Византия, Крым, бояре Ховрины-Головины и Симонов монастырь

7 576

В истории ничего не пропадает бесследно, особенно богатства)), они перетекают из одной формы в другую… или из карманов одних в карманы других...

В 1453 году звезда Византийского государства закатилась навсегда. Некогда одно из сильнейших государств Европы и оплот православной веры погибло от совместных усилий крестоносцев и турецких захватчиков, не без помощи венецианских олигархов, которые «из корысти ради» натравливали на Византию и тех, и других.

Еще в XI—XII веках, в период ряда сокрушительных поражений и территориальных потерь, в Византии имелось порядка трех сотен аристократических родов, из которых до 15 % составляли потомки выходцев из Армении, или арменизированных районов империи. В период же с IX по XI век число армян в византийской армии и на руководящих постах империи составляло порядка 25 %, а то и больше.

Одним из таких византийских аристократических родов был род Гаврасов (Гавры или Хаврасы, или Ховрины). Представители рода были отмечены в Малой Азии, Западной и Северо-Восточной Армении. Современные исследователи предполагают именно греко-армянское проиcхождение рода.

Эти Гаврасы известны со второй половины X века, как крупные землевладельцы (в Халдии, Колонее и Армениаке – области на востоке Византии). Опираясь на местные ополчения (ЧВК), Гаврасы контролировали плодородные долины и горные перевалы, открывающие доступ к черноморскому побережью, и защищали их от сельджуков и Данышмендидов. Семья была известна своими антиимперскими настроениями - они стремились к автономности своих владений и не раз участвовали в восстаниях против византийских императоров. Однако, со временем часть рода все же перешла на византийскую службу, другая часть — на сторону сельджуков, где в XII—XIII веках они играли очень большую роль. Со временем та часть семьи, что вела свою деятельность в Византии и Греции, была эллинизированна (смешанные браки), а та, которая перебралась в Крым стала феодалами княжества Феодоро со столицей в Мангупе. Сохранился до наших дней топоним Гавро (ныне Плотинное) в Бахчисарайском районе - село входившее в их владения.

Само название Феодоро свидетельствует в пользу версии о происхождении правителей государства из рода Гаврасов. Известно, что покровителем рода Гаврасов по сей день считается святой Феодор Гаврас Стратилат — дука (губернатор и военачальник) Трапезунда, принявший мученическую смерть за Христа в ставке турецкого эмира. На итальянской карте Черного моря Гратиоза Бенинкозы (1474) на месте Мангупа отмечен город Сантодеро, то есть город святого Феодора.

Феодор Гаврас, бесспорно, одна из самых сильных и харизматических фигур смутного времени византийской истории конца XI века. Анна Комнина характеризует его следующим образом: «В царственном городе [Константинополе] находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил дукой Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим».

Сохранилось также изображение святого Феодора на фрагменте Синайской рукописи 1067 года, хранящейся в публичной библиотеке Санкт-Петербурга, где имеется миниатюра с надписью «Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов», где изображен Иисус Христос, возложивший руку на голову святого воина.

Миниатюра Синайской рукописи с изображением Феодора Гавраса/Великомученик Феодор Стратилат Гаврас

Кстати, 2 октября по старому стилю (15 октября – по новому) отмечается день великомученика Феодора Стратилата Гавраса.

Если вспомнить историю, то до появления Крымского ханства полуостров Крым был христианским, а основными жителями его были греки, крымские готы, армяне и те же славяне. Называлось государство, которое объединило все эти народы, княжеством Феодоро. Государство было небольшое и по площади, и по населению (250 тыс. жителей), появилось оно на закате Византийской империи. Здесь процветала византийская традиция православия.

