Натальюшка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила

51 1932


Едва ли не единственный серьёзный отклик на инцидент с подсолнечным маслом. Рекомендую. Статья опубликована в ежегодном интернет-издании "Православие и мир", а потом текст продублирован "Русской линией". Т.е., насколько я понимаю, это не шарж, не пародия, не глумление какое-нибудь над Николаем, а вполне серьёзная работа, написанная в традиционном стиле.

Мироточащий бюст императора, или За что канонизировали Николая II

ИЛЬЯ АРОНОВИЧ ЗАБЕЖИНСКИЙ | 6 МАРТА 2017 Г.

http://www.pravmir.ru/mirotoch...

Постоянный автор "Правмира" Илья Аронович Забежинский - о нашумевшим заявлении депутата ГД Натальи Поклонской о мироточении бюста Николая II в Симферополе и реальном подвиге Царственных страстотерпцев.


Илья Аронович Забежинский


Сначала на злобу дня, так сказать. Какая разница, в конце концов, мироточит он или нет, этот бюст.

Конечно, в поиске различных «необязательных» чудесных явлений в нашей православной жизни есть большая доля христианской инфантильности. Мы все время ищем знамений. Правы те, кто напоминают нам, что Христос не творил чудес ради самих чудес и на всякое требование дать знамение отвечал отказом. Помню, мой добрый друг давным-давно пытал меня, как мироточение икон может свидетельствовать о божественности Христа? Я ничего не мог ему ответить. Потому что – никак.

Так и здесь. Ну, допустим, он мироточит. Ну, я бы сказал, бывает. В мире, вообще, всякое разное бывает. О чем это нам свидетельствует? К чему это нас побуждает? Ни о чем. И ни к чему.

Государь и его семья признаны Церковью святыми. И не потому, что что-то где-то мироточило. А по трезвому соборному рассуждению. Которому предшествовало долгое предварительное исследование как жизни Государя, так и его смерти. Какие еще нужны нам новые свидетельства?

А, допустим, он не мироточит. Как можно, не исследовав явления, возвещать о нем на весь белый свет?

И вообще, пусть каждый занимается своим делом. Есть священник, окормляющий ту часовню. Пускай он сообщит своему правящему архиерею. Пускай тот архиерей сам приедет, посмотрит, проверит и решит, имеет ли место чудо, и стоит ли о том чуде возвещать городу и миру.

Очевидно, депутат – чудесный, добрый, искренний человек, но публично ей, чтобы никого в искушение не вводить, по таким вопросам не надо выступать, не ее компетенция. По депутатским – пожалуйста, а тут тонкая очень материя, ей пока не потянуть.

Теперь о более важном. Меня не столько взволновало откровение депутата о мироточении, сколько высказанная ею же в той же беседе оценка подвига Государя. Вот, что она говорит:

«Они (царская семья) погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой».

И вот тут, простите, просто беда. Просто непонимание того, за что вообще прославлены Государь и его семья.

Мне довелось в Петербурге пообщаться с людьми, непосредственно участвовавшими в том самом исследовании жизни Государя и подготовке акта о канонизации.

У нас ведь, как известно, в Церкви, прославляют по двум направлениям. Или за христианскую жизнь. Или за христианскую смерть. Бывает еще, что и то, и то совпадают.

Так вот не было, и нет до сих пор никаких возможностей прославить Государя за его христианскую жизнь. Не потому что он был какой-то плохой христианин, особый грешник, или не знаю чего. Просто жизнь эта была обычная, она не была подвижническая, просто жизнь человека со своими проблемами, неурядицами, сложностями, с той особенностью, что это была жизнь первого лица государства. И много там, в этой жизни, было всякого, к чему даже, наоборот, стоило бы придраться именно потому, что он был первым лицом в государстве. От многих политических решений вплоть до самого отречения.

Ведь канонизация, в нашей, православной традиции, это не попытка изменить посмертную участь человека, повлиять на отношение Божие к этому человеку. Канонизация для нас имеет, прежде всего, педагогическую ценность. Церковь, прославляя того или иного христианина свидетельствует:

– Вот про этого человека мы можем сказать, что он достиг Царствия Божия. И поэтому, взирая на его подвиги, научаясь от них, прилагая их к своей собственной жизни, мы, христиане, тоже можем повторить его путь, тоже можем достичь Царствия.

Вот, что такое канонизация. Не больше и не меньше.

Так вот, взирая на жизнь Государя, мы не найдем того бесценного опыта, который можем найти в житиях других святых.

Нам его жизнь Церковь не может поставить в безусловный безупречный пример. Спорить с этим – спорить с соборным мнением Церкви.

Никакие рассуждения о трогательных отношениях его с женой, о благовоспитанности его детей, об экономических успехах России к 1913 году, о “заговоре англо-саксов и жидо-масонов” ничего к этому не прибавят и не убавят. Также как и не позволят нам понять, так отчего же Церковь все же признала, что Государь и его семья – святые, что они истинно достигли Царства Божия и что нам есть чему от них научиться.

И вот здесь необходимо понять, что государь канонизирован исключительно за свою смерть. И причем не за то, как его убили. А именно за то, как он сам умер.

И тут как раз и наступают противоречия с процитированной нами выше фразой:

«Они (царская семья) погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой».

Практически все историки России в течение всех прошедших после отречения Государя ста лет в один голос [? - М.З.] твердят, что единственное и лучшее, что Государь мог сделать «для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой» – это не отрекаться от престола ни в коем случае и, следовательно, сделать все, чтобы не умереть той самой смертью, которой он умер, и за что признан святым. Он должен был послать подальше всех доброхотов и нечистоплотных советчиков, которые подсовывали ему манифест, ввести пару полков в Петроград. Навести там порядок. Немножечко поднатужиться, выиграть войну вместе с союзниками и продолжить уже на новом витке то экономическое процветание, которое было приостановлено в 1914 году. Вот это была бы «процветающая и великая Россия»!

Но в том-то и дело, что Государь выбрал другое. Он совершил свободный выбор. И Церковь об этом его выборе свидетельствует. И давайте не будем умалять подвига Государя рассуждениями о заговорах, обманах или о каком-нибудь там историческом детерминизме… Он сделал свободный выбор поступить так, как он поступил. Что, совершенно очевидно, привело Россию, как государство, ни к какому ни процветанию, а к полному краху. А его самого – к Престолу Божию.

Государь прославлен как страстотерпец. И вот тут нужно нам снова и снова разбираться в том, что же это за особый такой христианский подвиг, который называется «страстотерпчество», и который фиксирует именно русская православная традиция практически с самых первых дней своего обращения в христианство.

И, конечно, нам здесь нельзя не говорить о Борисе и Глебе.

Нельзя не говорить, что на Руси вообще собственно сама русская святость начинается именно с прославления этих князей и с прославления их именно как страстотерпцев.

То есть, кто не помнит, правили два князя. Имели все права, чтобы управлять своими землями. Были оба благочестивы. И поднялся на них неблагочестивый брат их. И они, вместо того, чтобы оказать ему должный отпор, имея на это всю человеческую меру правоты и все земные средства в виде храброй и преданной дружины, вдруг принимают нечеловеческое, неземное решение пойти по образу Христа.

Вот как Он мог призвать легион ангелов Себе на защиту, но не призвал, а пошел и умер. Добровольно умер, имея все средства для подтверждения Своих Царских прав. Так и они решили вдруг взять и умереть. То есть такой переворот произвела в них вера Христова, что высшим ее применением к своей жизни они видели не процветание и величие государственное, не борьбу за право, которое они имели, даже не борьбу с нечестием в лице их нечестивого брата, а уподобление себя Христу даже до смерти, до смерти крестной. Вот именно так, как сказал когда-то про святых князей наш президент «Легли и ждали, когда их убьют».

Так вот именно за это Церковь и прославляет Государя. По-сути, именно за его антигосударственническое, как скажет сейчас любой историк, поведение, за поведение, не имеющее земной исторической перспективы, вот именно за «Легли и ждали, когда их убьют».

Потому что ин суд человеческий, а ин суд Божий. И вот о суде Божием Церковь и свидетельствует, что Государь и семья его имели всю полноту власти, имели все возможности оказать сопротивление, имели все возможности вести и дальше страну к величию и процветанию, но выбрали другой путь. Выбрали путь страстей Христовых. С самого-самого высока умалили, унизили себя до самого-самого мала, до самого низа, от коронации в Успенском соборе, от блеска Петербургских дворцов, от записи, сделанной при первой Российской переписи, когда Государь начертал «Хозяин земли Русской», в конце концов, до ледяного ужаса Ипатьевского подвала, до свинца, летящего в череп Государя, и штыков, вонзающихся в ребра Великих Княжен.

И вот еще о чем хотелось бы сказать.

В России было много замечательных правителей с точки зрения величия и процветания нашего государства. Но Церковь, когда рассуждает о святости, опять же нам в научение, почему-то вообще никогда не свидетельствует нам о своих членах, как об эффективных менеджерах или, скажем по-русски, управленцах.

– Поглядите, в пору его правления ВВП России рос в год на 15 процентов. Поэтому мы решаем, что он святой.

Не дождетесь.

У нас в России вообще удивительная картина вырисовывается. Русская святость как таковая, а святость среди правителей в частности, начинается именно со страстотерпцев Бориса и Глеба. Далее великокняжеская святость расцветает в пору татаро-монгольских бедствий. Практически угасает и далее совершенно исчезает в эпоху централизации Руси вокруг Москвы. Отсутствует в Петербургский период. И процветает в личности последнего Государя именно в том, что он отказался быть Государем. У нас вообще лет четыреста – пятьсот не было святых Великих Князей, а уж святых царей вообще не было ни одного. А уж какие там были эффективные правители, при которых Россия была и великой и процветающей!

