5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.
Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.
Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.
Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.
Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.
Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.
КОЛДОВСКАЯ ПАНИКА
Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.
Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.
Написанная Шпренгером и Крамером книга "Молот ведьм" стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).
Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.
Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: "Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей".
Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.
Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.
КТО СЧИТАЛСЯ ВЕДЬМОЙ
Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.
Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в "Молоте ведьм", позднее к ним добавилось ещё несколько:
— женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;
— повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;
— "падшие женщины". В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;
— знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.
В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.
На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.
СУТЬ КОЛДОВСКИХ ПРОЦЕССОВ
Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она "вспоминала" своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.
Позднее эти обвинения стали активно применяться и для сведения политических счётов. В 70-е годы XVII века всю Францию всколыхнуло дело о ядах. Началось всё с того, что некая маркиза де Бренвилье простодушно сообщила своему любовнику, что отравила своих родственников ради большого наследства.
Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.
В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.
В "Молоте ведьм" целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.
Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.
В целом обвинение в колдовстве было самым простым способом сведения счётов с недругами. Человеку было достаточно заявить, что он видел кого-то летающим на метле или кочерге или слышал, как тот приносил обеты дьяволу, после чего в дело вступало следствие, которое очень активно применяло пытки, в результате чего ведьмы и колдуны рано или поздно сознавались.
Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.
СВЕТСКИЕ СУДЫ ПРОТИВ ЦЕРКОВНЫХ
Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.
ОХОТА НА ВЕДЬМ В РОССИИ
Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.
Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.
Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.
При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.
При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.
В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.
Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.
Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.
С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.
Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.
МИФЫ И ФАКТЫ
Святой отдел расследований еретической греховности, более известный под названием инквизиция, стал символом фанатизма, жестокости и мракобесия. Об инквизиции существует немало стереотипов. Но какие из них правдивы, а какие — не более чем результат неведения и пристрастного отношения к истории? Сравним мифы с реальностью.
ОХОТА НА ВЕДЬМ ПРОИСХОДИЛА ТОЛЬКО В КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Конечно, нет. Наказание за колдовство полагалось во многих культурах и в разные эпохи, начиная ещё с древнего Вавилона, причём нередко согласно вполне светским правовым кодексам, а вовсе не по требованию религиозных фанатиков. Даже во времена инквизиции львиная доля казней происходила в протестантских странах, куда следователи католической церкви по очевидным причинам не добирались. Знаменитый Салемский процесс, да и многие другие американские «охоты на ведьм» были инициированы пуританами, то есть радикальными последователями кальвинизма. Наконец, большинство «ведьм» стали жертвами не инквизиции, а народных судов.
ИНКВИЗИЦИЯ ДЕЙСТВОВАЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Можно сказать, что она зародилась в Средневековье. Римская инквизиция, которая действовала в большинстве католических стран, была создана в XIII веке (1215 год). До этого времени её функции выполняли местные епископы, поскольку ереси было не так уж и много (точнее, ко многим вещам, позже объявленным ересью, относились снисходительнее). Более известная испанская инквизиция появилась лишь в конце XV века, то есть уже в эпоху Возрождения. Расцвет Святого отдела расследований приходится на XV—XVI века, а последние приговоры, вынесенные светскими судами по результатам инквизиторских расследований, приводились в исполнение аж в начале XIX века. Строго говоря, инквизиция существует до сих пор под именем «Конгрегация доктрины веры», хотя выполняет ныне исключительно наблюдательские функции. Интересно, что нынешний Папа Бенедикт XVI был её членом, но покинул ряды инквизиторов, взойдя на престол.
ИНКВИЗИТОРЫ БОРОЛИСЬ С ЕРЕСЬЮ, ПОТОМУ ЧТО БЫЛИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ФАНАТИКАМИ
По крайней мере, далеко не все и далеко не только по этой причине. Церковники Средних веков и Возрождения, как правило, были людьми по меркам своего времени весьма образованными. Их мотивация на поверку оказывалась куда сложнее и циничнее, чем «этого хочет Бог!». Важных причин можно выделить две. Во-первых, инквизиция занималась уничтожением политической оппозиции. Идеология монархий доиндустриальной эпохи подразумевает, что королевская власть происходит от Бога, значит, посягающий на Бога шатает трон и под земными владыками. Да и сама церковь — влиятельная политическая организация, то есть сомнение в церковных догмах равно клевете на монарха. Вторая причина — сугубо экономическая, то есть банальная жажда наживы. Инквизиция конфисковывала имущество осуждённых, налагала денежные штрафы, вымогала взятки. Тут, в принципе, всё понятно без разъяснений. К слову, деньги мотивировали не только следователей, но и доносчиков. Подытоживая, можно сказать, что инквизиция ничем не отличалась от современной вертикали власти, существующей во многих странах мира.
КАЖДОГО, НА КОГО ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ ИНКВИЗИЦИЯ, ПЫТАЛИ И СЖИГАЛИ
Конечно, нет. Жестокость инквизиторов значительно преувеличена потомками. Пытки и смертная казнь были скорее исключением, чем правилом, — по крайней мере, на ранней стадии существования инквизиции (впоследствии, и особенно в Испании, отношение к еретикам ужесточилось). Многие приговоры были оправдательными, и даже виновного не всегда ждала казнь. Обычно еретику предлагали «примириться с церковью» и отделаться публичным покаянием. В более серьёзных случаях подсудимый лишался имущества и свободы. Как правило, на костре сжигали лишь самых упрямых еретиков и тех, чья смерть могла послужить назиданием другим, например, духовных лидеров противоположного лагеря.
