Бойцовские сибирские попы - 2

2 1002

Продолжаем разбирать диссертацию Дмитрия Владимировича Олихова "Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918–1920 гг.)". Омск, 2014  http://www.omgpu.ru/sites/defa...

Смотрим первую главу, которая называется "Образование Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) Сибири".


I. Мудрость и сдержанность первоиерарха

<<В результате чехословацкого мятежа на востоке страны установилась власть, которая не являлась враждебной церкви и, следовательно, возникла возможность и необходимость для церкви установления контактов и взаимодействия с новой властью.>> (40)

О том, как церковь "взаимодействовала" с Советской властью, автор, кстати, тоже пишет:

<<Примечательно, что в первое время существования советской власти патриарх Тихон старался успокоить революционные страсти. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 г. говорится: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»>> (37-38)

Патриарх Тихон

Выразительный образчик конструктивного диалога со светской властью! Вероятно, ожидалось, что в ответ Совнарком в полном составе прибудет в Каноссу в нижнем белье и без штиблет.

Но на этом конструктивный диалог не прервался:

<<Однако в своем Послании от 19 января 1918 г. патриарх уже провозглашает анафему большевикам: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и, хотя по рождению своему, принадлежите к Церкви Православной».>> (38)

И тут, вдруг, совершенно неожиданно, на следующий же день, светская власть ответила на эти мудрые и кроткие слова какой-то дерзкой выходкой:

<<После выхода знаменитого декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 20 января 1918 г. отношения церкви и государства еще более обострились.>> (38)

Но и кроткие церковные деятели в незлобливости своей решили, что следует повысить ставки: 

<<На своем заседании от 25 января 1918 г. Поместный собор составил постановление, в котором говорилось, что декрет представляет собой «злостное покушение на весь строй церковной жизни и акт открытого гонения на церковь». Также указывалось, что всякое участие в исполнении этого закона навлекает на виновных наказание вплоть до отлучения от церкви.>> (38)

Вооружённые таким опытом поиска компромисса со светской властью и такими явственными проявлениями патриаршей мудрости, святые сибирские отцы 14 ноября 1918 года собрались на совещание в Томске.


II. Политические предпочтения святых отцов

Андрей (Ухтомский)

<<Позднее, находясь под следствием большевиков, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) так делился своими впечатлениями о Томском соборном совещании: «Это было в Томске в течение первых двух недель ноября месяца 18-го года. В Томске происходило соборное совещание, когда Урал и Сибирь оказались отрезанными от Москвы чешским фронтом. Тогда члены Московского собора 17-го года, находившиеся на этой территории, собрались в Томске, чтобы обсудить церковные дела. Нужно было принять некоторые решения, для того чтобы узаконить отсутствие патриарха. Огромное большинство этого собрания были самые бессмысленные монархисты. Соответственно с этим главным догматом о необходимости и неизбежности восстановления царской власти и начались работы этого Томского собрания. Я стал решительно и твердо протестовать против такого оборота дела, и моим активным единомышленником был только епископ Екатеринбургский Григорий».>> (45-46)

Епископ Григорий (Яцковский)

Чтобы оценить всю прелесть этого свидетельства, следует вспомнить, что с марта 1917 года не огромное большинство, а практически все церковные иерархи публично, многократно и громогласно изъявили свой восторг в связи со свержением ненавистного цезарепапизма, прекращением позорного синодального периода и утверждением вожделенной свободы и для всего русского народа и для пребывающей с ним в полном политическом и духовном согласии Православной церкви.


III. Кто виноват?

<<В то же время рассуждали на Соборе и на злобы дня: о Гражданской войне и развале России. «Во всём виноваты евреи», – изрек один архиерей. А епископ Андрей (Ухтомский) дополнил: «Если евреи, то и архиереи, так как если евреи слишком много делали, то наши архиереи уже ровно ничего не делали»>> (46-47)


IV. Об окормлении православного воинства

По итогам Совещания в Томске главный священник армии обратился к военному духовенству.

<<Военному духовенству Сибирской армии.

Пастырское обращение

Все мы, военные священники, имеющие счастье служить в эту мировую войну на поле брани и в особенности военные священники новой Сибирской Армии, сформированной после свержения ненавистного большевистского ига, должны помнить, что Церковь Православная переживает времена чрезвычайные, что представители её – Архипастыри и Пастыри подвергаются гонениям, жесточайшим мучениям и даже смерти за Веру Христову, что Православная Церковь стала, как в первые века христианства, воинствующей и должна поэтому выступить во всеоружии своей духовной мощи на борьбу с врагами Христовой Веры.

Но мы также должны помнить, что все беды, все лишения, все ужасы большевистской анархии и нашего национального позора временны, что они посланы Богом для нашего испытания и вразумления, для укрепления нашей оскудевшей веры, для нашего исправления и спасения.

Нам нужно твердо верить, что все успехи наших врагов ничтожны и временны, что эти успехи явились следствием оскудения духа нашей армии, веры её в помощь Божию.

Поэтому нам, пастырям, нужно положить все усилия к укреплению духа нашей молодой армии, укреплению её веры в помощь Божию, в правоту своего дела, в свои собственные силы, для чего необходимо нам самим укрепить эти чувства и передать их в молодые, восприимчивые сердца молодых воинов.

Усерднейше прошу всех военных священников Сибирской армии усугубить свою пастырскую работу о поддержании бодрости духа в молодой армии.

Чтобы успешно влиять на воинские части, нужно стать возможно ближе к ним, поэтому предлагаю военным священникам:

1. В первую очередь восстановить, где еще не восстановлено, утреннюю и вечернюю молитвы.

2. Возможно чаще посещать окопы, казармы и все места расположения воинских частей со словом утешения, мира и любви.

3. Возможно чаще вести задушевные беседы с гг. офицерами и солдатами.

4. Возможно чаще совершать богослужения – Всенощные, Литургии, Молебны, Акафисты и пр., не стесняясь ни местом, ни временем, ни количеством молящихся.

5. В беседах, сохраняя такт, избегая политиканства, выяснять ложь большевизма и других подобных анархических учений и их гибельность для России.

6. Раскрывать опасность упадка духа воинов, для чего самим быть примером мужества, стойкости и воинской дисциплины.

На нас, военных священниках, лежит долг возродить и оздоровить Армию и спасти Родину. Мы все должны проникнуться одной мыслью, что настоящее чрезвычайное время все должно быть для Родины и что мы, пастыри, первые должны проявить высшую степень доблести, мужества и самопожертвования.

Все эти качества военное духовенство Сибирской армии уже успело проявить на деле, в чем я лично убедился при посещении мною всего западного фронта, а некоторые полковые священники запечатлели свой пастырский долг своею кровью (священники 4-го Енисейского и 6-го Мариинского полков ранены в бою).

Ценю, дорогие сопастыри, Ваши труды, целую Ваши раны, радуюсь за вверенное мне духовенство и благодарю Господа, благодеющего к нам.

Главный Священник Сибирской Армии

Прот. А. Русецкий>> (214-216)

Протоиерей Алексей Русецкий в окружении господ офицеров


При такой манере "стоять над схваткой" и "кротко молиться за своих врагов" вопрос уже не в том, почему священники "новомучились", а в том, почему их не извели поголовно.

12 февраля 1919 г.  новый руководитель военного колчаковского духовенства, прот. А. Касаткин, издал циркуляр «Духовенству действующей армии». И там были впечатляющие пассажи, ну, например, такой:

<<Тем для бесед так теперь много, поле для посева так обширно, что пастырь может сеять своё пастырское слово полною горстью, лишь было бы желание, усердие и умение. Пусть пастыри раскрывают в своих беседах, как с отдельными воинами, так и с целыми группами, цель настоящей войны – возродить единую, неделимую Россию, защитить от поругания св. Веру и Церковь и т.п., указывают на те величайшие бедствия, в которые ввергли её враги Родины и примкнувшие к ним изменники и предатели Родины, хотя бы и русские по крови, объясняют значение бранных страданий по подобию страдальческого подвига Спасителя за всех людей, высоту воинского служения, когда оно выполняется воинами согласно долгу и учению Евангелия (Лк. 3:14) и т.п.>> (223)


V. О защите неокрепших умов от неправильных идей.

<<Принимая во внимание то обстоятельство, что книжный рынок был насыщен не отвечавшей принципам православия литературой (например, «Памятка солдату», «Идея Государства», «Может ли христианин воевать?», «Не убий!», «Письмо к военному фельдшеру графа Л. Толстого», «Четвертая нагорная проповедь»), совещание просило военное начальство ввести в состав военно-цензурного комитета представителя военного духовенства, чтобы такая литература не допускалась в войска.>> (48)

****************************

Это - цветочки церковно-белодельческого строительства. Про ягодки - в следующий раз.

Предыдущая порция выписок из диссертации Д.В. Олихова - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Продолжение следует.

Зимний король и воюющий Киев

Почему Украина не сдаётся? Население тонет в Тисе, умирает в Карпатах от переохлаждения, гибнет от пуль собственных пограничников, лишь бы сбежать от мобилизации. Элиты всегда были гото...

Стадо желудков

 В чем причина оглупления части граждан украинской территории? То, что видны сектантские технологии – факт! Но и то, что далеко не все на них повелись – тоже фак! В чем причина так...

Обсудить
  • Момент 1: "с марта 1917 года не огромное большинство, а практически все церковные иерархи публично, многократно и громогласно изъявили свой восторг в связи со свержением ненавистного цезарепапизма" Момент 2: "Огромное большинство этого собрания были самые бессмысленные монархисты." Удивительно, как быстро менялось общественное мнение. И ведь, надо понимать, это были далеко не самые глупые и невежественные люди...