Участие русов в Первом Крестовом походе. Русские места в Сирии.

0 2379


Осада Антиохии

1097 год. В «Истории Антиохии и Иерусалима» XIII в. (L'histoire de Jérusalem et d'Antioche) указывается, что во время первого Крестового похода в сражении под Никеей особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии

Как и выходцы из других стран, русы держались компактной группой. Ими был основан город, называвшийся в источниках Руссой, Россой, Ругией, Руйей, Рурсией (Руйат в Сирии). В названии города (Russa, Rossa, Rugia, Rugen, Roiia, Rursia, Rusa) повторяются основные варианты, в которых имя Русь известно источникам.

сражении под Никеей

1229 год. Савва Сербский (первый архиепископ) остановился в Иерусалиме в «рушьском» (то есть Русском) монастыре, считая монахов его своими сородичами.

Савва Сербский 

Откуда русы начали поход на Иерусалим?

Иностранные источники XII - XIV веков часто проливают свет на процессы предшествующего времени. Наличие в Европе "Русий" в этот период может оказаться основанием для понимания сведений о "русских" графах, герцогах и т. п. в VIII - IX веках, а также для понимания сюжетов саг и сказаний, в которых "рутены", "русские", воюют с готами, гуннами, данами еще в V - VIII веках.*

В крестовый поход русы шли с севера. Лангобард Лиутпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными», есть мнение, из-за красного цвета щитов), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». 

Более того, русы вышли из своего королевства Русь (Руссия) с центром в Шлезвиге (порт  Любек, Любица). Балтийское море в то время называлось "морем Ругов" ( по документам  946 и 1150 гг.)

Средневековый островной город-порт Любица

Историки пытаются скрыть этот период, не употребляя слово "русы", называя это место  "славянским торговым поселком и небольшой княжеской крепостью Любице («Любимая»), ставшей к концу XI в. резиденцией ободритской династии" неких "наконидов".

Но есть письменные доказательства наличия королевства Русь на севере современной Германии. 

"1111 год. По сообщению Ордерика Виталиса, норвежский король Сигурд, возвращаясь из Иерусалима «через Русь, взял в жены Мальфриду, дочь короля». В «Хеймскрингле» Снорри Стурлусона (XIII в.) путь Сигурда проходил через Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию и Баварию. В «Генеалогии датских королей» указано, что Сигурд женился на Мальмфриде в Шлезвиге."

Современное место расположения земли Шлезвиг

До 1131 года. В «Генеалогии королевы Ингеборг», супруга  герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131) Ингеборга называется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава. По «Истории датских королей» (XIII в.) — это дочь Мстислава Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды. Резиденция русского королевского дома находилась в Любеке (юго-восток земли Шлезвиг) . Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар впоследствии будет датским королем (1157–1182). 

1158 год.По сообщению Гельмольда, город Любек был заново отстроен после пожара, и саксонский герцог Генрих Лев направил послов «в города и северные государства — Данию, Швецию, Норвегию и Русь».

Есть и еще сведения  о  королевских браках ради добрососедских отношений. В генеалогии рода Вельфов (XII в.) упоминается о внучке Оттона I, дочери графа Куно фон Энниген, вышедшей замуж за «короля ругов» (начало XI века) . Комментатор Адама Бременского отмечает, что Кнут Великий (ум. 1035) «отдал в жены свою сестру Эстрель за сына короля Руссии». (У Ярослава Киевского взрослых сыновей еще не было). 1062 год. Анналист Саксон сообщает о браке графини Кунигунды Орламюнде и «короля русов».

Хотя, добрососедскими отношения были не всегда. В 1157 году Саксон Грамматик сообщает, что датский король напал на Шлезвиг и ограбил русские суда.

Также в походе на Иерусалим могли участвовать и русы, находящиеся на военной службе в Византии. По свидетельству Анны Комнины (“Алексиада”, книга XI), вместе с крестоносцами в штурме Никеи участвовали 2000 византийских воинов. Заслуживает внимания тот факт, что одного из их командиров звали Радомир

Но в «Истории Антиохии и Иерусалима» речь шла об «отличившихся рыцарях из Русии», а не просто крестоносцах. А рыцари были из самых благородных семейств Запада. Рыцари должны были носить белый плащ как знак целомудрия и чистоты сердца.

В результате крестового похода русы оставили свой след в Сирии.

Cредневековый хронист Ордерик Виталий (“Церковная история”, 11-12 в.) , говоря о крестоносцах в Сирии, рассказывает, как некий Питер де Роас,  проникнув в долину Ругия, обнаружил там некоторое количество турок и уничтожил их: “Peter de Roas, being detached from the rest of the force, penetrated into the valley of Rugia, where he discovered a number of Turks whom he cut to pieces or defeated and put to flight”. (The Ecclesiastical history of England and Normandy by Ordericus Vitalis, London 1854, V 3, p 106). Рассказывая об этой “Ругии”, указанное издание со ссылкой на специалиста по имени M. Poujoulat, сообщает, что сейчас на месте сирийского города и замка Ругия располагается Cирия, которая находится между Латакией и Алеппо.

В современной Сирии присутствует около десятка названий местности, в которых упоминаются русские:

- в Алеппо: خربة الروس (Khirbat ar Rūs) и رأس الروس (Ra’s ar Rūs).

- В Дамаске: تلول الروس (Tulūl ar Rūs) и ظهور ال (Z̧uhūr ar Rūs).

- В Хомсе: الروس تلال بين (Tilāl Bayn ar Rūs).

- В Аль-Хасаке: وادي أم الروس (Wādī Umm ar Rūs).

- В районе взлётно-посадочной полосы авиабазы Хмеймим (аэропорт им. Басиля Аль-Асада) - холм قلعة الروس (Qal‘at ar Rūs “Русская крепость”) Холм стоит на берегу реки نهر الروس (Nahr ar Rūs “Река русских”), за устьем которой расположена морская бухта ميناء الروس (Mina’ ar Rūs “Русский порт”). Все эти названия в данной местности появились задолго до начала современного присутствия там российских военных.

Постройки в Триполи (Сирия) времен Крестовых походов

Почему русы отправились в этот поход? 

Как обычно, не могли оставаться безучастными к "мучениям угнетенных братьев".

Ордерик Виталий донес до нас  эмоциональную речь Папы Урбана на Клермонском соборе :  "... Они увели в далекий плен, в свою варварскую страну, большое число верных, которых запрягают для полевых работ: ставят их в плуг, как быков, чтобы обрабатывать их тяжкими трудами землю, и бесчеловечно обременяют работами, которые отправляются животными и приличествуют более скотам, нежели людям. При таких беспрерывных трудах, среди стольких мук наши братья получают жестокие удары плетью, их погоняют рожном и подвергают всякого рода мукам..."

"Едва Папа Урбан окончил свое красноречивое увещание, как благодать Господа соизволила воспламенить в бесчисленном множестве присутствовавших невероятную ревность к отправлению к чужие страны: он уговорил их продать свое имущество и оставить во имя Христа все, чем кто владел. Изумительное стремление идти в Иерусалим или помочь тем, которые отправлялись, одинаково воодушевляло и богатых, и бедных, мужчин и женщин, монахов и стариков, горожан и поселян. "

Первый крестовый поход был единственным успешным. Но много ли в нем настоящей романтики?

Из "Истории Крестовых походов" Жозефа Мишо можно узнать о далеко не рыцарских и не христианских поступках крестоносцев:

"Конечной целью Болдуина Булонского было не столько освобождение Иерусалима, сколько приобретение новых земель";

"Танкред Тарентский, шедший впереди, остановился у Тарса и приказал повесить свое знамя на стенах города. Вслед за ним подходит Болдуин и требует, чтобы город был сдан ему, под тем предлогом, что отряд его многочисленнее, чем отряд итальянского героя. Испуганные его угрозами, жители соглашаются заменить знамя Танкреда знаменем Балдуина на стенах их города. Брат Готфрида довершает негодование итальянцев отказом принять их в городе, предавая таким образом мечу турок, триста крестоносцев, посланных Боэмундом";

"С ужасом описывает история гибель мусульман в побежденном городе. Избиение их продолжалось целую неделю, и жертвами его оказалось до 70 000 человек... Ярость победителей уступила только рвению, с которым они устремились в храм Воскресения, чтобы поклониться Гробу Христа. Загадочное противоречие человеческой природы! Те самые люди, которые только что убивали на улицах побежденных врагов, шли теперь с босыми ногами, с обнаженными головами, с благочестивыми воздыханиями и проливали слезы умиления и любви. Молитва и набожные рыдания внезапно раздались в Иерусалиме вместо яростных криков и стонов погибающих жертв. "

Осада Иерусалима

Из «Краткой истории Ордена Храма» Хосе Луиса Коррала узнаем, что "15 июля 1099 крестоносцы во главе с Готфридом Бульонским, после кровавой осады, достигли главной цели - овладели священным городом Иерусалимом... Массовое убийство его мусульманских и еврейских жителей было ужасающим."

В оправдание своих действий крестоносцы приводили слова папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства.

"С завоеванием Иерусалима путь для обожания Гроба Господня стал еще и товарным маршрутом, столь желанным для европейских торговых домов. В Европу отправлялись предметы роскоши, которых требовало новое экономически процветающее общество: специи, шелк, белье, кожа, гобелены и ювелирные украшения."  Торговые дома финансировали последующие крестовые походы, в которых оставалось все меньше благочестия.

Иерусалим был частично заселен и стал столицей христианского царства с феодальной структурой, подобной французской.

Зная поведенческие алгоритмы русских людей, нетрудно понять  причины того, почему интересы соседей разошлись, и русы больше не участвовали в  совместных походах. Более того – через 50 лет крестовый поход был предпринят западными христианами уже против венедов (“Wendenkreuzzug” 1147 года).

В том же 1147 году в крестовом походе против пруссов с польским войском  участвовали, по сообщению Магдебургских анналов, рутены-русь.

Ок. 1145 года. Матвей Краковский в ответе «отцу крестоносцев» Бернарду Клервоскому, помимо «бесчисленных» рутенов на востоке, упоминает также рутенов в Полонии и Богемии и отмечает, что рутены «Христа лишь по имени признают, а по сути в глубине души отрицают». «Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но, отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет».

В XII веке у значительной части рутенов-руси сохранялось арианство (в котором бог-сын не признавался равным богу-отцу). В эту связь может быть поставлено сообщение польского анонима XV века о том, что у крещенных по греческому обряду западных славян были «русские священнослужители», а также упомянутое выше определение Мефодия как русина (Мефодия постоянно обвиняли в арианстве).



*В статье использованы факты из книги доктоpа истоpических наук, пpофессоpа А. Г. Кузьмина "Откуда есть пошла Русская земля - Века VI-X (Книга 2).

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

"Всё это оплачено кровью и болью солдат": Раскрыты масштабы "заработка" замминистра Иванова на защитниках страны

Арестованный замглавы Минобороны Тимур Иванов вел роскошный образ жизни, не скрывая этого. В то же время по всей стране пустуют многоэтажки, построенные специально для военнослужащих. П...