Зеньковский С.А. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МИР БРАТЬЕВ ДЕНИСОВЫХ

0 2398

Перевод статьи: The Ideological World of the Denisov Brothers //Harvard Slavic Studies. 1957. VIII. P. 49-66.

Братья Денисовы


Трудно понять происхождение и глубину духовной пропасти между высшими и низшими классами императорской России без внимательного анализа сил, которые воздействовали на культурное развитие великороссов в XVIII веке. Для этого анализа очень важна школьная система, которая была создана императорской властью, находилась под ее контролем и заложила основу для распространения западной культуры среди населения. Однако имперская образовательная система со времен Петра Великого и до отмены крепостного права была открыта только для верхнего слоя общества, тогда как низшие слои горожан и крестьянство были исключены из этих школ и потому изолированы от влияния западной культуры179.

Более того, влияние других культурных институтов — литературы, прессы и театра—на низшие социальные слои было столь же незначительно. Отсутствие заботы императорского правительства о культурном образовании крестьянства и купечества резко контрастирует с активной миссионерской

******************************************

179 Β 1786 г. по всей России было только 4389 учащихся государственных школ и около 20 000—в 1800 г. После отмены крепостного права число учащихся стало быстро расти, достигнув к 1865 г. 280 тысяч человек (См.: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1903. Т. II. С. 299, 301, 349).

По мнению А.И. Соболевского, реформы Петра I стали причиной роста числа неграмотных среди русского крестьянства, так как величина клира и количество монастырей было сокращено и многие приходские школы закрыты. См.: Соболевский Л.И. Образованность Московской Руси XV—XVII веков. СПб., 1894. С. 26 и след.

594



и пропагандистской деятельностью, которую вели среди этих же социальных групп русские духовные традиционалисты, староверы. Раскольники, успешно распространяя свои религиозные взгляды, осуществляли элементарную, но очень эффективную образовательную программу, которая обеспечила грамотность членов их согласий180. Группы великорусского населения, обращенные в староверчество, таким образом, становились в большей степени устойчивы идеологически к влияниям западной культуры, чем те, кто принадлежал к государственной, "официальной" православной церкви. Успех их образовательных и культурных усилий доказывает тот факт, что подавляющее большинство раскольников могли читать и писать, были хорошо начитаны в религиозной литературе, в то время как доля грамотных среди прочего великорусского населения, включая вестернизированные высшие слои, не превышала десяти процентов вплоть до начала реформ Александра II 181.

Хотя староверы и не добились той полной поддержки, к которой стремились в своем деле, их пропаганда в течение XVIII и XIX веков достигла значительного успеха и их усилия по дискредитации западной культуры и ее носителей — государство и правящий класс — принесли свои плоды. По этим причинам сторонники новой западной культуры империи столкнулись не с духовным вакуумом или с просто неорганизованными частями исчезающей древнерусской цивилизации, но — особенно на Севере и в большинстве центральных районов России — с активной, действующей оппозицией. Староверы преуспели в распространении среди низших слоев иного типа культуры и мировоззрения, столкновение которых с прозападной культурой знати и позднее интеллигенции сильно способствовало недоверию и антагонизму между двумя враждебными группами великорусского населения. Именно это неравенство более всего ответственно за последовавший коллапс империи и ее культурных моделей.

Борьба традиционалистов против западничества и создание ими особого идеологического мира внутри империи началось одновременно с реформами Петра Великого. В конце XVII века силы традиционалистов были истощены. Героические дни борьбы Аввакума и его друзей против реформ миновали, тем временем казни 1680-х и 1690-х гг. уничтожили лидеров староверов, а преследования загнали их в самые отдаленные места империи182. Отсутствие конструктивных эле-

******************************************

180 Официально организованных школ староверов до конца XVIII века было мало, но элементарное образование могло быть получено дома и в монастырях от священников и наставников. В 1870 г. Н.И. Костомаров писал в своей работе "История раскола у раскольников": "Раскол был крупным явлением народного умственного прогресса", вызвав за собою "такие духовные нужды, которые вводили русский народ в чуждую ему до того область мысленного труда... пришлось тогда думать, пришлось многому поучиться. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека" (см.: Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. 12. М., 1872. С. 347—348). Тоже мнение выражено многими исследователями раскола (включая миссионеров государственной церкви), такими как П.И. Мельников, A.C. Пругавин, А.П. Щапов, В.И. Кельсиев и В.В. Андреев. В северных районах России—Архангельске, Вологде, Олонце, Костроме и т.д.—где староверы были особенно многочисленны, число образованных было значительно выше, чем в центральных и южных районах. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 6. СПб., 1897. С. 547—548.

181 Костомаров Н.И. История раскола у раскольников. С. 383—384; Пругавин A.C. Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904. С. 97; Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М., 1912. Вып. 1. С. 26—42; Щапов А.П. Русский раскол старообрядства... / / Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 229-231.

182 Преследования староверов были инициированы царем Федором в 1670-х гг. и продолжены царем Алексеем. Протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний были заживо сожжены в Пустозерске, а поп Никита Добрынин (прозванный Пустосвят) тогда же был казнен в Москве. Многие менее известные вожди староверов были казнены в других городах.