Княжество Феодоро перед завоеванием его турками (середина XV века): 1 — территории Мангупского княжества; 2 — границы владений Генуэзской республики; 3 — Крымское ханство

Историки считают, что Ховры/Гавры принадлежали к правящей в небольшом православном крымском княжестве Феодоро со столицей в Мангупе династии Комниных (Комрины, Ховрины), предположительно, из древнего армяно-греко-византийского рода. В древнерусском памятнике литературы 1389 года «Словѣ о житіи и преставленіи Великого князя Димитрія Іоанновича» в рассказе о женитьбе Дмитрия Донского на княжне Евдокии Дмитриевне упоминается её бабушка — великая княгиня Анна Васильевна, жена великого князя Суздальского Константина Васильевича и дочь греческого (мангупского) князя Василия, отца Степана (Стефана) Васильевича Ховрина. А один из членов клана - Михаил Габрас/Гаврас был выдающимся военачальником при императоре Мануиле Комнине. Поэтому нет ничего невозможного в том, что одного из членов этой семьи византийский император назначил топархом Готии и что этот род, в конечном счете, вырос до положения независимой династии, – писал известный исследователь в 19 веке [Braun, 1890, p. 44-45].

Упомянутый выше Михаил Гаврас был прямым предком или близким родственником самого известного представителя и впоследствии патрона этой восточной династии - Феодора Гавраса, известного также как святой Феодор (Гаврас) Стратилат.

С приходом генуэзцев на Крымское побережье от Чембало (ныне — Балаклава) до Кафы (ныне — Феодосия) во второй половине XIV века экономическим центром полуострова становится Кафа с главным невольничьим рынком на Чёрном море. Генуэзцы вытесняли всех конкурентов, в том числе в Су-роже (Судак) и Херсонесе. Местные купеческие династии на рубеже XIV—XV веков начали перебираться в Московское княжество.

В 1913 году при раскопках мангупской базилики (главный храм Феодоро и центр Готской епархии) обнаружились надписи с именами местных правителей второй половины XIV века – Василия и его сына Стефана.

В конце XIV века из Феодоро в Москву переселилась часть княжеской семьи самих Гаврасов, давшая начало боярской московской династии Ховриных, а именно - в 1391/1399 году из Феодоро пришел в Москву Степан (Стефан) Васильевич Ховра (Ховрин) со своим сыном Григорием. Семейное предание гласит, что Великий князь Василий I Дмитриевич благословил его в Москве и при принятии на службу пожаловал Стефана иконами «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская», писанными Андреем Рублевым, которые еще в первой половине позапрошлого века находились в церкви села Новоспасское, принадлежавшего тогда Головиным [Казанский, 1847b, с. 16, 23-24]. 

Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева/Влахернская икона Божией Матери – семейная святыня Головиных.

Также из феодоритского правящего дома происходила княжна Мария Мангупская (Палеолог) — супруга Стефана Великого, господаря Молдавии. А вот её сестра - Софья Палеолог вошла в историю как жена московского государя Ивана III, т.е. род Ховриных (Гаврасов) напрямую породнился с Великими князьями московскими. И эта семья впоследствии оставила очень большой след в истории Московского государства. Их потомки перешли на русскую службу, русифицировались и положили начало русскому боярскому роду Ховриных и его продолжениям - Третьяковым и Головиным.

На юге Москвы в 14 веке был образован Симонов монастырь, как форпост, обороняющий столицу. Земли под него были пожертвованы Стефаном (Степаном) Ховрой - родоначальником этой знаменитой фамилии. Строился он, соответственно, как крепость. Именно в этот монастырь начинают делать вклады и ведут тут строительство первые представители рода Головиных. О связях Ховриных-Головиных с монастырем свидетельствует запись на страницах Вкладной и Кормовой книги этой московской обители, дошедшей до нас в копии XIX века: «Григореи Ховра да жена его Агрепена начало учинили Симонову монастырю и церковь каменную болшую они воздвигли». Центральный храм нового Симонова монастыря был посвящен Успению Богородицы. Эта каменная церковь, одна из самых больших в Москве, сооружалась на средства Григория Стефановича Ховры. Она же стала фамильной усыпальницей Ховриных-Головиных: здесь были похоронены схимомонах Стефан (Симон) и сын Дмитрия Донского князь Константин Псковский, а также её первый строитель — Григорий Степанович Ховрин.

