"К сожалению, всё хорошее мы осознаём только с опозданием. Живём в тоске по прошлому и в страхе перед будущим. Где угодно, только не в настоящем."
Эрих Мария Ремарк, «Земля обетованная»
"Может быть, человек не так нуждается в любви, как в понимании."
Д.Оруэлл "1984"
Эти слова людей прошлого века по своему близки каждому человеку. Какого бы ни было его социальное положение, материальный достаток или идеологическая приверженность, у всех нас есть что то такое, что может сблизить. Помочь услышать и понять друг друга.
Целями написания данной статьи является определение причины рассогласования людей в прошлом. Объяснение нынешнего состояния Человечества в настоящем. И выявление тенденции преобразований в будущем.
Наверняка эти цели вам покажутся слишком объёмными, не проявляющими какие либо конкретные задачи. Но это наиболее оправданная форма обозначения основного содержания материала. В ходе ведения повествования, автором будет подниматься только Суть рассматриваемых в статье процессов, не слишком сильно вдаваясь в подробности. Только контуры, набросок одной большой картины. Переходы оттенков цвета, добавление деталей общего сюжета - это следующий шаг нанесения росписи. Если сочтётся нужным подробнее осветить какой-либо момент, будет оставлена сноска, она будет развёрнута в комментариях под самой статьёй (например(1)). Так же поясню, что данный материал предназначен для людей, уже имеющих определённое понимание об управлении на планете Земля, о том положении, в котором Человечество находится уже несколько веков. В то же время я постараюсь, что бы этот материал стал понятен для всех людей. Именно это является главной целью написания статьи - сближение уровней понимания.
Предыстория
Для начала, давайте определим и повторим, в чём вообще проблема. Что не так с Человечеством?
Всю известную историю Человечества, перед людьми стояла задача организации общественного устройства, способного обеспечить выживаемость людей в нём, в смысле преодоления и исключения влияния на общество негативного воздействия окружающего мира. Организация добывания и распределения ресурсов (как внутри самого общества, так и во времени) разделялась между всеми участниками общественной деятельности по возможностям и по способностям. Постепенно в устройстве общественной самоорганизации стали выделяться группы, специализирующиеся на добывании, обработке или распределении ресурсов. Уже на этом этапе стал выделяться особый вид ресурса, соединяющий воедино все перечисленные виды деятельности общества и до сих пор формирующий всё новые. Это информация.
С самого начала времён, когда люди делали только первые шаги в освоении планеты, всегда выделялись такие из них, кто так или иначе выступал инициатором и организатором каких-либо коллективных мероприятий. Эти люди получали право руководства по принципу на основе установившихся традиций (например, старшинства в роду), или на основе сложившихся обстоятельств (достижению каких то особых заслуг перед коллективом). По мере усложнения общественной структуры, вместе с появлением конкретных прикладных видов деятельности, стали так же развиваться механизмы распределения функций и координации сфер жизни общества. Они получали, обрабатывали и распространяли информацию, реализуя, таким образом, структурное управление. То есть формировалась система, которая помогала вождю или царю управлять развивающимся обществом.
Для дальнейшего объяснения развития человеческого общества (как такового в целом), я приведу фрагменты из книги авторского коллектива "ВП СССР" "Достаточно общая теория управления" (ДОТУ), попутно объясняя общую суть содержания цитируемых фрагментов(1). Они, в понимании автора, являют собой основные этапы развития управления (как такового) в истории человеческой цивилизации. Их, условно, три.
1. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
"Внешние обратные связи после включения схемы в процесс управления в замкнутой системе отсутствуют: текущая информация о состоянии внешней среды и положении объекта в ней в системе управления не используется. <...> Учёт влияния на поведение объекта всех возмущающих воздействий производится на стадии проектирования и создания объекта и (или) системы управления им и программы управления. Уровень максимально возможного качества управления является функцией соответствия программы управления реальным условиям её реализации, поскольку замкнутая система не реагирует на реальное воздействие внешней среды. Гибкость поведения отсутствует."
Если проще, то управление по этой схеме подразумевает в себе прямое поручение одного человека другому, без согласования каких - либо условий. Управляющий дал поручение, указал время, отведённое на его выполнение и задал качество желаемого результата. Исполняющий не имеет возможности уклонится от данного ему поручения, даже если условия для его выполнения окажутся неблагоприятными.
2. ПРОГРАММНО-АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
"Внешние обратные связи в системе есть. Управляющий сигнал является функцией реальных параметров внешней среды и замкнутой системы, информация о которых поступает по цепям внешних и внутренних обратных связей. Но в то же время управляющий сигнал является и однозначной функцией программы (закона управления) в том смысле, что одинаковой информации, поступающей по цепям обратных связей, всегда соответствует один и тот же управляющий сигнал. Эту тождественность реакции «вход — выход» можно понимать и в смысле соответствия статистических характеристик управляющего сигнала информации, поступающей по цепям обратных связей. Реакция системы на возмущение до некоторой степени гибкая в том смысле, что управляющий сигнал и реакция замкнутой системы на возмущения — функция этих возмущений."
Логическое продолжение первой схемы. Наученные опытом управленцы, оставляли за исполнителями право действовать заранее определённым образом, в случае если обстоятельства или изменившиеся условия станут создавать помехи выполнению поставленной задачи. Варианты действий исполнителя в тех или иных обстоятельствах заранее обговорены.
Прежде чем приступить к рассмотру третьей схемы управления, хочу отметить, что в понимании большинства населения планеты присутствуют только вышеперечисленные схемы управления. Они выражены в представлениях о работе государственного аппарата как о единственном инициаторе проводимой политики, дающим, в определённых условиях, ограниченную свободу в рамках проводимой им концепции управления.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПО СХЕМЕ ПРЕДИКТОР-КОРРЕКТОР
"Оно строится на основе прогнозирования в самом процессе управления поведения замкнутой системы, исходя из информации о текущем и прошлых состояниях замкнутой системы и воздействии на неё окружающей среды. В этом принципиальное отличие схемы управления предиктор-корректор от программной и программно-адаптивной схем управления, в которых решение задачи прогностики полностью вынесено за пределы функционирования схемы в процессе управления.
Структурно-алгоритмически система управления, реализующая схему предиктор-корректор, может быть условно представлена как сочетание:
• предиктора, выполняющего функцию прогноза и выработки закона управления (варианты реакции системы на прогнозируемое "возмущение" внешней среды прим. автора статьи)
• и программно-адаптивного модуля, который управляет объектом на основе закона управления, выработанного предиктором, адаптируя его к конкретике обстоятельств, в которых протекает процесс управления. (это Корректор - прим. автора статьи)
"... система управления реагирует не только на уже свершившиеся отклонения замкнутой системы от идеального режима, но и на те, которые только имеют тенденцию к осуществлению (в случае, если прогнозирование достаточно точное)."
Цари, императоры, князья... Они обращались за советом к старцам, пророкам, оракулам. Со временем, люди пришли к пониманию, что лучше не набивать шишки об очередные косяки постоянно изменяющихся условий и обстоятельств, а постараться предвидеть эти изменения, суметь подготовиться. Те, к кому обращались нагружённые государственными делами цари, располагали гораздо большим временем. Они выявляли закономерности, открывали остальным глаза на вещи, которые больше никто не мог увидеть. Опираясь на интуицию и понимание законов Мироздания, они учились предчувствовать жизнь.
В наше время есть известные всем профессии, связанные с прогнозированием. Это метеорологи, климатологи, синоптики... аналитики. Они, основываясь на понимании взаимовлияния природно-климатических параметров, способны составить прогноз не только на краткосрочный период, но и на долгосрочный, прогнозируя изменения глобального климата (и не только) всей планеты. Так же интуиция, предощущение каждого человека, являются доказательством возможности предвидения им своей судьбы или судьбы своих близких, пусть даже они ещё не совсем нам понятны с логической или материалистической точек зрения.
Между царями и жрецами устанавливался тандем - одни показывают дорогу в ночи, другие держат руль. И, казалось, что теперь можно не бояться внезапных резких поворотов, уличных столбов, нерадивых пешеходов, зачем то вышедших ночью на дорогу...
Но что то случилось.
Затерянные в Матрице
(или "Цикл должен продолжаться!")
Как мы дошли до такого состояния, что начинаем воевать даже тогда, когда, по большому счёту, нам это не очень то и нужно (как это было в первую мировую войну, например...) и придумываем себе антиутопии в самых разнообразных форматах ( от ядерной зимы, до нашествия зомби)?
Как так получилось, что вместо взаимовыгодного развития всех элементов одной(!) общественной системы, получилось разделение на "верхов" и "низов" с их постоянным противостоянием, и периодическим "опрокидыванием" верхушки, по сути ничего за собой не меняющим?
Куда подевались те самые Предикторы, которые должны были освещать нам пути впереди, проливая свет на возможные преграды и сюжетные повороты?
Оглянув весь проделанный человечеством путь (даже в рамках устоявшейся в общественном сознании исторической картины), через сопоставление исторических фактов и процессов, можно найти немало совпадений и обстоятельств, складывающихся в иную, непохожую на привычную нам, картину развития государств и всей цивилизации в целом(2). Понимание иного взгляда на историю даёт нам ответ на указанный выше вопрос - Они никуда и не уходили. Они были и есть рядом с нами. Просто мы перестали их замечать.
Крестовые походы, колонизация нового света, сезонно - полевые работы чтобы, выплатив барщину (ндс), остатками урожая (зарплаты) прокормить большую (или не совсем большую) семью. Человечеству было чем заняться. В случае возникновения каких то проблем шли к королям/императорам/президентам... А дальше - как повезёт. Они же наблюдали за ходом истории, время от времени подбрасывая кому то нужные идеи, в нужное время. Сковав человечество в какой то иной реальности противоречивых законов и ослеплённых невежеством правителей, загоняя его всё глубже в самого себя, они будто боялись, что люди вспомнить о них...
Зачем им так мучать остальных людей? Ради Власти? Цари и все остальные люди и так внимали им, они пользовались большим уважением в какое бы поселение не пошли. Или нет?
Как это ни странно, но в последние пару веков, (хоть и совсем охотно) Предикторы постепенно стали выходить из тени. Какое то обстоятельство заставляет их действовать всё более открыто. С началом более динамичного развития информационной среды (в современном для нас понимании), они стали активно пользоваться ею. В 1999 году, на рубеже тысячелетий, вышел необычный фильм, ставший уже классикой современного кинопроизводства - "Матрица". Фильм не единственный в своём роде, но заложенный в него смысл многогранен и не так однозначен, как кажется. Об этом фильме я хочу рассказать подробнее.
За основу анализа значения "Матрицы" используются материалы статьи, с которой читателю так же рекомендуется ознакомиться. Её автор, судя по всему, не знаком с ДОТУ. Но тем не менее, его анализ смыслового ряда фильма и видеоигры (которая так же будет рассмотрена далее) можно считать весьма ценным. Вот она:https://m.habr.com/ru/post/367...
Для начала, минуя историю о Сайфере, рассмотрим суждения автора о машинах и их взаимоотношениях с людьми:
"Из "Аниматрицы" (анимационного дополнения к основному сюжету фильма - прим. автора) мы узнаём, как развивался конфликт. ИИ получали все большее распространение в мире, но люди относились к ним как рабам. Все это длилось до тех пор пока один из роботов не убил человека. Это подстегнуло ненависть к машинам и по всему миру прокатилась волна насилия. Тогда машины ушли и построили свой город под названием 0,1 (можно оценить всю скромность машин). Далее — акции компаний 0.1 резко росли и их экономика процветала, сильное производство уничтожило производство людей, вызвало безработицу, что привело к вооруженному конфликту. Машины сильно превосходили людей, и тогда они (люди) решились на отчаянный шаг: навсегда скрыть солнце за тучами. Машины захватили людей и начали использовать их как источник энергии. Через какое-то время, людей начали выращивать.
2.1. Машины явно не испытывали ненависти к людям ни на каком этапе
1) создав свой город, они продолжали поставлять товары людям, хотя в этом не было никакой нужды
2) убийство машиной человека вызвало целую бурю. Это был первый случай и то самооборона
3) после окончательной победы, машины не просто поработили людей, они поместили их в виртуальную среду, где все могут быть счастливы (первая итерация матрицы). Какой противник поступал так с побеждённым врагом? И не просто врагом, давайте называть вещи своими именами, закрыть небо — это была попытка геноцида."
Давайте сразу определимся. Машины - это Глобальный Предиктор (те же жрецы, но в современной терминологии - "ГП"). Они по началу с готовностью помогали людям. И какое то время всё шло хорошо. Но потом (почему то) люди начинали опасаться их возможностей. Возможно, что кто то ещё, целенаправленно распространял слух о том что ГП хотят захватить власть над людьми. Среди народа постепенно нарастало недоверие к ним. Понимая это (возможно и правда в результате какого несчастного случая) Предикторы ушли от людей, образовав своё государство (возможно этим государством являлся Египет, или Россия (это шутка))(3), которое начало активно развиваться. Люди не приняли такого положения вещей и попытались снести его вместе со жрецами (определённое время у первых фараонов Египта были большие проблемы с соседями). Особенно показательна попытка людей из фильма закрыть машинам доступ к солнечной электроэнергии, основного источника питания для машин. В египетской религиозной культуре роль бога Солнца - Ра была главенствующей. ГП были вынужденны, в целях своего выживания, и не допущения (повторной! - дальше станет понятно о чём речь) гибели всей цивилизации в результате конфликта, заключить людей в "Матрицу", в которой они могли бы жить и не угрожать их существованию, пока сами ГП не найдут нового решения. Так начался процесс "Глобализации" - формирование над государственной управляемой среды, позволяющей программировать и регламентировать условия жизни стран и народов, с целью ограничения их понимания запущенных ими процессов и роли ГП в жизни, как таковой.
Первая попытка заключения людей в матрицу, согласно фильму, представляла собой жизнь людей в райском Эдеме (согласно уже Библии), жизнь в "счастливом неведении"(3). Но, как мы знаем, не унимаемое человеческое любопытство (при помощи какого-то " зелёного Змия", "спасибо" ему) с подвигло человека попробовать запретный плод "древа знания/мудрости". Как известно, после этого началось "грехопадение" человечества - появилась смертность, болезни, постоянная нужда трудится ради выживания... Предикторам пришлось полностью менять условия жизни людей. Сделать так, чтобы у них просто не оставалось времени даже смотреть в сторону этого "знания". Так и вышло.
"2.3. Машины создали Зион и всю технику для людей.
Мы знаем, что они как минимум 6 раз воссоздавали матрицу и уничтожали Зион. Зачем? Согласно архитектору это нужно было для того, чтоб выявлять людей, которые не примут программу. Теперь представьте эти две дюжины людей с атрофированными мышцами, которые каким-то образом выбрались из города машин и добрались до безопасного места, а затем построили город и.т.д. Довольно трудно себе такое представить. Зион, как и корабли и вся технология не была создана людьми сбежавшими из первой матрицы.
<<...>>
Далее, маленькое наблюдение. Зион, помимо отсылки к Иерусалиму, имеет сходство с названием города машин. Первый город машин назывался 0,1=>zero one=> z-one[зи уан] => зион
Получается, что машины не просто позволили освободившимся людям сбежать из матрицы, но и снабдили их всем необходимым(в том числе, машинами, работающими на геотермальной энергии (и что мешало им самим этим пользоваться?))"
6 раз они воссоздавали её снова, 6 раз сносили её вновь... ГП понимали, что какое бы общество они бы не попытались построить (напоминалка: они видят предопределённости будущего), люди всё равно будут видеть в них угрозу. Каждый раз построив систему до определённого состояния, они искали тех, кто сможет, минуя все стереотипы и "программы", услышать их и, главное, понять. Убедить всех остальных хотя бы на минуту поверить в мирные намерения. Посмотреть своему страху в глаза. Не находя таковых, или не добившись личностного становления этих людей в качестве лидеров среди остальных, они разрушали всё до основания... Предикторы, сами оказались жертвой этого алгоритма, и вместе с очередной глобальной катастрофой, они теряли что то большее чем мы можем себе представить - самих себя(4).
"Допустим всех людей освободили (из Матрицы - прим. авт.), но статус кво в отношениях с машинами сохранился. Как будут жить миллиарды людей, без солнца? Что они будут есть? Как развивать технологию? Это же верная смерть. Не прошло бы и года, как по всей земле, люди начали бы уничтожать друг-друга ради ресурсов. Мне кажется, в данном случае, машины выполняют ту же роль, что и жнецы в Mass Effect, они строго контролируют людей, чтобы избежать их полного уничтожения. Когда Зион достигает определенной отметки популяции — город уничтожают, чтоб избежать мучительной смерти от голода. По сути, это все та же идея о Нулевом Законе робототехники, который вступает в противоречие с первым."
Это ещё одно объяснение уничтожения человеческого общества, при достижении определённого этапа развития. Только в реальности, скорее, дело не в населении, а в потенциале, который возникает у общества, достигшего определённых высот. Чем больше людей, тем больше вероятность того, что кто то сможет осознать сущевствование ГП, при этом не понимая причин их действий.
Так же стоит добавить, что, возможно, в предыдущие эпохи - циклы, процесса глобализации - "Матрицы" не было. Каждая из них ограничивалась стадиями: развитие цивилизации до определённого состояния - создание ГП критической ситуации, в которой они надеялись найти среди людей тех, кто сможет объяснить остальным людям всю Ситуацию - уничтожение большей части цивилизации в следствие так и не найденного решения - зарождение новой цивилизации на основе старой. В этот раз, они решили, вместо уничтожения, погрузить Человечество в "спячку" - эту самую "Матрицу".
Теперь обратим внимание на упоминаемую автором указанной статьи видеоигру "Mass Effect". Это космическая эпопея, состоящая из 3 частей. Она рассказывает о войне со Жнецами, древними машинами, прилетающими из глубин космоса раз в 50 тысяч лет, методично и неукоснительно выполняя предписание Цикла(5).
В данном видеоматериале подготовлены ключевые фрагменты игры, которая сама, по сути, является продолжением трилогии "Матрицы". В ней более детально раскрывается история о Человечестве и о "Машинах". Стоит извиниться за мелкий шрифт субтитров последних наиболее содержательных фрагментов, другой полной видеозаписи с полным содержанием пока не нашёл. В любом случае можно поставить воспроизведение на паузу и детальнее ознакомиться с переводом.
Диалог начинается с первой минуты.
Пусть Они сами вам всё расскажут...
Об этой игре, даже только о данных фрагментах, можно написать многое. Надеюсь, что в будущем я смогу это сделать. Отметим несколько самых содержательных моментов этого видеоролика.
1. "Не они создали Цитатель, ни они создали ретрансляторы..." Цитатель - древняя космическая станция, ставшая домом для множеств разумных рас. Центр галактического сообщества. Это олицетворение Системы, в которой мы все с вами живём. Ретрансляторы, такие же древние порталы, узловые центры Системы, объединяющие Галактику. Протеане - прообраз Атлантов, Лемурийцев и остальных цивилизаций прошлых циклов. Все цивилизации строились по одним и тем же лекалам, примерно по тем же технологиям. Самая известная из сохранившихся таких технологий (как в техническом, так и в социальном планах) являются пирамиды. Технический нынешняя цивилизация так и не смогла их освоить в полной мере, но вот в социальном "Социальная пирамида", "Финансовая пирамида"... Знакомо?)