595


ментов в идеологии староверов ограничивало ее эффективность, в то время как поглощенность раскольников учением об Антихристе со смиренным приятием факта его победы в миру не побуждала их к непрерывной борьбе за души православных183.

Эти отчаяние и апатия проявлялись в бесчисленных кострах самосожигателей, которые, потеряв надежду на победу своего дела, предпочитали добровольно погибнуть в огне184. Уход самых непреклонных староверов на безлюдный русский Север был вызван не только преследованиями властей, но и желанием самих раскольников избегать любых контактов с миром, оскверненным в их глазах присутствием Антихриста и распространением "никонианской ереси" и навсегда потерянным для подлинного православия.

Подобная ситуация изменилась в самом начале XVIII века, когда в лице Андрея Денисова староверы обрели человека, способного выработать ясную и определенную доктрину и воспитать новые кадры фанатичных и упорных миссионеров, которые вскоре начнут упорную борьбу за распространение в России старых традиций. Андрей Денисов (1674—1735) был представителем обедневшей ветви княжеского рода Мышецких, которая жила в олонецком крае185. Обращенный в старообрядчество в 1690 или 1691 г. бывшим дьячком Даниилом Никулиным (1653—1733)186, Андрей Денисов впервые появился в истории раскола, собрав вместе с Викулиным группу склонных к иноческой жизни традиционалистов для создания религиозного общежительства. Это монашеское сообщество возникло в 1694 г. на реке Выг, неподалеку от западного берега Белого моря187.

Его первоначальной целью было — избегнуть ересей и соблазнов мира Антихриста при помощи совместной жизни и молитвы. Но вскоре, особенно после того как Андрей Денисов был избран киновиархом — духовным и административным главой общины,— деятельность и цели Выговского общежительства изменились. За следующие несколько лет оно превратилось в важнейший в стране центр распространения древней русской веры и традиций. К 1720 г. Выговское общежительство насчитывало более 1500 староверов, владело цветущим хозяйством и поддерживало активные связи со всеми важными регионами России188.

Андрей Денисов и его брат Семен стали известны и уважаемы как признанные духовные вожди раскольников не только в мире старой веры, но и среди  редставителей правительства и официальной церкви. Андрей лично знал Петра Ве-

******************************************

183 Единственной важной конструктивной идеологической работой староверов XVII века было сочинение "Ответ православным", написанное дьяконом Федором при участии Аввакума, Лазаря и Епифания. Этот "ответ" оставался очень малоизвестным и никогда не был опубликован полностью. См..: Дружинин В.Г. Пустозерский сборник (Памятники первых лет русского старообрядчества. III) //ЛЗАК. 1914. Т. 26. (Далее-ЛЗАК).

184 За период с 1673 по 1687 г. количество самосожигателей достигло как минимум 20 тысяч человек. В некоторых из этих костров, или, как обычно называли массовые самосожжения, "гарей", погибало по две-три тысячи человек одновременно. См. комментарии Х.М. Лопарева на сочинение монаха Евфросина "Отразительное письмо..." (ПДП. Т. 108. С. 034—058).

185 Эта обедневшая олонецкая ветвь фамилии Мышецких была известна под прозванием Вторушины. Отчество Андрея было Денисов или Денисович, и он и его брат стали известны в XVIII веке как Денисовы. См.: Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы: Эпизод из истории русского раскола / / Православное обозрение. 1865. № 8. С. 405—407.

186 Данило Викулин или Викулич (1653—1733) до самой смерти оставался духовным наставником выговского общежительства.

187 Выговское монашеское общежительство, позднее известное как Данилов, находилось примерно в 35 километрах к востоку от самой северной точки Онежского озера и примерно в 70 километрах к западу от Белого моря. Этот регион сейчас называется Карелией.

188 Выговское общежительство стало важным экономическим центром Олонецкого района и процветало почти до начала XIX века. В 1854 г. оно было закрыто по приказу петербургских властей.

596



ликого189 и был дружен с императрицей Анной и ее матерью царицей Прасковьей, они обе с ним переписывались190. Идеологический вождь только что вестернизированной империи, знаменитый архиерей Феофан Прокопович также переписывался с братьями Денисовыми и отдавал им должное191. Один из олонецких администраторов настолько восхищался Андреем Денисовым, что однажды заметил:  принадлежи Андрей к господствующей церкви, он стал бы патриархом192.

Успехи дела староверов в XVIII веке и оживление их общин во многом произошли благодаря организаторским способностям Денисовых, равно как и немалому количеству написанных братьями сочинений. Андрей быстро осознал роль образования и письменного слова в идеологической борьбе. Уже будучи признанным лидером староверов, он поступил в школу своих духовных оппонентов, богословскую академию господствующей церкви, чтобы изучить искусство риторики и грамматики193. В своем Выговском общежительстве он организовал замечательное образовательное учреждение для воспитания новых лидеров194. Оба выдающиеся писатели, Андрей и Семен стали и основателями новой литературной школы, которая оказала определяющее влияние на произведения староверов XVIII и XIX веков195. Работа братьев—редкий для литературы пример взаимного сотрудничества и упорства. Однако они относились к двум совершенно разным интеллектуальным типам.

