Зацепилась тут в интернете глазом за иллюстрации к путешествию некой семейной пары по локациям русских храмов домонгольской эпохи. Я не знаток храмовой архитектуры от слова «совсем», но поразило многое! Первое – это маковки… особенно те, которые сильно напоминают шлемы русских богатырей – за них, собственно, и зацепилась))). Ничего просто так не бывает: ведь чем-то строители (архитекторы) руководствовались при выборе форм? А сами формы, это ведь какие-то застывшие в архитектуре смыслы?! Может быть кто-то знает на это ответы? … А мне любопытно)).
Полезла интересоваться. Делюсь тем, что накопала:
1. Купола:
Самый типичный и узнаваемый элемент православных церквей – купол, который венчает православный шести- или восьмиконечный крест. Чаще всего встречаются купола луковичной формы (3). Помимо чисто практической функции (на такой форме не скапливается снег, что крайне важно для снежных русских зим, когда тонны снега могут просто раздавить сооружение), есть и символическое значение: луковица, заостренная кверху напоминает пламя свечи. Считается, что луковичные купола стали использовать после Храма Василия Блаженного, то есть с середины XVI века.
На многих более древних домонгольских постройках – XI – XIII веков купола часто имеют шлемовидную форму (2). Примерно такую:
Форма (1) – это яйцевидный купол, а (4) – называется шатровый.
Кстати, по цвету купола можно определить, чему посвящен храм:
• Золотые - посвящены Христу;
• Голубые со звездами – Богородице;
• Зеленые - Троице или преподобным святым;
• Серебряные – святым;
• Черные часто встречаются у монастырских храмов.
Очень важна символика цвета куполов православного храма в сочетании с цветом фасада
Важно и количество куполов:
• Три символизируют святую троицу;
• Пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов;
• Семь – по количеству церковных таинств;
• Девять – по количеству ангельских чинов;
• Тринадцать – Христос и апостолы;
• Двадцать пять – по числу ветхозаветных пророков;
• Тридцать три – по количеству лет жизни Христа.
2. Разновидности православных церквей
Форма оснований церквей:
Для крестообразной формы внутренне пространство разбито на следующие зоны:
3. Название архитектурных деталей церкви:
Авторы блога с фото православных храмов домонгольской постройки предваряют свои изображения словами: «Эти древнерусские храмы мы собирали несколько лет. И продолжаем собирать. На сегодняшний день нам удалось посетить большинство домонгольских храмов России. Хотя на самом деле список древнерусских архитектурных памятников, возведённых до монгольского нашествия (1237-1242) немного шире, поскольку он включает и те храмы, от которых сохранились лишь фрагменты стен, а также храмы, которые находятся на Черниговских и Киевских землях. Их мы, за редким исключением, ещё не посещали. Пока в нашем списке 28 позиций, нумерация в тексте сквозная».
Так вот эти 28 позиций они посетили на территориях:
Великий Новгород и его окрестности (13 храмов)
Псков (2)
Ленинградская область/Старая Ладога (2)
Ярославская область/Переславль-Залесский (1)
Смоленск (3)
Владимирская область (1)
Суздаль (1)
Юрьев-Польский (1)
Владимир (3)
Кидекша (1)
В учебниках для средней школы и справочниках существуют карты «татаро-монгольского» завоевания Руси:
Из школьного учебника: «монголо-татарами» (якобы) были захвачены все крупные города Руси, практически все, кроме Новгорода. Сюда можно отнести: Киев, Рязань, Москва, Суздаль, Владимир, Торжок, Козельск, Ростов, Переяслав и т.д. За несколько лет продолжительной военной кампании «монголы» смогли склонить перед собой практически все территории Киевской Руси.
Поэтому второе, что поразило, так это достаточно хорошее состояние этих православных храмов, подвергшихся монгольскому нашествию и погромам-разрушениям, но при этом простоявших после этого почти тысячу лет! Конечно, можно предположить, что что-то стояло в стороне от «набега», что-то потом отреставрировано…, что-то не сгорело – т.е. было каменным, а не деревянным, как приведено на иллюстрациях в «исследованиях историков» и в учебниках для последующих поколений!! Мало того, еще и при "монголах" продолжали строить!!!(?)
Смотрим фото!
Примечание: в отличие от оригинала, где авторы сгруппировали изображения храмов по городам и областям, где они территориально расположены, я расположила фото в порядке хронологии строительства этих храмов.
Везде есть свои тайны... но, видимо, не "татаро-монголы", а масоны в храмах порезвились в "романовский" период?!)))
На умных сайтах по архитектуре прочитала, что с новой религией — христианством — с конца 10 века на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
• прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
• перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
• над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях
«Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было!!! Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).
Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.
В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.
Архитектура Древней Руси является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.
И, в результате, в древнерусской культуре 9-13 веков выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями:
• Киево-черниговская,
• Галицкая,
• Новгородско-псковская и
• Владимиро-суздальская.
Архитектура Киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению - «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания» (Н. Н. Воронин).
В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии — главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве. К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века.
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные по размерам и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.
Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время «татаро-монгольского нашествия» (?!!), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и Владимиро-суздальская:
• превосходная белая кладка,
• строгая геометричность форм,
• творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
• влияние светских вкусов на церковные здания.
«Совершенно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Развитие зодчества происходило здесь очень своеобразно, отличаясь от того, как это было в киевской, новгородской или полоцкой архитектурных школах. Чрезвычайно интенсивные политические связи Галицкого княжества с соседними странами – Польшей и Венrpией, оказали существенное влияние на всю архитектурно-строительную деятельность, превратив данный район по существу в контактную зону взаимодействия византийско-русской и романской архитектуры.
Князь Володарь обратился за строителями в соседнюю Польшу. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10–20-х гг. XII в. (предположительно 1119 г.) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя. Церковь не сохранилась, но раскопки показали, что она была сооружена не из плинфы, а из хорошо тecaнных каменных блоков, т.е. в технике, которая на Руси ранее нигде не применялась. Это была характерная для Польши романская техника. В плане перемышльская церковь не имела ничего общего с романской базиликой, а обладала схемой трехапсидного крестово-купольного храма. Стены храма были расчленены плоскими лопатками.
В 20–30-х гг. XII в. в Звенигороде была построена церковь, совпадающая с перемышльской по технике и плановой схеме, но значительно меньшая по величине. С 40-х гг. XII в. стольным городом объединенной Юго-Западной Руси стал Галич, и здесь в дальнейшем сосредоточилось почти все монументальное строительство».
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна Владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От Киевской отличается влиянием романского стиля.
Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой. Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.
Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г).
Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только Галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы. В этой школе было 4 этапа.
Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре — называет особенностями памятников Владимиро-Суздальского княжества «высокое художественное совершенство и идейную наполненность».
I этап - О чём архитектура времён Владимира Мономаха?
На рубеже 11 и 12 веков Владимир Мономах строит крепость в Суздале. В 1108 г. он основывает город Владимир-на-Клязьме с могучими деревянно-земляными укреплениями. В обоих княжеских городах создаются первые каменные храмы: Спасская церковь во Владимире (1108—1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало 12 в.). Эти строения не дошли до наших дней.
Архитектура времён Мономаха впервые познакомила местное население с новым строительным принципом. Материал для постройки собора — плинфу (тонкий обожжённый кирпич) — делали и обжигали здесь же, в Суздале, в больших печах; известь жгли в непосредственном соседстве со строящимся собором.
Большие храмы со светлыми огромными интерьерами являли разительную противоположность курным деревянным избам и тесным, темным, полуземляночным жилищам рядовых горожан с топкой «по-черному» и задернованной кровлей. Монументальное строительство уже на первых порах продвигало в народ идею превосходства и силы славянских князей и могущества христианского бога.
II этап - Белокаменное зодчество: какую задачу решал Юрий Долгорукий
В конце 40-х — начале 50-х годов 12 века сын и наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий — проводит градостроительную деятельность. Основывает новые княжеские крепости в черноземном «опольи» и на рубежах княжества:
• Переславль-Залесский на Клещине озере,
• Юрьев-Польскóй,
• княжеский замок в Кидекше (1152 г.),
• Дмитров (1154 г.),
• Москва (1156 г.) и др..
Новые города усиленно заселяются на льготных условиях ремесленниками, торговцами и воинским людом. Юрьевы города — это военно-оборонительные сооружения, по-своему прекрасные, суровые крепости. Их единственная и прямая задача — служить прочной опорой княжеской власти.
До наших дней сохранились шедевры белокаменного зодчества:
• Спасо-Преображенский собор в (1152-1157 гг) в Переславле-Залесском, который дошёл до нас без значительных необратимых повреждений и разрушений, и
• церковь Бориса и Глеба (1152 г) в Кидекше.
Все эти постройки принадлежат к широко распространенному в 12 в. типу небольшого четырехстолпного одноглавого крестовокупольного храма с тремя полукруглыми в плане апсидами и хорами в западной трети.
Строительство Юрия подготовило местные кадры зодчих, которые мог использовать его сын и преемник, князь Андрей Боголюбский.
III этап - Архитектура Древней Руси времён Андрея Боголюбского
Строительная деятельность князя Андрея занимает небольшой промежуток времени — всего 8 лет (1158—1165 гг.). За этот короткий срок он соорудил
• дополнительные укрепления Владимира,
• Успенский собор и Спасскую церковь во Владимире,
• ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором,
• храм Покрова на Нерли и
• огромный белокаменный собор в Ростове.
Чистота форм обильных романских декоративных деталей говорит о том, что храмы строились с помощью мастеров романского Запада. Однако каждое здание ярко выражает ход развития именно Владимирско-суздальской школы.
Город Владимир за полвека сильно разросся к западу и востоку от крепости Мономаха. Продольной осью была главная улица с белокаменными воротами по концам. Золотые ворота вводили в западную часть города, Серебряные — в восточную.
Композиция сохранившихся Золотых ворот (1164 г.) не находит аналогов ни в зарубежной архитектуре средневековья, ни в Золотых воротах Киева.
В 1940-х годах археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (с 1158 по 1165 год). Его центром был собор Рождества Богородицы.
IV этап - Владимиро-Суздальская архитектура времён Всеволода III и её «лебединая песня»
Князь Всеволод Большое Гнездо строил с тем же размахом, что и Андрей Боголюбский. В столице княжества Владимире возводят новые храмы, капитально перестраивают Успенский собор (1185—1189 гг.) после пожара. Почти одновременно, в 90-х годах, строят здания
• нового княжеского двора и придворный Дмитриевский собор,
• собор придворного Рождественского монастыря (снесли в 1930 г.),
• укрепления детинца с каменной стеной и воротами, с надвратной церковью Иоакима и Анны.
В 1200—1201 гг. супруга Всеволода, княгиня Мария, строит собор второго «княгинина» женского Успенского монастыря.
Работают только свои, местные зодчие. В отношении художественного качества, первое место среди перечисленных построек бесспорно принадлежит Дмитриевскому собору (1194—1197). Это подлинный шедевр русских мастеров Всеволода, в котором с наибольшей силой проявился их архитектурный талант.
«К исходу 12 в. владимирское зодчество было готово стать творческой лабораторией общерусского масштаба…» (Н.Н.Воронин. "Владимиро-Суздальская архитектура").
Наследники Всеволода продолжили развитие зодчества ещё более интенсивно. Памятники архитектуры Древней Руси этой поры либо дошли до нас в крайне искаженном виде, либо вовсе исчезли. Строительство ведётся
• в Ростове и Ярославле,
• в Суздале и Нижнем-Новгороде,
• в Юрьев-Польском.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском был «лебединой песней» древнерусской архитектуры. Через четыре года по его окончании на Руси начался период, который историки называют временем монгольского нашествия (Н. Н. Воронин).
Надо сказать, что белокаменные храмы не всегда были белыми. Историк архитектуры Кудрявцев М. П. на основании глубоко анализа пришёл к выводу, что в конце 12 — начале 13 века фасады владимиро-суздальских церквей были разноцветными.
Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реконструкция выполнена Кудрявцевым Михаилом Петровичем (1938-1993) Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270418/38747/
На фотографиях Ивана Фёдоровича Барщевского (1851 - 1949 гг.), который запечатлел тысячи архитектурных памятников, можно увидеть вариант окраски фасадов Дмитриевского собора в 19 веке. Этот памятник архитектуры известен своей белокаменной резьбой на фасаде здания. На чёрно-белой фотографии 1883 года мы видим тёмный фон и белый орнамент. Какой цвет скрывает тёмный фон?
А фотограф В.И.Коренев, имевший фотоателье близ Золотых Ворот во Владимире, на Большой Московской улице, запечатлел части соборного фасада в период 1890 - 1905 гг. с белым фоном и тёмным орнаментом.
Архитекторы Древней Руси
По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:
1. строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119),
2. собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (сер. 12 в.),
3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196),
4. стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199).
Зодчим был и Святослав Всеволодович князь Владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания.
В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.
Вот такая красотища!!!!
Источники:
https://turizm-centr.ru/chto-takoe-zakomary-v-hrame/
https://dzen.ru/a/ZlhqPA6OshCIV1fz?from_site=mail
https://dzen.ru/a/ZA41jZDTsBHsKKgU
https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/rossiya/arxitektura-drevnej-rusi
Оценили 56 человек
82 кармы