вопросом
Продолжение следует.
Оценили 2 человека
4 кармы