Революционные поповичи

12 1109


I

Я недавно просмотрел биографии всех ЧУСов (членов Учредительного собрания). Помимо прочего, мне показалось многозначительным обилие политиков, преимущественно членов социалистических партий, которые были священниками, выходцами из семей священников, семинаристами (выпускниками и недоучками), а порой даже и выпускниками духовных академий. Захотелось проверить свои ощущения. Проверил, посчитал. 

Из 787 ЧУСов 619, скорее всего, не были детьми священников, слушателями духовных учебных заведений или священнослужителями. Относительно 88-ми человек нельзя сказать ничего определённого (уж очень лаконичны сообщаемые о них биографические данные) и 82 человека были "прикосновенны" к миру сакрального. 82:789*100= 10,4%

С учетом того, что духовенство составляло 0,5% населения империи, а чёрное духовенство в репродуктивном отношении было не очень активно, получается совершенно фантастическая картина.

По данным Л.Протасова в УС был избран 81 еврей, т.е. практически столько же, сколько и разного рода поповичей, но евреев-то в составе населения империи было 3,3%, куда уж им по активности до поповичей!

Кстати, множество "поповичей" и множество евреев пересекаются. В списке "поповичей" четверо сыновей раввинов.

Полагаю, что на самом деле детей священников, кандидатов в священники и священников в составе ЧУСов было несколько больше, чем 82 человека. Во-первых, нет никаких оснований полагать, что среди тех 88 человек, биографические данные которых скудны, не было ни одного поповича, а, во-вторых, в нашем списке только один старовер, а поверить в столь скудный вклад староверов в подготовку революционных кадров совсем уж нет никакой возможности. Другое дело, что староверы, особенно беспоповцы, свои культовые функции зачастую не афишировали.


Сейчас я выложу некоторые обобщающие данные, а потом займёмся поимённым списком поповичей.

Итак, в моём списке, который заведомо неполон, 66 христиан, 12 мусульман и 4 иудея.

Среди христиан 56 "собственно православных", один старовер, 6 православных грузин и трое последователей армянской церкви. 

По партийной принадлежности они распределяются так:

.


Средний год рождения ЧУСов - 1881. 

Из 789 ЧУСов год рождения известен для 755. Если сложить 755 годов рождения и разделить на 755, то получится (округлённо) 1881 - год убийства Александра II.

Из 82 "поповичей" год рождения известен для 81-го. По этой группе средний год рождения - тоже 1881.

По самой многочисленной группе - по "собственно православным" - средний год рождения - 1882. Большого отличия от среднего значения не наблюдается.

По одиннадцати из двенадцати мусульманам (для одного год рождения неизвестен), средний год рождения - 1885. Т.е. они заметно помоложе.

По шести грузинским православным средний год рождения -  1873. Они заметно старше основной массы "поповичей".

Остальных слишком мало для того , чтобы выводить какие-то средние.


II. Поэтому, давайте перейдём к персоналиям и начнём с мусульман (в этом разделе - биографические статьи, а в следующем - описание всей совокупности детей мулл и некоторые обобщения).


Об одном из них в биографической статье не сказано, что он был сыном духовного лица.

1. Насыр-хан Тюря Камальхан Тюряев

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Тюряев Насыр-хан Тюря Камальхан (? — не ранее 1923). Ферганский округ. № 1 — общество Муиниль-Ислам.

Наманган. Из ханского рода. Мулла, богослов. Член Туркестанского временного народного совета, входил в состав Кокандского правительства. В 1920-1923 глава правительства в Намангане. {Насколько я понимаю, речь идёт о том, что Тюряев был курбаши, т.е. полевым командиров в окрестностях Намангана. - М.З.}

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


Одиннадцать человек были сыновьями духовных лиц. Перечислим их.

2. Махмуд Ходжа Бехбуди

Бехбуди Махмуд Ходжа (1875, кишлак Бахшитепа Самаркандской обл. — май 1919, Карши). Самаркандский округ. № 2 — мусульманские организации Самаркандской области.

Самарканд. Из семьи богословов-правоведов. Окончил медресе. Высшее образование получил в Турции. Муфтий в Самарканде. В 1900 совершил хадж в Мекку. Жил также в Египте, Турции, по возвращении в Самарканд основал собственное книжное издательство. С 1905 участвовал в деятельности всероссийской мусульманской партии («Иттифак»). Один из идеологов и лидеров джадидизма, просветитель. Сотрудничал с мусульманской фракцией IV Думы, близок к кадетам. С 1913 редактор газеты «Самарканд» и журнала «Ойна». Писатель. В 1917 уездный комиссар просвещения, сотрудничал с большевиками. Арестован в марте 1919 агентами бухарского эмира в Шахрисябзе. После пыток казнен. Город Карши до 1923 носил имя Бехбуди.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


3. Садретдин Низаметдинович Максудов

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Максудов Садретдин Низаметдинович (23.07.1878, д. Ташсу Казанского у. — 20.02.1957, Стамбул). Самаркандский округ. № 2 — мусульманские организации Самаркандской области.

Оренбург. Сын муллы. Окончил Казанское медресе, учительскую школу, учился на юридическом факультете Сорбонны (1901-1906), окончил экстерном Московский университет. Доктор права, присяжный поверенный. Депутат II и III Дум от Казанской губернии. Масон. В марте 1917 делегат VII съезда кадетской партии от Оренбурга, в апреле вышел из партии. Входил в Туркестанский комитет Временного правительства, член Всероссийского мусульманского совета (Милли Шуро). Участник Государственного совещания. Председатель Национального парламента мусульман России и Сибири. Глава правительства Идель-Урал-штаты (ноябрь 1917 — апрель 1918). Эмигрировал в 1918 во Францию, затем жил в Турции, где избирался членом парламента. Участник совещания членов УС в Париже (1921). С 1945 профессор Стамбульского университета, автор трудов по вопросам права и лингвистики.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.

4. Махмуд Фуад Туктаров

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Туктаров Махмуд Фуад (5.02.1880, д. Кульбаева Мураса Чистопольского у. Казанской губ. — 19.12.1938, Анкара). Самарский округ. № 13 — мусульманское шуро.

Казань. Сын муллы. Окончил Чистопольское медресе, Казанскую гимназию, учился на юридическом факультете Казанского университета. Адвокат. С 1901 участник студенческого кружка, поднадзорный с 1906. Арестован в 1906 как эсер, но освобожден. В 1917 председатель Мусульманского комитета, делегат мусульманских съездов. Избран в УС от Казанского и Самарского округов, участник заседания 5 января. В 1918 член Комуча, участник Уфимского совещания. В 1919 редактировал газету «Маяк» — орган Милли-шуро. Эмигрант. Участник совещания членов УС в Париже (1921).

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


5. Мир Гидаят Сеидов

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Сеидов Мир Гидаят (2.04.1883, Ордубад Эриванской губ., по сведениям полиции, 20.12.1885 — ?). Закавказский округ. № 10 — Мусульманский национальный комитет и Мусават.

Сын муллы. Окончил Елисаветпольскую гимназию, учился на юридическом факультете Казанского университета, в 1907 исключен. Арестован в 1907 как член боевой дружины эсеров. Трижды обращался с прошением о смягчении наказания, после чего освобожден. В 1917 мусаватист. В 1918-1920 член Азербайджанского национального совета.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


6. Мамед-Эмин Расул-Заде

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Расул-Заде Мамед-Эмин (19.01.1884, с. Новханы Бакинского у. — 6.03.1955, Анкара). Закавказский округ. № 10 — Мусульманский национальный комитет и Мусават.

Баку. Окончил Бакинское техническое училище. Организатор партии Гуммет. Был близок со Сталиным, прятал его от охранки. В 1909 эмигрировал в Персию, Турцию, в 1913 вернулся в Россию. Журналист. Лидер партии Мусават, председатель ЦК. В 1917 участник ряда общероссийских мусульманских съездов. Избран в УС от Закавказского и Ферганского округов. С 1918 член Закавказского сейма, глава Национального совета Азербайджанской республики (май 1918 — апрель 1920). После ее ликвидации работал в Наркомнаце. В 1922 эмигрировал. Автор трудов по истории Азербайджана.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


7. Абдуладжан Юлдаш-Кариев

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Юлдаш-Кариев Абдуладжан (Пулатов Кари-Юлдаш) (1889-1965). Ферганский округ. № 2 — общеферганский список мусульманских организаций.

