1.Ускорение.
Социально-экономическое развитие ускоряется. Имея в виду информационную ипостась материи, можно утверждать, что бытие, как количество информации, меняется с определенным ускорением. Не берусь говорить о том, чему равно это ускорение, сколько там бит в год за год, но имеет значение сам факт.
Многие в этой связи говорят об ускорении «исторического времени». Я считаю, что на самом деле речь идет об ускорении развития (движения) материи, ибо время не есть нечто обособленное. Время есть и пространство, и энергия (потенция к развитию, количество движения).
Есть авторы, близкие к этому мнению, но понимающие всё иначе. Например, И.Н.Фомин (директор ООО «ОргЦентр ЭнергоКБ», г. Москва) в статье «Влияние информации на ускорение развития общества» пишет:
«В результате процессов преобразования энергии, генерируются потоки информации, являющиеся энергией, влияющей на темпы развития Вселенной. Логично предположить, что потоки информации, которые генерировало общество на разных этапах своего развития, тоже оказывали влияние на темпы развития общества».
И.Н.Фомин, однако, считает информацию всего лишь свойством материи; отождествляя время с энергией, он, тем не менее, не считает время (энергию) пространством; он разделяет мнение историков и социологов, которыми «признано, что время можно представить в виде спирально развивающегося потока, то есть оно циклично, в нём происходит неизменное повторение уже происходивших событий».
С такими взглядами я не согласен. Информация есть не свойство материи, а её иная ипостась. Материя двойственна: с одной стороны это пространство-энергия-время, а с другой – объективная информация. «Спиральный поток», «цикличность» времени, «неизменное повторение уже происходивших событий» - это какие-то сказки о времени вне пространства-энергии.
Общество, как общая наряду с природой форма бытия, развивается с ускорением, что выражается во всё более быстром появлении и исчезновении материальных объектов, а также во всё более быстром изменении сопровождающей бытие информации. Это ускорение обусловлено той же причиной, что и саморазвитие материи в целом, - диалектикой. В данном случае я имею в виду не теоретическую концепцию Гегеля или Маркса, а единственный способ развития материи – диалектику природы и диалектику общества. Материя существует только в движении, а движение – диалектический процесс. Этот процесс порождает факторы ускорения и в природе, и в обществе. Для каждого из бесчисленных материальных объектов природы и общества любой другой материальный объект – внешняя система, с которой он взаимодействует, и которая сообщает ему определенное ускорение. Для общества таким материальным объектом, такой внешней системой наряду с многими другими является, например, деятельность людей, объединенных в классы и государства. Эта деятельность (практика) как энергия-пространство-время есть в другой ипостаси определенная объективная информация и, таким образом, можно, разумеется, утверждать, что информация существенно влияет на ускорение общественного развития. Налицо, однако, нелинейность развития, то есть, нельзя утверждать, что смена общественно-экономических формаций будет происходить в той временной пропорции, которая задана сменой рабовладельческого общества феодализмом, феодализма капитализмом и т.д.
Несмотря на то, что тенденция естественноисторического процесса ясно обозначает общественный прогресс, расцвет науки и техники и цивилизацию более высокого уровня, наблюдается явный регресс в развитии общества, где не утихают войны, возрождаются, казалось бы, давно изжитые отношения – вплоть до рабства. Деятельность людей пагубно сказывается и на природе: наряду с благоустройством человеческой среды обитания непригодной для жизни постепенно становится планета в целом. Отсюда вывод: деятельность людей (точнее, господствующего класса капиталистов и буржуазных государств) в основном носит пока неразумный, регрессивный характер. Общество пока неразумно, его разумной деятельности мешает классовый и межгосударственный антагонизм.
Общая тенденция развития материи – это движение к более высокоорганизованным формам. В природе такая высокоорганизованная форма материи достигнута в виде человеческого мозга, носителя индивидуального разума. Общество как материя развивается в ходе естественноисторического процесса, - и это основная тенденция общественного развития, - к социальной однородности (к бесклассовой структуре). Бесклассовое общество является той высокоорганизованной формой социальной реальности, которая пока не достигнута. Но только она сделает общество действительно разумным, позволит объединить усилия народов для решения глобальных проблем.
Увы, десятые годы второго тысячелетия как бы «выпадают» из общей тенденции общественного развития, порой кажется, что это развитие пошло вспять, получило отрицательное ускорение. Но так ли это?
Оценили 0 человек
0 кармы