Ленин о Толстом

2 2490


Я недавно завершил (в основном) коллекцию выписок "Ленин и русская литература". https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Но о том, какое место в жизни Ленина, в его научном творчестве и в его политической публицистике занимали Щедрин и Толстой, хотелось бы поговорить поподробнее. 

Сегодня позвольте предложить вашему вниманию полный (как мне кажется) список упоминаний о Толстом, толстовстве и толстовцах в трудах Ленина.

Список построен так: год написания - название статьи Владимира Ильича (прописными буквами и обычным шрифтом, если в статье Толстой только упоминается ("ВНУТРЕННЕЕ ОБОЗРЕНИЕ"), прописными буквами и полужирным шрифтом, если статья посвящена Толстому ("ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"); письмо или записка с указанием адресатов и даты написания; выписка из биографической хроники  - фраза или абзац, посвящённые Толстому (толстовству, толстовцам) - номер тома и страницы полного собрания сочинений В.И. Ленина (17, 206-213)

Цикл статей о Толстом интересен со следующих позиций:

1) Ленин рассуждает о стремлении буржуазной прессы оболгать и опошлить всё важное и значительное в общественной жизни (в том числе и творчество Толстого);

2) Ленин анализирует по горячим следам опыт разгромленной революции;

3) Ленин размышляет о природе и движущих силах разгромленной и грядущей победоносной революции;

4) Ленин пишет об особенностях отражения общественной жизни в творчестве великого художника (сами ошибки и заблуждения Толстого важны, содержательны и обусловлены  фундаментальными историческими причинами);

5) ну и , конечно, огромный заряд исторического оптимизма - урок всем нам.


Статьи, посвященные Толстому, тут не приводятся. Мне хочется в дальнейшем выложить их одну за другой (как и статьи Толстого периода революции) и попробовать затеять обсуждение. Что скажете? Имеет ли смысл? Будет ли интересно?

Конец 1900- начало 1901 года.

Ленин просматривает и готовит для напечатания в «Искре» ряд корреспонденций, в том числе о положении рабочих и рабочем движении (в Петербурге, Москве, Риге, на Урале, в Красноярске, Екатеринославе, Одессе, Киеве), о студенческом движении (в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове), а также ряд обличительных документов (в том числе секретный документ о запрещении синодом панихид в случае смерти Л. Н. Толстого). (4, 557)


1901

АГРАРНЫЙ ВОПРОС И «КРИТИКИ МАРКСА»

* См. статью Каутского в «Neue Zeit», XIX, 2, 1900-1901, "№ 27: «Tolstoi und Brentano» («Толстой и Брентано». Ред.). Каутский сопоставляет с современным научным социализмом учение Л. Толстого, остающегося глубоким наблюдателем и критиком буржуазного строя, несмотря на реакционную наивность своей теории, - и буржуазную экономию, «звезда» которой, Брентано (как известно, учитель гг. Струве, Булгакова, Герца и tutti quanti), обнаруживает самую невероятную путаницу, смешивая явления природы и явления общественные, смешивая понятия продуктивности и прибыльности, стоимости и цены и т. п. «Это не столь характерно для Брентано лично, - справедливо говорит Каутский, - как для той школы, к которой он принадлежит. Историческая школа буржуазной экономии в ее современном виде считает стремление к целостному пониманию общественного механизма превзойденной ступенью (uberwundener Standpunkt). Экономическая наука должна, по этому воззрению, не исследовать социальные законы и сводить их в цельную систему, а ограничиваться протокольным описанием отдельных социальных фактов прошлого и настоящего. Так она и привыкает к тому, чтобы касаться только поверхностной стороны явлений. А когда тот или другой представитель этой школы поддастся тем не менее искушению рассмотреть более глубокие основания явлений, - тогда он оказывается совершенно не в состоянии ориентироваться и блуждает беспомощно кругом да около. И в нашей партии с некоторого времени проявляется стремление заменить Марксову теорию не какой-либо другой теорией, а тем отсутствием всякой теории (Theorie-losigkeit), которое отличает историческую школу, - стремление принизить теоретика до роли репортера. Кому нужно не простое бесцельное перепрыгивание (Portwurschteln) от случая к случаю, а целостное энергичное движение вперед к великой цели, тому да послужит обнаруженная нами брента-новская путаница предостережением от теперешних методов исторической школы» (S. 25).

