Православная символика в фильме "Чапаев". Эпизод "психическая атака". Древко знамени увенчано крестом. Крест на шевроне у каппелевца.
Я уже выкладывал данные по распределению новомучеников, кончина которых пришлась на 1918 год, по губерниям. https://cont.ws/@mzarezin1307/...
А теперь посмотрите сводные данные за период 1917-1922 годов. Позднее началась новая эпоха в отношениях церкви с государством. Это выразилось и в том, что в последующее пятилетие погибли только пять новомучеников.
Таблица 1. Полная роспись новомучеников, погибших в 1917-1922 годах, по губерниям и областям Российской империи.
.
.
Некоторые пояснения к таблице.
1. Административно-территориальное устройство в период Гражданской войны, разумеется, не оставалось неизменным. Но, для наглядности, последующие изменения границ губерний и областей не рассматриваются, как если бы АТД, существовавшее на 1.01.1917, оставалось неизменным.
2. Материал, содержащийся в житиях , в подавляющем большинстве случаев позволяет определить место жительства новомученика с точностью до уезда, волости, населённого пункта. Возможно создание весьма подробной карты новомученичества.
3. Начало и конец года определяются по новому стилю. При пользовании церковным календарём годовые итоги были бы несколько иными.
4. Всего к сонму новомучеников причислены 339 священников, монахов и мирян, погибших в период с 1917 по 1922 год. 71,3% всех новомучеников рассматриваемого периода погибли в 1918 году (забегая немного вперёд, скажу, что в 1918 году абсоллютное большинство смертей приходится на период с июня до декабрь). В 1919 году количество новомучеников было в 5,9 раза меньше, чем в предыдущем, а в 1920-1922 года количество новомучеников не достигало и половины уровня 1919 года.
5. В представленном в таблице списке отсутствуют губернии Царства Польского, Холмская губерния и губернии Финляндии (в том числе и Выборгская). Ни один священник, служивший на этих землях, к сонму новомучеников не причислен. И это понятно. Чтобы стать новомучеником, надо принять муки или смерть от рук большевиков.
6. Общий итог по Промышленному центру в 1918 году на одного человека больше, чем сумма по губерниям. В житии монаха Валаамского монастыря Иеремии (Леонова) сообщается следующее: "С 1917 года находился в отпуске в Центральной России. В 1918 году был убит большевиками." https://drevo-info.ru/articles...
Несколько условно я учёл Иеремию в составе погибших в Промышленном центре. Но отнести его к какой-либо губернии не представляется возможным.
7. Если в 1918 году большинство смертей новомучеников приходится на Пермскую губернию, другие фронтовые губернии и на тыловые земли "Советской России в кольце фронтов", то в дальнейшем зона новомученичества закономерно отступает на окраины (на Северный Кавказ, в Сибирь, в Среднюю Азию, отчасти в Прибалтику). В 1922 году новомученики погибают в Москве, Шуе и Петрограде в ходе изъятия церковных ценностей.
8. Вызывает удивление то обстоятельство, что в Области войска Донского и в ряде других областей и губерний, отличавшихся особенно упорной борьбой, новомучеников почти нет или нет совсем. Рискну предположить, что это может объясняться высокой долей староверов в населении этих территорий.
9. Разумеется, жизнь каждого человека важно, но, тем не менее, смерть псаломщика и смерть архиепископа - события существенно разного масштаба. А формула самого мученического подвига во многих житиях столь лаконична и туманна, что порой даже трудно понять, кто убил священника (не говоря уж о вопросе "за что?"). Поэтому предлагаемый цифровой материал - лишь отправная точка для дальнейших рассуждений.
Таблица 2. Краткая роспить новомучеников (опущены губернии и области, не давшие РПЦ ни одного новомученика)
Итого 36 губерний и областей. Существенно меньше половины общего их числа.
А вот список областей и губерний, отсортированный по количеству новомучеников (здесь монах Иеремия не учтён).
Таблица 3. Список губерний и областей, отсортированный по числу новомучеников.
.
А почему так много новомучеников дала Пермская губерния, мне по-прежнему непонятно.
С одной стороны, хочется Ленина процитировать. В "Развитии капитализма в России" он пишет:
До самого последнего времени доставка продуктов из Урала в Москву происходила главным образом посредством примитивного «сплава» по рекам раз в год*.
И комментирует сам себя:
* Ср. описание этого сплава в рассказе «Бойцы» г. Мамина-Сибиряка. В произведениях этого писателя рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с «добросовестным ребяческим развратом» «господ», с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России.
(ПСС, т. 3, с. 488)
Вероятно, в таком обществе роль священников была существенно выше, чем в других местах и столкновения со светскими властями происходили чаще.
С другой стороны, на Урале достаточно заметна прослойка староверов, что, возможно, приучало священников и монахов к большей "боевитости".
А, с третьей стороны, эти обстоятельства наложились на то, что Советской власти в 1918 году остро не хватало здорового бюрократизма и многие решения принимались в отдалённых губерниях от её имени, но не всегда по её поручению.
И всё равно, непонятно, почему именно Пермская губерния оказалась в начале списка.
Источники:
1. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ https://drevo-info.ru/articles...
2. Жития новомучеников в открытой православной энциклопедии "Древо" https://drevo-info.ru/
3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Жития новомучеников http://www.fond.ru/index.php?m...
Оценили 11 человек
24 кармы