В заглавии даты рождения и смерти Ленина. Он прожил среди других людей своего времени менее пятидесяти четырёх лет; это было формообразование (длительность, жизнь) его личности во всеобщем пространстве набиравшего силу капитализма. Личность Ленина, как особенное время, - это совокупность всех общественных отношений его эпохи, скорректированная работой его мозга,- его материалистическим мировоззрением и его деятельностью. Человеческая сущность Ленина (совокупность всех общественных отношений), стало быть, - мелкобуржуазна, он был человек своего времени. Но личность этого человека, несомненно выдающегося по способности познавать объективное, видеть диалектику общественного развития, анализировать и находить главное в событиях, обобщать, формулировать выводы и претворять их в жизнь, - личность Ленина как бы возвышается над буржуазной эпохой, благодаря её идейному наследию и результатам действительно революционной деятельности. И в этом смысле особенное время «Ленин» продолжается.
(Интересное суждение, между прочим: жизнь человека есть его формообразование, как объекта материи, длительность; личность – особенное время в определённой эпохе. Но эпоха со своими общественными отношениями есть сущность человека, жизнь которого – это длительность, которая не совпадает с тем особым временем, которое есть его личность. Впрочем, это не только Ленин или Пушкин: человек умер, а память о личности его осталась, пусть даже у немногих, и в этом смысле он, как особенное время, - существует подобно идеям общественного сознания).
Особенное время «Ленин» оказывает поэтому существенное влияние и на современную эпоху, которая всё ещё остаётся эпохой империализма и пролетарской революции, - несмотря на временную победу контрреволюции, последствия ленинской революции таковы, что империалистические государства вынуждены проводить «гибкую» социальную политику, и в результате положение пролетариев улучшилось, а общий кризис капитализма достиг такого уровня, что даже самые упоротые буржуазики паникуют и сочиняют утопические «рецепты» спасения. Как пример, – утопия соросовского «открытого общества» в связке с «цветными революциями» в «недостаточно открытых» странах с целью спасения капиталистической общественно-экономической формации.
Для сознательного влияния людей на естественное развитие общества Ленин ценен, как философ, как теоретик социалистической революции, как стратег и тактик классовой борьбы и мировой политики, как мастер экономических реформ.
Философия Ленина – диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, - материализм, который блестяще развит и защищён Лениным в полемике с философскими ревизионистами («Материализм и эмпириокритицизм», 1908 г.). Грандиозное впечатление производит, к примеру, его теоретически безупречная фраза в этой работе: «…противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна». Стало быть, всё объективное – материя. Идеальное материально, потому что объективно существует. Ленинское понимание материи, которую следует познавать «до уровня субстанции», материалистическая позиция Ленина по всем вопросам познания, диалектики природы и общества – дорогого стоит. Именно такое мировоззрение служит интересам классовой борьбы пролетариата, - это Ленин понимал, видимо, как никто другой. Цитируя Энгельса, - «Основные формы всякого бытия - суть пространство и время…», - Ленин прекрасно понимал, что революционная ситуация – особенное, объективно наступившее время в развитии капитализма, что это особенное пространство революционной борьбы за политическую власть; что это особенное время-пространство – то состояние объективной реальности, которое является результатом естественно-исторического процесса в условиях империалистической реакции, усугубляемой мировой войной.
Эпоха, определявшая человеческую сущность Ленина, по своему содержанию – это и развитие капитализма, и бурное начало его всеобщего кризиса, - объективное назревание революционной ситуации и её взрыв в наиболее слабом звене. Разработка теории пролетарской революции была поэтому практической необходимостью для той политической партии, которую создавал Ленин. Не будь революционной ситуации, борьба этой партии за власть, несомненно, не предполагала бы вооружённое восстание. Но социалистическая революция – это не восстание и не гражданская война с её «белым» и «красным» террором, а те поистине революционные преобразования в способе производства, которые ленинская партия намечала в своей программе и которые требовали нового политического устройства страны, государства в форме диктатуры пролетариата. Стало быть, если бы ленинская партия пришла к власти в результате каких-либо выборов в буржуазной России, то для достижения программных целей этой партии политическая пролетарская революция была необходимой. Ленин не мог ожидать, что царизм или буржуазная власть, капиталисты России и прочих стран смирятся с уже необходимыми для дальнейшего общественного развития переменами – с диктатурой пролетариата и с «экспроприацией экспроприаторов». Сопротивление контрреволюционных сил он, конечно, предвидел. Вооружённое восстание 1917 года, гражданская война и прочие трагические события, связанные с пролетарской революцией в России, - результат буржуазного сопротивления общественному прогрессу.
Идея естественно-исторического развития производительных сил и неизбежного превращения капиталистических производственных отношений в социалистические – сквозная и, можно сказать, главная в ленинской теории социалистической революции, выверенная материалистическим мировоззрением. Учение о диктатуре пролетариата основано именно на этой идее, утверждающей прогрессивный характер пролетарской революции: естественно-историческое развитие неминуемо приведёт к ликвидации частной собственности на средства производства и политической власти капитала, а объективно сложившаяся революционная ситуация позволяет ускорить этот процесс в интересах пролетариата, если его политическая партия окажется способной взять власть. В основе ленинской стратегии и тактики социалистического строительства - и вторая важнейшая идея исторического материализма: соответствие производительных сил и производственных отношений. Ленин понимал, что отсталость производительных сил тормозит развитие производственных отношений, поэтому насильственное превращение этих отношений в социалистические требует диктатуры пролетариата в политике (пролетарского государства) и сохранения товарно-денежного обмена и распределения в экономике. В этом последнем обстоятельстве, в товарно-денежных отношениях, некоммунистических по своей природе, - главная опасность для пролетарской революции, ибо эти отношения сохраняют в людях буржуазность, порождают бюрократизм пролетарских чиновников и коррупцию в их среде. Задачу пролетарской диктатуры Ленин видел, между прочим, и в том, чтобы обуздать неизбежно порождаемый любым государством бюрократизм. Ленинская экономическая политика на основе общественной собственности и с опорой на диктатуру пролетариата – от военного коммунизма и продразвёрстки через продналог и план ГОЭЛРО к индустриализации и коллективизации народного хозяйства – сочетается с энергичными мерами по укреплению союза пролетариев с беднейшим крестьянством, по созданию рабоче-крестьянской армии, по национальному вопросу, по ликвидации безграмотности и развитию культуры. Такого примера стратегического видения и тактического мастерства в решении сложнейших политических, военных, социальных, экономических и прочих проблем в условиях такого особенного времени, каким было пространство Советского государства при жизни Ленина, - больше не отыскать, ни один деятель всемирной истории не сравнится с ним.
Оценили 0 человек
0 кармы