Как известно, в сентябре в Москве, наконец (поначалу-то хотели ко Дню Победы, да помешала, очевидно, затеянная Собяниным реновация улиц), открыли памятник великому советскому оружейнику Михаилу Тимофеевичу Калашникову. «Военизированная» память у нас, похоже, отдана на откуп Российскому военно-историческому обществу (РВИО), «придворным» скульптором которого де факто является Салават Александрович Щербаков — целый Народный художник РФ и академик РАХ. Такое, казалось бы, мощное сочетание движущих и творческих сил, похоже, удивительным образом стало гарантией странностей и скандалов, но — обо всём по порядку.
Не могу назвать себя большим знатоком и ценителем искусства скульптуры, но за творчеством названного скульптора приглядываю несколько лет, с мая 2014 года, когда на Белорусском вокзале накануне Дня Победы появился памятник «Прощание славянки». Немедленно разразился скандал. Знатоки сдержанно закрыли глаза на «Максимы» с кожухами образца 1940 года и Маузеры С96, которые куда чаще служили личным оружием революционеров-большевиков, чем офицеров Российской армии, на геральдической композиции, посвящённой 1914 году. Но немецкие винтовки Маузер 98k вместо добрых старых «мосинок» на композиции, посвящённой 1941 году, были за гранью добра и зла. Винтовки вермахта были срезаны с памятника. Речь шла о том, что вместо них композиция будет дополнена чем-то более подходящим, но дни сменялись месяцами, ничего не появлялось, и я перестал захаживать на Белорусский в уверенности, что памятник решили оставить как есть. Был неправ, каюсь, в конце текста исправляюсь.
Авторскую точку зрения на случившееся отразила пресса того времени:
Салават Щербаков … лишь несколько раз повторил про молодой коллектив, «который очень старался», и заверил, что специального умысла в этом не было.
Правда, появилась тогда у меня ещё одна уверенность: я не сомневался, что Салават Александрович отныне будет гораздо внимательнее относиться к своим произведениям, не только доверяя молодёжи приобщение к созиданию творческих шедевров, но и проверяя её деятельность. Оказалось, я снова был неправ. Каюсь прямо здесь.
Затем разразился скандал с установкой в июне 2016 года памятной доски Карлу Маннергейму в Питере. Открывали доску целые Сергей Иванов и Владимир Мединский, что вызвало нелицеприятные вопросы, ответа на которые, впрочем, так и не воспоследовало.
Но, когда я их задавал, ещё не знал о наличии подписи Салавата Щербакова на боковой поверхности доски. Подписей там стоит три штуки, и его в их числе.
С одной стороны, скульптора понять можно: заказ пришёл сверху, от окологосударственной организации РВИО. Да ещё, небось, дошли слухи, что руководитель администрации самого́ интересуется. Но гражданин Щербаков вполне мог бы и знать, что Маннергейм — соратник Гитлера и несёт с ним солидарную ответственность за блокаду Ленинграда. Скажем так: я уверен, что гражданин 1955 года рождения не может этого не знать. Тем не менее, руку свою к доске он приложил и подпись свою поставил. Что это? Творческая беспринципность? Или древний принцип «деньги не пахнут»?
Ну да бог с ней, с доской, тем более что в октябре того же года после всенародного протеста и неоднократного незаконного, но вполне понятного вандализирования доску позорно сняли.
Правда, аккурат в те дни на Боровицкой площади Москвы был начат монтаж очередного монументального шедевра Салавата Щербакова, созданного по заказу РВИО — памятника св. равноапостольному князю Владимиру Святославичу, крестителю Руси и вообще Красному Солнышку. Открыли этот памятник в т. н. «день народного единства», натужно выдуманный властями с единственной целью — отвлечь народ от настоящего праздника, от 7 ноября. Как бы то ни было, трезубца на щите нет, надписи о том, что Владимир был «правителем Украины» (памятник оному персонажу, воздвигнутый в 1988 году в Лондоне тамошними украинцами, несёт именно такие обозначения) нет — и слава богу.
Памятник равноапостольному «правителю Украины» Владимиру в Лондоне. Фото автора.
Кстати, ещё месяца через полтора в прокат спокойно вышел х/ф «Викинг», за миллиард с четвертью рублей вымазавший равноапостольного вместе с остальным нашими предками дерьмом. Впрочем, это совсем другая история.
И вот 16 сентября в Москве торжественно открывают памятник Калашникову, созданный по заказу всё того же РВИО всё тем же Щербаковым. Памятник двухкомпонентный: фоном к стоящей на пьедестале фигуре оружейника служит композиция с побивающим змия св. Георгием, но побивающим не традиционным копьём, а металлической трубкой, из которой вырывается пламя и которая оканчивается надульником и прицелом с поясняющей надписью «АК 47». Георгий скачет вокруг земного полушария, на который помещена бронзовая плита с барельефами всяких разных инструментов и образцов созданного Калашниковым оружия.
Что случилось назавтра?
Правильно. Разразился скандал.
Специалист по танкам Юрий Пашолок заметил, что единственная имеющаяся на бронзовой плите схема оказалась схемой вермахтовской штурмовой винтовки, которую обычно называют Штурмгеве́ром.
Картинки в соцсетях и прессе были небольшими, понять точно, что же там изображено, было трудно. Чудесной солнечной пятницей 22 сентября, ближе к вечеру, ваш покорный слуга решил лично проинспектировать новую конструкцию на Садовом кольце / Оружейном переулке, благо от дома недалеко. Прибыл я на место в 17:20 и начал проводить вдумчивый осмотр памятника с фотофиксацией общими и крупными планами.
Я ещё не знал, что ранее в тот же день скульптор высказал своё мнение о малозначимости случившегося.
Примерно через 25 минут изучения памятника, когда я всё увидел своими глазами и снял, что хотел, вдруг началась движуха, которая неожиданно задержала меня на месте ещё почти на два часа. К памятнику прибыли два бодрых гражданина с генератором и болгаркой — устранять выявленные недостатки.
Бодрый шум болгарки привлёк внимание прохожих, начала подтягиваться разнокалиберная пресса. Чуть ли не первым, кстати, прибыло чешское телевидение — скоропостижную реконструкцию памятника они чуть ли не из окон корпункта заметили. «Лайф» вёл прямую онлайн-трансляцию событий; удалось и мне высказать зрителям канала своё ценное мнение по поводу происходящего.
Нужно заметить, что бронзу для памятника использовали добротную и протравили её качественно. Попытки рабочего сошлифовать вражеские линии к успеху не привели. Тогда второй гражданин в кожаной куртке и тёмных очках, которого я для себя определил как «бригадира», дал указание рабочему использовать болгарку перпендикулярно и срезать верхнюю часть чертежа над торчащим слева АКСУ.
Когда верхняя часть была таким образом побеждена, снизу всё началось заново. Граждане второй раз определили, что зашлифовка не удаётся, и на военно-скульптурном совете решили опиливать болгаркой несчастный автомат и снизу тоже.
Звонкая работа кипела уже второй час и даже как будто приблизилась к завершению, когда решила сказать своё веское слово московская полиция, прибывшая разбираться на место происшествия аж на трёх машинах в составе двух майоров, одного капитана, и ещё нескольких сотрудников рангом попроще.
Судя по всему, неравнодушные жители окрестных домов предположили, что над памятником свершается акт вандализма, — и они в целом были недалеки от истины. Потому что творцы болгаркой не смогли предъявить блюстителям порядка официальное разрешение на проведение работ. Работы вместе с генератором были остановлены, а работники отправились в ОВД «Тверское» для выяснения обстоятельств и установления личностей — вслед за деятелем из общественной организации «Право на оружие» Вячеславом Ванеевым, пришедшим наблюдать за работами с макетом настоящего АКМ, в котором сотрудники полиции так и не сумели опознать безобидный макет на месте.
На снятой мною примерно 20-минутной видеохронике процесса обращает на себя внимание глубокомысленное пояснение «бригадира» появившимся на сцене полицейским: «Кто-то пустил информацию в интернет, что этот чертёж не от Калашникова, который мы срезали…».
Здесь ваш покорный слуга не удержался и громко уточнил, чертёж чего именно был срезан с памятника. «Бригадир» отреагировал на это эмоционально, не согласился с моими словами и решил показал мне источник, ... открыв на своём смартфоне страничку Яндекса. Скриншот чего-то похожего прилагается.
Никогда такого не было, и вот опять: неожиданно для уважаемых людей в интернете оказалась херня.
Гражданин «бригадир»! Простите, не стал выяснять, как Вас зовут. Своё мнение по поводу пистолетов Маузер на памятнике «Прощание славянки» я высказал тогда же, по горячим следам. Специально для Вас повторяю ссылку. Правда, от продолжения разговора в сторону вермахтовских маузеровских винтовок Вы предпочли элегантно уйти. Как советский ребёнок, я всё ещё верю в человечество, а потому надеюсь, что устыдившись.
Итак, ниже приводится схема, которую ваша халтур-скульптур-компания поместила на памятник. Справа от неё — настоящая взрыв-схема автомата Калашникова. Говорите, одно и то же?
А здесь — «ваша» же схема на страницах иностранной книги, посвящённой немецкому стрелковому оружию. Судя по публикации на сайте «Вестей», откуда я её взял, держат её руки того самого Юрия Пашолока, который и обнаружил очередной кунштюк имени РВИО и Щербакова, и в существовании которого скульптор перед телекамерами озвучил игривое сомнение.
А вот — изображения немецких «штурмгеве́ров»:
Mkb 42(H) — Maschinenkarabiner (автоматический карабин) 1942 года шмайссеровской фирмы Haenel. Изготовлено от 8 до 12 тыс. штук для войсковых испытаний. Есть сведения, что 35 экземпляров из самых первых 50 были сброшены в апреле 1942 года группе немецких войск, окружённой в городе Холм.
Mkb 42(W) — Maschinenkarabiner 1942 года фирмы Walther. Изготовлено для войсковых испытаний 200 штук. Оказался точнее и легче модели шмайссеровской фирмы Хенель, но проиграл ей по надёжности. Создавать окончательный вариант автомата немцы решили на основе Mkb 42(H).
MP 44 / StG 44 — для вещей секретности дальнейших работ над перспективным оружием в 1943 году немцы обозвали его Maschinenpistole (МР), то есть пистолет-пулемёт. Серийный выпуск был начат в 1944 году. Говорят, что впечатлённый новинкой Гитлер лично родил термин «штурмовая винтовка» — Schturmgewehr (StG). StG 44 было выпущено более 420 тыс. штук. После войны они стояли на вооружении Народной полиции ГДР, югославских десантников, а оттуда расползлись по миру и до сих пор стреляют в горячих точках. Лет пять назад проходила информация, что сирийские «умеренные террористы» где-то нарыли склад аж с 5000 штурмгеверов.
Если внимательно присмотреться к проблемному чертежу, можно увидеть, что газовая камера оружия по длине почти равна стволу и проходит сквозь основание мушки. То есть это именно Mkb 42(H), прототип StG 44. Да, всё это оружие оставило свой след в истории, став первым более или менее удачным представителем нового класса — штурмовых винтовок, и даже подарило ему своё название.
Фельдфебель Вермахта с Mkb 42 где-то на севере Восточного фронта летом 1943 года.
Однако к автомату Калашникова что Mkb 42, что StG 44 имеют отношение разве только в том, что Михаил Тимофеевич их наверняка видел. Но не более того. Нечего было делать схеме каких-либо машиненкарабинеров или штурмгеверов на памятнике Калашникову. Это совершенно неуместное головотяпство и вообще позор. Халатность, которая в былые времена вполне могла бы быть названа вредительством.
Мне даже понравилось, как ловко в репортаже канала Москва-24 гражданин Щербаков нашёл пользу от своей облажки: «Если считать, что это немецкий автомат, следовательно, он совсем другой, чем Калашников, то та версия, что Калашников якобы вторичен, она только подтверждает оригинальность автомата Калашникова. Здесь подтверждается: «Уберите, это нечто другое», — нам говорят. Значит, оно другое».
Звучит почти как призыв дать себе, любимому, ещё какую-нибудь награду — за умело спровоцированную дискуссию, подтвердившую оригинальность конструкции автомата Калашникова и её независимость от германских источников.
Салават Александрович! Вам ведь седьмой десяток идёт, а Вы как в детском саду, право слово. Стыдно слушать. К специалистам надобно обращаться до, а не после открытия памятников. Нет бы прямо заявить: извините, мол, соотечественники, зазнался я, головокружение от успехов наступило. Простите старика, бес попутал, всё исправлю, впредь науку запомню.
Вы ведь подпись свою на памятнике поставили? Поставили. Вы и несёте за него ответственность. Причём я прекрасно понимаю, что вы имеете полное право не разбираться в оружии (и не разбираетесь, мы это по «Славянке» запомнили), но халатная организация подготовительных работ и непривлечение экспертов (или привлечение горе-экспертов из РВИО) — это снова Ваш, лично Ваш прокол, заверенный Вашей подписью.
РВИО, кстати, явно ходит с Щербаковым в один детский сад. В пятницу, 22 сентября, по горячим следам СМИ сообщили: «Ошибку в чертеже уже устранили. Финальные работы с нанесением корректного изображения будут закончены к понедельнику», — заявила Надежда Усманова, руководитель департамента по информационной политике Российского военно-исторического общества (РВИО), которое выступало заказчиком памятника.