(5, 149 примечание)


ВНУТРЕННЕЕ ОБОЗРЕНИЕ

Кстати, раз уже пришлось вспомнить Филарета, несправедливо было бы обойти молчанием напечатанное в журнале «Вера и Разум» 140 за 1901 г. письмо «ученого либерала» к преосвященному Амвросию, архиепископу харьковскому. Автор подписался: «почетный гражданин из бывших духовных Иероним Преображенский» и кличку «ученого (!) либерала» дала уже ему редакция, убоявшаяся, должно быть, «бездны премудрости». Ограничимся воспроизведением нескольких мест из этого письма, которое еще и еще раз показывает нам, что политическое мышление и политический протест проникают невидимым путем в неизмеримо более широкие круги, чем иногда кажется.

«Я уже старик, мне под 60 лет; на своем веку мне немало приходилось наблюдать уклонений от исполнения церковных обязанностей и по совести скажу, что во всех случаях причиной тому было наше духовенство. А за «последние события» так приходится даже усердно благодарить наше современное духовенство, оно открывает глаза многим. Теперь не только волостные писаря, но стар и млад, образованные, малограмотные и едва читающие, все теперь стремятся читать великого писателя земли русской. За дорогую цену достают его сочинения (заграничного издания «Свободного Слова» 141, свободно обращающиеся в народе во всех странах мира, кроме России), читают, рассуждают, и решения, конечно, не в пользу духовенства. Масса людская теперь уже начинает понимать, где ложь и где правда, и видит, что духовенство наше говорит одно, а делает другое, да и в словах своих частенько себе же противоречит. Много правды можно было бы высказать, но ведь с духовенством нельзя говорить откровенно, оно сейчас же не преминет донести, чтобы карали и казнили...

5, 339-340

141 «Свободное слово» - издательство, печатавшее за границей (Англия, Швейцария) произведения Л. Н. Толстого, запрещенные царской цензурой, и брошюры, направленные против преследования сектантов царским правительством. Издательство выпускало с 1899 по 1901 год журнал «Свободная Мысль», а с 1901 по 1905 год журнал «Свободное Слово».


Письмо Л. И. АКСЕЛЬРОД

27. XI. 01.

Многоуважаемая Л. И.! Спасибо за Вашу книгу 146, которую мне показывала В. Ив.

(46, 158)

146 Имеется в виду диссертационная работа Л. И. Аксельрод «Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung» («Мировоззрение Толстого и его развитие»), изданная в Берне в 1901 году.


1902.

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

С 1891 года голодовки стали гигантскими по количеству жертв, а с 1897 г. почти непрерывно следующими одна за другой. В 1892 г. Толстой с ядовитой насмешкой говорил о том, что «паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается» 127. Это была, действительно, нелепая идея. 

(6, 278)

127 В. И. Ленин цитирует статью Л. Н. Толстого «О голоде» (см. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 29, 1954, стр. 104)


1906.

КТО ЗА СОЮЗЫ С КАДЕТАМИ?

«Туда умного не надо» [Толстой, Л. Н. Севастопольская песня], говорят себе такие деятели, предоставляя юнцам выболтать кое-что лишнее, чтобы таким путем позондировать почву.

(12, 244)


1907

ПРОЕКТ РЕЧИ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ ВО ВТОРОЙ ГОС. ДУМЕ

Помещики отняли себе столько земли, что крестьянам не то, что хозяйство нельзя вести, но и «курицу выпустить некуда». [Толстой, Л. Н. Плоды просвещения.]

(15, 130)


1908

Письмо  А. М. ГОРЬКОМУ, первая половина апреля 1908 г.

Что это от Вас, дорогой А. М., вестей нет? Давно, писали Вы, кончили большую работу, собирались нам помочь в «Пролетарии». Когда же? Что если бы Вы фельетончик закатили о Толстом или тому подобное? Черкните, намерены ли 158.

