Сегодняшний Иран всегда славился богатым культурным наследием, которое включает персидскую поэзию, каллиграфию и миниатюру. Изобразительное искусство существовало в Иране с древних времен, о чем напоминают сохранившиеся чеканные чаши из серебра, винные кубки, блюда, на которых изображались сцены из придворной жизни, результаты военных походов, и великие правители Ирана.
Однако, после распространения Ислама искусство в целом было вынуждено наложить на себя определенные ограничения в связи с исламской традицией, это касается и изображения. Именно по этой причине живопись в Иране на протяжении нескольких веков не могла быть на одном уровне с другими сферами культурной жизни. Напомним, что в Исламе запрещено изображение живых существ, в особенности человека. Считалось, что художник, будучи творцом, таким образом уподобляет себя Аллаху.
В это время на первый план выходит каллиграфия и графика, где в основном используются растительные мотивы. Орнамент прекрасно справляется с задачей фона и заполнителя пространства, например, на странице книги.
Но после всплеска национального самосознания и идей о былом величии Персидской империи желание выделяться среди других мусульман становиться настолько сильно, что народ и искусство начинают преодолевать навязанные ограничения и рамки.
Обновленная культура Ирана во многом демонстрировала не столько новаторство, сколько виртуозную переработку до-исламских реалий, а именно уже существовавшие до Ислама изображения тронных и пиршественных сцен, сражений и побед.
Как развивалась персидская миниатюрная живопись?
Отметим, что живопись стала одним из наиболее популярных видов искусства в Персии только с XIII века.
Чем же отличается персидская миниатюра от, например, западноевропейской или русской, или той же китайской, хотя китайское влияние в персидской живописи этого периода особенно заметно по типажу лиц и одежды? Миниатюра на Среднем Востоке и в странах Западной Европы развивалась почти одновременно, но в средневековой Европе основным объектом иллюстрирования культовая литература, а на Востоке внимание художников сосредоточилось на литературе светской.
В персидской миниатюре главными героями становились легенды, любимые всеми предания и сюжеты. И это не просто дань уже прославившейся на тот момент поэзии, это образ мышления народа, привязанность к традиции, что до сих пор является отличительной чертой иранского общества.
Миниатюра теряет большую часть заложенного в нее смысла без сопоставления с текстом. Литература средневековой Персии оказалась сокровищницей выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. Основной задачей миниатюриста было изображение широко известных образов, эпизодов, персонажей.
Школы персидской миниатюры
Самые влиятельные из школ миниатюры находились в Ширазе, Тебризе,
Исфахане и Герате. В этой статье мы побываем в нынешнем Исфахане.
Школа миниатюры в Исфахане возникла в XVI веке при Аббасе I. Исфаханская школа стоит довольно обособленно. Для этой школы не столь важны цвет, сложность композиции, а главной отличительной особенностью является изображение объемных фигур, выполненных свободными легкими мазками кисти на позолоченном или монохромном плоском фоне.
Сегодняшние умельцы, как и раньше, уходят с головой в творчество, казалось, теряя связь с реальностью... Их реальность за пределами тесной и ограниченной мастерской, которая, кажется лишь условным местом присутствия, а степень концентрации на процессе создания миниатюр поражает. Не будет преувеличением сказать, что в этих миниатюрах вся их жизнь.
Оценили 13 человек
21 кармы