КАК БИБЛИЯ СОВЕТУЕТ ОБЩАТЬСЯ С ТРОЛЛЯМИ?

0 584

Тролли – это обычное явление для большинства групп и форумов. Это люди, которым очень нравится провоцировать других людей на споры. Для троллей это вроде игры и эмоциональной подпитки.

Люди, которые легко провоцируются, очень от этого страдают – потраченных сил и времени им уже никто не вернет.

Тролли – проблема древняя, например, с ними пришлось столкнуться Неемии:

«Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? Уже не думаете ли возмутиться против царя?

Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Неемия 2:19-20).

Эти люди хотели обвинить Неемию в мятеже и предательстве: «Не думаете ли возмутиться против царя?». Хотя сам царь повелел им строить стену, а, следовательно, они находились под его защитой.

Библейские советы по общению с троллями

В Библии троллей чаще всего называют глупыми или кощунниками.

Для них слишком высока мудрость (Притчи 24:7); они любят ссоры и грех (Пр. 17:19); легко злятся (Пр. 29:11); терпеть не могут что-то изучать, а только хвастать своим умом, не дослушивают людей до конца (Пр. 18:2,14); важные речи у них выглядят неуместно (Пр. 17:7).

Кощунники толкуют и излагают все в наихудшем свете, пренебрегают и высмеивают всякого, кто стал на их пути, и гордятся тем, что вводят в заблуждение и оскорбляют все человечество.

Глупость разрушает их жизнь, но при этом они злятся на Бога (Притчи 19:3).

Что же с ними делать? В Притчах Соломона мы видим на первый взгляд весьма неоднозначный совет: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (26:4-5)».

Очень хорошо это место объясняет Мэтью Генри[1]:

1. В некоторых случаях мудрый не будет напрягать свои мозги, чтобы отвечать глупому по глупости его. «Если он хвалится, то не отвечай ему тем же и не хвались. Если он бранится и говорит несдержанно, не ругайся и не отвечай тем же. Если он солгал, то ты не лги в ответ, чтобы не быть похожим на него. Если он клевещет на твоих друзей, то ты не наговаривай на его друзей. Если он вводит в заблуждение, не отвечай ему тем же, чтоб и тебе не сделаться подобным ему, так как ты знаешь лучшие блага, имеешь больше благоразумия и лучше научен».

2. В то же время в других случаях мудрый человек должен использовать свою мудрость для обличения глупца, когда, обращая внимание на то, что он сказал, есть надежда сделать ему хорошо или по крайней мере помешать ему причинить зло себе или другим. «Если у тебя есть основание думать, что твое молчание будет воспринято как подтверждение слабости твоего положения или твоей личной слабости, в таком случае отвечай глупому, и пусть это будет ответ ad hominem – достойный; бей его его же оружием, и это будет ответ ad rem – по делу, то есть такой же хороший. Если он выдвигает нечто, напоминающее аргумент, ответь на него и приспособь свой ответ к его ситуации. Если он считает, что раз ты не ответил, то на его аргумент нельзя возразить, тогда ответь ему, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих и не хвастал своей победой». Ибо оправдана премудрость всеми чадами ее (Лук 7:35)[2].

В Притчах 23:9 написано: «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои».

Давайте снова обратимся к комментариям Мэтью Генри:

«Этот стих призывает нас не бросать жемчуга перед свиньями (Мат 7:6) и не подвергать священные вещи презрению и осмеянию мирскими насмешниками. Наш долг – использовать любую подходящую возможность, чтобы говорить божественные истины, но есть люди, которые будут высмеивать все, даже благоразумные и уместные истины; они будут пренебрегать не только словами мудрого человека, но и их мудростью – тем, что наилучшим образом послужило бы для их собственного назидания; они особо будут порочить эти истины, словно в них есть плохой замысел и они должны быть бдительны к ним.

Поступающие так лишают себя пользы, получаемой от доброго совета или наставления, а мудрому человеку не только не позволено, но и советуется не говорить в уши таких глупцов. Пусть остаются глупыми и пусть драгоценное дыхание не коснется их. Если слова, сказанные мудрым человеком, не будут услышаны, то пусть он сохранит свой мир и испытает, проявят ли внимание к его мудрости» [3].

Как лучше ответить троллю?

«Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» (Притчи 20:3).

Если вы получаете комментарий, в котором чувствуется издевка или неуважение, то, скорее всего, это тролль. Например, это может выглядеть так: «Бред!», «Не надо мне лапшу на уши вешать», «Все не так просто, так что не надо тут ля-ля». Обычно в них нет обоснованных аргументов, подкрепленных доказательствами из надежных источников (научные данные, Библия, официальная статистика). Мудрый человек не будет так писать.

Можно ответить: «На безосновательные комментарии с подтруниванием над недалеким собеседником я не отвечаю». С некоторыми троллями это работает.

Если попался совсем тяжелый случай, то Библия советует таковых выгонять:

«Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань» (Притчи 22:10).

Он должен быть удален, как был изгнан Измаил из семьи Авраама, когда он смеялся над Исааком[4].

Библия говорит, что кощунник это мерзость для людей:

«Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей» (Притчи 24:9).

Кто старается сделать других ненавистными, делает таковым себя.

Поправлять и троллить – разные вещи

Библия призывает нас наставлять других:

«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Притчи 28:23).

«А обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притчи 24:25).

«Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха» (Притчи 25:12).

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего» (Матф. 18:15).

И предупреждает об опасности лести:

«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притчи 29:5).

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что надо ответить троллю, если есть публика, которая следит за вашей беседой и может подумать, что у вас нет ответа. Отвечать лучше кратко, достойно и как можно скорее уклониться от спора.

Не надо опускаться до уровня глупого в своем ответе, разбрасывать драгоценности перед теми, кто их презрительно осмеет.

Необузданных троллей следует удалять из своего общества.

Да поможет нам Бог быть мудрыми и знать как кому отвечать! Ведь, как известно, «начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум».


С уважением, Наталья Агеева


Ссылки

1. Мэтью Генри (англ. Matthew Henry; 18 октября 1662 — 22 июня 1714) — английский комментатор Библии и пресвитерианский священнослужитель.

Главным трудом Мэтью Генри является шеститомная работа Exposition of the Old and New Testaments («Толкование Ветхого и Нового Заветов»). 

2. https://bible.by/matthew-henry/20/26/

3. Притчи 23 глава – толкование Мэтью Генри – Библия: https://bible.by/matthew-henry/20/23/

4. Притчи 22 глава– толкование Мэтью Генри – Библия: https://bible.by/matthew-henry/20/22/


Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...