(47, 154)

158 В «Пролетарии» статья А. М. Горького о Толстом не появилась. В 1927 году на запрос, была ли им написана статья о Толстом, А. М. Горький сообщил: «Для «Пролетария» о Толстом я писал... Как была озаглавлена рукопись... не помню. Возможно: «Большой человек»...».


АГРАРНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ К КОНЦУ XIX ВЕКА

«Куренка некуда выпустить» [Толстой, Л. П. Плоды просвещения], - эта горькая крестьянская правда, этот «юмор висельника» лучше всяких длинных цитат повествует о той особенности крестьянского землевладения, которая не поддается статистическому выражению. 

(17, 66)


ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(17, 206-213)


1910

НЕ НАЧАЛО ЛИ ПОВОРОТА?

 А что кадеты вели себя недостойно, это - факт. «Речь» 6 поместила 11-го, в день демонстрации, воззвание депутатов к.-д., приглашающее не устраивать демонстрации. Мотивировка и в этом воззвании и в передовице «Речи» поистине подлая: «не омрачать» скорбных дней! «устраивать манифестации, соединять их с памятью Толстого» - значит обнаруживать «отсутствие искренней любовности к священной памяти»!! и т. д. в чисто октябристском духе (сравните передовицу от 11-го в «Голосе Москвы» с почти буквально тождественными фразами).

(20, 2)

6 «Речь» - ежедневная газета, центральный орган партии кадетов; выходила в Петербурге с 23 февраля (8 марта) 1906 года под фактической редакцией П. Н. Милюкова и И. В. Гессена, при ближайшем участии М. М. Винавера, П. Д. Долгорукова, П. Б. Струве и других. Газета была закрыта Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете 26 октября (8 ноября) 1917 года. До августа 1918 года продолжала выходить под разными названиями: «Наша Речь», «Свободная Речь», «Век», «Новая Речь», «Наш Век».


Л. Н. ТОЛСТОЙ

(20, 19-24)


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КО ВСЕМ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМ ПАРТИЙЦАМ

Трехлетний период золотых дней контрреволюции (1908-1910 гг.), видимо, приходит к концу и сменяется периодом начинающегося подъема. И летние стачки текущего года и демонстрации по поводу смерти Толстого ясно указывают на это. 

(20, 31-32)


Л. Н. ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

(20, 38-41)


ТОЛСТОЙ И ПРОЛЕТАРСКАЯ БОРЬБА

(20, 70-71)


НАЧАЛО ДЕМОНСТРАЦИЙ

Смерть Льва Толстого вызывает - впервые после долгого перерыва - уличные демонстрации с участием преимущественно студенчества, но отчасти также и рабочих. Прекращение работы целым рядом фабрик и заводов в день похорон Толстого показывает начало, хотя и очень скромное, демонстративных забастовок.

(20, 74)


ГЕРОИ «ОГОВОРОЧКИ»

(20, 90-95)


Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЕГО ЭПОХА

(20, 100-104)


1911.

А. М. ГОРЬКОМУ 3/I. 11.

Насчет Толстого вполне разделяю Ваше мнение, что лицемеры и жулики из него святого будут делать. Плеханов тоже взбесился враньем и холопством перед Толстым, и мы тут сошлись. Он ругает за это «Нашу Зарю» в ЦО (следующий номер) 21, я в «Мысли»**

** См. В. И. Ленин. «Герои «оговорочки»» (Сочинения, 5 изд., том 20, стр. 90-95). Ред.

(сегодня получился № 1. ... В «Звезде» № 1 (вышла в С.-Петербурге 16. XII) есть тоже хороший фельетон Плеханова с пошлым примечанием, за которое мы уже обругали редакцию . Эта дура Иорданский, вероятно, с Бончем сочинили! Но где же «Современнику» бороться против «легенды о Толстом и религии его». Это - Водовозов с Лопатиным? Шутить изволите.

Что студентов начали бить, это, по-моему, утешительно, а Толстому ни «пассивизма», ни анархизма, ни народничества, ни религии спускать нельзя.

(48, 11-12)

21 Имеется в виду статья Г. В. Плеханова «Карл Маркс и Лев Толстой», напечатанная в № 19-20 газеты «Социал-Демократ» от 13 (26) января 1911 года. 


Январь, 5 (18).  Ленин в Париже читает реферат о Л. Н. Толстом.

(20, 564)


М. А. УЛЬЯНОВОЙ. 6(19) января 1911 г.

У нас все здоровы. Живем по-старому. Вчера читал здесь реферат о Толстом, - может быть, поеду с этим рефератом по Швейцарии в объезд***.

(55, 319)

*** В Швейцарию с рефератом о Л. Н. Толстом В. И. Ленин не ездил. Ред.


[Вот что пишет о реферате Б.М. Эйхенбаум Рукописных следов от парижского реферата, к сожалению, не осталось (а ведь он должен был бы занять не менее печатного листа!); есть только найденная в архиве департамента полиции выписка из письма некоего А., слушавшего этот реферат: «Недавно был реферат Ленина «Толстой и русское общество», — писал этот А., — в котором Ленин характеризовал Толстого как выразителя эпохи подготовки революции и эпохи революционных настроений до выступления революционного класса, отметил революционную роль его как критика частной собственности на землю, брака современного и реакционность его взглядов на развитие капитализма, реакционный характер его религии и пр.»[5]. Благодаря этой выписке мы знаем по крайней мере заглавие реферата и некоторые его тезисы. Видимо, реферат Ленина был распространенным изложением статьи, появившейся 29 ноября 1910 года в газете «Социал-демократ» под заглавием «Л. Н. Толстой».

5. Это письмо (от 20/7 января 1911 года) было написано к проживающему в Енисейском уезде А. М. Авраменок («Красный архив», 1934, т. 1, стр. 224). Автором письма был, по-видимому, Н. А. Семашко (партийная фамилия — Александров), живший тогда в Париже.]


ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ

Подводя итог, можно выразить двумя словами суть и жизненный нерв социал-демократической избирательной платформы: за революцию! Лев Толстой сказал незадолго до своей смерти, и сказал с характерным для худших сторон «толстовщины» сожалением, что русский народ необыкновенно быстро «научился делать революцию». Мы жалеем только о том, что русский народ не доучился этой науке, без которой он целые века может остаться рабом у Пуришкевичей.

(20, 362)

1912.

Конец января. Ленин в Лейпциге читает реферат о Л. Н. Толстом. 

(21, 652)

[Вот что пишет Эйхенбаум о лейпцигском реферате Сохранилось донесение заведующего заграничной агентурой в Париже /65/ от 2 февраля 1912 года, где сказано: «По полученным подполковником Эргардтом от агентуры сведениям, 31 января с. г. в Лейпциге Ленин прочел реферат на тему: «Историческое значение Л. Н. Толстого». Выручено было с реферата: за продажу билетов 84 марки, продано литературы «Социал-демократ» и «Звезда» на 14 марок и в пользу политических ссыльных и каторжан собрана 21 марка»[6] (курсив мой. — Б. Э.). В январе 1912 года Ленин действительно жил некоторое время в Лейпциге и участвовал в совещании членов вновь избранного на Пражской партийной конференции ЦК с депутатами Государственной думы (большевиками). Партийная работа не помешала Ленину выступить с публичной лекцией о Толстом — признак того, что он считал эту тему существенной и актуальной.

6. «Красный архив», 1934, т. 1, стр. 229. Этот реферат не указан и в новейшей публикации «Исторического архива» (1955, № 2) «О рефератах В. И. Ленина за границей».]


1914.

ЕЩЕ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА

От бурной эпохи 1905 года нас отделяет менее десяти лет, а между тем перемена, которая произошла за это короткое время в России, кажется громадной. Россия как будто сразу превратилась из патриархальной в современную капиталистическую страну. Идеолог старой России, Л. Н. Толстой, выразил это в характерной и забавно-грустной тираде, жалуясь на то, что русский народ «удивительно быстро научился делать революцию и парламенты» 22.

