Ефим Учитель - фронтовой оператор Великой Отечественной. Он отказался уезжать в эвакуацию вместе с Ленфильмом в Ташкент. Остался снимать день за днем героические будни жителей Ленинграда, еще более героическую оборону города.
Настоящая война обрушилась на Ленинград 8 сентября 1941 года. В этот день над городом с ужасающим воем кружились армады самолетов противника, сбрасывая тысячи зажигательных бомб. Беспрерывно звучали сигналы воздушной тревоги, самолеты, отбомбившись, улетали, а в небо поднимались клубы дыма пожаров. В этот же день фашисты захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Многомиллионный город оказался в блокаде. 900 дней фашисты изуверски медленно уничтожали город и горожан. В безоружных детей, женщин, стариков стреляли из пушек всех калибров, на их головы и дома, детсады, школы, больницы, театры и музеи сбрасывали бомбы.
Все съемки Ленинграда во время войны сделаны операторами Объединенной киностудии, которая работала всю блокаду. Именно тут и трудился Ефим Учитель с самого первого дня блокады.
"В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать" – вспоминал режиссер Григорий Козинцев.
Специфика работы военного оператора – продолжать снимать даже тогда, когда стреляют, когда бомбят, когда невозможно смотреть и сердце разрывается от горечи и боли. Снимать в блокадном городе было невыносимо трудно: не так-то просто постоянно глядеть в лицо огромному человеческому горю, кроме того, каждую минуту оператор рисковал тем, что бдительные ленинградцы отведут его в милицию.
В здании в Мучном переулке не только располагались проявочные лаборатории, но и жили люди. Здесь создавались фильмы, повышающие боевую мощь Советской армии и военно-морского флота – операторы вели съемки на фронтовых позициях, на боевых кораблях, участвовали в боевых операциях. Несмотря на артобстрелы, студия работала круглосуточно. Ночами трудились в нетопленных комнатах монтажа. Весь персонал был разбит на бригады – санитарные и пожарные. По тревоге работники становились на свои посты. Никакого «спецпайка» не было, они получали такую же норму хлеба, как и все ленинградцы.
Исключение составляли только военные операторы – они были прикомандированы к частям и в обмен на круглосуточный риск получали «боевые» пайки. Каждой паре операторов давали грузовик с печкой-буржуйкой и спальными местами. Тут же хранилась аппаратура и пленка. Работали парами – один снимал более крупные планы, другой – общие. И если один погибал или был ранен, второй продолжал работать.
Казалось бы, что Ефиму Юльевичу повезло, вроде бы и паек больше, да и военные пытались накормить оператора, особенно, когда узнавали, что он из Ленинграда. Но уже в декабре 1941-го Главное политическое управление Красной армии решило направлять работу кинооператоров в сторону «яркого показа разгрома немецко-фашистских захватчиков». То есть в самые горячие точки бороны, в самые пекло боя. Учитель с напарником метались по фронту, стремясь вовремя попасть на участок прорыва. Колонна пленных, волховская переправа, высадка на берег десанта, клятва гвардейцев. Он снимал рабочих на заводах, солдат, уходящих на фронт, лица людей, преисполненных отваги и ненависти к врагу …
В 1942 Ефим Учитель снял свой первый документальный фильм как режиссёр-постановщик «Ленинград в борьбе», картина получила через год Сталинскую премию. А потом была кинолента «Прорыв блокады Ленинграда».
Коллега Учителя Владимир Сущинский написал в письме: «Это вам не художественный фильм. Главная задача военного оператора — сделать кинорепортаж из земного ада. Необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведение искусства».
В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарились цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады.
Ленинградские операторы сняли кадры, вошедшие в Золотой фонд кинолетописи нашего народа. В жестоком кольце блокады, на различных фронтах, в партизанских отрядах погибло более 90 киноработников из Ленинграда. Их каждый кадр – подвиг. Они приближали своим творчеством общую победу.
«Нас было 252 – фронтовых кинооператоров, снимавших на всём огромном фронте Великой Отечественной – от Баренцева моря до Чёрного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых – ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров киноплёнки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта киноплёнка на вес золота. Мы лезли, очертя голову, в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение. Главное – снять. Все до единого знали, зачем они на войне и что они должны делать, – обязательно, во что бы то ни стало, снять бой», - вспоминал спустя десятилетие после войны Семен Школьников, легендарный фронтовой оператор.
Уже после войны в 1947 году Ефим Учитель вместе с великим советским режиссером Романом Карменом подвели итог этой очень трагической страницы истории города в фильме «Ленинград». Кадры, снятые Учителем во время войны вошли в фильмы «Берлин» и «Парад победы». А в 1959 году Ефим Юльевич снял фильм «Подвиг Ленинграда».
P.S В последнее время некоторые пользователя КОНТа публикуют мерзенькие вирши, порочащие на перебой этого героического фронтового оператора Ефима Учителя. Они заявляют, что они русские, но при этом очерняют великие страницы истории нашей страны времен Великой Отечественной. И как-то не верится, что это делают русские люди.
Оценили 18 человек
24 кармы