28 панфиловцев и московские кадеты

0 1793

В конце минувшей недели мне крупно повезло принять участие в необычном для себя мероприятии.


В начале года я узнал, что в Первом Московском кадетском корпусе возникла интересная идея: показать кадетам художественный фильм «28 панфиловцев» и провести разговор об этом фильме с причастными к его созданию. Эта мысль меня очень заинтересовала, и вот почему.

Во-первых, лично я этому фильму — не чужой. Настолько, что моё посильное участие в его продвижении создатели сочли достаточным для того, чтобы отметить его включением моего имени в титры. Сам кинофильм получился невероятно мощным, честным и сильным, конечно, независимо от этого, чего уж греха таить, приятного для меня факта. По правде говоря, считаю большим достижением и огромной для себя честью то, что и моё имя озарено мощным светом «Панфиловцев».

Во-вторых, современные кадеты — племя, не очень хорошо мне знакомое: мой личный младший ребёнок уже перешагнул рубеж призывного возраста, а здесь шла речь о том, что кино посмотрят ещё более юные граждане, возраст которых — от 10 до 18. Да, находящиеся в особом военизированном образовательном учреждении интернатного типа, но всё же современные. Дети нынешней России, самые старшие из которых родились почти через две пятилетки после гибели Советского Союза. И у которых в Великой Отечественной участвовало хорошо если поколение прадедов. А вполне возможно, что уже и «пра-пра».

Кто они, те, кто будет служить Родине как в военной форме, так и в штатских костюмах тогда, когда власть, наконец, сподобится признать мой возраст пенсионным, — согласитесь, вопрос небезынтересный.

Специально подготовленная афиша мероприятия.

В общем, после некоторой подготовительной работы 3 февраля сего года двое «панфиловцев» — актёры Павел Гончаров (красноармеец Натаров) и Михаил Пшенко́ (красноармеец Пётр Дутов), а также ваш покорный слуга прибыли в Первый Московский кадетский корпус (1МКК), чтобы… Мы думали, чтобы просто поговорить о фильме с посмотревшими его подростками. Но оказалось, что принимающая сторона отнюдь не стремится к максимальной простоте решений.

Красноармейцы Натаров (П. Гончаров) и Пётр Дутов (М. Пшенко). Кадры из фильма «28 панфиловцев».

Для начала нам постарались по возможности подробно рассказать о том месте, где мы оказались. То есть о Государственном казённом общеобразовательном учреждении города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 „Первый Московский кадетский корпус“». Сам Корпус — тема отдельная, большая и, как оказалось, весьма интересная. Надеюсь, у меня получится к ней вернуться.

Пока скажу лишь, что не просто так конкурс на зачисление сюда достигает 8—10 человек на место, причём это уже после медкомиссии. Тем, кто здесь учится, можно только позавидовать, — настолько разностороннюю, комплексную и притом интересную подготовку ко взрослой жизни получают учащиеся.

Не все выдерживают интенсивный учебный ритм, оставляющий юношам лишь полтора-два часа свободного времени в сутки. Но те, кто успешно доходит до конца, очевидно, чувствуют себя во взрослой жизни намного увереннее своих «штатских» сверстников. Ведь в программу обязательной подготовки входят такие предметы, как самбо и плавание, а строевая и огневая подготовка дополняются хореографией и хоровым пением.

Гостеприимные хозяева допустили лишь одну маленькую, но стратегическую ошибку: после небольшого похода по удивительно просторной для Москвы территории Корпуса первым пунктом экскурсии оказался… класс пилотажной подготовки.

Дело в том, что одним из шефов 1МКК является МАИ, благодаря чему в старших классах кадеты проходят нешуточную авиакосмическую подготовку. А этот самый пилотажный класс — как жаль, что фотографии способны передать лишь общее впечатление, и совсем неспособны передать божественный запах авиатехники. На меня, экс-сержанта ВВС и специалиста 2-го класса по электрооборудованию самолётов, класс произвёл буквально гипнотическое воздействие, как валерьянка на кота. Но и товарищи актёры тоже всецело оказались во власти очарования авиации.

И немудрено: в просторном помещении глаза разбежались сразу. Левый ошарашенно впился в десяток компьютерных авиационных тренажёров-симуляторов, за которыми кадеты «летают» на Су-27, используя не какие-то там игровые джойстики, а навороченные многофункциональные РУСы и РУДы*, давая при необходимости ноги с помощью специальных педальных комплексов. Причём инструктор может вывести на большой «классный» монитор вид из «кабины» любого тренирующегося кадета.

А вот правый глаз остановился на стоящем в классе самолёте Як-52. Пусть он небольшой, пусть списанный по выслуге лет, пусть от него отстыкованы консоли — самолёт всё равно остаётся настоящим. И ощущения, когда ты сидишь в кабине настоящего самолёта, несравнимы с тем, что ты чувствуешь, сидя за компьютером.

Самолёт тоже превращён в тренажёр. Перед кабиной закреплён большой монитор, все приборы в кабине функционируют и чётко реагируют на действия сидящего в первой кабине «учлёта», а инструктор может наблюдать за обучаемым как из второй кабины, так и сидя перед самолётом за своим столом, наблюдая по мониторам как за приборной доской ученика, так и за ним самим, причём и вживую, и через установленную в инструкторской кабине камеру.

В общем, пока я волевым усилием возвращал себе стереозрение, Павел Гончаров уже вдумчиво летал на Су-27 где-то вдоль побережья Крыма, а Михаил Пшенко занялся освоением пилотажа на Як-52 (и, по-моему, успел дойти даже до мёртвой петли!). Отведённое на обзорную экскурсию время незаметно вышло; первый пункт экскурсии оказался и завершающим. Вылеты пришлось скоропостижно прервать: нас уже ждали в зале.

Пока Павел Гончаров летает на Су-27, инструктор Тимур Мустафин усаживает в Як-52 Михаила Пшенко.

Надо сказать, что кадет здесь, на улице Вучетича, учится около 500, и старшеклассники просмотрели фильм накануне. Когда в Корпусе появились мы, фильм в кинозале смотрели младшие кадеты. Сидели-смотрели тихо. Необычно тихо для зала, в котором сидят сотни подростков-«среднеклассников».

Кадеты в кинозале Корпуса. Фото © 1МКК.

А в дискуссионном зале тем временем собрались несколько десятков старших кадетов 1МКК и приехавшая в гости группа их коллег из Кадетского корпуса города Химки. Приехавшая для того, чтобы тоже присоединиться к разговору о кинофильме, который они уже посмотрели раньше.

Автор представляется кадетам и делает краткий вводный доклад. Фото © 1МКК.

После короткого рассказа о предыстории фильма — от родившегося много лет назад у режиссёра, продюсера и автора сценария Андрея Шальопы замысла до выхода картины на широкий экран — посыпались вопросы. Сначала осторожно, а потом и шире, веселее.

Есть вопрос! Фото © 1МКК.

Кадет интересовало всё, но первый вопрос — в общем-то, неудивительно для военизированной юношеской аудитории — был техническим: их заинтересовало неожиданное изобилие натуральных немецких танков в кадре, ставшее возможным благодаря великолепной работе студии Scandinava.

Разумеется, шёл разговор и о деньгах, причём молодые люди, как оказалось, и сами неплохо осведомлены об истории. Они знают, что одним из первых ярких толчков, придавших проекту широкую известность, стал сбор средств на первый трейлер фильма на одной из краудфандинговых платформ, неожиданно (неожиданность в данном случае была обеспечена информационной поддержкой сайта Дмитрия Пучкова oper.ru) принёсший на порядок больше средств, чем рассчитывали инициаторы проекта. Любопытная деталь: именно в этот момент о будущем фильме узнал Михаил Пшенко, которому было суждено сыграть запоминающийся образ энергичного и любопытного бойца Дутова, восстановившего перед последней атакой гитлеровцев порванную линию связи с батальоном.

Кстати, о связи: Михаил вспомнил интересную историю со съёмок. Связь тянули реконструкторы, используя оригинальную катушку. Когда его герой должен был восстановить обрыв, по сюжету провод пришлось зачищать зубами. Консультанты-реконструкторы подсказали, что, хотя в этом ничего невозможного и нет, однако из-за особенностей изоляции того времени боец в спешке неминуемо должен был в кровь порезать себе рот и губы. Именно поэтому к следующему кадру Михаил предложил наложить ему грим окровавленного рта. И это стало ещё одной деталью, работающей на формирование у зрителей ощущения достоверности изображаемых событий, погружения в реальность.

Кадр из фильма «28 панфиловцев».

В разговоре обнаружилось, что, несмотря на насыщенный и даже жёсткий режим дня, кадеты и начитаны, и «насмотрены». В разговоре затрагивались и другие фильмы, в том числе «Белый Тигр» (на эту тему, кстати, я тоже выступал), «Брестская крепость», «Офицеры». Ребята живо интересовались, где ещё можно увидеть пришедших к ним в гости актёров. Ответ Михаила Пшенко был скупым, но запоминающимся: «Я до этого снимался в фильмах, а «28 панфиловцев» позволили мне сняться в Кино».

К моему личному удовольствию, был озвучен и самый острый вопрос — о достоверности фабулы. Почему к удовольствию? Потому что идти к правде в личном общении, глядя в глаза оппонентам, — намного интереснее унылой перепасовки тезисов в социальных сетях и блогах, когда сам факт реального существования живого и мыслящего человека за появляющимися на экране строками кажется не всегда очевидным.

А здесь были даже не оппоненты, а молодые люди, интересующиеся всем, до чего может дотянуться их пытливый ум, хотя и не всегда способные самостоятельно отделить зёрна от плевел. На этот случай я специально взял с собой распечатку пресловутого доклада военного прокурора, который при внимательном прочтении бьёт убийственным рикошетом по тем, кто пытается дезавуировать подвиг панфиловцев.

Из этого доклада я прочитал вслух цитируемые в нём слова, которые сказал на допросе командир 1075 стрелкового полка И.В.Капров. В документе выделено подчёркиванием: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было — это сплошной вымысел». На этом увлечённо сражающиеся с мифами и легендами гг. «объективисты» от истории обычно ставят точку и начинают свою жизнерадостную пляску святого Вита, посвящённую разоблачённой «лжи советской пропаганды». Однако картина резко меняется, если прочитать всего два предложения, причём идущих сразу же, встык, вслед за подчёркнутым: «В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из этой роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как писали в газетах».

То есть на самом деле распиаренный документ не только не отрицает, но подтверждает тот факт, что геройский бой был, и был именно там и именно тогда. А если задуматься чуть глубже, когда в побитой пехотной роте гибнет свыше 100 человек — это говорит лишь о том, что в какой-то момент в ней вполне могло остаться и 28 бойцов, а погибло — так и вообще почти четыре раза по двадцать восемь.

Я привёл и ещё один пример, связанный достоверностью боевых документов. Недавно был опубликован материал о боевом вылете 26 января 1943 года штурмовиков Смирнова и Слепова, уничтоживших четыре немецких эшелона и заблокировавших на станции Малороссийская полсотни немецких танков. Поскольку в течение суток авиаразведка физически не могла приблизиться к станции, в ЖБД** потрясающая результативность вылета оказалась не отмеченной вообще. И только через пару недель отработавшая на захваченной Красной Армией станции комиссия штаба воздушной армии, изучив обломки и опросив свидетелей, подтвердила точность доклада лётчиков — к этому времени уже не вернувшихся из боевых вылетов.

Не смог удержаться, и для повышения интерактивности общения сам задал вопрос в зал: почему в финале фильма пулемётчика назвали «фокусником»? Вопрос на самом деле не очень простой, с подковыркой. Лично я окончательно прояснил для себя этот момент лишь с третьего просмотра, когда, отойдя от первого эмоционального шока, вдумчиво и методично обращал внимание на всевозможные мелкие детали кинофильма.

После того, как были озвучены разнообразные версии, большей частью упирающиеся в своевременность открытия огня и умело сохранённую до кульминации боя патронную ленту, руку поднял младший сержант П. Он-то и доложил о факте финального появления пулемёта на противоположном фланге. Действительно: в той обстановке незаметное перемещение одним бойцом через всё поле боя грозного, но очень неуклюжего 70-килограммового Максима уцелевшие товарищи иначе как ловкий (и притом крайне удачный и своевременный) фокус расценить просто не могли. Надеюсь, внимательность ещё не раз сослужит младшему сержанту П. в жизни добрую службу.

Запомнились слова Галины Александровны Кирсановой — вдовы основателя и первого директора Корпуса полковника Владимира Владимировича Кирсанова, отдавшего созданному им Корпусу двадцать лет жизни и службы. Кстати, она и сейчас служит — советником нынешнего директора 1МКК. Я цитирую её слова в том числе и потому, что и она сама, и её покойный супруг — дети войны, дети погибших в Великую Отечественную защитников Родины.

Я очень волнуюсь, я только недавно вышла из зала. Я — кадетская мама, двадцать три года работаю в этом Кадетском корпусе. Я очень много знаю о войне. Но этот фильм меня просто потряс. Я рыдала. Я видела, как мальчишки смотрели этот фильм — я же всегда наблюдаю в зале, как дети ведут себя. Как они аплодировали каждому расстрелу немецкого танка, немца — потрясающе! После фильма я не могла не выйти к мальчишкам. Я не хочу, чтобы была война, чтобы они воевали. Но я пожелала им расти мужественными и сильными духом.
Я очень волнуюсь. Спасибо! Я вам низко кланяюсь, потому что я, человек, проживший уже большую жизнь, много знающий о войне, я была просто потрясена этим фильмом. Спасибо вам большое!

С радостью передаю слова Галины Александровны по адресу — Андрею Шальопе, Киму Дружинину и всем тем, кто сражался за этот фильм, создавал и поддерживал его, преодолевая объективные и субъективные трудности, недоверие и сомнения, обескураживающую диффамационную кампанию, — и победил.

Заканчивая рассказ о нашей встрече, процитирую слова, которые сказал кадетам в завершение разговора Павел Гончаров:

Когда человек горит идеей, как Андрей Шальопа, главное — верить. Видишь цель — не видишь препятствий. Главное — верить, желать, мечтать. И люди, которые горят общей идеей, талантливые люди, будут накапливаться, как снежный ком. И обязательно всё получится — несмотря ни на какие препятствия, ни на каких врагов, которые сделают всё возможное, чтобы ничего не состоялось. Всё равно всё получится, потому что за нами правда. А где есть правда — там нет страха. Желаю всем верить в будущее!

После разговора Михаил Пшенко оставляет автограф на афише мероприятия. Фото © 1МКК.

* * *

Мы все вместе сфотографировались на память. Потом кадеты и гости отдельно фотографировались и неформально общались с актёрами. Затем кадеты стали собираться по домам: это же был вечер пятницы, и их ждали выходные дома, с родными. А вот Павел Гончаров и Михаил Пшенко… отправились в класс пилотажной подготовки: их ждали незавершённые вылеты и настоящий энтузиаст своего дела — преподаватель Тимур Мустафин. (Я потом специально поинтересовался: налетались товарищи артисты только часа через два.)

Сидят в первом ряду: Директор Кадетского корпуса г. Химки Людмила Суслова, актёр Михаил Пшенко, Владимир Самарин, актёр Павел Гончаров, председатель отделения РВИО в Московской области Константин Михайлов, руководитель специальных проектов 1МКК Татьяна Писаренко, советник директора 1МКК Галина Кирсанова, ответственный секретарь попечительского совета 1МКК Светлана Смолеева, зам. директора 1МКК п-к Виктор Жиляй. Кадеты 1МКК в чёрной форме, кадеты из Химок в синей. Фото © 1МКК.

Наша встреча оставила у меня самые положительные впечатления. Дело не только в том, что более 1300 кадет посмотрели правильный мужской кинофильм (500 в «главной резиденции» Первого Московского кадетского корпуса, где были мы, а остальные — в двух других его подразделениях). Мне снова повезло познакомиться с неравнодушными и болеющими за своё дело людьми.

Руководитель спецпроектов Корпуса Татьяна Писаренко впервые увидела фильм ещё в ноябре, на спецпоказе, поговорила с Андреем Шальопой и сама поставила себе задачу: фильм должны увидеть все кадеты. Увидела цель — и не увидела препятствий! Ответственный секретарь попечительского совета Корпуса Светлана Смолеева, заместитель директора Корпуса полковник ВДВ Виктор Викторович Жиляй и многие другие их коллеги и соратники упорно превращают обычных подростков в настоящих людей, которые, стоя на плечах своих великих предков, смогут стать новой гордостью России будущего. Побывав в Корпусе лично, не испытываю в этом никаких сомнений.


PS: А на память о тёплой встрече с кадетами у меня осталась благодарность, подписанная директором Корпуса генерал-майором ВДВ Владимиром Яковлевичем Крымским. Тем самым, который командовал Рязанским ВВДКУ им. Маргелова в очень сложное для легендарного училища время, в 2001—2008 годах.

Предыдущую грамоту я, что любопытно, получил тоже по военной части, но ещё в прошлом веке, в 1989 году, как отличник УБиПП. Подписана она была подполковником, командиром в/ч 87358, в которой я тогда служил срочную. Так что рост неторопливый, но налицо :)

____________________

*) РУС: ручка управления самолётом, главный орган управления положением самолёта в пространстве; РУД: рычаг управления двигателем, аналог автомобильной педали «газа» на самолёте.

**) ЖБД: журнал боевых действий, один из основных видов боевой документации. Ежедневно заполняемый отчётно-информационный документ войсковой части/соединения с описанием боевых действий, нанесённых врагу и понесённых своих потерь, происшествий, событий и т.п. В мирное время заменяется историческим формуляром.


Фотографии, происхождение которых не указано, сделаны автором.

Если мой пост вам понравился, вы можете поблагодарить меня за мой труд любым доступным способом.

Оригинал публикации в ЖЖ автора.


"Сама виновата - нелепый брак и дети в 70 лет": Какое послание Пугачёва написала россиянам, и какие ответы получила от сограждан

Мы с вами стали свидетелями поистине удивительного феномена. Незыблемая, как твердь, вечная, как время, обширная щупальцами, как осьминог. Отлитая в бронзу и стоящая на пьедестале, возв...

Поток базы от Медведева. Семьи мигрантов должны уехать
  • pretty
  • Сегодня 08:09
  • В топе

ИГОРЬ  ЛИСИНВ последние годы Дмитрий Анатольевич радует. С того момента, как он перестал быть премьер-министром, его будто расколдовали. Образ "системного либерала" начал разрушаться на глазах. И...