Пост №1. История мемориального комплекса "Родина-мать" в г. Набережные Челны.

18 2029

Добрый день, КОНТ! Сегодня хочу рассказать вам о Посте №1 в нашем городе. История Поста неразрывно связана с мемориальным комплексом "Родина-мать", а с самим комплексом связаны несколько городских легенд. 

Казалось бы, что может объединять скульптуру "Родина-мать" и птицу феникс, возрождающуюся из пепла? Молодой скульптор-монументалист Ильдар Ханов смог объединить их в одной работе. Давайте познакомимся с его работой поближе.


Сначала немного об авторе: Ханов Ильдар Маснавеевич (тат. Илдар Мәснәви улы Ханов; 3 ноября 1940 — 9 февраля 2013) — российский художник, архитектор и скульптор, общественный деятель из Казани.

Родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино, пригороде Казани. Во время военного голода он перенёс клиническую смерть, после которой, по его мнению, он открыл в себе дар ясновидения и целительства. В 1960 году закончил Казанское художественное училище, а в 1968 году Московский Государственный институт им. Сурикова, тогда же был принят в Союз художников СССР.

В 1975 году в Набережных Челнах открывается его первая скульптура — «Родина-мать», посвященная 30-летию Великой Победы.


Новый 1974-1975 учебный год пионерия города начинала в предверии 30-летия со Дня Победы Советского народа в войне 1941-1945 г.г. Городской пионерский штаб «Факел» с одобрения секретаря ГК КПСС Шиловой Л.В. и секретаря КГ ВЛКСМ Молчановой Т.М. (моё прим. в последствии она была директором школы в которой я учился. ) объявил городскую операцию «Обелиск». Было решено средства от сбора металлолома и макулатуры направить на строительство в городе памятника павшим в боях за Родину челнинцам.

Уже в январе 1975 года дружинами было собрано более 2000 рублей. Активно шел городской конкурс среди школьников на лучший рисунок памятника. Но этом детской операции был дан отбой, так как в это же время (январь 1975 г.) состоялось бюро ГК КПСС, на котором было решено построить в городе мемориал и открыть его 9 мая 1975 года. Даже для Челнов, уже привыкших к несказанным темпам и размаху строительства объектов КамАЗа и города, сроки были неимоверно сжаты. К тому же, не было определено место под будущий мемориал, не произведены изыскательские работы, не составлена проектно-сметная документация, не определены источники финансирования. Был маленький, высотой 20 см, макет скульптора И. Ханова, руководитель строительства будущего мемориала – Мурясов Б.Г. и огромное желание – открыть памятник 9 мая, то есть за 3 месяца.

Работы по возведению памятника были начаты в конце зимы 1975 года. Партийное руководство рассчитывало, что будет возведена небольшая скульптура: женщина-мать либо солдат с ружьём. Однако в планах амбициозного молодого скульптора было создать монумент высотой 40 метров. Но в связи с отсутствием техники, способной поднять скульптуру на такую высоту, от этой идеи автору пришлось отказаться.


«Ежедневно со мной работали по 5-7 тысяч человек одновременно, - вспоминал Ильдар Ханов. - С заводов «КАМАЗа» людей присылали, трудились несколько батальонов железнодорожных войск, а также интернациональные бригады из Чечни, Белоруссии, Туркмении. Делали все на эмоциональном порыве, в три смены работали. 9 мая 1975 года - специально ко дню торжественного открытия мемориала был доставлен факел, зажжённый от вечного огня на Мамаевом кургане, в Волгограде, от которого в свою очередь был зажжён вечный огонь в Набережных Челнах».


Прототипом же лица Родины-матери стала Гульсабира Хакимова, работавшая тогда заместителем председателя горисполкома Набережных Челнов. Когда Ильдар Ханов показал ей строящуюся скульптуру, ей она не понравилась. Гульсабира Махмутовна заявила, что у Родины-матери нужно сделать бюст поменьше и лицо покрасивее. Бюст скульптор уменьшил, а позже признался Хакимовой, что лицо Родины-матери он «слепил» с ее образа.


Чтобы не оставаться в стороне от важного для города дела городской пионерский штаб «Факел» выступил с новой инициативой.

Пионерский штаб объявил соревнование за право стать членом отряда первого почетного караула. В отряд вошли лучшие из лучших, отличники и ударники учебы, активисты пионерских дружин и комсомольских групп. Каждый день собирались они в Доме пионеров, изучали историю Постов №1, составляли текст клятвы, искали эскизы формы, учились маршировать. Обратились в городской комитет комсомола с просьбой о выделении средств на пошив формы. И тут выяснилось, что Вечного огня у памятника не будет. Оказалось, что Вечный огонь был запланирован, но в связи с отсутствием времени делать его не будут. Целая делегация во главе с директором Дома пионеров Пипниковой С.И. пришла на прием к первому секретарю горкома комсомола Фариту Газизуллину. Он все понял и тут же отправился на строительную площадку. Шел апрель 1975 года, времени уже не оставалось, но огонь все же решили сделать.

8 мая 1975 года 20 часов отряд Почетного караула собрался в сквере села Орловка, де находился единственный в то время памятный закладной камень цифрами «1941-1945». Здесь, при свете зажженных факелов, члены отряда дали клятву на верность Родине. Они обещали чтить память павших, гордиться тем, что именно им доверено нести первую вахту на Посту №1.

9 мая 1975 года ученица школы №16 Каримова Лера (по другим данным Лена Кудрявцева) (ученица школы №16) в качестве разводящего вывела ребят к Вечному огню, который зажгли Герои Советского Союза Юрий Борисович Кардашенко, Николай Якупович Якупов и полный Кавалер орденов Славы Арусланов Зиатдин Миндибаевич. Вечный огонь был привезен из города Волгограда комсомольско-молодежным отрядом под руководством В. Синявина.

Первые годы вахту на Посту №1 несли только по знаменательным датам. 30 апреля 1984 года, в канун празднования 40-летия Великой Победы, отряд из школы №15 заступил уже на постоянную вахту. А в 1985 году было принято Постановление горисполкома о создании у Вечного огня постоянного поста №1. Далеко не каждому пионеру и комсомольцу было доверено нести Почетную вахту, но те кто был удостоен этой чести, никогда не забудут своих наставников Альмурзина П.Т., Олешко В.Н., Федорова Ю.А., Ахкямова Ш.А., Вильданова Т.С., а также то волнение, с каким они выполняли свой священный долг. Об этом говорят отзывы детей, директоров школ, педагогов. «Эта вахта приобщает нас к подвигу героев, дает нам возможность ощутить себя частицей нашей Великой Родины», - так написали ученики и директор школы № 17 Вечканова Г.А.».


В 1993 году мне тоже довелось нести вахту на Посту №1, с утра, на автобусе, я ехал на другой конец города. В 8 часов утра на пост выходила первая смена. 

К вечному огню подъезжают свадебные процессии, для возложения цветов, фотографируются, пытаются заговорить. Были просьбы и подвинуться, сменить позу и т.п., но мы стойко стояли, игнорируя такие провокации. Возможно, что до сих пор у кого-нибудь, в свадебных альбомах хранятся фотографии на которые попал я или другие мои одноклассники. (моё прим.) 


В самые трудные дни 1990-2000 годов Пост №1 г. Набережные Челны продолжал работать. Более того, именно в эти дни помещения Поста №1 были реконструированы, пошита новая форма, создан музей. В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на средства ГЦДТ, спонсоров, отчисленной заработной платы работников Центра для Поста №1 была приобретена новая мебель, телевизор, компьютер, выставочное музейное оборудование.

Пост №1 в 1987 году был награжден Дипломом Бюро Центрального штаба Всесоюзного похода, в 1990 году – Почетной грамотой ГК КПСС и премией Татарского обкома комсомола им. М. Джалиля, в 1995 году – юбилейной медалью «50 лет Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Не зарастает народная тропа, не увядают живые цветы у подножия Памятника «Родина – мать» и у Вечного огня ни летом, ни зимой. Мы горды этим. Не трудно догадаться, какие чувства переполняют участников строительства мемориала и постовцев, когда вновь заполняет площадь людское море 23 февраля, 9 Мая, 22 июня.

В феврале 2014 года мемориальная стена дополнена списком погибших в локальных конфликтах Афганистана и Северного Кавказа.


А теперь, городские легенды связанные с данным мемориальным комплексом.

1. С момента открытия памятника он неоднократно подвергалась критике как со стороны жителей города, так и со стороны высшего руководства, считая что он возведён не в лучших традициях советской скульптуры, а автор - не скульптор, а неизвестно откуда взявшийся студент, только что закончивший институт. Присутствовавшая в 1975 году на открытии памятника межведомственная комиссия из Москвы приняла решение взорвать его, а автора отправить в тюрьму.  Молодому скульптору пришлось полтора месяца прятаться в потайной комнате, где стояла раскладушка. В это время он занимался йогой и голодал, ночью иногда спускался на кладбище, где собирал крапиву.

Однако ввиду крепости железобетонной конструкции и глубокого 20-ти метрового фундамента попытки уничтожить памятник не увенчались успехом. Ситуация изменилась, когда во многих зарубежных изданиях, начали появляться статьи с фотографиями монумента и положительными отзывами, многие из которых считали что это лучший памятник, посвященный войне. Монумент решено было оставить.

Рассказывает ответственный за строительство памятника Биктимир Мурясов:

– Пустота внутри хвоста появилась после монтажа гигантских заготовок, доставленных с завода, – рассказывает ответственный за строительство памятника Биктимир Мурясов, в 1971-1975 годах занимавший пост первого заместителя горисполкома. – Я своими глазами видел эту нишу, размером она с комнату в 8-10 квадратных метров. Там не только Ханов, но и группа строителей могла разместиться. Честно говоря, было трудно уследить, ночевал ли там Ильдар: он курировал всю работу, которая велась днем и ночью. Спал мало, и у него был свой вагончик на стройплощадке. По словам Биктимира Мурясова, когда пришло время, эту пустоту полностью заполнили не бетоном (иначе была бы и без того большая нагрузка на фундамент), а огромными деревянными бочками, коробками и ящиками...

К сожалению, в одном из источников, остались только превьюшки фотографий, сами снимки уже удалены. Попытки достать их из веб-архива тоже не увенчались успехом.  Фото Салиха Фаткуллина

- Вообще, взорвать бы не получилось. Во-первых, при строительстве были использованы металлические японские конструкции, которые шли для перекрытия Нижнекамской ГЭС, и десятки тонн высококачественного бетона. Во-вторых, памятник стоял не в чистом поле, а в окружении многоэтажных жилых домов.

У Гульсабиры Хакимовой на этот счет несколько иная информация. Она рассказала, что памятник «Родина-мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о КАМАЗе. – Он показал нам взятые с собой несколько иностранных журналов с фотографиями и статьями о монументе, где говорилось, что это лучший памятник, олицетворяющий Победу. Журналы передали руководству: «Что вы хотите взорвать? Весь мир ему рукоплещет!». Так и оставили, - говорит Гульсабира Махмутовна.

2. На верхотуре памятника спрятана бутылка шампанского.

– Действительно, там есть бутылка шампанского, – подтвердил артист Булат Саляхов, который, после армии устроившись в Камгэсэнергострой, с первого и до последнего дня работал на стройплощадке. – Ее принес Ильдар Ханов, и мы накануне открытия памятника, 8 мая, на возвышенности накрыли бутылку ведром и сверху залили бетоном.

Булат Саляхов (справа) и его друзья спрятали бутылку шампанского на памятнике фото Айдара Саляхова.

3. Фотографироваться у памятника было запрещено.

– Нас сразу предупредили, что это - стратегический объект, – пояснил Булат Саляхов. – Но брат тайком пронес фотоаппарат и сделал несколько исторических снимков. Горжусь, что принимал участие в строительстве монумента, который мне очень нравится, несмотря на критические высказывания. Считаю, что это памятник не только воинам-победителям, но и всем первопроходцам КАМАЗа. По сей день вспоминаю Ильдара Ханова - талантливого и очень скромного. Лишь с высоты памятника, а он как пятиэтажный дом, мы наблюдали, как большие начальники «плясали» вокруг него. Обидно, что его даже на трибуне в день торжества не было - про него просто забыли!

4. Ханову не заплатили за работу.

 – Ильдар Ханов никогда ничего не просил для себя и, как сам говорил, работал не за деньги, – рассказывает Биктимир Мурясов. – Ел по 15 граммов и был сыт целый день. Главное для него было, чтобы никто его не дергал. Откуда только силы брались? Вообще, работа в таком стремительном ритме вызывала много самых разных проблем, в том числе и с оформлением документов на поставку стройматериалов, на выплату зарплаты рабочим, которых было задействовано очень много. -

Строители работали в четыре смены - без праздников и выходных фото Айдара Саляхова

5. Во время строительства комплекса Ханов исчез и его искали в аэропорту

 – Было такое, когда его исчезновение нас здорово напугало, – делится Биктимир Гизатуллович. – Ильдар проявлял чудеса работоспособности, и 10-минутные перерывы заменяли ему и ночной сон. Как он сам признавался, выдержать эти нагрузки ему помогали занятия йогой. Но однажды и это не помогло – Ханов пропал. Кто-то пустил слух, что он хочет скрыться, пошел пешком в сторону аэропорта. Послали людей в "Бегишево". Паника продолжалась до тех пор, пока случайно не обнаружили его в овражке у завода ЖБИ – изнуренного, перемазанного глиной и гипсом, погруженного в глубокий сон. Через несколько минут он был на ногах и, поднявшись на самый верх скульптуры по строительным лесам, снова начал лепить.


После публикации статьи, наткнулся еще на одну историю связанную с этим комплексом, возможно, это тоже только легенда.

Памятник, который строил Владимир Высоцкий

Ильдар Ханов был близким другом Владимира Высоцкого. Познакомились они в… буфете ГИТИСа (Ильдар жил в общежитии вуза в одной комнате с Иосифом Кобзоном). У молодого скульптора-монументалиста не хватало денег на обед, а стоявший за ним Володя заметил, как тот считает копейки, и добавил недостающую сумму. Так они подружились. Владимир частенько захаживал к нему в гости в общежитие, а когда Ильдару дали мастерскую на Сретенке, переехал к нему жить после развода с женой. Как вспоминал сам Ильдар Ханов, Высоцкий был сам не свой в этот период жизни.

— Он бесконечно курил и писал стихи, которые тут же комкал и выбрасывал, а брат потихонечку собирал эти листочки и хранил их, — рассказала «Кошке» сестра скульптора Флера Галеева.

Увы, эти неизвестные произведения Владимира Высоцкого сгорели в середине 1990-х годов во время пожара в поселке Старое Аракчино под Казанью, где Ильдар Ханов построил свой Вселенский храм. Сгорел и большой архив фотографий барда с его отдыха в Набережных Челнах, куда он приезжал, чтобы строить мемориальный комплекс «Родина-Мать».

Историю, которую мы вам сейчас расскажем, знают только близкие друзья Высоцкого. Официально он посетил Набережные Челны в 1974 году вместе с гастролями «Театра на Таганке», но был еще один визит — в 1975 году.

— Когда Ильдар делал памятник «Родина-Мать», он позвонил Высоцкому. Приезжай, говорит, деньжат заработаешь, и Володя приехал, — продолжает Флера Галеева. — Брат рассказывал мне, что Высоцкий показал какую-то уникальную сварку и обучил этой методике ребят-строителей.

Когда Высоцкий пришел за зарплатой, бухгалтер обратилась к рабочим: «Ребята, вы же все равно все деньги пропьете, лучше отдайте зарплату Высоцкому». И рабочие отдали барду деньги.

— Ильдар рассказывал, что Володя разложил деньги по всем карманам, что у него были, а когда и там места не хватило — забил ими… гитару, — продолжает сестра скульптора. — Говорят, что этот эпизод даже нашел отражение в одной из его песен.


Интересные факты

Открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года – к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

- Автор проекта – скульптор Ильдар Ханов, и это его первая работа в Челнах. 

- Центральный объект мемориала представляет собой большую скульптуру, стилизованную под птицу Феникс, у которой в виде крыльев размещены барельефные изображения героев Великой Отечественной войны. 

- Памятник должен был взмыть над городом, как птица, на 40-метровую высоту, но в городе не нашлось техники, способной поднять скульптуру на такую высоту. 

- Основу конструкции, гипсовую оболочку, изготовили в цехе завода ЖБИ-210 и потом разрезали по ярусам – получилось 15 ярусов, 780 частей. Когда все привезли на основную площадку, то улица от ограды кладбища до трамвайных линий была заставлена этими формами.

- Построили памятник в кратчайшие сроки - за 2 месяца и 17 дней, работы велись практически круглосуточно: без выходных и праздников. 

- Для рабочих было введено строгое табу: памятник – дело святое, тем более, рядом кладбище, поэтому никакого сквернословия.


Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Обсудить
  • Память - единственное, что осталось у нас не разворованным...
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Куча татар смотрит на бар - это неофициальное название этого скульптурного монумента. В той стороне, куда направлена голова скульптуры стоял бар. Уже не помню название... И что удивительно в это название никто не превносил насмешки - типа констатации факта...