Ходить в театр, как и на концерты, на выставки – это долг человека, считающего себя хоть в какой-то степени культурным. С одной стороны, это духовное обогащение, с другой – материальная поддержка людей, подвизающихся на ниве создания культурных (или же – духовных!) ценностей.
И до определенного времени я в этом процессе участвовал: ходил на фестивали, концерты, выставки. Вспоминаю, что в советские времена каждое лето у нас гастролировал какой-нибудь столичный театр (Сатиры, МХАТ, Моссовета, кукольный С.Образцова, Малый). Это были по-настоящему значительные события культурной жизни, знакомство с прославленными театральными постановками, знакомство с прославленными актерами.
Потом все изменилось, рынок, который, как известно, все должен расставить по своим местам, все и расставил. Театры на гастроли приезжать перестали – невыгодно. Для периферии был предложен рыночный вариант – антреприза, так сказать, развлекаловка, непритязательный вариант, дающий зрителям возможность «отдохнуть» и вживую увидеть известных артистов, которых прежде видели только сериалах.
Лично для меня поворотной точкой нехождения в театр стал театральный фестиваль, если не ошибаюсь, «Сибирский транзит», а именно – постановка Омского драматического театра пьесы М.Горького «Дачники». Интересно, что же нового привнесло новое театральное поколение в сравнении с известной постановкой Малого театра, перенесенной на киноэкран? Увы, немного. Убогая игра. Убогое оформление сцены – чего стоит одна только полиэтиленовая теплица на колышках! Ну, вот еще новация (по тем только еще начинающимся рыночным временам) – совершенно голая актриса, целомудренно стоящая к зрителям спиной. Представить в одном театральном пространстве М.Горького, Б,Бабочкина, Р.Нифонтову, Э.Быстрицкую, полиэтилен и разгуливающие по сцене голые тела довольно трудно – происходит какая-то ментальная деструкция.
На этом я решил поставить точку. И, как показало дальнейшее, только укрепившее меня в этом решении, - не зря. Голяки теперь уже массово шествуют по театральным подмосткам. И не только шествуют, но и делают пи-пи, имитируют коитус. А что? Это свобода самовыражения художника! Имеет право!
На телеканале «Культура» чуть не каждый день рассказывается о новых театральных постановках. И во многих репортажах можно услышать такие слова режиссера: «В этой постановке мы решили перенести действие (а речь идет, например, о Шекспире или о постановке оперы Д.Верди) в наши дни». Ну, и начинается соответствующая вакханалия. Приведу несколько примеров.
Вот известный актер и режиссер Сергей Виноградов рассказывает о своей последней постановке «Вассы» М.Горького в театре им. Моссовета. «Мы, - сказал он, - играем «Вассу» как трагифарс, как трагикомедию, подчас как черную комедию…Понимаете, захотелось подкрутить». Ему, видите ли, захотелось «подкрутить»!
Или вот хорошо известный в столичных элитках режиссер Константин Богомолов. не один раз отмеченный театральной общественностью премиями «за нетрадиционное прочтение классического произведения», за «оригинальное прочтение отечественной классики». Ему тоже «захотелось подкрутить». Ведущий программы «Главная роль» (телеканал «Культура») задаёт режиссёру вопрос, как в его предстоящей постановке по Достоевскому стыкуются Квентин Тарантино и Фёдор Михайлович. Вот ответ: «Я делаю кощунственную операцию над романом. Я его лишаю философских рассуждений про убийства...В наше время, когда убийствами и кровью полна земля, это немножко наивно смотрится – можно убить или нет…. Посвящать два часа сценического времени нравственным страданиям …мне кажется не очень интересным. ..«Преступление и наказание», на мой взгляд, один из самых скучных романов /именно/за счёт этих философических рассуждений. Роман Достоевского, держится на очень короткой интриге и очень большом количестве всяческих страданий и переживаний. Мне хочется взорвать эту ситуацию и доказать, что этот текст может стать очень интригующим, интересным, трюковым, захватывающим и детективным».
Неучей почему-то тянет к Достоевскому. Вопреки сократовскому «я знаю, что ничего не знаю», они думают, что знают все и потому «хочут показать свою ученость». Вот программа «Агора» (все тот же канал «Культура»),на этот раз она посвящена 200-летию со дня рождения великого писателя. Среди приглашенных Андрей Прикотенко, главный режиссер Новосибирского театра «Старый дом». Он рассказывает о своей постановке «Идиота. В спектакле, который идет четыре часа, по словам самого режиссера, «нет ни одного слова из романа,…герои говорят современным языком (он называет это палимпсестом-В.С.), сюжет транспонирован в нашу реальность». «Текст, - говорит А.Прикотенко, - гениальный, но есть проблема у Федора Михайловича с сегодняшним восприятием …сегодняшнему человеку очень сложно читать Достоевского». Оказывается, в труппе лишь 40% актеров (которые должны транслировать зрителям смыслы!) дочитали роман до конца, а треть не осилила даже шестидесяти страниц!
Неудивительно, что спектакль идет с большим успехом. В «Золотой маске» он номиновался, аж, в одиннадцати номинациях. Что ж, новое время, новые режиссеры, новое образование, новые зрители. Создаётся впечатление, что все специально делается для того, чтобы вытравить «память о прежнем». Вот, кстати сказать, последние примеры, иллюстрирующие этот тезис. Еще, казалось бы, не должен был бы уйти из памяти зрителей в общем-то не старый фильм «А зори здесь тихие» (как никак классика!), как создан новый фильм, так сказать, новое прочтение, новые акценты для нового поколения.
Еще один фильм из разряда советской киноклассики: «На всю оставшуюся жизнь» по роману В.Пановой «Спутники», замечательный фильм замечательного режиссера Петра Фоменко, с группой замечательных актеров. Нет, для нового поколения зрителей нужен новый фильм!
Спекуляции на «самовыражении» - самое подходящее средство для того, чтобы морочить людям головы, чтобы люди не знали о том, что было до них, не задумывались о том, что происходит в настоящий момент, да и не задумывались о том, к чему все это приведет.
Да что говорить про каких-то богомоловых или прикотенках, когда вон сам корифей российского театра знаменитый Лев Додин, 77 лет, народный артист России, говорит, что «спектакль – это побочный продукт нашей жизнедеятельности».
Хотелось бы напомнить режиссёру, что «побочные продукты жизнедеятельности» вызывают не очень хорошие ассоциации, хотя, если судить но примерам, приведенным выше, в общем-то оправданные.
Да, «память о прежнем» вытравляется, но не нужно забывать, что благодаря этим усилиям, «не останется памяти и у тех, которые будут после», а, значит, будут забыты и самовыраженцы. Вспомним: «Если дорога не ведет к храму, то зачем она?»
Оценил 1 человек
3 кармы