Понаехали тут… (государевы жены)

9 2324

Поначалу я не буду вдаваться в излишние подробности, а телеграфно и по-крупному обрисую факты «движения народных масс» на территории Европейской части Евразийского континента.

Нам со школы известно, что Великая (Западная) Римская Империя, пройдя через определенные стадии своего развития, просуществовала примерно 1000 лет: с момента основания «вечного города» Рима одним из братьев (Ромулом в 753 г. до н.э.), выкормленных волчицей, вплоть до 476 г. н.э., когда она окончательно пала под нашествием т.наз. варваров)) при императоре Ромуле Августе (! From Ромул to Ромул!!)).

Под этими варварами западные историки понимали целую группу народов, двигавшихся с востока придунайских степей и Поволжья на территории востока «Западной Европы», ну и далее везде. И называлось это движение «Великим переселением народов». А в школьных учебниках этот период и его причины описываются очень мутно и невнятно…

Тем не менее, Великое переселение народов — это условное название, которое было дано этническим перемещениям славян, сарматов, гуннов, готов (вест- и ост-), германцев и некоторых других племён на территорию Римской империи в промежутке между 4 и 7 веками нашей эры.

При этом, из-за того, что часть территории Европы была уже заселена, это движение сопровождалось многочисленными конфликтами: от языковых до религиозных.

Причинами Великого переселения народов справочники называют:

— некие климатические изменения,

— упадок Римской империи,

— зарождение государственности,

— вторжение гуннов из Средней Азии,

— демографическую ситуацию в Скифии и Сарматии!!! Эти земли стали более благополучными благодаря развитию торговых связей с Северным Причерноморьем и Средиземноморьем, что вызвало прирост населения, а иммиграционные процессы были вызваны необходимостью его прокормить.

Считается, что миграция началась в 354 году н.э., когда в Европу вторглись гунны, или “народ всадников”.

Это стало катализатором, вызвавшим движение этносов, которые обосновывались на тех землях, что смогли захватить. Так, в 486 году в битве при Суассоне франкский правитель Хлодвиг одерживает победу в Галлии над римлянами, и позже основывает Франкское королевство. В 5 веке славяне начинают заселять Мекленбург. К 6 веку они уже частично ассимилируют германское население на землях к востоку от Эльбы.

В Южной Галлии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство. С 434 по 453 год гуннами правил вождь Аттила, который создал империю, чьи границы проходили от Рейна и до Волги. Но после его смерти она распалась…

Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось - в Испании, остготы (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

В результате множества миграционных и эволюционных процессов образовались варварские королевства. Позже на их месте появятся современные европейские государства.

С культурной точки зрения миграция вызвала противоречивые последствия: была полностью уничтожена цивилизация гуннов, но, с другой стороны, появились новые культуры, которые образовались в результате смешивания нескольких этносов. В этот период сформировалась вульгарная латынь, давшая основу европейским языкам. С другой стороны, были полностью стерты с лица земли североевропейские народы и разграблены их древние памятники.

Подробнее см. в: https://obrazovaka.ru/istoriya...

Далее, как говорят нам учебники, столица Западной Римской Империи (Рим) была перенесена из западной части Европы в восточную – в Константинополь, и затем еще целую тысячу лет (330 – 1453 гг. н.э.) процветала Восточная Римская империя - т.наз. Ромейская, или Византийская (Константинополь был построен на месте удачно расположенной у пролива Босфор на стыке торговых путей рыбацкой деревушки – Безантий (Византий), что в последующем и дало название всей восточной империи).

Все это второе тысячелетие в «новой» (переформатированной) Римской Империи шли процессы взлетов/падений правящих династий, ссоры, войны и стычки с соседями (в т.ч. и с династиями, оставшимися в Риме), а также процессы захвата земель соседних народов, с целью их покорения и сбора с них дани…

Ну и далее по тексту большинства учебников)).

Мани-мани-мани - только бизнес и ничего личного!

В 1453 году на Константинополь напали турки-османы (не без помощи третьей силы – «венецианцев»), сожгли его, разрушили и разграбили… И кто-то там через некоторое время произнес: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти!»

То есть первый Рим – это сам Рим, который в Италии! Второй Рим – это византийский Константинополь. А третий Рим – это прям сама Москва, столица уже московского царства на тот момент!! (есть масса версий на тему, кто же ее основал… вплоть до беглых тамплиеров…. На Конте уже писали и комментили об этом, но сейчас не об этом).

Но вот с этого места поподробнее, пжста! «Меня терзают смутные сомнения»…

Зонтик (=щит) я уже приготовила – можете начинать кидать в меня свои тапки! А лучше помогите комментарием! Вразумите, кто чем может!!))

Глубинный народ и «правящий слой»

А с чего это вдруг царь московского государства провозглашает такое?!! Нам в школе, конечно, объясняли, что это в фигуральном смысле – типа Москва становится центром православия, вместо Константинополя. Ну-у хорошо… Почва ведь для этого заранее была подготовлена: примерно за 500 лет «до» страна крестилась в лице своего правителя «князя Владимира».

А вот по поводу «святого Владимира» у меня давно уже когнитивный диссонанс… Нас же всю дорогу учат, что русские – это самый благородный, самый отзывчивый, самый моральный народ в мире!! И это действительно так. Хотя, конечно, в семье не без уродов – но это, скорее исключение, чем правило.

Однако, даже вечные враги, англичане, это признавали (прочла тут: «Пора проводить спецоперацию по деизраилизации России!» https://lsvsx.livejournal.com/... В частности, точную характеристику Русскому миру дал ещё в 1853 году известный английский учёный-путешественник Родерик Импи Мурчинсон. Это было им сказано на многолюдном митинге в лондонском Гайд-парке против вступления Великобритании в Крымскую войну 1855-1856 гг.:

«Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав, она отдаёт этим своим новоприобретениям больше, чем берёт от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде. Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, всё чудесным образом получает совсем иное направление. Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще из коренящегося в нём неистребимого чувства сострадания он готов отдать свою последнюю рубашку, чем у кого-то отнять её. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остаётся в проигрыше. Побеждённые же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса, в чём легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно, приумножая своё материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации. Показательны примеры тому хотя бы Эстландия (сегодня это Эстония) и Кавказ, в продолжение веков презираемые и насилуемые своими соседями, но занявшие почётное место среди народов и достигших несравнимого с прежним благосостояния под покровительством России, между тем как от приобретения Эстландии и Кавказа положение русского народа, то есть коренного населения метрополии, не улучшилось нисколько. Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали». 

Это, тсз, про глубинный, корневой народ! Я так понимаю!

А соответствует ли этому образу князь Владимир?

Почти все про него написано в «Повести временных лет» (ПВЛ) в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Однако, во-первых, неясно само происхождение Владимира. В любом случае, он был фактически бастардом: либо незаконнорожденным сыном Святослава от «ключницы» Малки (Малуши, Малферты, Малфриды, или др.), либо даже его приемным сыном, рожденным той же Малкой, но не от него…

Прим.: «ключница» означает не заведующая амбаром/складом, а хранительница ключей от княжеской казны). Т.е. заведующая финансами (богатствами). Это кому не попадя не доверили бы!

Есть две версии по поводу происхождения самой Малки. Первая гласит, что она была пленницей Святослава, привезенной им после разгрома Хазарии, и, якобы, была царских иудейских кровей (дочерью одного из правителей Хазарии), уже беременной от кого-то. Вторая версия утверждает, что она и ее дядя – Добрыня Нискитич, происходили из знатнейшего готского племени Амалов, который по древности превосходил все древние европейские рода, в частности - Капетингов и Меровингов.

В любом случае, приход Владимира к власти был несколько мутным. Князь Святослав в 970 г. определил своим сыновьям княжеские уделы: Ярополку был определен Полоцк Киев, Олег отправился к древлянам в Новгород.

После неожиданной и странной гибели Святослава (в 972 г.), Ярополк становится полноправным Киевским князем. Но в результате начавшейся междоусобицы в 977 г., Владимир убивает в Новгороде Олега, и бежит за море к варягам. Ярополк же становится единовластным правителем Руси. К тому времени у Ярополка была невеста Рогнеда, дочь варяга Рогволода из Полоцка.

В 980 г. Владимир возвращается на Русь с опытной варяжской дружиной и возвращает себе утраченный контроль над Новгородом. Кроме того, собрав еще большее войско, куда входили варяги и народы, ранее уже находившиеся в подчинении Владимира (ильменские словене, чудь, а также кривичи), князь отправился в поход на Киев.

Собираясь забрать у брата киевский престол, Владимир решил отобрать у него и его невесту, для чего отправил в Полоцк (которым правил Рогволод) послов с предложением ей стать его женой. Однако, Рогнеда отвергла его предложение, сказав, что «не хочет быть женой сына рабыни» – т.е. нанесла ему обиду.

В результате: Владимир убивает второго своего брата Ярополка и воцаряется в Киеве. Мстя за обиду, он при родителях насилует 12-летнюю Рогнеду, и затем убивает ее отца Рогволода. Дальнейшая его жизнь также не отличается праведностью. По свидетельствам современников у него было порядка 200 жен и 600 наложниц…(!!!-сексуальный маньяк, что ли?). Нестор его с царем Соломоном сравнивал. Так вообще, а русский ли это был человек?!! Или же, все-таки, он был из хазар? Может быть мы чего-то из нашей истории не знаем? … Как сказал когда-то Андропов: «мы не знаем страну, в которой живем!»

Ну то, что он был человеком жестким, необузданным в страстях, известно из ПВЛ, а также из мемуаров и писем современников. Но не до такой же степени?! - просто насильник, развратник и убийца какой-то!! И Русь крестил он вместе со своим дядей Добрыней «огнем и мечом» - это тоже известно…

Факт объединения страны единой Верой, это очень важно, но некоторые альтернативные исследователи говорят, что по итогу такого крещения прозвище у него было не «Красно Солнышко», а «Владимир Кровавый»!!! Он геноцид совершал… а его святым сделали, памятник у Кремля поставили.

Теперь обратите внимание на схему родословной царей, вплоть до Ивана Грозного, который тоже «лютовал» в отношении своего народа. Я вот о чем: из этой цепочки много вы знаете о женах государевых?