ИНКВИЗИТОРЫ ВЕЛИ СЛЕДСТВИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С ПОМОЩЬЮ ПЫТОК
Не совсем. Подавляющее большинство подсудимых раскалывалось от одного только вида пыточных орудий, но речь даже не об этом. Суд инквизиции вполне соответствовал общесредневековой юридической практике. Чтобы осудить человека, нужно было выдвинуть «совершенное доказательство». Каждый аргумент в пользу вины считался какой-то долей от «совершенного» и учитывался чисто арифметически. Например, заслуживающий доверия свидетель (уважаемый купец или дворянин) — половина доказательства, два таких свидетеля — целое. Сразу дать «единицу» могло только чистосердечное признание. Естественно, при отсутствии других доказательств безответственный следователь мог выбить признание силой, но прибегали к этому далеко не всегда. Отметим также, что в XV веке великий и ужасный Торквемада наложил ряд ограничений на применение пыток. Закон регламентировал максимальное время допроса, а также запрещал особо калечащие инструменты.
ИНКВИЗИЦИЯ БОРОЛАСЬ С НАУКОЙ
Противостояние церкви и науки — в определённой мере «точечное» явление, зависевшее от личных качеств того или иного церковника. До эпохи Просвещения многие учёные имели духовный сан или хотя бы учились в церковных колледжах. Тот же Джордано Бруно (между прочим, доминиканский монах) был сожжён скорее за оскорбление церкви (по многочисленным ложным доносам Джованни Мочениго, после шести лет следствия!), а не за пропаганду идей Коперника. Гелиоцентрическая система, кстати, была объявлена ересью лишь в 1616 году, спустя более чем полвека после смерти Коперника, и невольным инициатором этого стал знаменитый учёный Галилей, который лично поехал к Папе, чтобы убедить того в возможности совмещать Писание и коперниканство. Этой поездкой он серьёзно разворошил улей, что привело в итоге к ряду судебных процессов и гонениям на астрономию.
ЖЕРТВАМИ ИНКВИЗИЦИИ СТАНОВИЛИСЬ ВОЛЬНОДУМЦЫ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ МРАКОБЕСИЯ
В первую очередь стоит заметить, что неверующих людей до эпохи Просвещения практически не существовало. Еретиком назывался человек, чье понимание христианства и Библии отличалось от официальной позиции церкви, причём не обязательно это понимание было более современным или прогрессивным. Часто как раз наоборот — еретические общины напоминали тоталитарные секты. Убеждения многих еретиков напоминали местами коммунизм, местами фашизм, обильно приправленный библейскими мотивами. Критика церкви за её коррупцию, часто звучавшая из уст еретиков, была здравой, вот только вместе с коррупцией они часто порицали любовь, стремление к комфорту и даже искусство. В неприятии этих явлений еретики часто были радикальнее любых церковников (не считая разве что максималиста Савонаролы). Кроме того, у еретика обычно был шанс «примириться с церковью» и избегнуть серьёзного наказания. Нежелание пользоваться этим шансом— тоже своего рода фанатизм.
ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ УБИВАЛА ЕВРЕЕВ
Иноверцы чисто юридически неподотчётны инквизиции: она занимается только христианами, пусть даже «заблудшими». Тем не менее в 1492 году по настоянию Великого инквизитора Томаса Торквемады испанский король Фердинанд II приказал выгнать из страны всех иудеев, кто не пожелает стать христианином. Отказавшиеся лишались всего имущества в пользу казны — это обстоятельство позволяет говорить о корыстных мотивах испанского антисемитизма. Непосредственно инквизиция занималась лишь крещёными иудеями, теми, кто не готов был пускать жизнь под откос ради веры и безропотно сменил последнюю. Многие иудеи лишь притворялись христианами, а сами втайне продолжали совершать иудейские обряды. Новокрещёные находились под постоянным подозрением, в их виновность легко верили. Обычно инквизиторы забирали человека на «душеспасительную» беседу по доносам соседей, зачастую ложным. Слишком богатый человек воспринимался как тайный иудей, а доносы на богачей были выгодны, поскольку доносчику полагалась часть имущества осуждённого.
ИНКВИЗИТОРЫ САМИ АРЕСТОВЫВАЛИ, ПЫТАЛИ И КАЗНИЛИ СВОИХ ЖЕРТВ
Формальность, но всё же: инквизиторы лично никого не жгли. Вынесение и исполнение приговора — задача светских властей, инквизиция лишь устанавливала, что подсудимый не является добрым христианином и не желает каяться. Не было и «средневекового спецназа» с крестами на доспехах — за еретиками и ведьмами чаще всего приходила городская стража или баронская дружина.
ИНКВИЗИТОРЫ ВЕРИЛИ, ЧТО ОГОНЬ ОЧИЩАЕТ ГРЕШНУЮ ДУШУ
Если еретик перед смертью не раскается, его душа в любом случае попадёт в ад. Традиция жечь ведьм на костре, а не, например, отрубать им голову имеет вполне бытовую подоплёку. Она произошла от символической просьбы церковников в адрес светских судей «наказать заблудшую овцу милосердно и не проливать крови». Чаще жертва задыхалась в дыму раньше, чем начинала непосредственно гореть (это делалось намеренно). Огонь стал настоящей пыткой и «средством очищения» уже в эпоху Возрождения, когда появились различные разновидности сожжения, были изобретены «вытяжки», отводящие дым, и так далее.
И в завершении темы посмотрите весьма интересный видеофайл о 5 легендарных могилах ведьм
Оценил 1 человек
1 кармы