Внук Степана - Владимир Григорьевич Ховрин–строитель, (? – после 1484) –получил боярский статус и стал великокняжеским казначеем благодаря финансовым услугам, оказанным князю Василию II Васильевичу (Тёмному) во время войны с его родственниками, удельными князьями. Казначейское дело на Руси было неотъемлемой частью и орудием внутренней и внешней политики, развивалось одновременно с зарождением и становлением Русского государства. Личные финансы московских князей не отделялись от финансов княжества, и все поступления стекались в княжескую казну. Владимир Ховрин стал первым казначеем на Руси. Историк А.А. Зимин называет В.Г. Ховрина одним из богатейших людей Московского княжества второй половины ХV века, кредитором великих и простых князей!

В 1449 году перед своим двором в Кремле он построил храм во имя Воздвижения креста Господня. Историк Н. Карамзин в примечании 386 к V тому «Истории государства Российского» указывает: «Въ 1450 году … Воло-димеръ Григорьевичь Ховринъ Казначей поставилъ церк. кам. на Москвѣ на своемъ дворѣ Воздвиженіе на мѣстѣ первыя каменныя же, что роспалася въ пожаръ по Суздальщинѣ.», то же описывается в работах исследователя русского средневековья А. А. Зимина, русского богослова и историка П. С. Казанского и Устюжской летописи. Это самое раннее свидетельство о применении кирпича в московском строительстве.

Историк Н. Молева считает, что церковь Воздвижения была построена Владимиром Ховриным в основанном им же Крестовоздвиженском монастыре, которому обязана своим названием улица Воздвиженка.

В описаниях церквей, построенных Ховриными, указывается о наличии внизу нескольких «передѣловъ» (отдельных комнат или палат), и при них — каменных погребов. После сильных пожаров в Москве в 1445 г. и 1457 г., уничтожавших каждый раз почти треть города, было необходимо возведение в Кремле каменных кладовых палат для сбережения имущества от пожаров. Видимо поэтому активной строительной деятельностью первыми занялись хранители казны, представители богатого рода. Имея двор в Кремле, бояре Ховрины возвели для себя каменные палаты («Головины палаты»), что было большой редкостью для Москвы того времени. В отличие от других именитых московских бояр, чьи дворы в конце XV века Иван III Васильевич перевёл за пределы Кремля, род Ховриных-Головиных сохранил в Кремле свои усадьбы.

Став казначеем, боярин Владимир Ховрин занял видное и влиятельное положение среди бояр Московского княжества. Он ведал не только великокняжеской казной, но занимался и другими государственными делами. В функции первых казначеев входило: сбор податей, получение и хранение денег, драгоценностей, ларцов и ключей от них, судебно-административная повседневная практика (составление духовных и жалованных грамот), поземельные (составление купчих и меновных) и дипломатические отношения (передача ценных даров правителям других государства).

Располагая высоким доверием московского князя Ивана III Васильевича (Великого) и митрополита Филиппа, в 1473 году первый казначей исполнял надзорные функции за расходами казны при постройке Успенского собора в Москве.

Поскольку государственная служба была обязательной для богатых московских купцов и их детей, В. Ховрин обучил казначейскому делу своего второго сына Ивана (Голову). В 1453 году князь Василий (Тёмный), посылая дорогие подарки и значительную сумму денег греческому императору Константину, избрал в качестве посла в Царьград (Константинополь) «человѣка честнаго, ближняго» — молодого казначея, своего крестника Ивана Владимировича. Через три года, «…въ 1456, Иванъ Владимiровичъ, въ качествѣ Государственнаго Казначея, принялъ от Новгородцевъ тысяч сто рублей, въ уплату Великому Князю Василью Васильевичу, залоговъ по Демоновскому условiю». В 1504 г. князь Иван Борисович Волоцкий завещал отдать Ивану Владимировичу (Голове), сыну В. Ховрина, долг в 20 рублей. В 1510 году Дмитрий (Овца), младший сын В. Ховрина участвовал в переговорах с псковичами по случаю упразднения Псковской вольной свободы, исполняя посольские дела.

Достигнув преклонного возраста, Владимир Ховрин удалился в Симонов монастырь, где принял постриг с именем Варфоломей и скончался около 1490 года.

В Симоновом монастыре, построенном на его земле и на его деньги, он «поставил церковь кирпичную Преображения, да в пределах собор Архистратига Михаила и ограду кирпичную около монастыря».

Но у историков есть разночтения: по одним данным Владимир Григорьевич Ховрин в конце дней своих принял постриг в Симоновом монастыре под именем Варфоломея, где и был похоронен. А историк М. Пыляев называет Владимира Ховрина схимником Крестовоздвиженского монастыря и считает, что он был погребен именно там.

У Владимира была дочь Евдокия и 5 сыновей: четыре Ивана и Дмитрий. Рассмотрим часть генеалогического древа от Ховриных до Головиных, Третьяковых-Ховриных и Михаила Федоровича, первого из Романовых на Российском троне:

Герб Ховриных-Головиных внесён в V часть Общего Гербовника российских дворянских родов. На нём — морская атрибутика (корабельные флаги и якоря), коронованные львы с обнажённой шпагой и стрелою, взор которых обращён к щиту. Расположение щита на горностаевом меху — атрибут принадлежности к княжескому роду, девиз: «Et consilio et robore» («Советом и мужеством»).

Иван Владимирович Голова–Ховрин (1470? – 1509), крестник Ивана III, боярин и казначей, родоначальник Головиных. Прозвище «Голова» стало фамилией для его потомков. Вот три версии появления прозвища: у него была большая голова; был очень умным; просто за то, что его крестил Великий Московский князь. Он был наблюдателем за постройкой Успенского собора и одним из первых в Москве построил себе кирпичные палаты.

От брака Ивана Головы с Анной Холмской, дочерью военачальника Даниила Холмского, пошел род Головиных, выдвинувший в XVI – XVII вв. восемь окольничих и шесть бояр [Соловьев, 1989, с. 744].

Уйдя в старости в монастырь Иван Владимирович Головин, в иночестве он – схимонах Иона, пользовался большим доверием Иосифа Волоцкого. В 1507 был послан к великому князю Василию III за поддержкой монастыря от притязаний удельного князя Фёдора Борисовича Волоцкого. Погребен в Иосифо-Волоцком монастыре.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Верхнее фото - начало ХХ века

В честь Ивана Головина назван Головинский район в Москве. На нынешнем Кронштадтском бульваре - на территории все того же в прошлом села Головино - сохранилась Колокольня Казанского Головинского монастыря, уничтоженного, как и многие монастыри, в советское время.

Колокольня до сих пор тревожит округу своим чистым звоном.

А ещё на карте Москвы есть Головинский парк, правда поменявший своё имя в 18 веке на Лефортовский, но прочно оставшийся на языке коренных москвичей. Слава Богу, на памятной табличке в парке это упомянуто! Головинский сад был построен по заказу генерал-фельдмаршала Фёдора Алексеевича Головина, сподвижника Петра I. Это был самый большой сад в Москве XVII века.

Фёдор Алексеевич Головин был государственным канцлером, президентом Посольских дел, главой Оружейной, золотой и серебряной палат, управляющим монетным двором, военачальником и даже наместником Сибирским. Первым кавалером ордена Андрея Первозванного тоже был Фёдор Головин. Именно он получит графский титул Римской империи. И на Гербе появится девиз: "И советом, и мужеством". Именно эта графская ветвь рода угаснет то ли в конце 19, то ли в начале 20 века.

В Немецкой слободе Фёдор Головин строит и огромную усадьбу с дворцом, в котором, по легенде, Петр I принимал французских послов в начале 18 в. Головинский дворец потом перестроят. Но он тоже остался в истории Москвы, на её карте и сегодня на него тоже можно полюбоваться. Правда называется он теперь Екатерининским.

Остались представители рода Головиных-Ховриных в истории и топонимике Москвы. Григорий Ховра в 15 веке обзавелся под Москвой вотчиной, на месте которой выросло селение Ховрино на реке Лихоборке, а в 1585 году оно впервые упомянуто в бумагах. Сегодня это место в столице также сохранило своё историческое название в виде названия района Москвы. А теперь на радость москвичам метро есть и в Ховрино.

Кроме села Головино, ставшего вотчиной в 16 в, в состав Москвы вошли и оставили ей свои названия Головинские пруды, где когда-то разводили рыбу к царскому столу. Сегодня это территория бывшей московской усадьбы Михалково.

В честь Ивана Головина назван Головинский район в Москве. Изображенный на гербе этого района витязь в шлеме с кольчужной бармицей – это и есть Иван Ховрин-Головин.

В 1565 году, при Иване IV Грозном, семья попала в опалу, став жертвой неудавшегося заговора. К середине XVI века Головины как представители боярской олигархии достигли огромного влияния в Московском государстве. Однако оно стоило семье очень дорого. В 1562 году по приказу Ивана Грозного был казнен Иван Фома Петрович Головин, окольничий, казначей и воевода. В 1565 такая же судьба постигла его младших братьев - окольничих Василия Петровича, Петра Петровича и Михаила Петровича Меньшего, обвиненных в заговоре против царя. На следующий год был убит старший в роде – казначей Михаил Петрович Большой.

В начале царствования Федора Иоанновича один из лидеров Боярской думы, казначей Петр Иванович Головин возглавил борьбу против бывших опричников, в чем его поддержали бояре Мстиславские, Шуйские, Романовы, Голицыны и Шереметьевы. Хотя ему и удалось одержать победу над Богданом Бельским, вызов, брошенный всесильному временщику Борису Годунову, оказался роковым для Головиных. По обвинению в хищении из казны и попытке отравления царского любимца они были лишены своих постов и отправлены в ссылку, а сам казначей тайно умерщвлен в тюрьме. Его родственники смогли вернуться ко двору только спустя 20 лет при Лжедмитрии I.

Однако с середины XVII века Головины постепенно сходят с исторической сцены. Мы часто встречаем их среди придворных и в гвардейских полках, но никто из них больше на занимал высших государственных должностей. Дослужившись до какого-нибудь военного или гражданского чина, они предпочитали удаляться в свои имения и заканчивали свою жизнь в занятиях охотой и сельским хозяйством [Головин, 2021, с. 22-23].

Старшая ветвь Головиных жила в селе Новоспасское-Деденево. Здесь они превратили свою усадебную церковь в соборный храм женского монастыря, которому пожертвовали свою богатую коллекцию древних икон, книг и мощей. Ее последним представителем был Федор Александрович Головин – видный земский деятель, член кадетской партии, председатель II Государственной Думы. В своих записках, составленных в годы гражданской войны, он высказывал сожаление о смерти славного рода и тревогу за дальнейшую судьбу европейской цивилизации в связи с распространением большевизма. Ф.А. Головин, оставшись в советской России, был в 1937 году расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

Считается, что еще ранее пресеклась младшая (графская) ветвь. Последним носителем графского титула был Александр Иванович Головин, сын Ивана Сергеевича Головина (1776-1821) [Петров, 1885, с. 268-272].

Илья Репин. Графиня Головина (1896)/ Ф.А. Головин – председатель II Государственной Думы.

Однако определениями Правительствующего сената в графском достоинстве с 1800 до 1861 год были утверждены еще несколько представителей семьи, отсутствующие в справочнике П.Н. Петрова. Как сообщил в личном письме создатель Фонда Головиных Лео Головин, потомки одного из них живут и сегодня [Головин, 2019].

