Эпиграф: «Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!»
«Человек – существо погребающее» (Н.Фёдоров). Первые надгробные сооружения – первые знаки культуры, знаки ландшафтной выделенности из природной данности, первые замеры времени, истории. «Сознательность» животного очерчена настоящим, человеку доступно будущее, как и прошлое. Но если прошлое небытие не беспокоит, не угрожает настоящему, то будущее страшит приближением неизвестности. В страхе узнает человек о своём одиночестве.
Защитные механизмы, вырабатываемы культурой, преображают (или призваны преобразить) чувство страха, обрамляют, обустраивают его в коллективном опыте утраты. В разных культурах по разному. [1]
Научно-популярное освещение темы танатоса, смерти и связанных с ней ритуалов в отечественной литературе представлено скудно. Однако недавно нашёл интересную книгу, отрывок из которой предлагаю вашему вниманию.
Практики лишения, выставление и «воздушные» погребения
Весьма вероятно, что древние охотники бросали своих мертвецов с определённых обрывов или переносили в безлюдную местность – это практика так называемого Лишения. Жители сибирских степей и енисейской тайги еще недавно привязывали мертвеца к коню и гнали того на определённое расстояние, пока мертвое тело не отпадёт в каком-нибудь овраге или среди кустов6 где и догнивало (процесс гниения ускоряли птицы и животные-падальщики). Выставление трупа в течение нескольких недель и даже месяцев (чтобы тело быстрее сгнило), когда труп привязывали к дереву или ложить на оборудованных возвышениях, описывают еще древние хронисты. К примеру, у Геродота читаем: «..других скифов, когда они умирают, ближайшие родственники кладут на телеги и перевозят их к дому друзей. И каждый из них принимает их и угощает всех, кто сопровождает умершего, в то же время поднося ему все те блюда6 которыми угощает и живых. И так образом сорок дней в незнатных людей, а затем их хоронят
Речь явно идёт про определённый очистительный срок, в течение которого тело лишается всех прежних связей с посмертной сущностью. О тюрках алтайского края повествуют, что в них умерший также лежит в юрте сорок суток, пока, как верят, его душа объезжает все знакомые и родные места. Это обратный ритуал до освоения мира: умерший должен прервать освоенное ним, чтобы не вернуться туда после смерти. Похожие обычаи были в Меланезии.
Впрочем, стоит заметить, что сначала практика выставления мертвых тел имела в виду именно их скорее исчезновение. Особенно это характерно для иранцев, в наибольшей степени - зороастрийцев. Лесные кладбища (калмакужа) угро-финских народов с характерными деревянными срубами на столбах-опорах так же является, по сути, воздушными выставлениями.
Описанную модель антропологи называют «воздушным» погребением. Еще до недавнего времени его практиковали североамериканские индейцы: труп подвешивали на дереве или клали на острую скалу в каньоне, а команчи для этого делали специальные платформы
Собственно, отдать мертвеца птицам считалось почетным, зато выбросить тело шакалам и насекомым на землю было позорным наказанием.
Одним из древнейших письменных упоминаний о подвешенных на деревьях телах есть сообщения Нимфодора Сиракузкого (III в до н.э.) относительно Кавказа. В своем произведении «Варварские законы» он писал: «Мужские тела колхов нельзя было ни сжигать, ни хоронить; тела мужчин заворачивали в свежие шкуры и вешали на деревьях, женские же отдавали земли». О Кавказе сообщал и путешественник Иоганн Шильтбергер в 1427 г.: «У них [черкесов] есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешается на высокое дерево. После этого приходят соседи, неся с собой блюда и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трёх дней и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют; считают, что человек, поражённый молнией, должен быть святым».
По мнению исследователей кавказских древностей, именно воздушные захоронения на деревьях практиковались населением дольменных сооружений Северо-Западного Кавказа (Адыго-Абхазский регион), зато в самих дольменах было «вторичное» захоронения: только крупные кости, которые остались от предыдущего обряда за определённый срок (один-три года).
