"Логика хаоса" (из яндекс-картинок)
Акива Моисеевич Яглом и Исаак Моисеевич Яглом в своей книге «Вероятность и информация» пишут: «Соотношение между понятиями энтропии и информации в известном смысле напоминает соотношение между физическими понятиями потенциала и разности потенциалов. Энтропия есть абстрактная «мера неопределённости»; ценность этого понятия … в том, что оно позволяет оценить влияние на определённый опыт … какого-либо другого опыта как «разность энтропий»».
Энтропию Н(а) опыта «а», указывают далее эти авторы, можно определить как информацию относительно «а», содержащуюся в самом этом опыте, или как наибольшую информацию относительно «а», какую только можно иметь.
Иначе говоря, энтропия любого события (объекта материи) есть та абсолютная истина, которую ищет познание. Понятие «энтропия», введённое в теорию информации в качестве «меры неопределённости», приобретает поэтому более весомый смысл: это ипостась физической сущности материи.
Указывая, что физической сущностью, субстанцией материи является ВРЕМЯ, оно же пространство и оно же потенция к развитию (энергия), и выделяя в связи с этим временнУю, пространственную и энергетическую ипостаси материи, кажется, что её информационная ипостась рассматривается вне этой физической сущности. Но это, как видим, не так. Физической сущностью материи как объективной информации является неубывающая энтропия – такая же Объективность, как время, потенция и пространство. Энтропия есть субстанция объективной информации, - то множество случайностей и возможностей развития, из которого следует закономерно обусловленный многими случайными событиями и, следовательно, наиболее вероятный исход развития бытия.
Субстанция материи на «ипостаси» делится лишь условно: время, энергия, пространство и энтропия - это одно и то же. Действительно: время есть неопределённость будущего; энергия – неопределённость её работы; пространство – неопределённость его искривления. Материя, стало быть, как субстанция, – неопределённость, хаос, неубывающая энтропия. Фундаментальная диалектическая противоположность небытия и бытия (между отсутствием объекта в некой "области пространства" и возможным появлением его) - это диалектическое отрицание настоящего (состоявшегося бытия) будущим бытием в новом качестве, это потенция к развитию, стало быть. И, разумеется, это диалектическая противоположность между материальной неопределённостью (хаосом) и организацией материи. Развитие есть движение от хаоса к определённости и обратно. Диалектическое преодоление неопределённости - формообразование, возникновение энтропии объекта, полной объективной информации о нём.
В силу материальной неопределённости любое событие (объект) является случайным, но вероятность его появления обусловлена:
- бесконечными ЦЕПЯМИ событий прошлого бытия, из которых данное событие следует;
- бесчисленными РОЯМИ событий, косвенно влияющих на появление данного события;
- тенденциями развития (общим ФОНОМ событий, в котором появляется данное событие). При этом роль «фоновых» событий часто является определяющей. Так, многие события в эпоху капитализма появляются лишь потому, что существует частная собственность на средства производства.
Познавая материю, человек наблюдает, ощущает и воспринимает через органы своих чувств настоящее время, пространство и энергию, осознавая потенциальную готовность действительности к развитию в некое будущее состояние; он размышляет о прошлом, которое обусловило события настоящего, и делает определённые выводы и вероятностные прогнозы о будущем, так или иначе учитывая энтропию всего объективного. «Наблюдать», «ощущать» и «воспринимать» объективное как энтропию человек способен умозрительно, анализируя событие и понимая, что могло случиться и нечто иное; или в своих сновидениях: ведь возникающие в «спящем» мозге сны представляют собой картинки событий, которые происходили, МОГЛИ БЫ или могут произойти, но не происходили, а, ВОЗМОЖНО, и не произойдут. Если же приснившееся событие происходит в наступающей действительности, то этот «вещий» сон был сном о наиболее вероятном событии. Наслоение времён, пространств и движений, обычное в сновидениях, и есть неопределённость объективного, субъективно воспринимаемая спящим человеком материя как энтропия.
Оценили 0 человек
0 кармы