Мода на муралы в городах Татарстана

37 1243

Добрый день, КОНТ! В одной из статей о работах граффити-мастерской "MASTAS", сегодня предлагаю посмотреть работы как этой так и других студий выполненных в разных городах республики.

По 2-3 рисунка на торцах жилых домов Набережных Челнов планируют ежегодно размещать муниципальные власти. Об этом сегодня на встрече с журналистами сообщил первый заместитель руководителя исполкома города Илья Зуев.

«СЧИТАЮ, ЭТИ РИСУНКИ ДЕЛАЮТ НАШ ГОРОД КРАШЕ»

«С 2015 года мы совмещаем нанесение рисунков на фасады домов с программой их капремонта, - рассказал Зуев, - Муралы носят определенный смысл, имеют тематический характер. Например, в этом году два рисунка появились на улице Шамиля Усманова. На один из фасадов мы нанесли изображение самого Усманова – татарского писателя и драматурга. 

Мало кто из молодежи вообще что-либо знает об Усманове, хотя его именем называется оживленная улица. Я считаю, эти рисунки делают наш город краше. За моей спиной мурал под названием «Красавица Сююмбике». Изображение созвучно топографии, так как дом стоит на проспекте Сююмбике. 

Концепция очень подошла к орнаментному оформлению соседних домов. Мы подбираем изображение вместе с архитекторами. Планы на будущие годы пока не раскрываются. Мы выбираем лучшие рисунки, многие идеи подаем сами. Есть художник, с которым мы взаимодействуем на постоянной основе. В этом году у нас работает одна архитектурная мастерская, в прошлом была другая. Но они тоже не раскрываются».

По словам Зуева, несмотря на заявленное им сотрудничество мэрии с конкретным художником, исполнителя выбирает и договаривается с ним не муниципалитет, а подрядчик по программе капремонта. Исполком со своей стороны согласовывает паспорт фасада и само изображение. «Сюжеты выбираются те, которые отвечают духу города, - пояснил спикер, - К примеру, в прошлом году мы нанесли портрет героя Советского Союза Ильдара Маннанова на здание, в котором располагается военкомат. Очень подходящее изображение. 

На ГЭСе появился рисунок спортивного КАМАЗа, который напоминает о нашей прославленной команде «КАМАЗ-Мастер».

По подсчетам Зуева, в городе на данный момент готово 6-7 муралов. Точное количество чиновник назвать затруднился, объяснив это разделением рисунков на две части по сфере ответственности. Одни исполняются в рамках программы капремонта, другие – нет. Как выяснилось, украсить свой дом муралом жильцы могут по собственной инициативе. Для этого нужно провести общее собрание и согласовать изображение с управлением архитектуры - оно должно вписываться в общий ландшафт района. По словам Зуева, жильцам мурал не будет стоить ничего. Независимо от источника средств, уточнить ценник спикер отказался, сославшись на то, что работу оплачивает частный бизнес в порядке благотворительности. В настоящее время обсуждается и вопрос о нанесении муралов на социальные объекты. Детским садам, согласно муниципальной концепции, подходят герои сказок и мультфильмов, а украшение больниц, школ и прочих учреждений пока на рассмотрении.

Что касается долговечности муралов, то, по объяснениям первого замруководителя исполкома, она равна сроку жизни обычной фасадной краски, используемой при капремонте – художники используют те же материалы. «Можно оценить прочность покрытия по рисунку в 43-м комплексе, где изображен орден «Победа» - ему уже около пяти лет, но качество не пострадало. Рисунок не облез и не выцвел», - привел пример Зуев. 

При необходимости подновить изображение заниматься вопросом предстоит управляющей компании наряду с текущим ремонтом всего фасада дома. Исполнитель же мурала обязуется на гарантийное обслуживание своей работы в течение пяти лет.

У КАЖДОГО ГОРОДА СВОЙ ПУТЬ

Сейчас уже трудно в точности восстановить историю появления муралов в городах Татарстана, но как минимум первый широкий шаг в этом направлении в 2016 году сделал Альметьевск и его главный кошелек – ПАО «Татнефть». Компания наняла Институт исследования стрит-арта реализовать пятилетнюю программу «Сказки о золотых яблоках» и с тех пор разрисовала более 30 стен города. Работы устроили горожан и техникой исполнения, и яркостью, и необычными сюжетами, которых современным городам не хватает, наверное, даже больше, чем малоэтажному Альметьевску. В своих сюжетах художники опирались на фольклор, прежде всего национальный, и в этом смысле тоже выступили законодателем мод для других муниципалитетов. Однако альметьевские авторы закодировали народные мотивы в постмодернистских формах, и этот общий подход обеспечил уникальность работ и пробудил к ним интерес публики. Успех сподвиг идеологов на новые стрит-арт-программы, это направление в нефтеграде развивается и имеет перспективы. Вот несколько примеров из Альметьевска: 

По той же стезе пошел и Нижнекамск, силами своих воспитанников создав странные, но притягательные и неповторимые муралы на жилых коробках советской эпохи. Мода зашла не только в город, но и в поселки района: в Красном Ключе появились «Панды», в Камских Полянах - загадочный «Момент вдохновения» от местного уроженца Рустама Кубика, с тех пор ставшего известным художником. Как сообщили «Вестям КАМАЗа» в пресс-службе Нижнекамска, часть работ финансировалась бюджетом через программу развития общественных пространств, часть оплатили спонсоры. Пока район не дотянул до десятка картин, даже если считать не только муралы на торцах домов, но и соответствующего уровня граффити на заборах, однако, как говорится, лучше меньше, да лучше: 

 Должно быть, мода на муралы подпитывается инициативами на местах – все-таки Татарстан далеко не первый регион, в котором муниципалитеты обратились к такой форме благоустройства. На вопрос «Вестей КАМАЗа» о том, предшествовала ли «муральной волне» какая-либо рекомендация от казанского Кремля и обменивались ли муниципалитеты опытом, Зуев однозначно ответил, что никаких директив сверху не поступало. «И мы не ориентируемся ни на Альметьевск, ни на Нижнекамск, - подчеркнул спикер, - Набережные Челны намного крупнее по всем параметрам, у нас свой путь и мы четко его понимаем. Это наше внутреннее творческое движение, с помощью которого мы стремимся создать у горожан хорошее настроение и улучшить архитектурный облик города с учетом нашей специфики. Когда в 2018 году в Казани проводился Чемпионат мира по футболу, в городе появилось граффити с изображением знаменитых футболистов. Оно соответствовало и событию, и архитектуре. У нас свои события. Если же рассуждать о качестве рисунков, то оно, наверное, именно то, которое устраивает и власти, и горожан».

Действительно, Казань тоже присоединилась к тренду, но, следуя логике администрации, сравнивать возможности столицы с ресурсами относительно небольших городов было бы не вполне корректно. В Набережных Челнах же первый опыт масштабной росписи стен был предпринят по заказу ГК «Профит» через год после старта альметьевской программы, однако результаты сравнению не поддавались. Работа челнинского художника Марата Билялова стала очередным камнем в огород бывшего главного архитектора Алмаса Идрисова, поскольку горожане восприняли мурал на стене дома 26/08 в штыки. Челнинцам беззубый ребенок с выпученными глазами не понравился настолько, что они обратились в «Народный контроль», заявив о нарушении своих прав – с собственниками дома изображение согласовано не было. В городских пабликах архитекторов «закидали гнилыми помидорами», а когда было обнаружено исключительное сходство младенца с фоторекламой детских игрушек, скандал вспыхнул с новой силой. 

Между тем автор работы, выпускник Камского института искусств и дизайна Марат Билялов сотрудничал с исполкомом уже не в первый раз. Именно он нарисовал хорошо сохранившийся орден «Победа» в 43-м комплексе, который мы не называем первым образцом техники мурала лишь по причине его художественной утилитарности – все-таки это не более чем копия ордена. Хотя сейчас спикеры от исполкома избегают называть авторов новых работ, для горожан не секрет, что в росписи городских стен Билялов по-прежнему непосредственно участвует, как основатель граффити-мастерской MASTAS. За три года уровень исполнения муралов от этой мастерской кардинально вырос, либо художник просто всерьез взялся за дело, и комментарии о перспективах подобного рода благоустройства Зуев сегодня раздавал на фоне последней оконченной работы Билялова, возможно, наиболее удачной. В 43-м комплексе автограда, помимо ордена, художник перенес на дом портрет с фотографии Шамиля Усманова, снова устроивший не всех пропорциями глаз, и Ильдар Маннанов на стене здания военкомата – тоже работа Билялова. Его мастерская выполняла и хорошо принятый публикой мурал в честь гидростроителей на доме 4/14 в поселке ГЭС. 

Отметим, что теперь Билялов взял за правило лично согласовывать идеи по оформлению домов с общественностью. Так, в мае этого года он через свою страницу во «Вконтакте» предложил на суд публики эскиз потенциального мурала в актуальном «коронавирусном» тренде, подписанный хэштегом #cпасибоврачам.

Изображение предназначено дому №19 по улице им. Равиля Низаметдинова, и из 145 проголосовавших пользователей 88,97% выступило в поддержку рисунка. 

Источники: 1, 2, 3, 4, 5


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить