Эпидемия. Расчеловечивание

0 279

Фото: цитата из сериала «Эпидемия», реж. П. Костомаров, 2019

Сериал «Эпидемия» режиссера П. Костомарова, премьера которого состоялась в конце прошлого года, в то время как-то мимо меня прошел: то ли реальных драм и трагедий хватало, то ли устойчивое недоверие к российскому современному кино- и телепродукту сыграло свою роль, но руки до него дошли только сейчас. И надо сказать, окружающая обстановка способствует более серьезному восприятию, учитывая не только саму коронавирусную заразу, но и те меры-полумеры, с помощью которых российские власти с ней борются, пока российские граждане заперты в эмоционально-интеллектуальной самоизоляции между паникой, отрицанием, нарастающим отчаянием и фееричным ростом продаж бейсбольных бит и патронов. Вчуже стало страшно интересно — а что нас ждет во втором сезоне «Эпидемии», не только киношном, но и том, который прямо сейчас разворачивается за окном?

Кинематографические страсти тем и хороши, что на них смотришь со стороны, отрешенно, с попкорном. Однако важнейшее из искусств, если это не стопроцентный ширпотреб и унылое гуано, учит нас не просто пялиться в экран, а думать, сопереживать, делать выводы, находить порой неприятное сходство с каким-нибудь одиозным персонажем, потому что в реальной жизни катастрофы имеют обыкновение сваливаться на голову без предупреждения.

Сюжет сериала простой: в Москве начинается жуткая эпидемия неизвестного доселе гриппа, и группа людей, связанных взаимной приязнью и неприязнью, устремляется в изолированное от смертельной заразы место. По дороге с ними случаются всякие события в поврежденном мире, который уже не будет прежним: иногда удивительные, иногда трагические, иногда глупые или нелепые, но наводящие на размышления. Например, о том, что в критической ситуации просто хорошие, ранее незаметные люди становятся героями, обыватели быстро скатываются в скотство и зверство, особенно сбившись в толпу, а сволочи легко превращаются в антилюдей, куда более жутких, чем какие-нибудь голливудского пошиба зомби или мутанты. О том, что грань между обывателем и мерзавцем невероятно тонка: можно прожить жизнь и считаться приличным человеком, пока не попадешь в водоворот трагических событий, который обнажит твою неприглядную суть. О том, что светлые люди сгорают быстро, а человек с ружьем автоматически становится хозяином своей и чужой судьбы, что деньги не едят, а врач очень важный и практически незаменимый член общества, особенно в эпоху катаклизмов и смут.

А еще о том, что человек должен оставаться человеком при любых обстоятельствах, даже если негодяи посадят его в клетку как животное. Тридцать лет нам на всех уровнях вбивают как гвозди в голову довольно-таки быдляческие понятия, что человек человеку не друг, не товарищ и не брат, что «не вписался — бабы еще нарожают», что честный человек — это лох и «терпила», что «если ты такой умный, то почему такой бедный», что жизнь человеческого общества ничем не отличается от курятника по принципу «клевать ближнего и гадить на нижнего». Питательная среда, из которой во времена катастроф и неразберих на яркий и беззащитный свет альтруистов-идеалистов из тьмы легионами лезут мародеры, насильники, предатели, каннибалы, просто хатаскрайники, которые тонущему руки не подадут, еще и скажут, что сам, мол, дурак. Эпидемия расчеловечивания уже здесь, но против нее карантины не подействуют, потому что инфицированные давно среди нас, а от них в самоизоляции не спастись, как и от себя.

В многочисленных и довольно однообразно одобрительных рецензиях (вполне заслуженных) на сериал попалась одна занятная мысль, где автор говорит, мол, мне там сочувствовать некому — представители привилегированного класса на джипах путешествуют по стране и выясняют свои аморальные отношения. А какая мне в итоге разница, пристрелит меня, непривилегированную, в сумбурной потасовке классово чуждый буржуй на дорогом внедорожнике или забьют насмерть народными дрекольями озверевшие классово правильные крестьяне, если им всем одинаково наплевать на жизнь человеческую? Ведь не единым конфликтом труда и капитала раздираемо современное общество, а тем самым расчеловечиванием, возведенным в норму, утратой ценностей и ориентиров, неумением, нежеланием и непониманием необходимости сделать выбор между добром и злом.

Не обязательно дожидаться катаклизма, чтобы на себе ощутить, как казалось бы абстрактные понятия порождают вполне конкретные последствия. У нашего биологического предтечи в биологической природе можно обнаружить только два состояния — «человек — нечеловек». Нечеловек — это и есть биологический предтеча человека. Но вооружившись разумом, волей и свободой выбора — быть человеком или не быть человеком — человек умудрился изобрести еще одну противоположность — античеловека. Фашиста, насильника, негодяя, который в сумраке всеобщего хаоса раскрывается во всей своей поганой «красе», и для которого избить калеку, обобрать сироту, надругаться над беззащитной женщиной вполне допустимо, если очень хочется.

Древние философы считали, что нет задачи труднее, чем познать самого себя, а подвижники утверждали, кто победил в себе зло, слабость, порок, тот победил весь мир. И концепция профессора С.С. Сулакшина в данном случае является необходимым подспорьем тем, кто не почивает на лаврах блаженного неведения о самом себе, в том числе и о темной стороне своей души:

«Представим себе некоторую градуированную ось. В центре оси нулевая характеристика, соответствующая нечеловеку. Человеку истинному на этой оси будет соответствовать плюс 100 условных единиц, античеловеку — минус 100 единиц.

Напомним, что это ось поведенческих характеристик того, кто называется человеком. Эти характеристики (предпочтения) можно измерять социологически или экспертно, и мы это делаем. Наши исследования показали, что таких осей 12. Чего необходимо и достаточно. Больше не нужно, меньше будет не хватать.

Первая ось справа — труд, это позитивная характеристика человека истинного. Трудовое право на обретение и потребление блага. В центре — рента, характеристика нечеловека, без труда вынимающего рыбку из пруда, паразитизм. И слева — присвоение, разбой, отъем, воровство, агрессия — характеристика античеловека.

Вторая ось — характеристика. Человек истинный — это коллективизм, социальность, как мы видели, природные законы эволюции говорят, что это прогрессивное качество и это образ человека истинного, категориального. Нечеловек — это индивидуализм. И античеловек — это эгоизм.

Третья характеристика. Нематериальные ценности характерны для человека истинного. Для нечеловека — материальные. Накопление, стяжательство — это античеловек.

Четвертая характеристика. Человек истинный — инновации, обновления, установление целей. Нечеловек — консерватизм. И античеловек — реакционность.

Пятая характеристика. Человек истинный — альтруизм. Нечеловек — вы не найдете в биологической природе такой характеристики — это рационализм, прагматизм. И античеловек — это корысть.

Шестая ось. Человек истинный — терпимость к иному. Неприятие — это нечеловек. И античеловек — это человеконенавистничество.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://narzur.ru/ehpidemija-r...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...