Часть III. ВЛАДИМИР ПУТИН: ВРЕМЯ ОБЕЩАТЬ И ВРЕМЯ ВЫПОЛНЯТЬ От уваровской триады к путинскому квадрату

1 2887

Свои идеологические воззрения будущий ИО президента изложил в главе с много говорящим русскому человеку названием: «Российская идея». Правда, раньше это была русская идея. Но это так, нюансы…

Напомню два примера национальной идеи, ни в каких конституциях не прописанных, но в национальном сознании значимых. США – это «сияющий град на холме». И наша отечественная - Уваровская триада: «православие, самодержавие, народность». Никакого материализма, никакой разъединяющий конкретики, но много смысла.

В самом начале главы В.Путин изложил тезис, с которым трудно поспорить: «Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном. В обществе, где основные социальные слои, политические силы придерживаются различных базовых ценностей и основополагающих идеологических ориентиров». И привёл соответствующие примеры из российской истории (1917 г. и 90-е гг…), подтверждающие этот тезис.

Говоря о 1917-м годе, В.Путин считает, что «гражданское согласие и консолидация общества были достигнуты не столько, как тогда было принято говорить, идейно-воспитательной работой, сколько силовыми методами». Поэтому, считает автор, ныне введение государственной идеологии имело бы «вполне определенные ассоциации с недавним прошлым». И - рубанул напрямик: «Я против восстановления в России государственной, официальной идеологии в любой форме. В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия».

И далее тезис, с которым опять-таки трудно не согласиться: «Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации».

Казалось бы, вот тут и проявить автору свой аналитический гений в понимании того, почему реформы идут так трудно и медленно. Может быть, всё дело как раз в том, что цели сформулированы невнятно, не обозначены рубежи, по достижении или же не достижении которых должны быть предприняты какие-то решения (санкции в отношении виноватых за срыв поставленных целей или же, по достижении целей, поставлены новые цели, обозначены новые рубежи).

А может быть всё дело в том, что у представителей российского общества разные ценности? По умолчанию, родина должна бы объединять всех. А объединяет ли наших граждан наша родина? Вспомним библейское: «Где сокровище, там и сердце твоё» или же «Ubi bene, ibi patria» (где хорошо, там и родина). А у всех ли наших, власть и имущество предержащих, сокровища, а, соответственно, и сердца хранятся в России, как объединяющей ценности? Или история про офшоры не про них?

Известно, что в России 1% наиболее обеспеченных граждан владеют 70% капитала. По показателю концентрированности богатства Россия среди мировых лидеров: в США наиболее обеспеченным гражданам принадлежит 37% богатств, в Германии — 30%, в Великобритании — 23%, в нефтеносной Норвегии — 25%, а в Японии — 19%. Ну, и какие у обобравших и обобранных могут быть общие ценности?

Но есть, есть нечто объединяющее граждан России – это плоская шкала налогов. И богаты и бедные платят один и тот же процент.

Но Владимир Владимирович делает вид, что этого не замечает или, что ещё хуже, что этого нет. Более того, он даже нашёл какой-то позитив. «Тем не менее, - пишет он, - в последние год-полтора (и вновь себе в актив, правда, актив сомнительный – В.С.) некоторые позитивные перемены в этой сфере наметились…Начался процесс усвоения, принятия нашим народом наднациональных, общечеловеческих ценностей (выделено мной – В.С.), возвышающихся над социальными, групповыми, этническими интересами. Люди приняли такие ценности, как свобода слова, выезда за границу, другие основные политические права и свободы личности. Люди дорожат тем, что могут иметь собственность, заниматься предпринимательством, создавать состояние. И этот перечень можно продолжить». Что тут скажешь? Только одно: у кого-то щи пусты, а у кого-то жемчуг мелкий. Сытый голодного не понимает. Трудно не согласиться: некоторые люди дорожат тем, что могут «создавать состояние»…

Кстати, и об «общечеловеческих ценностях». Видимо, Владимир Владимирович забыл судьбу такого общечеловека, как М.Горбачёв, главного проповедника этих ценностей. А вот этого забывать бы не стоило.

Другой опорной точкой консолидации российского общества, кроме «наднациональных и общечеловеческих ценностей», В.Путин назвал «то, что можно назвать исконными, традиционными ценностями россиян». В отличие от «гениально взаимосвязанной» (И.Евсин) триады Уварова путинская конфигурация незамысловата и представляет такие элементы, как: патриотизм, державничество, государственность и социальная солидарность. (Сразу же замечу, что если треугольник – это жёсткая система, то четырёхугольник – система подвижная, неустойчивая.) В этой системе не нашлось места, пожалуй, самому главному - вере предков, без любви к которой, как считал сам С.С.Уваров, «народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле». В приверженности вере предков в те времена народ (как правящие круги, так и простые люди) был един.

Уваровская триада, хотя и имела поменьше углов, чем путинская конструкция, однако, органично включала в себя все путинские элементы, кроме, правда, социальной солидарности.

Вот с этой «солидарностью» у начинающего национального лидера вышел промах. Он признаёт, «что в России тяготение к коллективным формам жизнедеятельности всегда доминировало над индивидуализмом,… что в российском обществе глубоко укоренены патерналистские настроения. Улучшение своего положения большинство россиян привыкло связывать не столько с собственными усилиями, инициативой, предприимчивостью, сколько с помощью и поддержкой со стороны государства и общества». Вот «эта привычка, - отмечает он, - отмирает крайне медленно…Такие настроения имеют место. Более того, они пока преобладают. И потому не считаться с ними нельзя. Это следует учитывать в первую очередь в социальной политике».

Сейчас мы видим, учитывают. Как раз в сфере социальной политики делается всё для того, чтобы представители старшего поколения, носители этих самых пресловутых «привычек» и «настроений» ушли с исторической сцены как можно быстрее: платное здравоохранение, поздний уход на пенсию, разрушение семьи, промывание мозгов и оболванивание молодого поколения, создание тормозов в социальных лифтах, выращивание «иванов, не помнящих родства».

Более того, путинская идея о медленном отмирании привычки надеяться на помощь государства подхвачена некоторыми представителями российского истеблишмента. Так депутат из Ярославля Дмитрий Петровский собирается выйти с законотворческой инициативой об отмене пенсий. А на вопрос, как же прожить тем, кто живёт от зарплаты до зарплаты, депутат ответил прямо: «Как ученый я понимаю, что такое естественный отбор. Я понимаю, что есть категории граждан, которые, к сожалению, находятся на низших ступенях интеллектуальной лестницы и не могут себе обеспечить высокий уровень доходов, но это не значит, что государство должно нести за них ответственность».

Увы, этот пример социального дарвинизма не единичен. Руководитель департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких на встрече с представителями молодежных организаций и чиновниками города Кировграда заявила: «На сегодняшний день в молодежи, в подрастающем поколении складывается почему-то такое понимание о том, что нам государство все должно. Нет. Вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили».

Вот, на таком фоне по мнению Владимира Владимировича и должен прорастать четвёртый элемент путинского идеологического квадрата – социальная солидарность.

Практические меры, предлагаемые В.Путиным для реализации своей программы, очень напоминают тезисы, которые КПСС публиковала к первомайским или октябрьским праздникам? Углубить, расширить, поднять, опустить, добиться…. И их нет смысла здесь приводить и анализировать…Желающие могут с этой «программой» познакомиться в интернете. Но рыбку, напомню, мы так и не съели…

Виктор Свинин

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Их "солидарность" почему-то работает только в одну сторону: государство "вам ничего не должно", зато вы обязаны налоги платить, в армии служить и так далее.