Может быть есть истинные знатоки, я-то лично дилетант – но я знаю только двоих:

1. Анну Византийскую, которая была выдана за Владимира замуж в обмен на его обещание императорам-соправителям Византии, т.е. ее братьям - Василию и Константину - крестить Русь в византийскую православную веру. Только на таком условии она вышла за Владимира со всем его «гаремом», а перед этим отказала королю франков Гуго Капету, и императору Священной Римской империи – Атону I.

2. Софью (Зою) Палеолог – сестру последнего императора Византии, которая была выдана замуж за Ивана III Васильевича в 1472 году, аккурат после падения «второго Рима» = Византийской империи, в 1453 году.

Так вот, к перечням процессов взлетов/падений, ссор/войн, о которых говорилось в начале статьи, я забыла добавить еще одну - династические браки. Страны-то завоевывают не только «горячим» способом (с помощью войн), но и мягкой силой – спасибо наглосаксам, просветили)).

Давайте пробежимся коротенько по известным царским женам, вплоть до Романовской династии!!

Царские жены (жены государевы)

Анна Византийская, супруга великого князя Киевского        Владимира I Святого

До Крещения Руси князь Владимир, вероятно, был правителем языческого государства и исповедовал язычество (а может иудаизм… по маме?). Есть сведения, что среди его жён были дамы чешского и греческого происхождения. Когда Владимир захватил Корсунь (Херсонес Таврический), принадлежавший Византии, он потребовал себе в жены царевну Анну, сестру византийских императоров Василия II и его соправителя Константина VIII. Условием с византийской стороны было крещение Владимира – а значит, распространение христианства на землях, ему подвластных. После крещения Владимир и Анна были обвенчаны по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. «Встреча византийской принцессы Анны»

Что известно о самой Анне? 

Родилась 13 марта 963 года в Константинополе.

Описания внешности Анны Византийской до нас не дошло. Тем не менее, кое-что выяснить всё-таки можно. Анна была сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы и его брата-соправителя Константина VIII. Прозвище брата Василия связано с эпизодом его войны с болгарами – после победы он выколол глаза 2000 плененным болгарам (!).

О том, как выглядели эти братья - представители Армянской династии из Македонии, известно очень даже неплохо. Рост ниже среднего, однако телосложение гармоничное и изящное. Глаза серые или голубые. Волосы светлые, но не белёсые, а с густым золотистым отливом. Очень белая кожа. Возможно, что и с веснушками, как это часто бывает у светловолосых людей с уклоном в лёгкую рыжину. Вероятнее всего, Анна как раз и обладала веснушками — единственное более-менее точное указание на её внешность, это прозвище, данное принцессе соотечественниками – Руфа, то есть «Рыжая».

Однако Анна Багрянородная, по свидетельству современников, едва узнав о том, что любезные братья-императоры просватали её за русского «светлого архонта» Владимира, была, мягко говоря, недовольна: «Иду на Русь, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

И всё же братья знали, что делали. Такого союзника, как князь Владимир, надо было ценить. По большому счёту, братья расплатились своей сестрой за русскую военную помощь — Владимир отправил 7 тысяч воинов для подавления мятежа внутри Византии. Фактически он сохранил для династии трон, да и саму династию тоже. По трудам и награда.

Которая сразу вывела Русь на первое место в Европе. Багрянородная принцесса досталась русскому, который ещё вчера был язычником и крестился только для заключения брака — это немыслимо. Это оскорбление для всех европейских правящих домов, гордых своим происхождением.

Анна активно участвовала в христианизации русских земель, на её средства было построено множество церквей. Умерла она за 4 года до смерти своего мужа, в 1011/1012 году. Детей у них с Владимиром не было. Но Владимира похоронили вместе с этой женой)).

См.: «Неравный брак. Как Багрянородную Анну выдали за «варвара»»: https://aif.ru/society/history...

«Армяно-византийская царевна Анна в 988г. распространила христианство на Руси. Минутка Истории» https://www.radiovan.fm/statio...

Софья Витовтовна, жена князя Московского Василия I Дмитриевича

Родилась в Тракае близ Вильнюса. В конце XIV века Московское княжество и Великое княжество Литовское были соседями – Смоленск тогда принадлежал великому князю литовскому Витовту. Московский князь Василий I женился на дочери Витовта Софье, причем помолвлены они были, по легенде, еще совсем юными, когда князь Василий скрывался в Литве, бежав из «татарского плена».

Свадьба состоялась в 1390 году в Москве. Их брак обеспечил мир между Москвой и Литвой, в нем родилось 4 дочери и 5 сыновей. После смерти мужа в 1425 году Софья Витовтовна управляла московским княжеством самостоятельно, причём принимала активное участие в политической деятельности, занималась составлением законов, а позже, в 1451 году, руководила обороной Москвы от «татар». Софья прожила долгую жизнь – 82 года, став в конце ее монахиней в московском Вознесенском монастыре.

Зоя (Софья) Палеолог, супруга великого князя Всея Руси Ивана III Васильевича

Софья стала второй женой великого князя через несколько лет после смерти его первой жены - тверской княжны. От первого брака у Ивана III был сын – Иван Младой.

Византийская императорская династия Палеологов правила на протяжении двух столетий: от изгнания крестоносцев в 1261 году до взятия Константинополя турками. Зоя Палеолог была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб при захвате Константинополя турками в 1453 году.

Его брат, деспот Морейский - Фома Палеолог – отец Софьи, жил в Мистре, древнем городе недалеко от Спарты. Там же примерно в 1455 году родилась Софья. По матери, Екатерине Ахайской, девочка происходила из знатного генуэзского рода Чентурионе. После падения империи Фома переехал с семьёй на Корфу, а потом они отправились в Рим. Там семья перекрестилась из православия в католичество.

Фома и его супруга скончались почти одновременно в 1465 году. Софья и её братья оказались под патронажем папы римского Павла II. Обучение юных Палеологов было поручено греческому философу Виссариону Никейскому, автору проекта унии православной и католической церквей. Кстати, Византия пошла на вышеуказанный союз в 1439 году в расчёте на поддержку в войне против турок, но никакой помощи от европейских правителей так и не дождалась.

Старший сын Фомы и брат Софьи Андрей был законным наследником Палеологов. Впоследствии он сумел выпросить у Сикста IV два миллиона дукатов на военную экспедицию, но истратил их на другие цели. После этого скитался по европейским дворам в надежде найти союзников.

Брат Андрея и Софьи Мануил вернулся в Константинополь и уступил свои права на престол султану Баязиду II в обмен на содержание.

В 1469 году Папа римский Павел II предложил устроить женитьбу Зои на великом князе Московском Иване III – возможно, в целях сближения католической и православной церквей.

Греческий посол предложил Ивану III проект брака с византийской царевной спустя два года после того, как великий князь Московский овдовел в 1467 году. Ему был представлен миниатюрный портрет Софьи. Иван III дал согласие на брак.

Однако Софья воспитывалась в Риме и получила образование в духе униатства. А Рим эпохи Возрождения был местом концентрации всех пороков человечества, и возглавляли это моральное разложение понтифики католической церкви. Петрарка писал об этом городе: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру».

24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с послом Фрязиным выехал из Рима. Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола.

Она встречала Третий Рим… или ехала его строить?!!!

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в свой герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти.

Собственно же основным приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях – домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи – самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года. Вместе с библиотекой Софья привезла и двуглавый герб Палеологов, ставший отныне Российским.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным – для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. И ныне трон Ивана Грозного – самый древний в кремлевском собрании.

После свадьбы и сам Иван III почувствовал необходимость перестроить Кремль в могущественную и неприступную цитадель. Все началось с катастрофы 1474 года, когда Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. В народе тотчас поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», прежде пребывавшей в «латинстве». Пока выяснили причины обрушения, Софья посоветовала мужу пригласить итальянских архитекторов, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Ученые подметили, что итальянцы ехали в неведомую Московию без страха, ибо деспина могла дать им защиту и помощь. Иногда встречается утверждение, будто бы это Софья подсказала мужу мысль пригласить именно Аристотеля Фиораванти, о котором она могла слышать в Италии или даже знать его лично, ведь он был на родине знаменит как «новый Архимед». Так это или нет, только русский посол Семен Толбузин, отправленный Иваном III в Италию, пригласил Фиораванти в Москву, и тот с радостью согласился.

Может быть, Фьораванти и не согласился бы приехать, но незадолго до этого его ложно обвинили в сбыте фальшивых денег, к тому же при Сиксте IV начала набирать обороты инквизиция, и архитектор счёл за благо уехать на Русь, забрав с собой сына.

Для строительства Успенского собора Фьораванти поставил кирпичный завод и определил как пригодные залежи белого камня в Мячково, откуда брали строительный материал за сто лет до этого для первого каменного Кремля. Храм внешне похож на древний Успенский собор Владимира, но внутри не разделён на небольшие помещения, а представляет собой один большой зал.

В 1478 году Фьораванти в качестве начальника артиллерии ходил с Иваном III в поход на Новгород и навёл понтонный мост через реку Волхов. Позже Фьораванти участвовал в походах на Казань и на Тверь.

В Москве его ждал особый, секретный заказ. Фиораванти составил генеральный план нового Кремля, возводимого его соотечественниками. Есть предположение, что неприступную крепость соорудили и для защиты либерии. В Успенском соборе зодчий сделал глубокий подземный склеп, куда сложили бесценную библиотеку. Этот-то тайник и обнаружил случайно великий князь Василий III спустя много лет после смерти родителей. По его приглашению в 1518 году в Москву для перевода этих книг приехал Максим Грек, который будто бы успел рассказать о них перед смертью Ивану Грозному, сыну Василия III. Где оказалась эта библиотека во времена Грозного, до сих пор неизвестно. Ее искали и в Кремле, и в Коломенском, и в Александровской слободе, и на месте Опричного дворца на Моховой. А теперь появилось предположение, что либерия покоится под дном Москвы-реки, в подземельях, прорытых от палат Малюты Скуратова.

Софья приехала в Москву, где обвенчалась с Иваном III по православному обряду (факт католической веры был скрыт). Она родила ему девятерых детей, а умерла за два года до смерти мужа.

В 1994 году останки княгини были извлечены и изучены. Криминалист Сергей Никитин восстановил её внешний облик. Она была невысока – 160 см, полного телосложения. Это подтверждено итальянской хроникой, которая ехидно называла Софью толстой (более 100 кг). На Руси были иные каноны красоты, которым царевна вполне соответствовала: полнота, красивые выразительные глаза и прекрасная кожа. Возраст был определён в 50-60 лет.

В 1490-м году первый сын Ивана III Иван Младой – наследник престола, заболел подагрой. Из Венеции был выписан врач Мистр Леон, который головой ручался за выздоровление. Лечение проводилось такими методами, которые окончательно загубили здоровье княжича, и в возрасте 32-х лет Иван Младой в страшных муках скончался. Врач был публично казнён, а при дворе образовались две враждующие партии: одна поддерживала молодую великую княгиню Софью и её сына Василия, другая – Дмитрия, малолетнего сына Ивана Младого. На протяжении нескольких лет Иван III колебался, кому отдать предпочтение. В 1498 году великий князь короновал внука Дмитрия, но через год передумал (?) и короновал уже Василия, сына Софьи. В 1502-м он приказал заточить Дмитрия и его мать в темницу.

И прежде Иван Васильевич отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены (византийская закваска!)).

А всего спустя год умерла Софья Палеолог. Для Ивана это был тяжёлый удар. В трауре великий князь совершил ряд паломнических поездок по монастырям, где усердно предавался молитвам. Он умер спустя три года в возрасте 65 лет.

Отношение современников. Византийская царевна не пользовалась популярностью, её считали умной, но гордой, хитрой и коварной. Неприязнь к ней сказалась даже и в летописях: например, по поводу её возвращения с Белоозера, летописец замечает: «великая княгиня Софья… бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же; и по которым странам ходила, тем пуще татар — от боярских холопов, от кровопийцов христианских. Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их».

Опальный думный человек Василия III Берсень Беклемишев в беседе с Максимом Греком говорил о ней так: «земля наша русская жила в тишине и в миру. Как пришла сюда мать великого князя Софья с вашими греками, так наша земля и замешалась и пришли к нам нестроения великия, как и у вас в Царь-граде при царях ваших». Максим возражал: «Господине, великая княгиня Софья с обеих сторон была роду великого: по отце — царского рода, а по матери — великого герцога италийской стороны». Берсень отвечал: «Какова бы она ни была; да к нашему нестроению пришла». Нестроение же это, по словам Берсеня, сказалось в том, что с того времени «старые обычаи князь великий переменил», «ныне Государь наш запершися сам третей у постели всякие дела делает».

Особенно строг к Софии был князь Андрей Курбский. Он убежден, что «В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников»; обвиняет Софью в отравлении Иоанна Молодого, в смерти Елены, в заключении Дмитрия, князя Андрея Углицкого и других лиц, презрительно называет её гречанкой, греческой «чародейцей».

Кстати, в свите Софьи в Москву приехали: Юрий Траханиот, Дмитрий Траханиот, князь Константин, Дмитрий (посол её братьев), св. Кассиан Грек. А также — папский легат генуэзец Антоний Бонумбре, епископ Аччии (его летописи ошибочно называют кардиналом). С ней же прибыл племянник дипломата Ивана Фрязина - архитектор Антон Фрязин.

«Проводницей влияния Рима в Москве сама Софья так и не стала» - как «свидетельствуют» некоторые ее жизнеописатели… (ха-ха-ха)))! Зато этими проводниками стали те, кто приехал с ней в обозе (но об этом в одной из др. статей).

(см. «Софья Палеолог – византийская царевна» https://moyarozochka.livejourn... https://hazarinn.livejournal.c... , «Наследница великих императоров» https://pravoslavie.ru/791.htm...

+++

Ух ты ж… Вот прям упс!!!)) Специально не искала… само в инете вылезло)):

…Современные исследователи, более тщательно изучив документы той поры, обнаружили, что у известных нам потомков Софьи Палеолог были дети, продолжившие по женским линиям род некой Сары Теодоры…

А кто это?

Смбат Багратуни (https://proza.ru/2023/04/24/91... утверждает:

«Исследуя родословия, вступаешь на неизведанные земли. Работая над потомством патрицианского рода Эбриачи (крестившихся евреев из Пизы), я неожиданно вышел на Софью Палеолог, племянницу последнего императора Византии Константина IX, ставшей женой объединителя Руси Ивана III. Об её пра-пра-бабке еврейке я уже написал ранее. Ею была честолюбивая ошеломительная красавица, Сара-Теодора, молоденькой променявшей веру предков на царскую корону Болгарии. Царь Болгарии, увидев её, потерял голову, развёлся с женой и поднёс к её ногам своё царство»…

«…Эбриачи, чью фамилию на русский можно перевести как Евреиновы, гораздо более отдалённые предки Ивана Грозного, чем Сара-Теодора. У Эбриачи бесчисленные потомки в Европе и США, но крестившись в 11 веке, Эбриачи не успели широко породнится с европейскими династиями в русские домонгольские годы, а во время господства над Русью Золотой Орды европейские монархи, ранее охотно поставлявшие невест русским князьям, считали ниже своего достоинства отдавать своих принцесс в жёны Рюриковичам - вассалам и данниками татар. В России западные принцессы появились вновь после того, как Пётр Великий создал могучую империю. Лишь тогда кровь Эбриачи широко полилась в вены властителей России.

