В Петербурге начинается реставрация церкви Святой великомученицы Екатерины, расположенной в каре (жилые корпуса) бывшего Смольного монастыря. Рассказываем, что реставраторам уже удалось раскрыть во время изучения памятника архитектуры.
Бережное отношение
Построенная по рисункам и чертежам архитектора Франческо Растрелли, до нас церковь дошла, сохранив подлинные интерьеры. Исторически они были светлыми (разные оттенки белого и бирюзового цветов), а лепнина – позолочена сусальным золотом. Люнеты (в архитектуре – стена, ограниченная аркой и её опорами в форме полукруга) украшают пухлые херувимы (упоминаемое в Библии крылатое небесное существо).
Сохранить исторический вид храма во многом удалось благодаря бережному к нему отношению еще в советский период. Так, в 30-е годы XX века в стенах церкви обосновался архив Ленинградского обкома КПСС.
Сегодня о том историческом периоде нам напоминает многоэтажный стальной стеллаж с лестницей, благодаря которому есть возможность посмотреть верхний ярус церкви, а также кирпичная лифтовая шахта, с ее помощью сотрудники архива поднимали документы.
«Но, конечно, не все было идеально: в то время при монтаже системы отопления в стенах храма пострадали херувимы, особенно их ступни и пальцы. Как именно мы с ними поступим в дальнейшем, пока вопрос дискуссионный, – рассказывает главный архитектор проекта Сергей Самусенко. – В любом случае мы не хотим ничего воссоздавать в церкви, чтобы максимально сохранить авторскую работу. Но если такой метод работы придется применить, воссозданные элементы будут выделены, чтобы были видны отличия с подлинными элементами».
К слову, трубы по периметру здания демонтируют, отопление сделают современное для соблюдения температурно-влажностного режима.
Вернуться к Растрелли
За советским мелом, которым покрывали тогда стены храма, включая архитектурно-художественные элементы, реставраторам раскрылись живописные изображения. Одно из них, предположительно середины XIX века – лик Богородицы – украшает люнет в южной части церкви, а напротив раскрылся живописный вид под названием «Ночной Иерусалим».
«В любой православной церкви справа от алтаря есть место, которое называется Голгофа. Там ставится распятие, и перед ним молятся за упокоение души. В 70-е годы XIX века некий купец подарил церкви Вдовьего дома деревянное распятие и устроил нишу. (Вдовий дом был открыт в 1803 году благодаря императрице Марии Фёдоровне, а осенью 1809 года переехал в корпуса бывшего Смольного монастыря и получил в свое распоряжение два его храма: церковь Захарии и Елизаветы и церковь Святой Екатерины.) Художник расписал нишу с видом на город Иерусалим. Когда мы будем расчищать произведение, полагаю, нам раскроются его реальные размеры: есть предположение, что оно чуть больше того, что мы сегодня видим», – отмечает главный архитектор проекта.
На парусах здания (в архитектуре – элемент перехода подкупольного пространства к барабану. – Ред.) специалисты раскрыли роспись, выполненную масляными красками по штукатурке.
«Авторы росписи – известные художники середины XVIII века Иван Бельский и Мина Колокольников. До нашего времени дошли документы, в которых говорится, что живопись выполнялась в 1763-1765 годах, – рассказывает Сергей Самусенко. – Храм считается главной церковью Императорского Воспитательного общества благородных девиц, посвящен святой великомученице Екатерине. Поскольку Екатерина II руководила обществом, то все образы на парусах – только женские, это святые великомученицы».
Отметим, что в основном на парусах сегодня расчищены только надписи, но под ними уже виднеются контуры нимба вокруг головы каждой великомученицы. Дальнейшие расчистки как раз и должны помочь полностью раскрыть изображения.
«Мы обследовали церковь для создания проекта реставрации в 2019 году. Расчистки на парусах на самом деле были сделаны специалистами еще в 2006 году, до нас. Эта работа позволила уточнить информацию о том, что же изображено на них, – рассказывает Сергей Самусенко. – Наша задача пока укрепить уже обнаруженную живопись и росписи, параллельно мы занимаемся дальнейшими расчистками, затем будем уточнять методику реставрации, согласуем с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и приступим непосредственно к самой работе».
По словам специалиста, при реставрации хотелось бы максимально приблизиться к первоначальному проекту Франческо Растрелли, то есть вернуть позолоту херувимам и светлый интерьер церкви с его разными оттенками.
«Это мое пожелание как главного архитектора проекта. Потому что именно в этой церкви Растрелли удалось воплотить максимально точно свою архитектурно-художественную задумку, над которой он изначально работал для Смольного собора, но, как известно, до конца не реализовал: сочетание двух светлых тонов – бирюзового и белого разных оттенков в интерьере», – отмечает Сергей Самусенко.
Почти 50 миллионов на преображение церкви
Пока говорить о сроках окончания реставрационных работ, которые только-только начинаются, рано, считает председатель КГИОП Сергей Макаров.
«Церковь Святой Екатерины Великомученицы – это уникальный объект, к которому мы долго не могли подойти по разным причинам. Это последняя из четырех церквей Смольного монастыря, которая сохранилась в полном объеме – она не разделена на два уровня. Благодаря бережному отношению руководства и сотрудников архива, удалось сохранить интерьеры церкви», – рассказывает Сергей Макаров.
Он отмечает, что в этом году в церкви ведется больше подготовительная работа: установка лесов, изучение интерьеров.
«Мы планируем сохранить весь объем церкви, все подлинные элементы, которые до нас дошли. Здесь много интересных находок, весьма необычная лепка, реставраторам есть над чем поработать, – считает Сергей Макаров. – Финансирование работ в интерьере церкви в этом году, включая разработку проекта в 2019 году, составило 46,8 миллиона рублей» .
Отметим, что сегодня церковь находится в ведении СПбГУ, пока неизвестно, что конкретно будет расположено в ней после ее преображения.
Оценили 0 человек
0 кармы