Стрелы просьбы и распоряжения; доверие и недоверие

2 1699

   Продолжаю выборочно публиковать главы своей книги "Врата недовластия (христианская философия в рисунках)".

    Две с лишним сотни лет назад А. В. Суворов в своей книге «Наука побеждать» показал, что можно нарисовать состояние человеческой власти в ее отношении к Богу. К сожалению, идея Суворова об изображении человеческой власти простым и наглядным способом не была подхвачена, и мы не пользуемся наследием нашего великого отца. Мне довелось попробовать исправить это упущение, и, к моему изумлению, на этом пути открылись взаимосвязи очень многих предметов, которых мы иногда мимоходом касаемся словами, не понимая их происхождения и самой сущности, а поэтому используем безсмысленно, давая себя в обман.

Глава 9. Стрелы просьбы и распоряжения; доверие и недоверие

    Условимся просьбой называть передачу своей воли вверх по должности, а распоряжением - передачу своей воли вниз по должности получателю этого обращения.

    В негармонично устроенном обществе, как видно на рисунке 9а, просьба и распоряжение имеют по две составляющие: одну - в добре и другую - во зле. Такая двойственность обусловлена составляющими доброй воли и злой воли в действующей воле, как сказано об этом в предыдущей главе. Если составляющая злой воли отсутствует, то она все равно подразумевается получателем обращения. Уткнувшись в границу должности, стрела просьбы или распоряжения пытается ее преодолеть, и может увязнуть в сложности борьбы между добром и злом в обладателе этой должности. Между людьми здесь царит недоверие. Например, при демократии требуется два раза за десятилетие переизбирать президента, потому что избиратели ему не верят изначально, а выбирают большинством голосов, как меньшее из зол.


  

  В гармонично устроенном обществе, как видно на рисунке 9б, стрела просьбы или распоряжения свободно проникает не только через непосредственные границы между должностями, но и, более того, - во все должности через веру в Бога. Здесь взаимная вера начальника и подчиненного, доверие, опирается на самый корень этого слова - на веру в Бога. Границы поддерживающей власти расширены верою в Бога и выходят за рамки, ограниченные должностными правами и обязанностями; принятие важнейших решений производится доверенными представителями всех сословий населения соборно, то есть, - при полном между ними согласии. Начальники - родные отцы, а подчиненные - любимые чада; работа и служба - не за страх, а за совесть! «Святый храм - твердыня доблестям неодолимая; что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией! Воздай честь Небу - потом земле!», - учит нас Суворов в своей «Науке побеждать». Такой вот идеальный образ государственной идеологии называется иначе «симфонией между Церковью и государством», и известен уже более тысячи лет.

    Основы взаимоотношений Церкви и государственной власти, заложенные еще в IV-VI веках в православной Византийской империи, кратко характеризуются, как «симфония» (т. е. гармония, согласие). В законодательном сборнике, вошедшем в историю под названием «Эпанагога», составленном при руководстве патриарха Фотия в 886 году, утверждалась идея о том, что Император и Патриарх являются двумя главами единого церковно-государственного организма. Лишь обе главы вместе знаменуют собою полноту земной верховной власти. Верховным же Законодателем, Судией и Правителем церковно-государственного организма является сам Господь Иисус Христос. «Симфония властей» стала по существу политической доктриной Византийской империи, а затем - и Руси. Герб Российской империи, двуглавый орел, символизирует симфонию Церкви и государственной власти: венцы над главами орла означают верховную земную власть Патриарха и Государя Императора, а третий, верхний венец, - верховную власть Царя небесного, Иисуса Христа; скипетр означает административную власть, а держава - созидательную власть отстаивать добро и не пускать зло. Именно за высшее назначение государства отстаивать, то есть держать, добро и не пускать, то есть удерживать, зло, и называем мы иногда государство Державою.


«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить