СТОПСОНН-3 Национальный состав новомучеников

0 136

Продолжение. Предыдущий текст из этой серии - СТОПСОНН-2 г (где рождались новомученики)  https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Национальная принадлежность новомучеников в житийных рассказах указывается по факультативному принципу. Это затрудняет задачу определения национального состава сонма новомучеников. В целом ряде случаев сложно судить о национальности данного конкретного новомученика. Можно лишь с определённой долей вероятности предполагать, к какому народу этот новомученик принадлежит. 

Ну, например, если новомученик родился в сельской местности в уезде, в котором по переписи 1897 года 90% населения говорило на малороссийском языке, если фамилия этого новомученика Грисюк, если жену его звали Оксана и если всю жизнь он прослужил на приходах в Малороссии, то, скорее всего, этот новомученик — украинец. Ну а если новомученицу зовут Мария Васильевна Цейтлин, а родилась она в Ярославле в семье рабочего, то скорее всего, речь идёт о том, что один из предков Марии Васильевны был евреем-выкрестом, но сама она — русская. При таком способе определения национальной принадлежности ошибки неизбежны, но есть надежда, что ошибки эти до известной степени будут взаимного погашаться (часть великороссов признана украинцами, но и часть украинцев записана в русские) и полученные сводные данные будут иметь некоторую познавательную ценность.

Таблица 1. Национальный состав новомучеников

Как видим, новомученинг — преимущественно русское явление. Русские составляют 82,5% всех новомучеников. Это можно было предположить уже и с учётом рассмотренной ранее географии зон благочестия.

Кроме того, у ряда новомучеников при нерусских отцах были русские матери: Гримблит Татьяна Николаевна, Медем Александр Оттонович и Таубе Михаил Михайлович (см. табл. 9);

Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович (Лука) и Константин Александрович Минятов (см. табл. 11);

Петтайя Иоанн Михайлович (см. табл. 13).

Приведём список наиболее распространённых фамилий русских новомучеников (клириков, монашествующих и мирян). В таблицу включены те фамилии, которые встречаются четыре раза и более.

Таблица 2. Список наиболее распространённых фамилий русских новомучеников

 

В списке новомучеников-великороссов присутствуют Нейдгардт Алексей Борисович — представитель старого австрийского дворянского рода, вполне обрусевшего и даже породнившегося с Зубовыми, убийцами императора Павла; Тьевар Антоний Максимович — русский с французскими корнями, Цейтлин Мария Васильевна — предположительно, русская с еврейскими корнями, Блейве Михаил Иванович, священник, сын псаломщика, служивший в русских приходах в Лифляндской губернии.

Восточные славяне в целом составляют более 96% всего сонма новомучеников.

Таблица 3. Насыщенность восточного славянства новомучениками

Если бы украинцы были столь же благочестивы, как и русские, то украинцев-новомучеников должно было бы быть не двести с хвостиком, а шестьсот человек. Да и число новомучеников-белорусов должно было бы увеличиться с пятидесяти до ста шестидесяти.

Почему благочестивых украинцев и белорусов так мало? Трудно предположить, что украинские священники относились к Советской власти лучше, чем русские. Трудно предположить, что частая смена власти на всей территории Украины в ходе Гражданской войны способствовала благополучию духовного сословия. Тут что-то другое. Можно, конечно, допустить, что дело в том, что западные области Украины и Белоруссии не пережили коллективизацию и 1937 год в составе СССР, но, как следует из житийных рассказов, целый ряд новомучеников в ходе Великого отступления 1915 года и после установления новых государственных границ перебрался на восток. Можно предположить, что некоторое число репрессированных священников принадлежало к церковным расколам начала XX века (обновленцы, автокефалисты) и не могло быть включено в сонм новомучеников по определению. Но из житийных рассказов известно, что определённое число раскольников покаялось, а потом уже было репрессировано и с полным основанием канонизировано. Можно, наконец предположить, что в какие-то периоды постсоветской истории и в какой-то мере лидеры украинского и белорусского православия старались дистанцироваться от всероссийского почитания новомучеников. Но всё это не может объяснить троекратный разрыв в насыщенности новомучениками.

Не идёт ли речь о фундаментальных поведенческих различиях? О гораздо более высокой способности украинских (и белорусских) священников, монашествующих и мирян приноравливаться к требованиям и ожиданиям любой власти?

Или, может быть, речь идёт о большей аполитичности? Любопытно, что, анализируя итоги партийной переписи 1922 года, С.Г. Струмилин отметил, что численность коммунистов на Украине примерно вдвое ниже, чем следовало бы ожидать при наличной численности городского и индустриального населения.

Таблица 4. Порайонная плотность коммунистов (на 1000 чел. населения) в связи с показателями плотности городского и индустриального населения

Академик С.Г. Струмилин. Избранные произведения в пяти томах. Издательство Академии наук СССР. Том 1. Статистика и экономика 1963 https://yadi.sk/i/EHYTGvIfjbYa... , с. 230

Хотя сам Струмилин полагал, что дело тут не в аполитичности, а в том, что вся та калейдоскопическая сволочь, которая кишела на Украине в годы Гражданской (деникинцы, петлюровцы, махновцы, разнообразные атаманы и атаманчики) просто перебила потенциальных коммунистов.

В общем, есть тут какая-то загадка. Может быть, мы приблизимся к разгадке, когда перейдём к рассмотрению новомученических подвигов.

Приведём данные о фамилиях украинцев-новомучеников и о группировке украинцев-новомучеников по месту рождения.

Таблица 5. Фамилии украинцев-новомучеников

Бросаются в глаза большое разнообразие фамилий и несомненный национальный колорит. 

Две фамилии мне кажутся еврейскими: Блюмович и Кушнир. Блюмович Иоанн Александрович — священник, сын рабочего, родившийся в Варшаве. Кушнир Татьяна Игнатьевна — черниговская крестьянка.

Таблица 6. Перечень губерний, в которых родились украинцы-новомученики

Киевская губерния вне конкуренции. Три четверти всех новомучеников (151 человек из 202) родились в пяти губерниях — Киевской, Подольской, Полтавской, Черниговской и Волынской. Удивляет контраст между Полтавской (22 новомученика) и Харьковской (4 новомученика) губерниями. При этом 12 полтавских новомучеников родились в Золотоношском уезде, примыкающем к особо богатым новомучениками уездам юга Киевской губернии.

Кроме того, украинка была матерью новомученицы-чешки. См. Табл. 19, Трукс Вера Васильевна.

Ну и о новомучениках-белорусах.

Таблица 7. Фамилии белорусов-новомучеников

Таблица 8. Перечень губерний, в которых родились новомученики-белорусы

Ну а тут вне конкуренции Минская губерния.

Новомучеников, не принадлежащих к восточному славянству, перечислим поимённо, начиная, разумеется, с наиболее многочисленных национальных отрядов.

В нижеследующих таблицах в графе «ФИО» указываются фамилия, имя, отчество новомученика (если фамилия, или имя, или отчество новомученика неизвестны, то в соответствующем месте ставится вопросительный знак), для монашествующих в скобках указывается монашеское имя.

В графе «Национальность» указывается национальность новомученика, а если известно, что родители новомученика принадлежали к разным народам, то указывается национальность обоих родителей (например: немец + русская). Там, где уверенности в том, что новомученик отнесён к данному этносу с полным основанием, ставится знак вопроса.

В графе «Первая религия» указывается то исповедание, к которому новомученик принадлежал по рождению. Абсолютное большинство новомучеников изначально исповедовало каноническое никонианское православие (прав/ник), но были и староверы, и единоверцы, и протестанты (преимущественно лютеране) и прочие. Место рождения новомученика расписано подробно в четырёх графах (если оно известно). Далее для священников и монашествующих указывается титул. В заключительной графе — годы жизни новомученика.

Таблица 9. Немцы-новомученики


Немцев особенно много в силу того, что к сонму новомучеников причислены бывший царь с семейством и Елизавета Фёдоровна, вдова великого князя Сергея Александровича.

Кроме того, у ряда новомучеников были матери-немки:

Лозина-Лозинский Владимир Константинович (см. табл. 11);

Жевахов (Джавахишвили) Владимир Давидович (Иоасаф) (см. табл. 17);

Амбарцумов Владимир Амбарцумович (см. табл. 20).

Таблица 10. Мордвины-новомученики

Самая многочисленная группа новомучеников из народов Поволжья. Все родились в сельской местности трёх смежных губерний.

Таблица 11. Поляки-новомученики

По меньшей мере в двух случаях из восьми отец ребёнка — поляк-католик. Велика доля родившихся в городах. Весьма широка география мест рождения новомучеников.

Таблица 12. Чуваши-новомученики

Все чуваши-новомученики родились на территории двух губерний. Среди них очень много монашествующих и совсем нет женщин.

Таблица 13. Эстонцы-новомученики

Родились эстонские новомученики преимущественно с сельской местности, среди них нет ни одного мирянина.