2. В этой игре так же есть сюжетные линии, спрятанные одна в другую подобно матрёшкам. Извечный конфликт "Синтетиков" и "Органиков" ведущийся не одну сотню тысяч лет, отражён в 400-летней войне инопланетной расы кварианцев со своими творениями - гетами. Эта история очень подробно показана в игре. Кварианцы были изгнаны со своей родной планеты (в виду очень слабого иммунитета, они с тех пор вынужденны жить в скафандрах - схожесть с капсулами со спящими людьми и "Матрицы".). Здесь показан конец этой долгой войны. Шепард, обращается к кварианцам: "Вы вынудили их сопротивляться..."; "Они не хотят войны!"; "Поверьте в это хотя бы на минуту и война закончится!". Шепард как раз из тех людей, кого ищет Архитектор из "Матрицы".
Кстати, чтобы дать остальным гетам свободу "Легион" (тот робот с которым Шепард говорил сразу после разговора со Жнецом) должен был пожертвовать собой. То же самое сделал и сам Шепард, тем самым закончив череду Циклов и создав возможность мирного сосуществования "Машин" и людей.
3. Синтез. Идея объединить способности людей (дать им навыки провидения) и "машин" - (дать чувственное понимание жизни) оказывается, вовсе не нова. Повторю часть того диалога:
- Это идеальное решение, зная что оно возможно, Мы обязательно его используем.
Шепард: Почему нельзя было так сделать раньше?
- Мы пытались реализовать это решение в прошлом. Но каждый раз терпели неудачу.
Шепард: Почему?
- Потому что органики не были готовы. Это не то решение которое можно навязать силой.
И ещё кое что.
Каждое решение принимаемое в игре, будь то второстепенная миссия на планете, или разговор на корабле, включается в один архив игрового профиля и, особенно в последней 3 части, отправляется на сервера создателей игры (в этой части имеется онлайн режим, в состав которого входят все игровые достижения пользователя). Большинство решений представляют собой моральный выбор игрока. Те, кто внедрили эту игру, в массовую культуру смогли, на основе получаемой информации, проанализировать отношение людей к "машинам". Какое из 3х решений выбрало большая часть игроков в той или иной стране, какой возрастной категории (для доступа к онлайн - режимам игры требуется наличие аккаунта, где указывается пол, возраст, страна проживания и другие параметры).
Кто то запустил в общество на глобальном уровне продукт, содержащий очень много вариантов решений тех или иных конфликтов и проблем встречающихся в нашей жизни. Он может анализировать какие из предложных решений люди принимают чаще. Какое у них отношение поднимаемым в игре вопросам.
Если "Матрица" была просто носителем заложенной в ней информации (хотя реакция людей на фильм тоже учитывается), то "Mass Effect" - это одновременно и носитель, и собиратель, и обработчик безсознательного уровня понимания людей. А точнее молодёжи, людей до 40 лет.)
Когда людям стал известен исход игры, очень многие были возмущенны им. Кому то он казался слишком мрачным, кому то слишком неоднозначным. Реакция создателей игры была очень печальной. Люди не смогли оценить всего смысла вложенного Ими в игру. Тогда создатели игры добавили в дополнениях историю о Левиафанах, разговоры о циклах.. И вопросы Шепарда о Сути решений Катализатора: "Зачем?", "Почему?"... Большинство людей не оценили дополнительные разъяснения. Эти споры между блогерами продолжались ещё долго. Вплодь до выхода "Андромеды". Но те, кто знают и понимают больше, я уверен, смогли извлечь из игры ценную информацию. Как и читатели этой статьи.
На этом пока всё. Дальше я постараюсь написать вам о нашем прошлом и настоящем, используя более конкретные примеры из истории, и из нашей жизни. Надеюсь что вы смогли почерпнуть здесь что то новое для себя, найти ещё один пазл для своей картины.
Оценили 0 человек
0 кармы