Андрей был ученый, работающий систематически, методичный догматик и настойчивый организатор. Его проповеди и послания представляют собой лучший пример русской риторики того времени196. В его усложненном стиле видна зависимость от старой московской школы XVI и XVII веков, которая сама была ответвлением византийской и балканской литературной школы исихазма, а также влияние украинской барочной литературы197. В своих трактатах Андрей де-

******************************************

189 Филиппов И. История выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 114—115, 153—154 (написана примерно в 1740 г.); Усов П.С. Помор-философ// Исторический вестник. 1886.  № 4. С. 151 — 155; Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы / / Православное обозрение. 1865. № 11. С. 420-427.

190 Усов П.С. Помор-философ. С. 151.

191 Барсов Е.В. Семен Денисович Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века / / Труды Киевской духовной академии. 1866. № 2. С. 210 (Далее—ТКДА).

192 Барсов Н.И Братья Андрей и Семен Денисовы / / Православное обозрение. 1865. № V. C. 434.

193 Историки расходятся в мнениях по поводу времени и места формального обучения Денисова. Н.И. Барсов полагает, что он учился в Киеве у Феофана Прокоповича, бывшего там профессором духовной академии в 1708—1715 гг., тогда как В.Г. Дружинин считает, что Денисов учился у С. Лихуда в Москве или в Новгороде.

194 Смирнов П.С. Центры раскола в первой четверти XVIII века / / Христианское чтение. 1909. № 3. С. 355.

195 Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911. С. 12—30; Любопытный П. Каталог или библиотека старообрядческой церкви / / Чтения в обществе истории и древностей российских (ЧОИДР). 1863. Т. 5. Ч. 2. С. 1-64 (№№ 1, 12, 18, 21, 22, 23, 29, 34-36, 38, 39).

Наиболее известными писателями этой школы были Трифон Петров, Мануил Петров, Никифор Семенов, Даниил Матвеев и Андрей Борисов. Борисов (1733—1791) в бытность главой общины планировал организовать на Выге постоянную академию.

196 В. Г. Дружинин атрибутирует Андрею Денисову 183 отдельных сочинения (Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 88—128). Его главная книга "Поморские ответы" написана вместе с Семеном и некоторыми другими членами Выговского общежительства. В книге Дружинина не упомянуты еще три важные работы А. Денисова: "Четьи Минеи" Андрея и Семена (проанализированные Е.В. Барсовым, см.: Сборник в честь М.К. Любавского. Пг., 1917. С. 663—708), "Повесть о встрече в Москве слона персидского" (Русская старина. 1880. № 9. С. 169—172) и "Слово надгробное Петру Прокофьеву" (Русская старина. 1879. № 11. С. 523—537).

197 Анализ проповедей Денисова и пространные выдержки из них см.: Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин, как выгорецкий проповедник (материалы для истории русского раскола) / / ТКДА. 1867. Т. 1. С. 243-262; Т. 2. С. 81-95.

597



монстрирует необыкновенные аналитические способности. Его критика текстов, используемых господствующей церковью, и доказательство им подложности так называемого "Соборного деяния на еретика Мартина Армянина" стали первым русским лингвистическим и археографическим исследованием, более чем на сто лет предвосхитившим научные изыскания198. Главная работа Андрея, "Поморские ответы", которую он написал в ответ на вопросы, поставленные представителем Святейшего Синода монахом Неофитом, стала краеугольным камнем догматики староверия. Она показывает замечательное умение Андрея трактовать абстрактными проблемами догматики и обрядности, равно как и его эрудицию. Не будет преувеличением сказать, что "Поморские ответы" стали первым русским научным трактатом, написанным в соответствии со строго научными методами199.

Семен, который стал киновиархом на Выге после смерти Андрея в 1730 г., был восторженным идеологом, чье призвание состояло в том, чтобы вдохновлять и воспламенять дух. Два основных трактата Семена, "Виноград Российский" и "История о отцех и страдальцех соловецких", посвящены героической истории движения староверов200. Они показывают глубокую привязанность автора к древним дониконовским русским традициям и превосходно иллюстрирует его подход к проблеме судеб России. Трактат "Виноград Российский", где Семен обсуждает "падение" русской церкви и благочестия при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче и превозносит староверов, замученных за защиту старой русской веры и традиций,— важнейший, ключевой текст для понимания мистической интерпретации староверами исторической роли России и их идеологии.

Благоговение, с которым староверы относились к Денисовым, после смерти братьев выразилось в их канонизации поморским согласием201. Их сочинения, особенно "Поморские ответы" и "Виноград Российский", по сей день почитаются приверженцами староверия наравне со святоотеческими писаниями. Основная идея "Поморских ответов" Андрея фактически даже вошла в символ веры раскольников.

В первой половине XIX века представитель филипповского согласия угличский купец Иван Васильевич Выжилов отразил отношение староверов к "Поморским ответам", формулируя свое вероисповедание: он сказал, что придерживается "христианской веры, которая была принята кн. Владимиром, при крещении [Руси] и согласно 106 ответам, данным иеромонаху Неофиту князем Мышецким [Денисовым] при императоре Петре 1-м"202.

В литературных трудах братьев Денисовых большинство русских историков

******************************************

198 Это анализ поддельной рукописи "Соборного деяния на еретика Мартина Армянина" в "Поморских ответах" (М., 1911. Л. 79 и след.). В.Г. Дружинин в своей статье "Поморские палеографы начала XVIII столетия" (ЛЗАК. Т. 31. 1921. С. 8—65) пространно комментирует эту работу Денисова.

199 "Поморские ответы" не раз публиковались староверами с середины XVIII века, позднейшие переиздания выходили в Москве и в Уральске в 1911 г. Ссылки в нашей работе делаются по московскому изданию 1903 г., выпущенному Московским старообрядческим братством св. Креста. В.Г. Дружинин считает, что ни одно из этих изданий не воспроизводит в точности оригинального текста. См.:  Дружинин В.Г. Подлинная рукопись Поморских Ответов и ее издание / / Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1912. Т. 17. Кн. 1. С. 53—77.

200 В.Г. Дружинин {Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. С. 133—162) называет 86 сочинений С. Денисова. "Виноград Российский" издавался в Москве в 1906 г. и в Нижнем Новгороде в 1911 г библиографических сведений о нижегородском издании не имеется>.

201 День памяти Семена Денисова отмечается 24 мая.

202 Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 246.

598




видели не более чем произведения русской религиозной мысли, сосредоточенной на проблеме обряда. Нельзя отрицать того, что основная часть сочинений Денисовых касается прежде всего вопросов догматики и защиты древних обрядов и книг. Однако реальная значимость их произведений гораздо шире. Существенность защиты староверами древних обрядов и ритуальные аспекты их доктрины вообще слишком преувеличены. Обряд для староверов — священное и символическое выражение целого комплекса общеправославного и древнерусского духовного наследия. Обряды оказались серьезным предметом разногласий с господствующей церковью, потому что они устанавливали мистические границы смысла и места веры в жизни. Для староверов дух и материя, вера и жизнь, церковь и государство образуют невидимое единство, которое оказалось в опасности, если уже не уничтожено вследствие сперва реформ патриарха Никона, а затем секуляризации империи Петра I. В своих общинах и в своей повседневной жизни староверы пытались сохранить это трансцендентное духовное единство — взаимопроникновение жизни и религиозной веры. Они отказались принять жизнь, лишенную божественной благодати, не оправданную своим посвящением более высокой — в данном случае религиозной — идее.

Последователи Денисовых, поморцы, составили организованную и самую сильную группу староверов-беспоповцев, настолько бескомпромиссную в своих позициях, что они отказались от рукоположенных в господствующей церкви священников и остались без духовенства. Поэтому у них не стало и полноценной церковной службы; таким образом, беспоповцы лишили себя некоторых из тех самых таинств и обрядов, защита которых была смыслом их борьбы203. Андрей Денисов, возглавив борьбу за "истинную" веру и возобновленное благочестие, оправдывал свое отрицание господствующей церкви и ее таинств словами святого Иоанна Златоуста: "Церковь есть не стены и покров, но вера и житие"204.

Хотя Денисовы и отвернулись от государственной церкви, они считали, что ни государство и церковь "истинных православных христиан", ни вера и жизнь не могут быть отделены друг от друга. Фактически центральной мыслью староверов, и в первую очередь братьев Денисовых, была идея христианской нации, вдохновленной и исполненной божественным законом и даже управляемой действительным присутствием божественной воли—русский вариант Civitas Dei, Града Божьего205.

В глазах традиционалистов старая дониконовская Русь была воплощением этого идеала, уникальным христианским государством. Так как Запад стал жертвой "папистской латинской ереси", а Константинополь, город императоров, предал православную веру на Флорентийском соборе — и в результате этой измены был захвачен нечестивыми мусульманами-турками,— Россия осталась единственным защитником истинного православия. "Коле предобрый Бог того яко другий рай насади! коль всеблагостне всепрекрасным оплотом спасительных законов огради", писал о России Семен; "предивный и пресладчайший виноград россий-

******************************************

203 Так, некоторые из поморцев и согласие федосеевцев остались без таинства брака. Соответственно, они отрицали институт семьи и проповедовали безбрачие.

204 Поморские ответы. Л. 8. См.: Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... / / ТКДА. 1867. Т. 2. С. 260. "Вера,—по словам Андрея Денисова,—есть та центральная звезда, которая ярко блещет и все освещает; вера есть то око, чрез которое можно все и везде видеть" (Смирнов П. С. Выговская поморская пустынь в первое время ее существования (особенности учения и важнейшие события) / / Христианское чтение. 1910. № 5—6. С. 640, 641).

205 Поморские ответы. Лл. 16—21. (Андрей Денисов видел основания для этой теории в сочинениях ранних московских мыслителей и в посланиях восточных патриархов).

599



ския земли" 206— такой представлялась Денисовым их страна до того, как ее обесчестили реформы патриарха Никона. Денисовы считали старообрядческие общины носителями идеи христианской государственности и даже именовали Выговскую общину "святым равноангельским собранием, апостольским совокуплением, всепрекраснейшим церковным соединением, богоспасаемой христособранной киновией". Для реализации этой теократической утопии и для спасения русского народа — нации как целого, церкви и веры — Денисовы и вели свою борьбу против распространения западного влияния:

"Бяше убо российская земля елико пределами—толико благочестием весьма обильна, елико странами—толико православием зело пребогата, от моря и до моря, от рек до конец вселенныя всепрекрасно расширившая, великий убо и всехрабрый князь Владимир, муж яко пречудныя храбрости, тако дивного тщания сый, иже своим доброподвижным тщанием взыска светлого, пресветлого благочестия сионского на востоцс.яко не бяше града, идеже благочестия свет не сияше, не бяше села, идете православия луча не озаряше, не бяше веси, идеше благоверия сияние не облисташе"207.

Автор своим сложным барочным языком продолжает уподоблять Россию, изукрашенную церквями, монастырями, скитами и храмами, небу, украшенному звездами, и даже называет ее "вторыми небесами".

Согласно Семену Денисову, за деяния, святость и молитвы бесчисленных русских святых Бог возложил на Россию историческую миссию носительницы идеи христианской нации и защитницы православия, "понеже святии российстии древлее благочестие держаще угодиша Богу явственно есть яко право благочестие держаху, ими же коль обогатися российская земля... яже российская укращающе златоплетенно пределы, земная совокупляху с небесными, человеки российския с самим Богом пресладце соединяху, едино тело всеблагосочетанно верою и добродетельми единой преосуществленней привязуемей главе Христу, едино всеблагодатно стадо, на небесных пасомое небесными пажитей законы... едино стадо бысть и ангелов и человеков... нетокмо человецы земные превозжеленно насытишася, но и сами небесные ангелы прелюбезне насладишася ликовствующе пояху всесладкую ону песнь: слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволения..."208

Эти идеи Денисовых очень схожи с представлениями митрополита Зосимы, инока Филофея и митрополита Макария. Не менее напоминают они и доктрину тех, кто называет Москву Третьим Римом лишь в смысле богоизбранности России как идеальной христианской нации209. Для русских мыслителей XV и

******************************************

206 Симеон Дионисиевич (князь Мыщецкий). Виноград Российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Л. 1 (Далее—Виноград Российский.); Поморские ответы. Лл. 149, 167.

207 Виноград Российский. Л. 2; Поморские ответы. Л. 16 (И. Филиппов, который был современником Денисовых и киновиархом Выга (1740—1744), следует учению Семена Денисова во второй главе ("Стояние Православный христианския веры в Российской земли") своей истории. См.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 8—12, 369—370.

208 Виноград Российский. Л. 4; Поморские ответы. Лл. 17-18; См.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 9—10.

209 Позднейшее и наиболее внятное объяснение концепции "Москва — Третий Рим" предложено В.В. Зеньковским в его "Истории Русской Философии" (N.Y., 1953, V. I. Р. 36—42 [§ 7 главы 1 первой части]). Отец Василий Зеньковский пренебрег, однако, важностью идеи имперского правящего города в сочинениях ранних московских идеологов. W.K. Medlin в своей книге "Moscow and East Rome" (Geneva, 1952. P. 99—104 и далее) подходит к этой проблеме с чисто историко-политической точки зрения и не анализирует ни религиозного и мистического содержания этой доктрины, ни ее влияния на русскую ментальность и философию.

600



XVI веков идея русского мессианства была неразрывно связана с византийским монархическим принципом, который объявлял императора главой нации и церкви и заступником людей перед Богом. Другой важный элемент этой доктрины состоял в идее наследственного преемства имперских городов: Рима, Константинополя и Москвы. Для этих мыслителей имперский город руководил всей нацией и функционировал как духовный и политический центр, основной носитель власти.

Роль Москвы как Третьего Рима подчеркивалась уже в 1492 г., когда митрополит Зосима составил пасхалию на восемь тысячелетий: прославил Бог "в православии просиявшего благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея России, нового царя Константина новому граду Константину — Москве"210. Та же самая идея развита в Псалтыри начала XVI века, где Москва названа "богохранимым, преименитым царствующим градом, третьим Римом, благочестием цветущим"211. Филофей (около 1510 г.) предсказывал: "Два Рима падоша, а третий [Москва] стоит а четвертому никогда не быти"212.

Монархический аспект данной доктрины был не менее важен для этих ранних московских мыслителей, в чьих глазах царь был не только избранным защитником церкви, но и заступником за церковь и народ перед Богом, равно как и locum tenens, местоблюстителем божественного престола. Филофей называл царя "броздодержателем святых и божиих престол"213, а Иосиф Волоцкий писал: "Занеже и государей наших Бог избрал есть в свое место и на свой престол посадил..."214 Митрополит Макарий, один из последних московских теоретиков православной монархии, еще более подчеркивал природу царской власти как посредничества между народом — и даже между церковью—и Богом. В своем письме Ивану IV он объяснял: "Тебя, государя, Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес посади, милость и живот тебе поручи всего великого Православна"215.

Денисовы в своих произведениях отвергали обе эти идеи: и представление о Москве как о священном граде, и представление о царе как о духовном главе нации и заступнике перед Богом. Они изменили суть этой формулы, поставив на место Москвы —"Русь православную Россию", а на место царя —"все русские города и деревни", то есть сам русский народ. Столь радикальное изменение в теории христианского государства было подлинной идеологической революцией и молчаливым отречением от духовного первенства царя. Тем самым идея главенства народа трансформировала прежнее представление о самодержавном христианском государстве в представление о демократической христианской нации.

******************************************

210 РИБ. Т. 6. 1880 . № 118 (Ср.: Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889. С. 66). Титул "царь" не был принят официально до правления Ивана IV в 1546 г., однако неофициально использовался с середины XV века. См.: Малинин B.H. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С. 523 и след.

211 Дьяконов М.А. Власть московских государей. С. 67. 212 Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей... Приложения. С. 56. Один из вариантов послания Филофея даже назывался "Послание в царствующий град" (Там же. С. 67). О значении, которое Филофей придавал своей теории имперской столицы, можно судить по добавленным им к титулу "Великий Князь Московский" словам "Броздодержатель... церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славного Ея Успения", т.е. Успенского собора в Московском Кремле. (Тамже. С. 50).

213 Там же. Приложение. С. 50. 

214 Там же. С. 582. 

215 ДАИ.Т. 1.СП6., 1846. С. 22.

601



Поэтому братья Денисовы могут считаться первыми русскими авторами, наделившими народ ролью носителя духовного авторитета.

Трансформация теории христианского (православного) государства объяснима не только тем, что в глазах Денисовых, как и всех староверов, царь и Москва были опозорены принятием реформ патриарха Никона и последующей секуляризацией государства, но также влиянием давней демократической традиции русского севера. Большинство староверов того времени вообще, подавляющее большинство поморцев и сами Денисовы происходили из северных областей России и были духовными наследниками свободных граждан демократических республик Новгорода, Пскова и Вятки. Еще Новгородский собор 1698 г., на котором были выработаны основы догматики староверия и создано движение беспоповцев, предвосхитил взгляды Денисовых, единодушно провозгласив: "Мы христиане евангельского проповеданья... не молиться за царя и быть всем равными... и особенных наставников не имеем"216.

Принципы духовного авторитета народа и демократической природы власти для идеологии Денисовых и староверов вообще были отнюдь не формально-абстрактной декларацией. В их общинах они осуществлялись на практике. В уставе Выговского общежительства и во многих других документах последовательно подчеркивается принцип верховенства народа, собрания людей как источника власти. Это заметно и по постоянному повторению в произведениях самих Денисовых слов "собор", "соборный", "собрани"е, "совокупность", "соединение", "братоводительство"217. Сами термины "собор" и "соборный" применительно к общинной организации и общинному руководству, благословленному Богом, впервые введены братьями в русскую литературу.

Выговское общежительство, бывшее своеобразной демократической федерацией иноческих общин с соседними деревнями, населенными староверами, было организовано в соответствии с этими демократическими принципами. Во главе стоял совет старцев, избираемых обителями и другими общинами, составлявшими Выговскую федерацию218. Выборный киновиарх имел такой же голос, как и другие старцы, за исключением случаев, когда голоса делились поровну — и тогда его мнение было решающим. Все решения принимались большинством голосов219. Общежительство было собственником сельскохозяйственных угодий, организовывало производственные и торговые предприятия, имело своих собственных купцов и китобойную флотилию220. Большинство русских монастырей придерживалось тех же самых принципов общественного владения, но на Выге эти принципы распространялись еще и на общины крестьян и рыбаков, так что Выговское общежительство стало миниатюрным социалистическим государством, основанном на коллективном хозяйствовании.

******************************************

216 Щапов Л.П. Земство и раскол / / Щапов А.П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906. С. 469.

217 Смотри выдержки из проповедей Денисовых и их посланий в работе: Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... //ТКДА. 1866. Т. 1. С. 205, 206, 207, 208, 213, 225, 226, 227; Т. 2, С. 170, 180, 189, 297 и др. См. также "слово надгробное" Петру Прокопьеву А. Денисова: Русская старина. 1879. № U.C. 522-537.

218 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... //ТКДА. 1866. Т. 2. № 6. С. 170; Смирнов П.С. Центры раскола в первой четверти XVIII века //Христианское чтение. 1909. № 3. С. 360; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 140, 240, 256 и др.

219 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 100; Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... / / ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское общежительство. М.-Саратов, 1924. С. 50-54.

220 Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... //ТКДА. 1867. Т. 1. С. 231.

602



В проповедях Андрея и Семена Денисовых часто повторяется призыв к членам их общин ограничить свои потребности и поделиться своим достатком с бедными. Они осуждали богатство и роскошь221; не отвергая принципов частной собственности и личной инициативы, они наряду с общественной собственностью ввели в своих общинах коллективный труд и взаимопомощь222.

Как и большинство староверов, братья Денисовы выступали против не только секуляризации государства и распространения западной культуры, но и милитаристского экспансионизма империи. Их предшественники Иван Неронов и протопоп Аввакум молились против войны и были гонимы за свою пацифистскую пропаганду223.

Для староверов война также была антихристианским делом, безусловно ведущим к запустению земель и гибели людей, к дальнейшей милитаризации государства и усилению иностранного влияния в России. Необходимость сохранения modus vivendi с императорской властью, равно как и реалистическое отношение Денисовых к правительству не позволяли братьям открыто осуждать царскую военную политику. Поэтому они выражали антивоенные и антиимпериалистические настроения в своих проповедях в виде притч. Например, в одной из них Андрей рассказывает историю персидского царя Ксеркса, который, осматривая свои войска перед походом, заплакал оттого, что понял, как много его солдат погибнет в предстоящих сражениях. Андрей тем самым намекал, что христианский царь должен воздерживаться от войны, ведь даже языческий правитель понимает ее ужас224.

Идеализация прошлого России и акцент на ее роли защитницы истинной веры не мешали Денисовым трезво сравнивать русский интеллектуальный и технический прогресс с Западом. Андрей Денисов сам посещал прозападную богословскую школу, но воспринял оттуда лишь способы и методику современного образования, а не его светский дух и рационализм. Братья разрешали дихотомию веры и разума в пользу веры. По этой причине они следовали традициям восточного христианства, более близкого к Тертуллиану, нежели к Блаженному Августину.

Обмирщенная философия и современная наука не обладали для Денисовых внутренней притягательностью, и когда возникало противоречие между верой и разумом, они просто игнорировали его, прямо заявляя, что "Россия словесным академитов не зело прилежаще наукам, аще в высокотворных мудросплетениях софистических не искушашеся: но здравое веры, и простое благочестие, богоревностно и неоплазиво содержавше"225. Подобный отказ от мирской мудрости был глубоко укоренен в некоторых течениях русской мысли. Более чем за два века до Денисовых Максим Грек выступал против обмирщенного мышления Запада и против культуры Ренессанса. Он и его русские последователи в России в этом отно-

******************************************

221 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 138—141, 150—151 и др.; Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... / / ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское общежительство. С. 50—54.

222 В Выговском общежительстве принцип общинного владения был введен даже в федеративные общины оседлых крестьян, формально независимые от монастырского центра.

223 Протопоп И. Неронов активно выступал против подготовки польской кампании в 1631 г., так как считал войну несовместимой с принципом христианского государства. Поэтому он был сослан на Север России. См.: Материалы для истории раскола", изд. Н. Субботиным. Т. 1. М., 1875. С. 265—266. Аввакум был против экспедиции воеводы А. Пашкова в Сибирь и даже подстрекал стрельцов (см.: Аввакум. Житие / / РИБ. Т. 39. Л., 1927. С. 35-38; ТОДРЛ. Т. 9. 1953. С. 346, 398.

224 Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... / / ТКДА. 1867. Т. 1. С. 247-248. 

225 Виноград Российский. Л. 3.

603



шении были учениками Савонаролы, которым Максим Грек восхищался во время своего обучения в Италии226. Подобно Савонароле, он осуждал возрождение языческой классической культуры:

"Иди умом к училищем италийским, и тамо узриши по подобию потоков текущих, наипаче потопляющих Аристотеля и Платона и иже окрест их. И никая в них догма крепка непщуется, ни человеческая, ни божественная, аще не аристотельские силлогизмы тем утвердят сию догму... яже вся страждут, занеже последуют паче внешнему диалектическу ведению, неже внутреней церковной и богодарованной философии"227.

Уже самые первые староверческие писатели —Аввакум, дьякон Федор и Епифаний — так же ставят превыше всего "правду", а именно учение Христа, и отказываются признать превосходство философов и диалектиков западной выучки228.

Отрицание светского знания и западной цивилизации староверческими мыслителями восходит еще и к убеждению в том, что Запад находится в тисках ереси и под властью Антихриста. Семен изображает Антихриста как "великого чермного змия седмиглавного и десяторожного", который бросается "яко всесвирепый дикий зверь на всеблагодатный сад Христов" (Россию), пытаясь "искорените... догматы православные... законы церковные... предания предобрые отеческие... чины и обряды христианолепные"229. Ни Семен, ни Андрей не связывали Антихриста с каким-либо конкретным человеком, как делали другие традиционалисты.

Инок Авраамий в XVII веке провозгласил Антихристом патриарха Никона, а ряд фанатиков, современников Денисовых, считали Антихристом императора Петра I. Однако Андрей не был убежден в том, что приход Антихриста уже состоялся, так как рост и успехи движения староверов никак не свидетельствовали о воцарении в мире Антихриста. Тем самым его понимание проблем, связанных с Антихристом, было очень неопределенным. Он лишь утверждает, что согласно учению Симеона Метафраста Антихрист явится в мире после падения Рима, но не говорит, пал ли уже Рим или нет230.

Защита от грозящей опасности Антихриста действительно была главной целью усилий Денисовых. Поскольку в их глазах господствующая церковь была осквернена латинской ересью и потенциально уже могла быть захвачена Антихристом, братья видели спасение истинной веры и возможность спасения мира в сохранении древней православной церковной традиции. Тем самым их конечная цель была не только национальной, но вселенской, хотя их первые шаги к ее реализации были ограничены: объединить православное христианство через консолидацию различных групп староверов "в одно единое тело вселенской церкви" и отвоевать для этой церкви Россию. Усилия братьев увенчались успехом.

Они смогли создать для своего движения ясную и конструктивную доктрину, вдохновить староверов живым энтузиазмом и воспитать новых лидеров, которые впоследствии могли продолжить миссионерскую деятельность, увеличивая

******************************************

226 Максим Грек. Сочинения в русском переводе. Сергиев Посад, 1910—1911. Т. 3. С. 195—204. Считается, что Максим Грек был в Италии в последнее десятилетие XV века. Ср.: Иконников B.C. Максим Грек и его время. Киев, 1915. С. 123.

227 Максим Грек. Слово на латинов / / Максим Грек. Сочинения. 4. 1. Казань, 1894. С. 197—198.

228 Аввакум. Житие... С. 67; см. также Житие Епифания (ЛЗАК. Т. 24).

229 Виноград Российский. Л. 5—7; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 11.

230 Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... / / ТКДА. 1867. Т. 1. С. 251 ; Смирнов П.С. Взгляд раскола на переживаемое время в первой четверти XVIII века / / Христианское чтение. 1909. № 5. С. 715-718.

604



ряды староверов. К концу жизни братьев староверы уже не были запуганными, беспокойными и разбросанными, став хорошо организованными, стойкими духом и гораздо более многочисленными. Их общины можно было найти от Восточной Сибири до Польши, от берегов Белого моря до южных пределов русских поселений по рекам Дон, Терек и Урал231. Они твердо стояли на ногах в финансовом отношении, имели прекрасные связи в Петербурге и в местной администрации, а их миссионеры работали по всей России. В течение целого столетия после смерти братьев происходил более чем значительный рост старой веры; он угрожал дальнейшему распространению западной цивилизации в России. К середине XIX века от четверти до трети всего великорусского населения было отвоевано староверами, создавшими внутри империи свой особый культурный и идеологический мир232. Влияние традиционного мировоззрения ощущалось и за пределами общин староверов.

Братья Денисовы, как мы видели, сыграли важную роль в создании этого lиссидентского идеологического мира внутри императорской России. Их идеологическая, организационная и пропагандистская активность оказала решающее влияние на то распространение русской старой традиции среди миллионов русских, которое происходило в XVIII и XIX веках. Если догматические детали их учения часто оспаривались и даже имели прямых оппонентов, то мессианский, национальный и социальный подход Денисовых к вере вызвал живой отклик среди крестьянства и некоторых групп городского населения России. Тот факт, что эти люди отождествляли высшие слои — помещиков, бюрократов, буржуазию, наконец, интеллигенцию — с западной культурой, лишь увеличивал привлекательность традиционного учения для низших слоев великорусского общества. В то время, когда древнерусские обычаи, традиции и религия презирались высшими классами и когда иностранная философия, языки и даже сами иностранцы преобладали в имперской русской культуре и в политике, национальные и демократические элементы традиционной идеологии утешали и ободряли раскольников. Так успех учения староверов, не в последнюю очередь обусловленный отвержением западной культуры, вел к увеличению пропасти между крестьянством и знатью, а позднее — между интеллигенцией и народом.

Однако движение староверов не было способно закрепить за собой лидерство в русской традиционалистской философии. Время Денисовых было золотым периодом философии староверов, и после смерти двух братьев движение не породило ни одного мыслителя, способного применить современные методы и технологии для дальнейшего развития идеологии традиционалистов. Более того, все поздние староверы интересовались прежде всего догматическим аспектом своего вероучения и пренебрегали мессианскими и социальными элемен-

******************************************

231 Барсов ЕВ. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 2. № 6. С. 191. 

232 Точное число старообрядцев никогда не было установлено окончательно. По данным переписи 1897 г. общее число староверов составило три миллиона, что было оспорено учеными, так как при переписи многие старообрядцы объявляли себя членами господствующей церкви, для того чтобы не лишиться гражданских прав. Известно, впрочем, что в 1863 г. в России их было около 8,5 миллиона (примерно 25 процентов всех русских), см.: Статистические таблицы, изд. Министерством Внутренних дел. СПб., 1863. С. 235. М.Н. Катков в 1864 г. насчитывал 10 миллионов старообрядцев (Катков М.Н. Собрание передовых статей в "Московских ведомостях" за 1864 г. М., 1897. С. 218); П.И Мельников — 10 миллионов (Мельников П.И. Счисление раскольников" / / Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. 14. СПб., 1898. С. 391—393); A.C. Пругавин (Пругавин A.C. Cтарообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904. С. 17) - 15—20 млн., или примерно 30—40 процентов всего русского населения.

605



тами. Поэтому философию русского традиционализма в XIX веке продолжили не староверы, а другие группы русского общества. Однако идеи Денисовых о духовном союзе русского народа с Христом, о мессианской судьбе русской нации, о смиренной природе русского духа и человека, о соборности русского государства нашли свое место в представлениях славянофилов, почвенников и народников, теории которых были близки ко взглядам этих двух выдающихся русских мыслителей XVIII века. Таким образом, учение Денисовых сформировало магистральную линию эволюции русской мысли и ввело в оборот многие из важнейших ее тем. О притягательности учения братьев для русских людей свидетельствует не только рост староверческого движения, но и возрождение многих из их идей в XIX и XX веках.

606


Источник.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/Сост. Г.М.Прохоров. Общ. ред. В.В.Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009 — 688 с: ил.

http://txt.drevle.com/lib/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-pdf.html

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...