Таблица 14. Татары-новомученики

С татарами как-то всё неопределённо. Их немного, все они мужчины священнослужители. Но все ли они татары? Касимовские братья Амановы, вероятно, татары. Известно, что некоторая часть касимовских татар перешла в православие. П.Г. Гаврилов в житийных рассказах прямо назван кряшеном, представителем особой этноконфессиональной группы православных татар. Н.Г. Тарбеев, вероятно, астраханский татарин. Но сужу я об этом только по фамилии и месту рождения. Н.В. Тохтуев в житийных рассказах прямо назван татарином.

Если мои предположения верны, то среди новомучеников четыре волго-уральских татарина и один татарин астраханский.

Таблица 15. Греки-новомученики

Горожане (в некоторых житиях указывается, что и М.М. Гунаронуло родилась в Киеве), мирян и людей церкви, мужчин и женщин поровну.

Таблица 16. Болгары-новомученики

Таблица 17. Грузины-новомученики

Грузин очень мало, т. к. Грузинская православная церковь почитает своих новомучеников особо и отдельно.

Таблица 18. Карелы-новомученики

Про Прохора Михайловича Православная энциклопедия пишет - «фамилии не имел».

Таблица 19. Чехи-новомученики

Ржепик, кажется, единственный католик по рождению, ставший новомучеником. Семья Ржепиков перешла в православие в 1887 году.

Таблица 20. Прочие новомученики

Тут перечислен этносы, представленные одним-единственным новомучеником.

В.А. Амбарцумов, сын бакинского армянина и поволжской немки, вероятно, единственный новомученик, для которой православие было третьей религией. Он был воспитан в лютеранской вере, затем стал баптистом и только потом — православным.

А.Н. Гаряев несколько неожиданно назван в житийных рассказах венгром.

Естественно предположить, что уроженец деревни Вотяково М.Т. Вотяков был удмуртом.

Ну вот и всё. В списке совсем нет молдаван (и гагаузов).

В собор Молдавских святых входят двое русских: Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), митрополит Ленинградский (+ 1937, память 28 ноября) и Никодим (Кротков Николай Васильевич), архиепископ Костромской (+ 1938, память 8 августа). Оба почитаются РПЦ как новомученики. Кроме того, в собор входит один румын (природный румын родом из Румынии) - Иоанн (Якоб) Нямецкий, Новый Хозевит (1913 - 1960). Иоанн долгое время жил (и умер) в Палестине, к сонму новомучеников он не причислен.

Нет в списке новомучеников осетин и абхазов. Возможно, кто-то из Южной Осетии и из Абхазии прославлен Грузинской православной церковью, но Северная Осетия в списке новомучеников не представлена.

Из народов Поволжья, кажется, нет марийцев (или я записал их в русские, пользуясь тем, что в житийном рассказе не была указана национальность).

Нет ни одного новомученика-якута.

Отсутствие новомучеников среди более или менее христианизированных малочисленных народов не удивительно.

Удивительно отсутствие новомучеников-евреев. Евреев Российской империи было много, приток евреев в православие был постоянным. Кто-то стремился избавиться от ограничений, накладываемых на иудеев правительством, кто-то пытался избавиться от чрезмерной регламентации жизни самим иудаизмом, а кто-то, вероятно, руководствовался религиозными соображениями. Во всяком случае, ни один новомученик в житийном рассказе не назван прямо евреем, хотя люди с еврейскими (или очень похожими на еврейские) фамилиями в Сонме новомучеников встречаются. Я перечислил эти фамилии в начале статьи, там, где говорится о русских и украинских новомучениках.

Итак, новомученинг — явление преимущественно восточнославянское (русские, украинцы и бел0русы — 96,4% новомучеников), причём русские становились новомучениками в три раза чаще, чем украинцы и в три с лишним раза чаще, чем белорусы.

А всего новомученики принадлежат, как минимум, к двадцати народам.

Продолжение следует. В следующий раз поговорим о религиозной принадлежности новомучеников (читатель уже заметил, что не все они были каноническими никонианами по рождению).

Поступает очень неожиданная информация из Киева. Не публичная конечно же

Впрочем, неожиданной она может показаться только если не вникать в происходящее в последние недели на киевских холмах. О том, что у Зеленского и его ближнего окружения не выстраиваются ...

Почему Штаты пошли на переговоры с Россией

Почему США пошли на переговоры с Россией? Вопрос на самом деле не тривиальный. Его много кто задает, и все с разным подтекстом.Наш, российский подтекст: мы видим, что Трамп давит и наги...