Все немецкие принцессы, на которых женились наследники Петра Великого были потомками Эбриачи. Русский престол они впервые заняли начиная с Петра II - сына царевича Алексея и его жены принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской и, за исключением царствования императриц Анны Ивановны и Елизаветы, они удерживали его до конца Российской империи»…

(:) Вот это поворот!! (????)

+++

Ну, поехали теперь по романовской династии!

Екатерина I - Марта Самуиловна Скавронская, в первом браке - Крузе; после перекрещивания из лютеранства в православие — Екатерина Алексеевна Михайлова, вторая жена императора Российской империи (РИ) Петра I Великого.

Справка

Родилась: 15 апреля 1684 года, Крустпилс в Лифляндии (ныне территория северной Латвии и южной Эстонии).

Умерла: 6 мая 1727 года (43 года), Царское Село, Санкт-Петербург, Российская империя

В браке с: Иоганн Крузе, затем Пётр I (с 1707 года),

Родители: Доротея Ган

Дети: Елизавета Петровна, Анна Петровна, Пётр Петрович, Павел Петрович, Екатерина Петровна, Маргарита Петровна, Наталья Петровна.

Годы правления: 28 января 1725 — 6 мая 1727

В её честь Петром I учреждён орден Святой Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (построенный при её дочери Елизавете Петровне).

По одним сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим — шведского квартирмейстера по фамилии Рабе, по третьим – еврейка, т.к. имя и отчество ей заменили, потому что от своего отца Самуила Императрица Российская не отреклась!

Судя по портретам – в молодости аппетитная красавица, а с возрастом – прям не очень (на мой взгляд)).

Она обладала даром целительства, и во время эпилептических припадков Петра прикосновением могла успокаивать и исцелять государя: редчайший дар!

Для выяснения происхождения Марфы Самуиловны, в Петербург были доставлены ее родственники, которым тотчас присвоили графские титулы(!). Однако сразу после представления Государю оба (Карл и Фридрих) приказом комиссии Репнина были выдворены из столицы в отдаленные части необъятной страны.

Документально известно, что родные сестры матери Императрицы были замужем за Веселовскими, принадлежавшими к влиятельному еврейскому роду, один из членов которого Абрам Веселовский, дослужился до адьютанта Петра и был с Царём во время Полтавской Битвы (Белозозерская Н.А. «Происхождение Екатерины Первой», Исторический Вестник. №1. 1902; В.Анохин «Императрица Марта». 2009).

А поскольку Марфа Самуиловна является праматерью всех русских царей - потомков Петра Великого, в каждом из них русской крови столько же, сколько еврейской: Императрица Елизавета, дочь Петра Алексеевича Романова и Марфы Самуиловны Скавронской, наполовину русская наполовину еврейка, была еврейкой по галахе, имея еврейкой мать. А поскольку Марфа Самуиловная является праматерью всех русских царей потомков Петра Великого, в каждом них русской крови столько же, сколько еврейской. В Павле Первом, правнуке Петра Первого и “Екатерины” Самуиловны, по одной восьмой (а немецкой 7/8, оставшихся от русской и еврейской «восьмушек»). Во внуке Павла - Александре Втором 1/32 русской и 1/32 еврейской крови. Во внуке Александра Второго - Николае Втором 1/128 русской и столько же 1/128 еврейской (см.: https://proza.ru/2014/10/30/47...

Екатерина II Великая - София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская - (дочь немецкого князя Ангальт-Цербстского). Жена императора Российской империи Петра III.

Д.Г. Левицкий. Екатерина II

Справка

Родилась: 2 мая 1729 года, Щецин, Pomeranya, Пруссия, Священная Римская империя (СРИ)

Умерла: 17 ноября 1796 года (67 лет), Зимний дворец, Санкт-Петербург, Российская империя

В браке с: Пётр III, Григорий Александрович Потёмкин

Родители: Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская, Кристиан Август Ангальт-Цербстский

Дети: Анна Петровна, Павел I, Алексей Григорьевич Бобринский, Елизавета Григорьевна Тёмкина, Безымянный

Годы правления: 1762-1796

Национальность: немка

От чего умерла: кровоизлияние в мозг (инсульт).

Судя по картине, муженек, конечно, худосочен был супротив анпиратрицы)).

Императрица и самодержица Всероссийская (1762–1796). Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа — Петра III, вскоре погибшего при невыясненных обстоятельствах.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян (!) и всесторонним расширением привилегий дворянства. При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно сдвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

Характерной особенностью правления Екатерины II стал фаворитизм, государственные расходы на фаворитов исчислялись десятками миллионов рублей. Повсеместными были коррупция и злоупотребления чиновников.

Мария Федоровна - София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, жена императора РИ Павла I

Александр Рослин. Мария Федоровна

Большую часть XVIII столетия Россией правили женщины – за исключением короткого правления Петра III, чей сын Павел Петрович взошел на престол в 1796 году.

Его первой женой была принцесса Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская (в православии - Наталья Алексеевна), которая умерла при родах.

Второй супругой стала также европейская принцесса, София Доротея Вюртембергская, в православии – Мария Фёдоровна. Родилась в Штеттине.

Талантливый художник и скульптор, владевшая также токарным ремеслом (ничёсе!!), Мария Федоровна много времени посвящала ремеслам и украшению великокняжеской резиденции в Павловске. Став императрицей, Мария направила энергию на благотворительность – она заведовала воспитательными домами, женским образованием, организацией ремесленных школ и училищ, чем продолжала заниматься и после смерти супруга, при своих сыновьях Александре I и Николае I. Скончалась императрица Мария Федоровна в 1828 году.

Елизавета Алексеевна - Луиза Мария Августа Баденская, супруг – император РИ Александр I

Жан-Лоран Монье. Императрица Елизавета Алексеевна

Родилась в Карслруэ, СРИ. Вслед за Марией Федоровной, все жены последующих русских императоров были европейскими принцессами – многие из них были связаны родственными узами. Так, жена Александра I Луиза Мария Августа Баденская (в православии Елизавета Алексеевна) была племянницей первой жены Павла I Натальи Алексеевны.

Жену внуку выбирала сама императрица Екатерина, и свадьбу сыграли еще при ней, в 1793 году. Брак, поначалу идиллический, в итоге не задался – великий князь Александр не скрывал своих симпатий к придворным дамам, саму Елизавету Алексеевну также подозревали в неверности.

Обе дочери – Мария и Елизавета, родившиеся у Елизаветы Алексеевны и умершие во младенчестве, считались детьми, прижитыми от внебрачных связей. Других детей у Елизаветы Алексеевны не было. Она умерла вскоре после смерти Александра в 1826 году, однако ещё долго после её смерти ходили слухи, что императрица на самом деле ушла в монастырь, где жила под чужим именем.

Александра Федоровна - Фридерика Шарлотта Вильгельмина Прусская, жена императора РИ Николая I

Джордж Доу. Императрица Александра Фёдоровна

Родилась в Берлине. Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина происходила из Прусской королевской семьи и познакомилась со своим мужем когда ей было всего 15. Их брак должен был укрепить союз России и Пруссии, а сама принцесса надеялась на спокойную жизнь вдали от интриг, ведь Николай не был наследником престола.

Поженились они в Петербурге в 1817 году, и Фридерика Шарлотта была крещена в православие как Александра Федоровна. Уже через 9 месяцев родился первенец, которому было суждено стать императором Александром II.

Спокойная жизнь четы закончилась в 1825 году, с отречением от престола наследника Константина – Николай стал следующим императором, а жизнь его супруги по долгу звания императрицы превратилась в череду официальных мероприятий, приемов, балов. Жесткое расписание подрывало и без того слабое здоровье императрицы, которая из-за сурового северного климата постоянно болела. Кроме того, к 34 годам она уже была матерью семерых детей. После рождения седьмого ребенка, в 1832 году, врачи не рекомендовали Александре Федоровне беременеть, что окончательно погубило уже неосновательную совместную жизнь супругов.

У императора были всем известные фаворитки, императрица же не располагала своей судьбой. По словам фрейлины Анны Тютчевой, для Николая «это была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться». Она пережила мужа на 7 лет и умерла в 1860 году.

Мария Александровна - Максимилиана Вильгельмина София Мария Гессенская и Прирейнская, жена императора РИ Александра II

Франц Ксавер Винтерхальтер. Императрица Мария Александровна

Родилась в Дармштадте. Великий князь Александр в 1839 году находился в вояже по Европе, и наследнику сватали самых разных европейских принцесс. Он же находил их всех, по воспоминаниям сестры Ольги, «скучными и безвкусными». Принцесса Мария Гессенская (ей было 14), напротив, совсем не старалась понравиться наследнику, и тем самым его и пленила. Но была проблема с происхождением девушки – она считалась рожденной не от отца, а от любовника матери. И хотя ее отец, Людвиг Гессенский, и признал Марию и её брата своими детьми, они с матерью жили отдельно. Чтобы разрешить сомнения, мать Александра - Александра Федоровна сама отправилась в Дармштадт знакомиться с будущей невесткой, и только после этого дала согласие на брак.

В 1840 Мария Гессенская приняла православие с именем Мария Александровна, а через год стала женой наследника. Она была скромной и закрытой, в политической и светской жизни участвовала мало – даже после того, как в 1856 году, в возрасте 30 лет, стала русской императрицей. Царица посвятила себя благотворительности. Она патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 училищ. При её поддержке в России открылось первое отделение Красного Креста.

Отношения супругов со временем охлаждались – царь, по словам современников, слишком любил красивую и свободную жизнь. В 1865 году умер старший сын и наследник - Николай Александрович, после чего императрица Мария «внутренне умерла, и только внешняя оболочка жила механической жизнью», писал современник Сергей Шереметев. Поздние годы жизни императрицы были омрачены романами мужа – свою фаворитку Екатерину Долгорукову, с которой у него было четверо детей, император, не стесняясь, поселил прямо в Зимнем дворце. Мария Александровна не пережила мужа – она умерла в июне 1880 от туберкулеза. Менее чем через год после смерти жены Александр II был убит народовольцами.

Мария Федоровна - Мария София Фредерика Дагмара Датская, супруга императора РИ Александра III

Сергей Левицкий. Императрица Мария Федоровна

Родилась в Копенгагене.

Когда в 1865 году умер наследник престола Николай, его место занял Александр, взяв вместе с тем в жены невесту почившего брата Дагмару Датскую. В православии она стала Марией Федоровной.

Брак, несмотря на обстоятельства, считался счастливым: у супругов родилось шестеро детей. Мария и Александр разделяли увлечения искусством – оба имели художественное образование и проводили досуг, рисуя вместе. Также императорская чета увлекалась коллекционированием – их собрание впоследствии составило основу Русского Музея в Петербурге. Когда семья уезжала отдыхать в финские шхеры или карельские леса, где император предпочитал жить «по-простому», без слуг, Мария Федоровна с удовольствием вела «крестьянский» образ жизни, самостоятельно готовила для своего мужа и семьи.

По традиции Мария занималась благотворительностью, возглавляя также Российское общество Красного Креста. В годы Первой мировой войны именно она, будучи вдовствующей императрицей, заведовала организацией в Петербурге госпиталей и лазаретов для раненых на фронтах. В 1919 она покинула Россию. Умерла в Дании в 1928 году.

Александра Федоровна - Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, жена императора РИ Николая II

Родилась в Дармштадте.

Супругой последнего императора стала женщина из его родственного круга. Алиса Гессен-Дармштадтская приходилась Николаю одновременно четвероюродной тёткой и троюродной сестрой. Против их помолвки выступали родители и Николая, и Алисы, - они прочили своим детям более выгодные партии. Но когда здоровье Александра III начало ухудшаться, он все-таки разрешил сыну жениться. Алиса была крещена в православие с именем Александра Федоровна 2 ноября 1894 года, на следующий день после смерти императора Александра III, а свадьба с Николаем состоялась уже 26 ноября того же года.

Принципиальным вопросом было рождение в семье наследника – однако первые четыре ребенка были девочки. В 1904 году родился царевич Алексей, унаследовавший от матери гемофилию: почти вся жизнь царского семейства была с тех пор подчинена заботе о наследнике. Из-за болезни сына и общей ухудшающейся обстановки в стране у Александры Федоровны участились нервические припадки.

В разгар Первой мировой войны она вместе с дочерями прошла обучение сестринскому делу и ухаживала за ранеными в Царскосельском дворце, переоборудованном под госпиталь. С приходом к власти большевиков царская семья была выслана в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где в июле 1918 года Николай II вместе с женой, детьми и слугами был расстрелян. Спустя 80 лет их останки были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

(см. «9 европейских принцесс, ставших русскими царицами» https://dzen.ru/a/YqmokNYGHyBe...

+++

Так что в родословной наших царей много всяких кровей намешано: и армянской, и греко-итальянской, и еврейской, и немецкой, и датской… Не только царей, но и тех, кто в обозе с ними приезжал.

Удивительно очень... но уж как есть.

…to be continued, тсз)))

Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
  • pretty
  • Вчера 08:20
  • В топе

Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Обсудить
  • А вот эти похожи друг на друеа или я ошибаюсь?
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • "Красно Солнышко" - это вообще не про того Владимира, который крестил "огнем и мечом".. У нас этих Владимиров на Руси было как блох на собаке... И как то давно читал, что многоженство у русских князей до христианизации было в порядке вещей. А возможно и не только у князей.
  • Да уж. Про себя, любимую. В роду, мордва,, поляки, татары, русские. Намешано столько, что, мама не горюй.
  • В статье приведено много фактологии, цифр, дат, много красивых картинок. Но и много путаницы. Например: "царь московского государства провозглашает такое?!!" Нет. Эту мысль провозгласил вовсе не царь, а монах Филофей в 1523 году в посланиях к Великому князю Ивану Третьему: «Два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать». Эта мысль связана с падением Второго Рима - Константинополя 1453 году. Москва стала в результате новым центром православия, правопреемником Константинополя. Далее: небрежно так походя упоминаете, что Владимир крестил Русь "огнем и мечом" - это мол "широко известно". Ага, на чем основана эта "широкая известность"? Вы же в качестве документа в статье ссылаетесь на повесть Временных Лет, а там этого нету от слова совсем. Наоборот, в летописи подробно описано радостное и добровольное крещение Киева - народа и дружины в Днепре. Выражение про крещение "огнем и мечом" встречается впервые в «Истории» В. Татищева (1768 г.). Это его пересказ так называемой Иоакимовской летописи, о событиях в Новгороде. Однако, оригинала той летописи никто так и не видел, современные исследователи склоняются к выводу, что Татищев принял за оригинал подделку 18 века. Третье. Вы приводите очень хорошую цитату, где английского ученого про великодушие, справедливость и миролюбие русских. Про отсутствие у них кровожадности завоеваний. Это верно. Но ведь англичанин пишет это про христианскую православную державу - Российское государство 19 века! А вы сравниваете эти слова с характеристикой князя Владимира ДО его крещения и удивляетесь несовпадению картинки! Ну так пока он был язычник и исповедовал языческий "кодекс чести", в котором было нормально и даже почетно грабить всех, до кого мог дотянуться - от так и действовал. В ПВЛ летописец пишет, что, приняв новую веру - христианство, Владимир полностью поменял свое мировоззрение. Что вполне естесственно. Он даже попытался на несколько лет полностью отменить смертную казнь в своем княжестве. :point_up: И распустил свой "гарем", отпустил своих многочисленных жен и наложниц, (пока бы язычником, многоженство было нормой).