Однако уже в понедельник «голос» РВИО озвучила вот такую информацию:
«Скульптор Салават Щербаков решил не добавлять новый чертеж и удалил часть плиты. Ничего нового на постаменте монтироваться не будет», — сказала руководитель департамента по информационной политике РВИО Надежда Усманова.
Она также добавила, что еще в пятницу специалисты мастерской Щербакова зашлифовали неверный чертеж, чтобы впоследствии нанести вместо него корректное изображение легендарного автомата Калашникова. Но в процессе работ скульптор передумал и демонтировал плиту.
Даже жалко становится г-жу Усманову. «Зашлифовку» вы видели сами, «демонтаж» тоже. Получается, что скульптора Щербакова устраивает вот такой, грубо «оболгаренный» памятник.
Раз уж зашла речь про РВИО, не могу обойти ещё один характерный штрих, нанесённый на памятник.
Не сомневаюсь в том, что коллективным автором этого текста является именно РВИО. Надеюсь, что вопреки всем их усилиям народ всегда будет помнить, что Калашников был советским конструктором. Кроме того, не могу не поставить РВИО на вид, что числовые интервалы в русском языке соединяются тире, а запятые не отбиваются пробелом от предшествующего слова. Да и заканчивать строку однобуквенным словом — моветон. Открою страшную тайну: чтобы не позориться, даже самые короткие тексты следует прогонять через редактора и корректора.
Завершая разбор полётов творческого тандема РВИО-Щербаков, должен и сам принести извинения скульптору Щербакову: в своём интервью Лайфу я допустил две ошибки. Решив себя перепроверить, я обнаружил, что скандальную композицию у «Прощания славянки» творческий коллектив всё-таки дополнил оружием вместо спиленных Маузеров 98k, хотя и пошёл по пути наименьшего сопротивления. Там появились второй ППШ и второй «Дегтярь» ДП-27, к тому же на сей раз с правильным расположением маслёнки в прикладе. Правда, композиция в результате окончательно утратила симметрию, но это уже мелочи.
Было после «оболгаривания» в 2014; современный вид; старый след от болгарки у приклада «нового» ППШ. Фото автора.
И, конечно, «Салават Юлаев», прозвучавший в конце интервью — досадная оговорка человека, узнавшего о Юлаеве, человеке и команде, в глубоком детстве, а о Сергее Александровиче — в глубоко зрелом возрасте. Простите, гражданин Щербаков.
PS: В разговорах о Калашникове и семействе АК тема шмайссеров и Хуго Шмайссера всплывает всегда. Тему эффективно закрывает вот эта статья Максима Попенкера и Андрея Уланова. В ней, кстати, есть чудесная и познавательная «характеристика на немецкого специалиста ШМАЙСЕР Гуго», датированная 1951 годом. Впрочем, верующим в творческую недостаточность СССР хоть кол на голове теши, они свои мантры будут читать несмотря на и вопреки любым фактам.
Замечу, что сами немцы в своей Википедии в статье про StG 44 пишут: Entgegen dem weit verbreiteten Irrglauben ist das Sturmgewehr 44 nicht mit der sowjetischen Kalaschnikow verwandt; es diente den Entwicklern in der damaligen Sowjetunion jedoch als Anstoß und Vorbild, eine vergleichbare Waffe zu entwickeln. Что в переводе означает: Вопреки широко распространённому заблуждению, Штурмгевер 44 не связан с советским Калашниковым; однако он послужил конструкторам тогдашнего Советского Союза стимулом и примером при разработке сопоставимого оружия.
PPS: Для выбора памятника РВИО проводило конкурс. Правда, конкурс был закрытый, и участвовал в нём, похоже, всего один скульптор, который и победил в жёсткой конкуренции сам с собой. А ведь будь конкурс открытым, Калашников мог бы быть и таким, каким его увидел скульптор Владимир Курочкин:
Честно скажу, этот молодой и бодрый советский сержант Калашников понравился мне куда больше воздвигнутого РВИО и Щербаковым бронзового исполина. Но на закрытых конкурсах выбирают, как видно, не лучших.
Авторский фоторепортаж от памятника Калашникову.
Если мой пост вам понравился, вы можете поблагодарить меня за мой труд любым доступным способом.
Оригинал публикации в ЖЖ автора.
Оценили 0 человек
0 кармы