(25, 31)

22 Л. Н. Толстой говорит об этом в предисловии к альбому картин Н. Орлова «Русские мужики», 1909.


О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

И подобный невероятный вздор пишут в органе ликвидаторов, в котором одним из идейных руководителей является г. Л. Мартов. Тот самый Л. Мартов, который составлял проект программы и проводил его в 1903 году, который и позже писал в защиту свободы отделения. Л, Мартов рассуждает теперь, видимо, по правилу:

Туда умного не надо,

Вы пошлите-ка Реада,

А я посмотрю 131.

Он посылает Реада-Семковского и позволяет в ежедневной газете, перед новыми слоями читателей, не знающих нашей программы, извращать ее и путать без конца!

(25, 316)

131 Ленин приводит слова из севастопольской солдатской песни про сражение на речке Черной 4 августа 1855 года во время Крымской войны. Автором песни был Л. Н. Толстой.


1916.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО БОРИСУ СУВАРИНУ  Написано во второй половине декабря 1916 г.  Впервые напечатано с сокращениями 27 января 1918 г. в газете «La Verite» № 48

Таков мой ответ на прямо-таки смешное обвинение, сделанное нам, будто мы разделяем идеи Толстого. Наша партия отвергла как толстовское учение, так и пацифизм, заявив, что социалисты должны в настоящей войне стремиться превратить ее в гражданскую войну пролетариата против буржуазии, за социализм.

(30, 265)


Письмо И. Ф. АРМАНД. 17 ДЕКАБРЯ 1916 г.

Прочел «Plaidoirie» Humbert-Droz!! 409 Боже, какая каша в голове! И это в 1916 году!

Толстовец - боюсь, что безнадежный.

(49, 339)

409 Имеется в виду брошюра Эмбера-Дро «Guerre à la Guerre. A bas L'Armee. Plaidoirie complete devant le Tribunal Militaire a Neuchatel le 26 aout 1916" («Война войне. Долой Армию. Полный текст защитительной речи в военном трибунале в Невшателе 26 августа 1916 года»). Эмбер-Дро был арестован за отказ явиться на призывной пункт. 


Письмо И. Ф. АРМАНД 18 ДЕКАБРЯ 1916 г.

Читал Humbert-Droz «Plaidoirie». Боже мой, какой пошляк толстовства!! Написал еще Абрамовичу: неужели так-таки и безнадежен? Думаю: нет ли в Швейцарии бациллы мелкобуржуазного (и мелкогосударственного) тупоумия, толстовства, пацифизма, губящей лучших людей? Наверное, есть!

(49, 341)

Письмо И. Ф. АРМАНД. 25 ДЕКАБРЯ 1916 г.

Надо уметь соединить борьбу за демократию и борьбу за социалистическую революцию, подчиняя первую второй. В этом вся трудность; в этом вся суть.

Толстовцы и анархисты выкидывают первое. Бухарин и Радек сбились, не сумев соединить первое со вторым.

(49, 347)


1917.

Письмо И. Ф. АРМАНД 14 февраля 1917

С Humb.-Droz, раз он толстовец, надо бороться по всей линии. Обязательно!

Неверно, что в Швейцарии «невозможны» революционные массовые выступления.

(49, 366)



1918.


ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ

Социализм против насилия над нациями. Это бесспорно. Но социализм вообще против насилия над людьми. Однако, кроме христианских анархистов и толстовцев, никто еще не выводил отсюда, что социализм против революционного насилия. Значит, говорить о «насилии» вообще, без разбора условий, отличающих реакционное от революционного насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, или это значит просто обманывать себя и других софистикой.

(37, 297)


1920.


ТЕЛЕГРАММА КАЗАНСКОЙ ГУБЧЕКА

1. III. 1920 г.

Казань Губчека Копия губисполком Копия губкомпарт РКП София Михайловна Иванова, вдова председателя Толстовского общества, жалуется, что ее обижают, натравливают чернь. Проверьте. Немедленно прекратите безобразия.

Сообщите мне телеграфом об исполнении и имя проверявшего, а подробности почтой.

(51, 150)


Сентябрь, 8.   

Ленин принимает толстовца В. Г. Черткова. 

(41, 664)


Записка М. Н. ПОКРОВСКОМУ, М. Ф. ВЛАДИМИРСКОМУ, В. А. АВАНЕСОВУ

11. XI. 1920 г. тт. М. Н. Покровскому Владимирскому и Аванесову

Прошу Вас образовать комиссию под председательством М. Н. Покровского для рассмотрения заявления Совета религиозных общин о нарушении декрета 4. I. 1919 года. Заявление это пришлет Вам т. Курский.

Прилагаю еще письмо Черткова ко мне.

Очень просил бы ускорить рассмотрение 7.

(52, 5)

7 Записка написана в связи с получением В. И. Лениным письма председателя объединенного совета религиозных общин и групп В. Г. Черткова от 10 ноября 1920 года. Чертков писал, что декрет Совнаркома от 4 января 1919 года, подписанный Лениным, не выполняется отдельными советскими должностными лицами. (Декрет предоставлял право лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, выполнять по решению народного суда вместо военной службы санитарную или другую работу.)

Комиссия, образованная по указанию Ленина, провела два заседания, 14 и 19 ноября 1920 года. 23 ноября Совнарком заслушал итоги работы комиссии, а 14 декабря утвердил изменения и дополнения к декрету от 4 января 1919 года. 


1921.

Записка Н. П. ГОРБУНОВУ

т. Н. П. Горбунов!

Прошу прочесть прилагаемое 345.

Вникните. Проверьте.

Надо Вам знать, что Чертков уже раз жаловался на НКюст за неправильное отношение к сектантам. Жалоба была рассмотрена специальной комиссией (под председательством М. Н. Покровского. У него справьтесь дополнительно).

Жалоба Черткова была признана неосновательной.

Считайтесь с этим и вникните в дело. Дайте ему правильное направление.

Ленин

Написано 31 мая 1921 г.


(52, 237)

345 Имеются в виду постановления, резолюции и др. материалы I Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных объединений, а также письма правления совета съезда и председателя этого правления В. Г. Черткова В. И. Ленину от 30 мая 1921 года с просьбой разрешить Черткову и Н. С. Родионову (секретарю правления) присутствовать в Малом Совете при рассмотрении вопроса о резолюциях съезда. (Правление, по-видимому, не знало о постановлении Малого СНК от 16 мая - см. примечание 233.)

1 июня Н. П. Горбунов потребовал выписку из этого постановления, а 2 июня сообщил Черткову, что он будет своевременно извещен, если по делу Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных объединений потребуются какие-либо детальные сведения. 

233 4 мая 1921 года В. А. Аванесов прислал в Совнарком свой доклад, в котором разбирал постановления и резолюции 1 Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных производительных объединений (съезд состоялся 19-26 марта 1921 года). Аванесов показал, что решения съезда противоречат политике Советского государства, и предлагал выработать меры, чтобы оградить население в центре и на местах от вредного влияния сектантов. В связи с антисоветской позицией съезда сектантских сельскохозяйственных объединений Малый СНК на своем заседании 16 мая поручил Наркомату юстиции совместно с Наркомземом и ВЧК в недельный срок дать на места соответствующие указания.


ИСТИННЫЙ ЦАРЬ РОССИИ. КИРИЕНКО ЗАДУМАЛ ПЕРЕХВАТИТЬ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ ВМЕСТО ПУТИНА. ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

В последние дни в высших эшелонах власти Российской Федерации происходят серьезные перестановки. Они инициированы фейковым государственным переворотом, в котором убедил Путина Сергей Ки...

«До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...

Обсудить
  • При всем уважении, не нужно молиться на Ленина. Скорее всего Вы не обладаете истинной информацией. Согласно официальным документам он страдал как психическими так и тяжелыми венерологическими заболеваниями. Почитайте расследования Авдеева о мумии Ленина. Как, при каких обстоятельствах, и главное - зачем она появилась и находится на определенном месте. СССР - это хорошо, но коммунизм - такая же морковка для ослика, как и капитализм. Открывайте глаза, просыпайтесь. Никогда не поздно.