Интересно, что параллелизм многих языковых групп Кавказа, Сибири, Средней Азии, Заполярья и Северной Америки совпадает с распространённым в этих регионах обрядом «воздушных» похорон
а) палеолитические "воздушные" похороны (реконструкция)/ худ версия Н.Баха; b) "воздушные" похороны индейцев-чикасау (фото Е Кертиса); с) "деревья смерти" индейцев-шайенов; d) "воздушные похороны индейцев-сиу (фото Р.Рида, 1912 г); "небесные" похороны Тибета: стервятника разрывают тело умершего человека (наше время)
В Индонезии до сих пор можно увидеть деревья, увешены сундуками-саркофагами. Каждое такое дерево - своеобразное родовое кладбище. Есть регионы Юго-Восточной Азии, где похороненных в достаточно современных гробах прикрепляют к крутой скале - впоследствии они висят кучей, словно гнезда ласточек. Хотя сам поминальный обряд в тех регионах преимущественно буддистский. Впрочем, эти «воздушные службы» является достоянием довольно архаичных традиций.
Обряд «пассивной» экскарнации практиковали и в Западном Средиземноморье: описывая араков, то ареваков, с кельтеберского союза племен древней Испании, позднеантичные историки отмечают, что они выставляли тела погибших воинов на открытый воздух, чтобы тех объедали стервятники (подтверждают погребальные стелы и расписная керамика из Нуманции).
Очень рано подобные выставления на скалах, деревьях и искусственных платформах стали умышленной экскарнацией - то есть очищением костей от мягких тканей, что подтверждает множественные этнографические параллели.
Экскарнационные практики Востока. «Небесные похороны»
Экскарнационные методики были естественными и искусственными. Естественную экскарнацию (или декарнацию) в частности применяли в некоторых случаях мумификации чилийских индейцев чинчорро
Опустить труп в муравейник или выставить на возвышенность, где летают стервятники - очень простые и экологичные способы захоронения. Похожие обычаи оставались еще до недавнего времени в регионах с первичной иерархизацией (Новая Зеландия) - так поступали с низшими слоями населения, а для состоятельных представителей осуществляли сложный комплексный обряд с использованием большого количества ресурсов и трудорасходов.
Впрочем, были социумы, где сама идеология предписывала оставлять «нечистые» трупы птицам и хищникам на растерзание. Практика такой «пассивной» экскарнации стала характерной чертой погребальной обрядности иранцев, в наибольшей степени - зороастрийцев: они считали, что когда плоть сожрут стервятники, душа поднимется к небу солнечным лучом.
Искусственная экскарнация и дальнейшее кормление птиц мёртвой плотью составляют «небесные» похороны современного Тибета. Фактически, то же самое делают зороастрийцы, но у тибетцев гораздо натуралистичнее: с помощью яка (Bos grunniens) вооружённые резаками монахи-ламаисты увозят мертвеца на горный склон, куда слетаются стервятники, и расчленяют тело. Монахи эти не считаются неприкосновенными - потом они проходят очистительные обряды. Интересно, что, по свидетельству очевидцев, они выполняют свою работу без ожидаемой уважительности или печали - наоборот, болтают, шутят, смеются и даже поют. Но это только последствия буддистской психологии, для которой душа «в дороге» должна чувствовать лёгкость, а судьба трупа - уже чисто формальность.
Тибето-монгольскую обрядность «bya gtor», то «jhator», выводят из традиций буддизма Ваджраяны, согласно которым тело - «пустой сосуд», который лишь будет мешать посмертной сущности человека приобрести нового воплощение после смерти. Хотя нам кажется, что обычай экскарнации присущ горцам Алтая и Тибета от начала - и независимо от распространения буддизма. Практика мумификации и кремации в Тибете касается только высших духовных лиц ламаизма. Впрочем, кремация практикуется сейчас широко, потому что найти дрова для телосожжений в этой местности стало проще. Зато активно осуществлять «небесные» похороны уже нереально. Одним из экономических факторов является то, что яка, с помощью которого доставляют тело на гору, следует отпускать, а сейчас это уже «дорогое удовольствие».
Вообще, полная процедура «небесного» погребения довольно сложная, многоступенчатая, а значит и не дешёвая. По простой форме тело «доставляют» и оставляют на погребальном площадке - «durtro». Это может быть просто расчищена территория на скалистом выступе или же целый комплекс со ступой и храмовыми сооружениями (которые в популярных статьях также называют «дахмами»).
Человеческие кости, которые остаются после этого похорон, потом иногда украшают резьбой и инкрустируют, и они становятся важными элементами ламаистской религиозной обрядности
Тибетский ритуальный инкрустированный череп-маска жреца
Эта традиция является достоянием по крайней мере двух идеологий - ламаистичного буддизма и местных архаических родоплеменных погребальных практик. Стоит помнить, что тибетцы имеют в то же время обряды экскарнации и кремации, и даже мумификации - в зависимости от того, какую посмертную судьбу должен получить похороненный. По сути, не так важно, в каком именно виде похоронили определённого индивида, - верили, что его душа телесна и продуцирует связь мира мёртвых и мира живых.
Экскарнационные практики Востока. Первоистоки.
Открытые Джеймсом Мелаартом интерьеры сооружений неолитического протоурбанистического центра Чатал-Гююк в Анатолии (расцвет комплекса приходится на докерамический неолит «Б»: VII тыс. до н. е.) кое-где содержат изображения крупных хищных птицеподобных созданий, что кромсают безголовые тела (часовни VII.8 и VIII.8 по Мелаарту)
Есть и изображения, где стервятники разрывают человеческую плоть на своеобразных высоких конструкциях, напоминающих башню
Дж. Мелаарт интерпретировал это как прообразы зороастрийского и тибетского погребальных обычаев. На других фресках Чатал-Гююку видим таких птиц со своеобразными «бабочками» внутри - одна из самых наболее ранних иконографий внетелесной посмертной сущности человека («души»)
Кроме того, встречаются изображения женской фигуры, рядом с такими птицами, но душа-«бабочка» на этот раз содержится в самой женщине. Как отмечает Л. Клейн, на этих фресках имеем очень близкую к иранской идею хищных птиц, что «не просто отнимают жизнь, забирая душу, они делают это, пожирая человеческую плоть (зороастрийский момент очищения от плотской грязи) и передают души женщинам для возрождения».
Интересно, но по соседству есть еще более древние памятники с подобным сюжетом. Знаменитая находка Клауса Шмидта в турецком Закавказье Гьобекли-Тепе - фактически древнейшая из известных ныне культово-монументальных сооружений древности. Три слоя отделяют находки и разделяют композицию памятника конструктивно. Самый древний из них датирован еще ХІ-ІХ тыс. до н.э. Конструкция одного из этих концентрических святилищ (а их несколько) содержит специфические прямоугольные стелы-колонны с рельефами. На них много изображений животных, что показывает удельный вес тотемно-охотничьих практик этого населения, которое на тот момент еще только знакомилось с практиками воспроизводственного хозяйства.
Среди таких изображений животных внимание ученых привлекли грифоподобные птицы.
К. Шмидта, в частности, заинтересовало характерное изображение стервятника и безголовой человеческой фигуры на потолке-колонне № 43 (ограждение «D»)
и он так же провел параллель изображений стервятников над безголовыми телами среди фресок Чатал-Гююку.
И хотя, как указывают К. Шмидт и Дж. Петерс, иконография Чатал-Гююку имеет существенные смысловые расхождения с Гьобекли-Тепе, ее истоки идут явно оттуда. Клаус Шмидт обосновал, что речь здесь идет именно о погребальной обрядности.
Экскарнационные практики Востока. Башни Молчания.
Слово дахма сперва означало любое место для умерших. Впоследствии так стали называть экскарнационные площадки. Предполагают, что первые искусственные погребальные платформы сооружали Аршакиды на рубеже эр, а реальные археологические находки кирпичных башен датированы уже мусульманской эпохой - сегодня их называют «дахме» («deme», или «dema», индийское «doongerwadi»). Что же касается собственно термина «Tower of Silence» - «Башня молчания», то это результат романтического, но ошибочного перевода британского колониального служащего Роберта Мерфи 1832 г.
Древнеиранские верования оставили пропорциональные следы в текстах «Авесты» и практиках кочевников-туров (авестийское обозначения для скифов, саков, масагетов). Г. Нагімов проанализировал погребальные обычаи ираноязычных кочевников степи в I тыс. до н.э. и нашел там немало зороастрийских элементов, в частности: захоронения самих только костей умерших и разжигание огромных костров возле захоронений, которые были связано с верованиями древних людей в нежелательности осквернения трупами обожествлённых земли и воды, и сопровождение душ умерших очистительным огнем. Для этого мертвые тела помещали на открытом воздухе, пока от них не останутся только кости, и только потом хоронили.
К погребальным аналогиям с зороастрийской традицией также стоит отнести посыпку дна могилы мелом или реальгаром, а также обряд освящения горящими ветками кустарника погребения умершего (культ огня).
Очевидно, ритуальные услуги у саков выполняли определенную роль, выполняя и профилактические цели, для избежания заражения трупными болезнями основного населения общины. У парсов нечистые мертвые тела (nasu) доставляют и готовят к экскарнаци люди из особой касты неприкасаемых - насасалари. С ними запрещено общаться ближе, чем три шага, а сами они не могут приближаться к священным объектам наподобие открытого огня или воды ближе 30 шагов. Участники процессии, полностью раздетые, переносили мертвеца до определенного места, где тело впоследствии съедали птицы или животного (это напоминает похороны русов на Волге). В старых «Башнях молчания» человеческие останки просто осыпались сквозь специальные отверстия до нижнего яруса - хранилища из глины.
Чистые кости потом собирали и размешивали на вечное хранение в специальных ккостехранилищах-осуаріях уздана (позднее название у парсов - астадана).
Интересно, что ахеменидийскую элиту хоронили преимущественно в склепах и саркофагах (через телоуложение). То же по легенде (в переводе Фирдоуси) завещал сделать со своим телом и пророк Заратуштра. Как справедливо отмечают В. Крюкова и Г. Вертиенко, «представление о зороастрийском «выставление» как единственно возможной погребальной традиции древних иранцев, в соответствии с античными и авестийскими источниками, не соответствует исторической действительности. Зороастрийский погребальный обряд является поздним жреческим «усовершенствованием» одного из многих вариантов обряда».
По мнению Л. Кляйн, у предков иранцев такая обрядность должна была выработаться еще во времена индоиранского единства бронзового времени. Ученый предполагает, что древнеиранской будет любая методика изоляции «нечистого» трупа от священных стихий, как земля, вода, огонь. В этом случае захоронениями - предшественниками дахм должны быть любые экскарнированные (то есть очищенные от мягких тканей) скелеты бронзовой эпохе в степном древнеиранской ареале. По такой логике, если мы находим в погребениях срубной культуры каменный сундук, это будет этнический иранский маркер. И это может показаться несколько натянутым, как и несколько непостижимая в этом случае логика индоариев, которые ради реинкарнации сперва прятали посыпанных охрой умерших в земле, а потом «органично» перешли к трупосожжениям.
Стоит, впрочем, заметить, что лишь миграции ХІІ-Х ст. до н.э. привели к появлению и постепенному закрепления у индоариев Пенджаба и Гиндукуша горской традиции телосожжений - она не была им присуща до этого, однако с тех пор станет в Индии господствующей. Так же и иранцы перешли к практике выставления и экскарнации только в Средней Азии и Закаспийском регионе, - к тому же примерно в то же время, что явно является закономерностью. Страбон отмечал, что индийское племя таксисов выбрасывало своих покойников шуликам (XV, 1,62).
Со своей стороны, мы считаем, что это очень древняя (преиндоевропейская) традиция прежде всего Анатолии и Закавказья. [2]
Литература:
1 Демичев А.В. «Философские и культурологические основания современной танатологии», диссертация дфн, СПб, 1997г
2 Король Д. «Вступление в историческую танатологию, начальное пособие», Киев, 2015
Оценили 16 человек
27 кармы