И еще одно.

Я хотел бы заступиться за Государя перед всеми нынешними историками-доброхотами, которые упрекают его в сделанном им выборе, в его, как им кажется безответственности и дальнейшей ответственности за Русскую Трагедию.

Апостол Петр тоже когда-то советовал Христу пренебречь Крестом. Ему тоже показалось, что Крест – это с точки зрения исторической, как-то безответственно. Мы знаем, что Христос ему сказал на это:

«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

И Церковь, призванная здесь, на земле, нам, человекам, свидетельствовать о том, что Божие, как раз и свидетельствует о великой правоте Государя в его поступке. Это был поступок по Правде Божией и нам всем в научение.

Господь сказал: «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово».

Вот и нам, Господи, молитвами Государя Николая, дай сил удержаться в этом выборе и не путать одно с другим. Как и Государю Ты дал когда-то силы выбрать то, что Божие.

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

*****************************

Попробую повторить основные тезисы уважаемого Ильи Ароновича.

1. Государь был обычным, заурядным человеком, волею судеб оказавшимся во главе великой империи.

2. В роковой для империи час государю стало скучно (или страшно) и он уклонился от борьбы, что и повлекло за собой тяжёлую национальную катастрофу.

3. Но самим фактом отречения государь продемонстрировал такую высоту христианского смирения и самопожертвования, что его (государя) можно поставить в один ряд с лучшими из учеников Христа и с самим Спасителем.

4. Государь продолжил славную историческую традицию подвигов смирения-непротивления, начатую Борисом, Глебом и великими князьями эпохи "татаро-монгольских бедствий".

5. Вероятно, если в будущем какой-либо православный правитель России, столкнувшись с серьёзными угрозами,  уклонится от исторической ответственности и попытается вернуть себе статус частного лица, Илья Аронович воспримет это с пониманием.

*************************

По четвёртому пункту хотел бы сказать чуть подробнее. Разве Борис и Глеб уступили власть "англо-саксам" и "жидо-масонам", о которых Илья Аронович говорит с некоторым пренебрежением? Да нет, вроде бы. Власть переходила к их брату, природному Рюриковичу. Сущность государственного управления коренной перемены не претерпевала. Братья совершили подвиг, отказавшись быть как все, отказавшись убивать ближайших родственников ради власти. Тем самым они поставили интересы "династии" и страны выше своей собственной жизни. Это - высокий подвиг, но в нём нет и тени настроения "да гори оно всё синим пламенем". Братья хотели очистить процедуру передачи власти от языческих пережитков. Разве нет?

И святые эпохи ига "в таком контексте" упомянуты совершенно беспричинно. Разве Александр Невский и Дмитрий Донской причислены к лику святых за трусость и дезертирство? Разве само сравнение их с Николаем не кощунственно?


*********************************************

Николай II был заурядным человеком, на плечах которого лежала ноша нечеловеческой тяжести. Он с этой ношей явно не справился. Фактически, автор это констатирует, но затем начинает рассуждать о жертве, которая угодна Христу. А угодна ли? Если помазанник Божий отказывается от своих священных обязанностей и уклоняется от исторической ответственности, не есть ли тяжкий грех прославлять его, вводя при этом в искушение людей наивных и доверчивых?


Я атеист, могу не понимать каких-то важных вещей. Но самая важная вещь, которую я никогда не пойму - как можно прославлять монарха, который в роковой для монархии час попытался заделаться частным лицом?

Или, скажем так, понять-то это легко, но тут уж надо выбрать: или вы патриот, или вам мил Николай.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Предположим, что в феврале 1917 года Николай Второй мог стать тираном и установить диктатуру, а мог стать мертвым. Он выбрал второе. И я не знаю, что выбрал бы я.
  • Он должен был умереть монархом. Но ни в коем случае не отрекаться. Отречение от престола есть отречение от подданных, сиречь от России. Став просто гражданином Романовым, он утратил все претензии на канонизацию. Не знаю, куда Церковь смотрела... По этой логике надо канонизировать сотни тысяч или даже миллионы, одним словом - всех погибших в те годы.
  • Необходимо разделять две совершенно разных проблемы: теологическую и политическую. Николай и его кононизация, это вопросы религии. Поклонская и мироточение, это внутренняя политика. Аронович мимоходом намекнул, что сама Поклонская имеет отношение к фальсификации мироточения. Вбросил и пошёл рассуждать о Николае... Это и есть пример фальсификации, только от Ильи Ароновича.
  • Браво!! Выводы автора из многословных излияний Ильи Ароновича Забежинского абсолютно правильны!!
  • Вы не поняли смысл отречения. Отрёкся он потому, что понял, что Россия отказывается от монархии как таковой вообще. Здесь заложена идея полного максимализма - либо устроение царства на земле по образу небесной, либо никак. Так что дело не в испуге, а человек в духовном плане был действительно необычным.