Иван Владимирович Третьяк-Ховрин был прозван Третьяком, вероятно, чтобы отличать его от двух старших братьев: Ивана Хазюка и Ивана Головы (третий Иван в семье). Первое время, как и Головины (потомки Ивана Головы), занимали посты казначеев, составлявшие высшую аристократию московского государства, в XVI–XVII веках были стольниками и воеводами в разных городах. Род Третьяковых-Ховриных занесён в Бархатную книгу (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России) 1687 года, но угас ещё до её составления.

Бархатная книга, напечатанная Н.И. Новиковым воспроизводилась по «самовернейшим спискам, из которых иные писаны старинным, а другие новым письмом, из коих заслуживает вероятия сообщенных ему от господина действительного статского советника Ф. И. Миллера»

Дмитрий Владимирович Овца-Ховрин (? – 1510) государственный деятель и дипломат, казначей, кредитор князей. Следил за сбором налогов, таможенных сборов и иных поступлений, за их ответственным хранением и расходованием, лично отвечал за хранение «ларцов с казной». Обладал правами «боярского суда», выступал в качестве апелляционной судебной инстанции в Москве по поземельным, заёмным и кабальным делам (1490–1508), поступавшим от местных судей как минимум 5 уездов. Участвовал в дипломатических переговорах (1489–1510) единолично и вместе с дьяками Казны с послами: Священной Римской империи, Швеции, Ногайской Орды, Крымского ханства, паши г. Кефе (ныне Феодосия), Великим княжеством Литовским.

Внучка Дмитрия Ховрина, Варвара Ивановна Ховрина, была первой супругой боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, матерью Феодора Никитича Романова, и, соответственно бабушкой Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Похоронена в Новоспасском монастыре. Восстанавливая монастырь и усыпальницу Романовых в 90-х годах XX века, настоятель монастыря архиепископ Алексий (Фролов) нашел надгробие Варвары Ивановны Ховриной: «Лета 7063 (7063-5509=1554 от р. х), июня в 18 день, на память святого мученика Леонтия, преставилась раба божия Варвара, Никиты жена Романовича Юрьева».

+++

Симонов монастырь – самый грозный и самый забытый монастырь Москвы!

Через всю историю Ховриных-Головиных проходит их особая страсть к строительству церквей, их украшению, к собиранию редких икон и драгоценных предметов церковного культа. На протяжении 300 лет они были теснейшим образом связаны с Симоновым монастырем в Москве, на кладбище которого нашли последний приют многие представители рода Ховриных-Головиных-Третьяковых.

Он был основан учеником и племянником Сергия Радонежского, Феодором, в 1370 году, но в другом месте – там, где сейчас стоит храм Рождества Богородицы. Но в 1379 году его перенесли в место, которое назвали Новое Симоново. Землю на высоком берегу Москвы-реки под новое строительство пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Тогда же заложили новый каменный храм, который был освящен в 1405 году. Главной святыней того храма стала Тихвинская икона Божьей матери, которой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Самым подробным изложением архитектурной истории этого монастыря является книга «Симонов монастырь. Зеркало истории» в 700 страниц архитектора-реставратора Лидии Шитовой.

Книга получилась случайно, когда монастырем с 1956г. занимались в 13-й реставрационной мастерской, в которой работала Л.А. Шитова. Материалов накопилось очень много, но оказалось, что они не будут востребованы – тогда их просто опубликовали, чтобы не пропала работа: «Мы не дождёмся реставрации, но может те, кто придёт за нами, дождутся, и им не придётся заново проходить весь путь» (с).

Если очень коротко, то: это был один из самых знаменитых и любимых монастырей не только в Москве, но и в России. Являлся ставропигиальным монастырем (*), которых в России было всего семь.

(*) Ставропигиястатус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Ставропигиальный статус является самым высоким.

По летописи монастырь основан в 1370 году, но даты разнятся.

Архитектурный ансамбль новой обители начал формироваться в пятнадцатом веке. Территория постепенно, но планомерно расширялась, и вскоре Симонов монастырь сделался одним из самых богатых и почитаемых в стране.

Симонов монастырь служил определённой преградой от орды со стороны Рязани. В смуту был взят и сильно разорён. После этого, в начале 17 века стены заменены, все постройки приведены в замечательное состояние (жертвователи - Ховрины). Всё князья, и все Романовы не жалели средств для поддержки монастыря, одаривали землями, одних крестьян было более 12 000 мужиков.

Во времена Петра I был введен закон о передаче части средств от доходов монастыря в Синодальное правление. Тогда настали непростые времена для всех монастырей - в 18 веке средств катастрофически ни на что не хватало.

В 1771 г. — эпидемия чумы, все насельники погибли. В 1788 г. — монастырь упразднен и передан под госпиталь. Но москвичи составляют прошение (это сделал Алексей Иванович Мусин-Пушкин, который уговорил Екатерину II вновь открыть Симонов монастырь), и в 1795 г. монастырь возвращает свои владения и статус.

Возрождение вроде бы началось, но в 1812 г. французы полностью разоряют монастырь (вывозят все архивы и богатства ризницы), и поджигают. К 1823 г., как феникс, он вновь возрождается на собранные пожертвования.

От крупных жертвователей за 19 век было получено около миллиона рублей. В т.ч. на эти средства архитектором Тоном выстроена колокольня в 1839 году, превзошедшая по высоте колокольню самого Ивана Великого. С нее открывался вид на всю Москву златоглавую. Тогда же начинают вести летопись монастыря.

За этот период был уничтожен старый некрополь и «очищено место, чтобы тут класть знатных покойников за дорогу цену»!!

В 1914 г. часть территории отчуждается для прокладки ж/д. Ну и, наконец, в 1918 г. изымаются все ценности, братия репрессирована, последний игумен скончался в 1925 г. на Соловках.

В 1928 г. были уничтожены древние надгробия. Вместе с надгробьями навсегда исчезли Успенский собор, чей иконостас расписывали собственноручно Андрей Рублев и Максим Грек, Спасская церковь, церковь Сошествия Святого Духа, храм Знамения Пресвятой Богородицы и многие другие святыни и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – Сторожевая и Тайнинская башни. До наших дней сохранился лишь храм Тихвинской иконы Божьей Матери, возведенный в 1677 году.

Во время уничтожения монастыря потревожили прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка» и поэта Веневитинова. Тела эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилий: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны.

А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

В 1929 г. принято решение о строительстве Дома Культуры завода ЗИС (ЗИЛ), отдается распоряжение о сносе монастыря. Команда архитекторов из реставрационных мастерских спешно делают обмеры. Монастырские постройки взрывают. Его взорвали в ночь на 21 января 1930-го года, в шестилетнюю годовщину смерти Ленина. Различные кельи, примыкающие к снесенным стенам, обмеряны не были, не успели. Уцелевшие — идут под хозяйственные нужды, постепенно приходя в ужасное состояние.

Красноармейцы на субботнике выносят имущество Симонового монастыря

Заказ на изучение монастыря поступает только в 1956 г., но работы не могли производиться, так как все помещения использовались различными организациями. Тут были даже гальванические ванны, сливались кислотные воды, портились своды, в итоге к 1982 г. кое-что обрушилось, после чего дело немного сдвинулось с мертвой точки - был подготовлен большой объем проектной документации и даже начались какие-то реставрационные работы.

В 1994 г. территорию с уцелевшими постройками вернули РПЦ, но финансирование прекратилось, и полностью ничего сделано не было.

На сегодняшний день настоятелем монастыря является Андрей Горячев. Средств на необходимые работы по-прежнему не хватает.

Представление об ансамбле Симонова монастыря дает схема с указанием сохранившихся и разрушенных построек:

Из сохранившегося:

Башня «Дуло». Это самая величественная башня крепости, ее фото традиционно помещают во всех изданиях по истории русской архитектуры. Существуют две версии происхождения названия башни: первая, башня была названа по имени предводителя татарского войска, убитого с этой башни стрелой, и вторая - напоминает ствол пушки. Выстроена она в стратегически самом ответственном месте – в юго-западном углу монастыря, защищая подходы от реки Москвы. Произведенные исследования кладки башни «Дуло» и примыкающих к ней стены западного и южного прясла, указывают на одновременность их постройки. И это время 1630-1640-х годов.

Следующая башня «Кузнечная» расположена в прясле южной стены. Эта самая маленькая по размерам башня монастыря имеет в плане пятиугольную форму. Из плоскости стены она выступает утюгом с тупым углом. Ее стены толщиной 1,8 м прорезаны редко расставленными узкими бойницами, расположенными в два яруса. Башню венчает пояс нависающих над стеной машикулей. Кирпичная кладка бойниц декорирована белокаменными клиньями.

Башня «Солевая», расположенная в юго-восточном углу крепости, как и башня «Дуло», имеет многогранную форму, но уступает ей в размерах. Высокие гладкие стены восьмигранного объёма завершаются над машикулями глухим парапетом.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери: в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату. Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

Первоначально за работу по сооружению Тихвинской церкви взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древне-московской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви.

Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма. Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

Эта фреска находится в притворе Трапезной. Удивительно, но она сохранилась во вполне достойном состоянии: удивительно и то, что вокруг всё закрашено свежей известкой. Кстати, об этой фреске ходит легенда, что она потихоньку "проявляется", становится ярче и светлее.

Сейчас (2021-2022) храм выглядит так:

А это вид придела святителя Феодора, основателя монастыря.

+++

Симонов монастырь: несколько фото с закрытой территории

Это одно из самых необычных мест в городе, про которое крайне мало информации (да, даже несмотря на то, что про него написано немало книг). Почему-то один из самых значимых монастырей Москвы пребывает ныне (2022) в полнейшем запустении, и перспектив на улучшение ситуации пока не предвидится.

Крещальня Симонова монастыря. Удивительный контраст: такая запущенная территория снаружи и такая красота внутри. Видели ли вы где-нибудь ещё в России подобные витражи? А купели подобные видели?

А этот крест сфотографирован в старинном храме Рождества Богородицы - знающие люди вынесли однозначный вердикт: лапчатый крест - древний символ тамплиеров?! Решетка с розочкой

По материалам:

Византия умерла, да здравствует Феодоро! https://histrf.ru/read/articles/vizantiia-umierla-da-zdravstvuiet-fieodoro

Крепость веры. Великомученик Феодор Стратилат Гаврас https://pravoslavie.ru/131365.html

Династия Гаврасов-Таронитов. Потомки святого Феодора Стратилата https://krimoved-library.ru/books/zagadka-knyazhestva-feodoro9.html

Люди «из Мангупа, да из Судака» https://mangup.su/persona/iz-mangupa-da-iz-sudaka.html

Бояре Ховрины – предки Головиных, Третьяковых и Романовых. "Родовой" монастырь Ховриных https://dzen.ru/a/Zoz6tunmSBCuWczs

Симонов монастырь. Архитектурный сиам https://bogachkova1957.livejournal.com/73617.html

Взорванная история Симонова монастыря https://dzen.ru/a/YV37se66sTPGJ5ld

Симонов монастырь: фото с закрытой территории https://architectstyle.livejournal.com/520681.html

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
  • Неблагодарное дело разбираться в династиях княжества Феодоро. Напаскудили в них армяне как евреи в святой земле. Не лучше и другие наследники Тавриды. Ясно одно в Крыму в горно-лесной местности проживали русичи, которые после 1475 года после завоевания Крыма Османской империей переселялись на Русь.