4 марта 1943г. в Лос-Анджелесе проходила пятнадцатая церемония вручения премии «Оскар». Впервые престижная награда американской киноакадемии вручалась иностранной картине. Советская лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» победила как лучший полнометражный документальный фильм. На латунной табличке заветной статуэтки было выбито: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Первый отечественный «Оскар» стал мировым признанием мужества, отваги и творческого подвига фронтовых кинооператоров в годы войны.
А получал этот приз человек, по которого даже в среде фронтовых операторов ходили легенды.
Фотокорреспондент Борис а Шейнин описывал его так: «Еще в осажденной Одессе шла молва, что Владислав ничего не боится — храбрейший из храбрых...»
«Неутомимый, вездесущий, не знающий, что такое страх...» — пишет Георгий Гайдуковский.
Оператором Владислав Микоша стал случайно, хотя он как раз подтвердил своей жизнью, что случайностей не бывает. Собирался стать моряком как отец, все детство к этому готовился. И не поступил в мореходку из-за пустяка – простудился. А короткая работа механиком в кинотеатре перевернула его жизнь.
На операторский факультет, куда он пришел, надо было принести свои фотоработы. Микоша явился без них и наивно заявил, что он не умеет фотографировать, но быстро научится. Все это должно было закончиться позорным изгнанием. Но Владислава спас заведующий кафедрой.
Начались бесконечные съемки, поездки... Становление Магнитки, закладка Шарикоподшипника, открытие ВСХВ, строительство Черноморского флота, спасение челюскинцев, проводы экспедиций на Северный полюс, легендарные перелеты Чкалова и Громова в Америку, визиты в Москву Бернарда Шоу, Ромена Роллана, Анри Барбюса... Работу оператора совмещал с фотографией. Он в одиночку снимал разрушение Храма Христа Спасителя.
На войну он ушел в первые же дни. Сначала была оборона Одессы, потом - Севастополя. На Малаховом кургане, на Херсонесском аэродроме, на батарее Лещенко и в 7-й бригаде морской пехоты, на кораблях и катерах-охотниках и в рейде легендарного севастопольского бронепоезда - всюду рядом были два друга, два кинооператора - Дмитрий Рымарев и Владислав Микоша.
«…Только один день был для меня в Севастополе мирным, солнечным, безмятежным, но он прошел. Война пришла с воздуха. На рассвете появились «мессера», а за ними черными стайками «козлы» — «Ю-87». Они неожиданно выскакивали из-под горячих лучей солнца и, перевернувшись на спину, задрав кверху колеса, падали отвесно один за другим на корабли. Снимать! Я был профессиональным оператором — кинохроникером. Но в первой встрече с грозным, еще неведомым мне событием выглядел неумелым любителем. Вот так же, наверное, неумело и неуверенно встретили врага наши молодые необстреленные военные — безнаказанно летал враг над Севастополем, город кипел от беспорядочной стрельбы, но это только в первые два дня. Скоро зенитки открыли свой счет, и «юнкерсы», оставляя черный след на безоблачном небе, тяжело врезались в Крымскую землю. С этого дня началась для меня война. Я вел летопись жизни города от первой встречи его с войной».
«По приказу Военного совета Черноморского флота меня произвели в ранг военно-морского кинооператора на флоте. Правда, такого «ранга» не существовало, я был исключением: капитан 3-го ранга — военно-морской кинооператор».
«Каждую ночь летели на Севастополь бомбы. Каждую ночь взлетали на воздух дома, кварталы, гибли в завалах люди. Не прошло и ста лет, как снова обагрились кровью белые камни Севастополя. Пороховой дым застлал синие глаза бухт и горьким шлейфом опоясал город. Развесистые грибы взрывов высоко взметнули в прозрачную синеву неба свои грязные кудлатые головы…»
"Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий.
Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее.
Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок..."
Это строки из репортажей с фронта Владислава Микоши ". Так он видел войну, и это ни на кого не похожее видение ценили и в редакциях газет, и в монтажных Центральной студии документальных фильмов.
Много позже он описал свой первый бой: «Вылетела из головы созерцательная чепуха страхов и предположений. Во мне, как в киноавтомате «Аймо», начала действовать, разматываясь, туго заведенная пружина нервов.Повесив рядом на ручном ремне камеру, я взялся обеими руками за пулемет. Он был холодный, ледяной и сразу пригасил мою горячность. Та же камера, так же надо смотреть в визир, выискивая кадр-цель. Вправо, влево, вверх… Только результат другой».
И потом в одной из своих книг признается: «Без съемки становилось невыносимо страшно и неуютно…»
Он снимал в Севастополе до самого последнего дня. И только потом тяжелораненого, без сознания, его вывезут на подводной лодке.
В конце 1942 года Владислав Микоша отправился с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки. Корабль "Пасифик гроуд" чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре. У союзников потери были куда значительнее. В США встретили его как героя. В тот момент американская публика буквально штурмовала кинотеатры чтобы посмотреть советский фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой".
Владислав встречался с коллегами-кинематографистами, с простыми американцами, со звездами культуры. Леопольд Стоковский, Михаил Чехов, Давид Бурлюк, Лион Фейхтвангер, король джаза Пол Уайтмен. Он показал Чарли Чаплину не только так нашумевшую здесь ленту, но и свой фильм «Черноморцы». Во время своего интервью Владислав Владиславович рассказал мне: «После просмотра Чаплин заплакал и сказал, что «теперь он знает как героически воюют русские», после этих просмотров король экрана начал выступать на митингах в поддержку Второго фронта».
Потом был обратный путь - уже через Тихий океан, через Японию, в порт Владивосток. На обратном пути в этой огненной военной кругосветке в небольшом чемоданчике Микоша вез "Оскара", которого ему вручили в Голливуде для передачи режиссерам фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леониду Варламову и Илье Копалину. Это был первый "Оскар", полученный советским фильмом.
И снова на фронт. В кинорепортажах В.Микоши - битва за Кавказ, Керченский десант, освобождение Крыма, освобождение Севастополя... Потом короткая передышка - съемки восстановления Сталинграда. Микоша снимает освобождение Румынии, Болгарии, Польши, бои в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом... При форсировании Одера тяжелое ранение положило для него конец войне в Европе. Его друг - фронтовой кинооператор Алексей Семин вынес его из боя. Девятое мая 1945 года застало Микошу в Москве, куда его отправили залечивать ранение. Однако война для него продолжалась. Вторую мировую он закончил на Востоке. Точку поставил, снимая акт подписания капитуляции Японии на линкоре "Миссури". И самая последняя военная съемка - Парад Победы на Красной площади...
Владислав Микоша с женой Джеммой Фирсовой.
Тысячи метров отснятой кинопленки, фотографии и статьи в "Правде", "Известиях", "Комсомолке". Кинооператор, фотокорреспондент и журналист. Таких "многостаночников", совмещавших в себе все журналистские ипостаси было только трое: Роман Кармен, Марк Трояновский и Владислав Микоша.
«Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, и не историков и исследователей. И летопись, которую я вёл всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»…», - напишет он после войны.
А наш самый первый Оскар стоит в музее кинематографии.
Среди всех военных журналистов есть только один Герой Советского Союза - Сергей Борзенко, корреспондент «Знамени Родины».
Он должен был освещать вступление советских войск на крымскую землю. Но во время высадки керченского десанта под обстрелом погибли все офицеры. Как старший по званию Сергей, взял руководство обороной на себя. Приказал сделать проход в проволочных заграждениях и начать наступление на позиции противника. Успел при этом написать репортаж с именами отличившихся в момент высадки. Благодаря ему газета «Знамя Родины» была первой, кто сообщил, что «Наши войска ворвались в Крым!».
Тот самый "Оскар", полученный в самый разгар Великой Отечественной - настоящий боевой трофей фронтовых операторов. Они воевали не за награды, они героически снимали "За Родину".
За 1418 дней Великой Отечественной войны фронтовыми кинооператорами снято 3,5 миллиона метров кинопленки, создано более 500 номеров киножурналов и специальных выпусков, 101 документальный фильм.
Кадрам, которые они сняли, никогда не состариться. Это вечное кино.
В публикации использованы фотографии Владислава Микоши.
Начало трехсерийного поста "Они снимали "За Родину!":
Оценили 17 человек
25 кармы