Наманган. Сын муллы. Среднее образование. Учитель. Младобухарец. До 1917 был в эмиграции. С 1918 в РКП(б). С 1920 член Бухарской компартии. В 1927 наркомфин Узбекской ССР.

Источники:

ГА РФ. Ф. 3316 — ЦИК Советов, on. 9, д. 17, 33, 136;

Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных турок за национальное существование и культуру. М., 1997.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


8. Ахмед-Заки Валидов

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Валидов Ахмед-Заки (10.12.1890, д. Кузянова Стерлитамакского у. Уфимской губ. — 26.07.1970, Стамбул). Уфимский округ. № 11 — башкиры-федералисты.

Стерлитамак. Сын муллы. Окончил Казанское медресе. Поднадзорный с 1913. Работал в бюро мусульманской фракции IV Думы. В 1917 член Временного мусульманского бюро в Петрограде. В апреле вошел в ПСР, в мае вышел. На I Всероссийском мусульманском съезде в Москве избран в Милли-шуро, член исполкома Всероссийского мусульманского совета. В декабре 1917 вошел в Башкирское правительство. В 1918 входил в состав Комуча, участвовал в Уфимском совещании. После переворота Колчака вел переговоры с Лениным и Сталиным о вхождении Башкирии в РСФСР. Председатель Башкирского ревкома (февраль-май 1919, март-июнь 1920), в конце 1919 вступил в РКП(б). В 1920, не согласившись с ограничением автономии Башкортостана, бежал в Туркестан, идеолог басмаческого движения, затем эмигрировал в Турцию. Крупный тюрколог, профессор Стамбульского университета, мемуарист.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


9. Габдул-Ахад Фахретдинов

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Фахретдинов Габдул-Ахад (Габдерахман) Ризетдинович (12.01.1892, д. Чубуклак Мензелинского у. Уфимской губ. — 16.09.1938, Москва). Оренбургский округ. № 9 — башкирские федералисты.

Оренбург. Сын имама. Окончил Оренбургское реальное училище, Казанский университет. Агроном. Публицист. В 1917 член губернской земской управы. В 1918 входил в состав Комуча. В советское время экономист. Арестован в мае 1938 по обвинению в принадлежности к террористической организации. Расстрелян. Реабилитирован в 1960.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


10. Шариф Ахметзянович Манатов 

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Манатов Шариф Ахметзянович (20.10.1892, по др. данным, 1887, д. Манатово Челябинского у. Оренбургской губ. — 1936, д. Смородиновка Челябинской обл.). Оренбургский округ. № 9 — башкирские федералисты.

Д. Манатово. Сын муллы. Окончил Психоневрологический институт. С 1914 учился в Стамбульском университете. Был в эмиграции, меньшевик-интернационалист. В 1917 вернулся в Оренбург, председатель Башкирского областного Совета. Один из организаторов движения за автономию Башкортостана. Избран в УС от Оренбургского и Уфимского округов. Участник заседания 5 января. В 1918 заместитель председателя комиссариата по делам мусульман при Наркомнаце, вступил в РКП(б). В 1919-1920 находился в Турции в руководстве компартии. С 1920 работал в Наркомнаце, с 1924 преподавал в Туркестане, Ярославле, Баку, Тифлисе. В 1935 исключен из ВКП(б) и снят с работы.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.

Вынужденно ушел из ИВ АН СССР. Вернулся в Башкирию, где в окт. 1936 скончался в д. Кучуково Учалинского р-на.  http://politike.ru/termin/mana...


И ещё две фамилии. У одного отец - мулла-"расстрига", а у другого - мулла из крестьян.

11. Галимджан Гарфанович Ибрагимов

Ибрагимов Г.Г.

http://history-kazan.ru/2015-g...

Писатель и историк, известный общественный деятель Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в деревне Султан-Муратово, Аургазинского района Башкирской АССР, в семье муллы, отказавшегося от духовного сана и до конца жизни занимавшегося земледелием.

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Ибрагимов Галимджан Гарфанович (28.03.1887, д. Султан-Муратово Стерлитамакского у. Уфимской губ. — 21.01.1938, Казань). Уфимский округ. № 3—левые мусульмане, эсеры (татары).

Уфа. Из мещан. Поднадзорный с 1906, был исключен из Оренбургского медресе. В 1913 организатор съезда студентов-мусульман в Киеве, арестован. В 1917 левый эсер. Член ВЦИК-3, участник заседания УС 5 января, покинул его вместе с большевиками. С 1920 член РКП(б). Герой Труда. Писатель, автор трилогии о революции, создатель татарского литературного языка. Жил в Ялте. Был репрессирован, умер в тюрьме от туберкулеза. Реабилитирован в 1955.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


12. Тухватулин Фатых Насреддинович

http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Тухватулин Фатых Насреддинович (16.03.1894, д. Губуклы Мензелинского у. Уфимской губ. — 10.07.1938, Уфа). Пермский округ. № 9 — башкирско-татарский список.

Красноуфимск. Из крестьян, сын муллы. Окончил медресе, промышленное училище. Техник. В РСДРП с 1915, близок к меньшевикам. В 1917 студент. В 1918 входил в состав Комуча. Затем нарком внутренних дел Башкирской республики, оставил этот пост в 1920 в знак протеста против декрета об автономной республике. В 1927-1936 член ВКП(б). Директор опытной шелковой станции. Арестован в Уфе в октябре 1937. Расстрелян. Реабилитирован в 1957.

Использованы материалы кн. Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.


III. Некоторые наблюдения и выводы по списку.


География

3 ЧУСа представляют Среднюю Азию (№№ 1,2,7 в списке).

7 ЧУСов - Волга-Урал (3, 4, 8, 9, 10, 11, 12).

2 ЧУСа из Закавказья (5, 6)


Начальное, среднее образование

Окончили медресе 5 человек (2, 3, 4, 8, 12).

Исключён из медресе 1 человек (11)

2 человека окончили гимназию (4, 5)

Реальное училище окончил один человек (9)

Техническое училище (6)

Промышленное училище (12)

Учительская школа (3).


Высшее образование. 

Шестеро высшего образования, вероятно, не получили (1, 6, 7, 8, 11)

Один человек исключён из Казанского университета (5)

Один был студентом в 1917 году, и, надо полагать, не успел доучиться (12)

По остальным картина такая:

2. Махмуд Ходжа Бехбуди получил высшее образование в Турции

3. Максудов Садретдин Низаметдинович учился на юридическом факультете Сорбонны (1901-1906), окончил экстерном Московский университет.

4. Туктаров Махмуд Фуад. Юрфак Казанского университета.

9. Габдул-Ахад Фахретдинов окончил Казанский университет. Агроном.

10. Шариф Ахметзянович Манатов окончил Психоневрологический институт. С 1914 учился в Стамбульском университете.


Масоны.

Любопытно, что масон в этой группе только один (или остальные так шикарно законспирировались, что унесли с собой все масонские тайны).

3. Садретдин Низаметдинович Максудов. Возможно, впоследствии это помогло ему стать членом турецкого парламента.


Партийность.

До 1905 года.

6. Мамед-Эмин Расул-Заде - организатор социал-демократической партии Гуммет.

1905-1907 гг.

2. Махмуд Ходжа Бехбуди - член мусуьманской партии "Иттифак".

4. Махмуд Фуад Туктаров - эсер

5. Мир Гидаят Сеидов - эсер-боевик

1908-1916

2. Махмуд Ходжа Бехбуди близок к кадетам

6. Мамед-Эмин Расул-Заде - лидер партии Мусават

10. Шариф Ахметзянович Манатов - меньшевик-интернационалист

12. Тухватулин Фатых Насреддинович - член РСДРП с 1915 года, близок к меньшевикам

1917

3. Садретдин Низаметдинович Максудов - в марте 1917 делегат VII съезда кадетской партии от Оренбурга, в апреле вышел из партии. 

Член Всероссийского мусульманского совета (Милли Шуро). Председатель Национального парламента мусульман России и Сибири.

5. Мир Гидаят Сеидов - мусаватист

8. Ахмед-Заки Валидов - в апреле вошел в ПСР, в мае вышел. 

На I Всероссийском мусульманском съезде в Москве избран в Милли-шуро, член исполкома Всероссийского мусульманского совета.

11. Галимджан Гарфанович Ибрагимов - левый эсер


Вступление в РСДРП (б), ВКП (б).

7. Абдуладжан Юлдаш-Кариев. С 1918 в РКП(б). С 1920 член Бухарской компартии. 

8. Ахмед-Заки Валидов. В 1918 входил в состав Комуча, в конце 1919 вступил в РКП(б). А потом стал идеологом у басмачей.

10. Шариф Ахметзянович Манатов. В 1918 заместитель председателя комиссариата по делам мусульман при Наркомнаце, вступил в РКП(б). В 1919-1920 находился в Турции в руководстве компартии. 

11. Ибрагимов Галимджан Гарфанович. В 1917 левый эсер. С 1920 член РКП(б). 

12. Тухватулин Фатых Насреддинович. В РСДРП с 1915, близок к меньшевикам. В 1918 входил в состав Комуча.  В 1927-1936 член ВКП(б). 

Т.е. пять из двенадцати мусульманских "поповичей" состояли, хотя бы какое-то время, в компартии.


Отношение к Советской власти

Тут, вероятно, "поповичей" можно разделить на 4 группы.

А. Последовательное неприятие Советской власти (№№ 1, 3, 4, 5)

Б. Дружественное отношение к Советской власти (2, 7, 11)

В. Борьба с Советской властью, а затем признание её. (9, 10)

Г. Борьба - признание - разрыв. (6, 8, 12)

Умные, волевые, решительные, многое повидавшие люди от борьбы с Советской властью пришли к сотрудничеству с ней, а потом, вдруг, решили, что сотрудничество невозможно. Почему? Тут весьма характерен башкирский эпизод.

8. Ахмед-Заки Валидов.

В 1918 входил в состав Комуча, участвовал в Уфимском совещании. После переворота Колчака вел переговоры с Лениным и Сталиным о вхождении Башкирии в РСФСР. Председатель Башкирского ревкома (февраль-май 1919, март-июнь 1920), в конце 1919 вступил в РКП(б). В 1920, не согласившись с ограничением автономии Башкортостана, бежал в Туркестан, идеолог басмаческого движения, затем эмигрировал в Турцию. 

12. Тухватулин Фатых Насреддинович

В 1918 входил в состав Комуча. Затем нарком внутренних дел Башкирской республики, оставил этот пост в 1920 в знак протеста против декрета об автономной республике.


Согласитесь, достаточно острая "критика" большевиков, которая, кстати, не заставила последних изменить решение о статусе Башкирии.

Это я к тому, что нарезав страну на прямоугольнички и назвав прямоугольнички "губерниями имени Жириновского", большевики национальный вопрос могли бы и не решить. 


Эмиграция. 

Эмигрировали по меньшей мере 4 человека (№№ 3, 4, 6, 8), по двоим (1, 5) данных нет. 

Трое оказались в Турции, про Туктарова известно только, что он - участник совещания членов УС в Париже (1921).


Репрессии. 

В 1930-е годы репрессированы 4 человека. Расстреляны Габдул-Ахад Фахретдинов (как троцкист, реабилитирован в 1960 году) и Тухватулин Фатых Насреддинович (реабилитирован в 1957 году), умер в тюрьме Ибрагимов Галимджан Гарфанович (реабилитирован в 1955 году), умер на свободе, будучи исключён из партии, уволен с работы и дожидаясь пересмотра дела - Шариф Ахметзянович Манатов.


Общее впечатление. Бледный вид имела бы мусульманская часть нашего революционного движения без сыновей мулл!

Только один из двенадцати стал муллой и богословом (но и он не чуждался самого активного участия в политике), а одиннадцать человек предпочли светское поприще. Бросается в глаза высокий уровень образования. Причём предпочтение эти люди отдавали Казанскому и Стамбульскому университетам. Отношение к общероссийским партиям у них, видимо, было довольно скептическим, хотя, с накоплением революционного опыта, у многих оно изменилось в пользу РКП(б). Но, в целом, эта группа не может похвастать политическим единством. Выходцы из семей мусульманского духовенства не были политически "запрограммированы" и принадлежали к разным политическим лагерям. 


Продолжение следует.







Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Неправильно. Надо считать в процентном отношении среди грамотного населения.
  • Ты чьих будешь?
  • Вообще то САМ был студентом семинарии )))
    • AlexTk
    • 27 декабря 2017 г. 23:35
    уважуха, за такой труд! :thumbsup: