• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему в античности люди умели хорошо рисовать, а в Средние века — разучились

10 439

(Автор- историк искусства Софья Багдасарова. Статья опубликована в ее блоге в ЖЖ.Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены)

"Никакой конспирологии, только эффектные сравнения.

Такое бурное обсуждение вызвали выложенные мною античные портреты золотом, что, видно, надо остановиться на этой теме поподробней, раз для многих, оказалось, ответ не очевиден.

Как же это так, спрашивает общественность — вот есть старинные, античные вещи невероятно высокого качества, отличного уровня исполнения. А потом целых 1000 лет — ничего подобного не делалось? Как так получилось?

Далее альтернативно образованная общественность делает вывод:

ЭТО ВСЕ ВРАНЬЕ

«Такого, — считает альт.обр.общ., — быть не может, чтобы древние люди были умнее и мастеровитее нас современных и наших недавних предков. Это же очевидно, что люди 19-21 веков — самые умные за всю историю человечества, а те, кто были раньше — неумехи и идиоты. СЛЕДОВАТЕЛЬНО все старинные вещи в мировых музеях — подделки, сделанные талантливыми мастерами 19-20 веков». Тогда вот для них линия развития искусства становится логичной — никакого искусства античного не было, средневековые люди все изобретали с нуля, поэтому так хреново и получалось. В эту же концепцию хорошо ложится теория академ. Фоменко о спрессованном времени и наложившихся друг на друга в мировой памяти исторических пластах. Иногда еще появляются доводы об инопланетных технологиях, тоже шикарно вписывается и многое объясняет.

«Ну и далее, — считают такие мыслители (а их реально много, увы), — существует мировой заговор академических ученых, в данном случае историков, искусствоведов, археологов и т.п., с целью все это замолчать и не пустить передовых мыслителей с их передовыми идеями двигать науку вот подобными передовыми теориями. Профессиональное университетское образование — это вообще зло, оно надевает на глаза шоры и заставляет вступать в мировой заговор замалчивателей истины. Филологи, вон, тоже выпендриваются — ясно же, что "Слово о полку Игоревом" — подделка, а "Велесова книга" подлинник, а не наоборот. Это все филологическое образование виновато, не написали бы докторских диссертаций по лингвистике — сразу поняли бы, где правда».

Тех, кто согласен с озвученной выше точкой зрения, настоятельно прошу никогда не комментировать в данном блоге: у меня аллергия и судороги на почве подобной фоменковщины, поэтому буду банить сразу. Я нервная барышня, участник мирового заговора искусствоведов, получивших высшее образование, поэтому даже извиняться не буду, сразу расстрел на месте.

Дальнейшая моя речь предназначена для тех, кто реально интересуется и пытается разобраться и понять, почему случился такой коллапс с искусством.

Искусство не существует само по себе, чтобы сделать нам красиво и приятно. Искусство, в первую очередь, это продукт экономики, политики и идеологии. Хорошо в стране по этим трем параметрам — все хорошо в искусстве. Плохо в стране, бедно, безумно — с искусством все фигово.

Пример:

Страна А — очень богатая, сильная и патриотичная. В стране А снимают очень качественно сделанное кино, потому что жители страны А любят покупать этот продукт и разбираются в его сортах и жанрах. Поэтому в страну А приезжают сливки кинематографии всех остальных стран, чтобы поработать с такими отличными ресурсами. Когда страна А ведет войну — появляется много фильмов про то, какие хорошие солдаты в этой стране, летчики, космонавты. Когда в стране А спокойно, сытно и появляется много умниц и бездельников, то можно снимать арт-хаус с надрывом. Когда в стране А случаются периоды реальной экономической депрессии — то на экранах появляется много добрых мюзиклов, на которых не надо думать и можно расслабиться.

Страна Б — бедная, но гордится своими успехами относительно события, произошедшего 70 лет назад. Кино в этой стране снимается не на деньги тех, кто ходит в кино, а на деньги государства, которое считает, что этот жанр должен пробуждать патриотизм. Материальных ресурсов при этом в данной стране не очень много, поэтому снимать фильмы в 3D она не может — нет денег на покупку камер. Операторов, которые могли бы снимать 3D, в стране тоже нет — кто мог, тот уехал работать в богатую страну А (или В), где такая техника водится. Если в страну Б завезут такую камеру, то работать с ней будет некому — придется выписывать иностранного специалиста.

Страна Цэ — пару лет назад была разбомблена страной А. Кинематографа в ней нет. Людей, которые умеют делать кино, в ней нет — они либо умерли, либо стали беженцами, либо им повезло получить работу в других странах. Единственное кино, которое может появиться в стране Цэ — это документальный фильм, снятый на мобильный телефон. Чтобы в стране Цэ появилось снова кинематографическое искусство, должен настать мир, настоящий мир. Должно стать спокойно. В стране должны появиться материальные ресурсы на производство излишков (а искусство — это всегда излишки). В стране должны появиться специалисты этого ремесла — вернутся беженцы, или вырастет новое поколение. Новому поколению придется учиться с нуля, и сначала у них будет получаться очень-очень плохо.

Итак, чтобы какой-то жанр искусства снова возник и достиг высокого уровня, необходимо, чтобы имелось:

Материальные ресурсы: чтобы человек имел лишние деньги на билет в кино, а не экономил, чтобы еду купить детям.

Школа: несколько поколений ремесленников должны наработать опыт и снова изобрести велосипед, чтобы получилось качественно.

Идеология: население страны должно хотеть смотреть именно кино (и скорей всего, сначала это будут примитивные мюзиклы, а никак не арт-хаус). И государство (религиозное течение) должны это все одобрять вдобавок. Сложные фильмы в этой стране появится, когда накопится ресурс: мастера будут хотеть и уметь делать сложно, а потребитель будет избалован и перекормлен, и захочет сложного и необычного.

Перейдем от кинематографа к античности.

Вот была Римская империя, на протяжении веков владевшая всем цивилизованным миром. Римский мир был огромен и унифицирован. На Британских островах были виллы римских аристократов, где был теплый пол (с помощью труб горячей воды); грамотность была крайне высока (полно надписей в борделях и сортирах Помпей найдено); умели делать кесарево сечение, трепанации и удалять аппендиксы. Умны эти люди были настолько, что философию, придуманную в античности, до сих пор только специально обученные люди уразуметь могут, и ничуть это не хуже всякого дзен-суннизма, почитайте про стоиков и киников.

А потом все кончилось.

Я надеюсь, все вы более или менее слышали про Падение Римской империи, Великое переселение народов, Аттилу, вандалов, готов, Черную смерть и т.д.

Рассказывать о причинах и подробностях этих событий я не буду, только о том, какие последствия это имело для искусства и ремесла.

Читали романы в жанре постапок? Видели постапокалиптические фильмы? ("Безумный Макс", "Шестиструнный самурай", "Кин-дза-дза")

Цивилизация полностью уничтожена. Выжившие люди пытаются выживать дальше при минимальном количестве ресурсов.


Остатки античности, торчащие из земли, используются не по назначению, потому что об их истинном назначении люди средневековья либо совершенно забыли, либо таких целей уже давно не существует, потому что роскоши нет. Старинные храмы разрушались, и их обломки шли на полезные стройки (термин "сполии"). Бронзовые статуи переливали на оружие и инструменты. Мраморные пережигали на известь. Их мавзолеев делают реальные крепости, ведь у них такие толстые стены. В театрах закладывают оконные проемы и из них тоже делают крепости. Из саркофагов, украшенных купидончиками, выкидывают тела римских матрон, саркофаги перетаскивают в новые христианские церкви и кладут в них тела своих свежеумерших епископов. В дело идет все.


Чтобы понять, почему людям Средневековья потребовалось больше тысячи лет, чтобы научиться делать так же, как художникам античности, представьте себе мир постапокалипсиса, мир после ядерной войны.

Вся цивилизация уничтожена.

Сначала надо выжить.

А потом все создавать с нуля, на основе каких-то обрывков и осколков.

Нам трудно представить весь тот ужас и бедность, в которых веками существовала Европа, прежде чем стать достаточно богатой и опытной, чтобы начать снова делать хорошее искусство. Это как фильм Германа "Трудно быть богом", только не полтора часа на экране, а вокруг тебя всю жизнь.

Искусство появлялось то, которое было нужно, и логика этого нам, современным людям, непонятна. Ну что проще — нарисовать портрет или построить готический собор? Конечно, нарисовать портрет. Однако готические соборы роскошные строили с 12 века, а нормальные портреты научились рисовать только в 15 веке, потому что до этого в них никакой необходимости не было

***

Это все очень упрощенно, я, например, выпустила роль христианской идеологии.

(И еще можно поговорить про Византию, где были другие интересные процессы, также связанные с упрощением визуального, но без всего этого выживания. Но потом).

Еще учите, что есть психологический блок, почему для современного человека это сложно уразуметь. Сегодня у нас время течет очень быстро. Со 2-й половины 19 века восприятие течения времени очень убыстрилось, и оно продолжает убыстряться. Сейчас за десять лет научных изобретений делается колоссальное количество.

И понять, почему это возвращение к культуре заняло целую тысячу лет, сегодняшнему человеку нереально сложно.

Они бы это сделали за пятилетку, ага.

Ну возвращайтесь после Третей Мировой, тогда поговорим"

https://shakko.ru/1359942.html...

Брянск

    «Пока радовались ATACMS»: уникальный украинский завод «Импульс» взлетел на воздух

    В ночь с 19 на 20 ноября в городе Шостка Сумской области раздался сильный взрыв, масштабы которого, судя по появившимся видеоматериалам, намного превышают обычные взрывы ATACMS. Военный...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ольга Савельева Сегодня 13:11

      Отберите уже наконец у них красный карандаш!

      Мария Захарова сегодня заявила, что ввод воинских контингентов НАТО будет считаться прямым вовлечением альянса в войну против России.Прежде, прямым участием НАТО в украинском конфликте признавали использование западных ракет для ударов по территории России.Легкое движение красных линий.Кстати, Захарова обещала «ощутимый ответ» на начало использования западных ракет по...
      435
      Ольга Савельева Сегодня 10:25

      Судебные страдания...

      Кто-то из шибко влиятельных никак не хочет открытого и справедливого суда над генералом Поповым. Попал под замес и Ю. Подоляка, осмелившийся сказать слова в его защиту. Очень хорошо, кстати сказал. Доходчиво и  обосновано. Видимо именно поэтому его сейчас и давят, заодно с Поповым, обвиняя, что он (Подоляка) подставил его своей защитой, сделав  мучеником и б...
      443
      Ольга Савельева Сегодня 09:14

      По Курской области...

      ВСУ сожгли здесь 14 деревень и разрушили 1139 предприятийУбито 300 тысяч голов свиней, 27 тысяч голов крупного рогатого скота. Со складов было украдено 350 тысяч тонн зерна. В зоне боевых действий в Курской области находится 629 гектаров пахотной земли, поэтому "сельское хозяйство сегодня в убытке".(Из выступления в ГД  депутата от Курской области Николая Иванова...
      162

      Алхимия войны:

      утечка информации о британской операции по недопущению прекращения войны на УкраинеРедакция Underside неоднократно рассказывала о ведущей роли Великобритании в украинском конфликте (1 , 2 , 3 ).  Просочившиеся в сеть секретные документы британских спецслужб вновь свидетельствуют, что именно Лондон является основным интересантом продолжения войны на...
      157

      Разгадываем The Economist.

      Обложка Ротшильдов: что случится в 2025 году?  В центре обложки красуется фото Дональда Трампа. Кроме того, здесь есть фотографии президента России Владимира Путина, председателя Китая Си Цзиньпина, наркопрезидента киевской хунты и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Кроме того,  изображение Сатурна, ракет, графиков, песочных часов, Земли,...
      313

      на полях...

      Человеческая жизнь — страшная. В ней есть много всего хорошего, и она может по разному сложиться, но она страшная. Ты многого не знаешь заранее: не знаешь себя, не знаешь, что ошибаешься, не знаешь цену своих поступков. Ты постфактум что-то понимаешь про свои предыдущие виновности. Спрашиваешь: а чего я тогда об этом не подумал? А ты и не мог подумать. У тебя не было ...
      163
      Ольга Савельева 19 ноября 17:58

      Вольная нация хохла

      ...
      147
      Ольга Савельева 19 ноября 16:41

      Таки да...

      Министерство обороны России подтвердило атаку ATACMS на военный объект в Брянской обл...5 из 6 ракет сбиты, 6-я повреждена… дальше стандартное: «осколки сбитой ракеты упали… начался пожар… все потушили». В общем противник перешел от слов к делу....
      131
      Ольга Савельева 19 ноября 15:44

      Сталин и его мать.

      Он питал глубокую привязанность к матери, которая, как он сам считал, серьёзно повлияла на формирование его личности. Суть такого влияния раскрыл Фрейд, заметивший, что «мужчина, который был безусловным фаворитом своей матери, на всю жизнь сохраняет чувство победителя, ту самую уверенность в успехе, которая часто и приносит настоящий успех.» Она не колеб...
      571
      Ольга Савельева 19 ноября 12:59

      Там какой-то муфтий Дамир Мухетдинов...

       выписал славян из русских, а русских из "государствообразующих". Говорит, что мы вообще какая-то пришлая херня, а исторически Россия принадлежит гуннам и кому только не принадлежит. Поэтому все эти попытки "навязать идентичность" должны быть прекращены, а мы должны каяться каждый божий день за своё колониальное прошлое и за то, что нас тут исторически не стояло....
      776
      Ольга Савельева 18 ноября 12:34

      Забота о нас становится навязчивой и явно избыточной...

      ...
      350
      Ольга Савельева 11 ноября 08:02

      Реакция...

       9 ноября, на 41 году жизни, в кругу своей семьи, скончался пиар- директор Ярослава Дронова Антон Коробков. Внезапно начал задыхаться и умер. Сердечная недостаточность. На здоровье не жаловался.Неслучайные случайности......
      216
      Ольга Савельева 10 ноября 21:14

      Иностранный легион Советской индустриализации.

      В мае 1929 г. автомобильный король Америки Генри Форд подписал с СССР договор о тех.помощи, а уже 1 февраля 1930 г. на базе фабрики сельхозинвентаря "Гудок Октября", в Нижнем Новгороде, состоялся торжественный пуск первого автосборочного конвейера. ГАЗ ни в чем не должен был уступать зарубежным конкурентам. Сами американские специалисты называли его строительство «на...
      1179
      Ольга Савельева 8 ноября 21:16

      "Любой концерт Шамана по сути превращается в патриотический митинг".

      Из чата вице-спикера Госдумы Даванкова, предложившего лишить Ярослава Дронова гонораров:"Я была на дне города Магнитогорска все 3 дня. Так вот в первый день выступали детские танцевальные коллективы. Зрителей было- только родители этих летей.  Было жалко детей, потому что не пришел никто.  Во второй день был концерт местных исполнителей.  Зрителей было ...
      345
      Ольга Савельева 6 ноября 10:28

      С материнской колыбели до самой смерти ( о русских песнопениях)

      Один из уникальных феноменов русской национальной культуры - это хоровое многоголосое попеременное пение.Кроме культурной значимости такой тип семейного и общинного пения оказывал огромное влияние на формирование личности русского человека и его групповой идентичности. Экспериментальный психолог Роберто Чалдини, опираясь на многочисленные экспериментальн...
      169
      Ольга Савельева 5 ноября 09:34

      Концерт на Красной площади на День народного единства

      /?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=8cd5b36e24ddf8826444c945dc9ccbaf&utm_term=yastatic.net%2F&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D2259682955918215267 По поводу Ярослава Дронова ( Шамана)...Не принимает его, в основе своей, старшее поколение... Которое  &...
      241
      Ольга Савельева 5 ноября 08:58

      Охота на российских волонтеров и блогеров

      Не первую неделю украинские спецслужбы запугивают наших волонтёров и военблогеров, массово рассылая их фотографии и персональные данные им самим и кругу их знакомых. Данные, добытые противником, явно из утечек баз данных, за которыми вроде бы должен следить Роскомнадзор (это тот, который прямо сейчас хочет всех блогеров в единую "безопасную" базу свести).С одной сторо...
      131
      Ольга Савельева 4 ноября 16:50

      Русские, вперёд!!!

      /?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=6da93888b77cb609a6c3bc1c74a0b270&utm_term=yastatic.net%2F&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D2553049636325395734 ...
      112
      Ольга Савельева 4 ноября 10:09

      лаосская шняга

      Чудны дела твои....КОНТ!Некто ( имени не знаю) систематически меняя аккаунты, в силу их столь же систематической блокировки, освещает дела в "неком царстве-государстве" под названием "лаос". Причина лаосизации понятна.Непонятно всё остальное.Если чел хочет донести некую правду ( свое вИдение) о происходящем в государстве и за ленточкой, то логично было бы забанить все...
      497
      Ольга Савельева 3 ноября 16:22

      Шаман forever!

      Дубровский по ходу на всю пенсию постит про Шамана. Через каждые 5 постов "А он точно русский?"- продвигаемое...*Да в чем проблема, Дубровский, достань черепомерку и определись уже в концов концов.*Кто-то всерьез взялся за Шамана...Кто бы это мог быть, интересно? / И все местные подстрекатели тут как тут.. .только б была причина оттоптаться...без разни...
      258
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика