Недавно мне довелось прочитать интересную книгу (издана в 97-м году), можно даже сказать, уникальную. Уникальную – потому что она вряд ли в силу некоторых ее особенностей будет переиздана в обозримом будущем. Книга называется непритязательно: «Мои заметки», её автор - Ю. В. Готье, директор библиотеки Румянцевского музея, профессор Московского университета. Будучи студентом историко-филологического факультета, он слушал лекции знаменитого историка В.О.Ключевского и молодого приват-доцента П. Н. Милюкова.
Книга – это дневник, охватывающий «горячую» пятилетку – с июня 17-го года по июль 22-го. Ю. Готье, будучи профессиональным историком, счёл своим долгом описать день за днем все, чему был свидетелем в уникальный период российской и мировой истории.
О многом, что ожидает читателя, приступившего к чтению дневника, скажет его подзаголовок: «Слово о погибели Русской земли» и ещё более сильный эпиграф на латинском «Fututa Russia, nos fututi in illa», сочиненный самим автором. В силу моральных соображений не берусь приводить здесь русский перевод. Пытливые читатели докопаются до него сами.
Автор понимает, что будущему читателю будет интересно всё: политические события глазами «буржуазной» интеллигенции; гражданская война, политика - внешняя и внутренняя, быт интеллигенции, динамика цен (очень подробно за весь период); реформа системы образования, характеристика людей, которые пришли править. Но всё это так или иначе описано в воспоминаниях и других материалах того времени. В этом же дневнике подкупает другое – беспощадная честность оценок явлений и людей. Как автор думает, так и пишет, не подбирая слов, не думая о том, кто и как в будущем воспримет написанное. К счастью, рукопись не подвергалась ни авторской переработке, ни редакторской «подчистке». И, надо сказать, всё случилось в полном соответствии с пожеланиями автора – книга вышла в неизмененном виде. Судьба!
Ю. Готье прекратил вести дневник из опасения обысков. В случае его обнаружения автору было бы не сносить головы. С целью сохранения объёмистой рукописи он передал её на сохранение американскому профессору Ф. Гольдеру. Рукопись, практически забытая, пролежала в архиве Стэнфордского университета до 82-го года. Настоящая книга – первая на русском языке.
Во взглядах автора проявилась двойственность: с одной стороны, сказалось французское происхождение (предки Ю. Готье - выходцы из Франции, пришли в Россию еще во времена Екатерины Великой), отсюда любовь к западной культуре, а с другой – любовь к России. Он, как сказано в предисловии к книге, «был весьма далек от всяких народнических иллюзий», «привержен был стране в целом, России «единой и неделимой, цементом которой было наднациональное государство».
Октябрьскую революцию он воспринял как трагедию, хотя, в отличие от многих из своего академического окружения, он сразу же понял: «это надолго». «Вынуты душа и сердце, - пишет он, - разбиты все идеалы. Будущего России нет; мы без настоящего и без будущего. Жить остаётся только для того, чтобы кормить и хранить семью – больше нет ничего».
«Участь России, околевшего игуанодона или мамонта, - пишет он, - обращение в слабое и бедное государство, стоящее в экономической зависимости от других стран, вероятнее всего, от Германии. Большевики – истинный смысл русского народа, народа Ленина, Мясоедова, Сухомлинова, это смесь глупости, грубости, некультурного озорства, беспринципности, хулиганства и, на почве двух последних качеств, измены. Старый режим своим чудесно организованным кадром охранки и тому подобной мерзости создал отличную сеть для организации всяких тёмных сил – они и действуют».
Во многих случаях автору, как профессионалу, делает честь его проницательность. Впрочем, на протяжении всего описываемого им пятилетия он все же сохраняет иллюзии, что все это вот-вот кончится. В этом смысле характерен следующий эпизод. 1922-й год. Группа профессоров отмечает Татьянин день. «Говорили, - пишет автор, - застольные речи до 3-ч часов. Общая тема – возрождение России на монархических основаниях; общая характеристика: один из присутствующих – М.С.Фельдштейн – отметил, что в довоенное время такие речи, какие произносились, были бы невозможны. Настроение было бодрое».
Автор на многочисленных примерах показывает расколотость общества – и в массах, и в среде интеллигенции, и в правящих политических кругах, массовое неприятие происходящих перемен. И в этом смысле становится понятным, что политика Сталина – это не чистой воды произвол, связанный с особенностями личности вождя, а единственно возможная и, как показало будущее, спасительная политика.
Ю.Готье умер, уже будучи академиком АН СССР, в 43-м году. И конечно же было бы интересно знать его мнение о переменах, происшедших за двадцать лет. Да, это невозможно. Зато такая возможность есть у нас. На протяжении книги автор резко отзывается русском народе, который терпит и делает то, что ни терпеть, ни делать нельзя. Приводит в пример маркиза де Кюстина и говорит, что может быть он прав в своей нелицеприятной характеристике русского народа. А вот теперь и мы можем сравнить Кюстина, Готье и ту реальность, в которой живем сами и самостоятельно сделать вывод о том, до какой степени Россия fututa.
Оценили 0 человек
0 кармы