О дружбе народов и Чюрлёнисе (эссе)

15 1314

Делаю репост со своей давней статьи, чтобы разместить её в соответствии с тематикой недавно созданного мной журнале "Искус-ство"

Заканчивался 1988 год. По инженерному корпусу носилась «блатная» командировка в Прибалтику, конкретно - в Каунас. «Блатная» - это значит, на научно-практическую конференцию. Посидеть два дня среди очччень учёёёёных людей, поучаствовать в прениях (если захочешь) и вернуться сразу за предновогодний стол. Ещё лет пять назад о такой командировке никто из рядовых сотрудников даже бы не услышал, а сегодня … никто не хотел ехать. Главные аргументы: ненависть к русским, в магазинах ничего не продадут и т.п.

Я согласилась ехать сразу. И прежде всего потому, что в Каунасе был музей М.К. Чюрлёниса, художника-музыканта-философа-поэта (1875-1911), картины которого даже в репродукциях в свое время совершили колоссальную работу в моей душе и застряли в ней навсегда. Один-то раз в этом музее я уже побывала… Тогда этот гений Великого Синтеза Искусств ещё глубже запал мне в душу. И вот теперь судьба давала шанс – встретиться с Чюрлёнисом ещё раз (может быть, последний, потому что прибалты уже нацелились отделяться). Ближайшее моё окружение смотрело на меня, как на камикадзе. Но я не разделяла страха своих коллег, потому что, где-то в генах у меня навсегда записано, что все люди братья (сначала), а потом они уже казахи, татары, евреи, узбеки, эстонцы, русские.

Итак, Каунас. Вечер и уже довольно поздний. Я укладываюсь спать. Завтра мне предстоит 6 часов слушать доцентов с кандидатами и их доклады по вибрации, резонансным технологиям и тому подобной мутотени. Слышу шум в коридоре, за которым следует стук в мою дверь. Открываю. В комнату вваливается «табор» женщин кавказской национальности.

- Ты одна что ли?-, спрашивают они меня так, как будто мы только что расстались.

- Да, одна. Номер на двоих, но пока никого нет

- Так, пошли к нам – наш номер за стенкой! Мы празднуем удачную поездку, и надо выпить, чтобы и обратная дорога была благополучной. Поезд завтра в 10 утра. Так что ночь мы веселимся, а в поезде отоспимся.

- Отказывать такому кавказскому напору было и не в моих правилах, да и не в моих силах.

Оказалось, компания из восьми азербайджанок приезжала в Каунас за товаром (прибалтийский трикотаж помнят все), и теперь набитые большие клетчатые сумки стояли друг на друге во всех углах комнаты. А прямо на полу расстелено было какое-то покрывало, на котором в художественном беспорядке, навалом без всякой, доложу я вам, сервировки валялись фрукты, бутылки, колбаса, соленые огурцы, варёная картошка, открытые банки консервов. Общее впечатление – восточный базар, яркий, шумный, многоголосый и… уже весёлый

- Ты чачу будешь?

- Нееет. У меня завтра рабочий день. Мне чего-нибудь попроще.

- Ну, вино есть домашнее виноградное

- Вооот. Это можно.

- Ты не переживай. Мы тебе травки дадим пожевать. Наутро никакого запаха не будет.

Какие женщины! Я про запах даже не успела подумать. А у них - готовое решение.

В общем, спать я легла где-то в 2 часа ночи, пожевав, как было велено, какой-то пахучей травки, напоминающей тархун, но это был не тархун. Легко проснулась без будильника и вовремя. Привела себя в порядок, нацепила перед зеркалом на своё лицо умное выражение, и в 10:00 была среди участников последней Союзной конференции по вопросам вибрации, резонансным технологиям и вибрационной технике.

Доклады были формальные и неинтересные, не интересные, по-моему, даже самим докладчикам. Никто из выступавших не вдохновил меня даже на то, чтобы задать вопрос и показать хоть какую-то интригу в теме. Тема-то сама по себе была актуальная, можно сказать, с переднего края. Но с Украины не приехал Н.Н.Гармаш, главный специалист по резонансным технологиям, а без него всё было довольно уныло. Словом, день прошёл скучно.

На следующий день докладывали до 12:00, а потом - традиционный фуршет, на который я не пошла. А пошла, как и намечала, в музей Чюрлёниса, где моя душа снова получила эмоциональный заряд ошеломляющей мощности, после которого одно только и оставалось делать, как бесцельно шататься по Каунасу до позднего вечера…

Что-то всё-таки было в его картинах для меня магнетически завораживающим… Вот, где властвовали резонансные технологии… Мой спинной мозг явно ощущал какие-то странные вибрации. Было такое впечатление, будто бы невидимые силовые линии вокруг картин Чюрлёниса как-то очень быстро подстраивались под мои поля. И мы легко проникали друг в друга, наверное, чтобы запомнить своё родство навеки…

Очнулась я от своих впечатлений, почувствовав, что замерзаю, и пора в гостиницу… Зашла в ближайший гастроном, купила еду на дорогу, и пошла спать. Из гостиницы заказала такси на 4 часа утра. Завтра рано утром у меня самолет.

Придя в номер, я выпила чаю, разделась и около 12 ночи легла спать. Дверь на ключ закрывать не стала, потому что утром подселили ко мне в номер ещё одну женщину-литовку, и чтобы она меня не будила, когда придёт, пришлось оставить дверь незапертой.

Я уже начала погружаться в сон, когда пришла соседка по номеру. Часы показывали начало первого. Она вошла очень тихо и спрашивает, сплю я или нет. Говорю: «Да, уже сплю». Тогда она очень вежливо говорит, что у нее ко мне маленькая нескромная просьба. С нею два молодых человека, её коллеги...

Как оказалось, из ресторана их попросили (в 12 ночи он закрывается), а у них осталось полбутылки коньяка. И, можно ли им допить её здесь? Не помешают ли? Я сказала: «Ну, полбутылки – это же ненадолго. Не помешают. Только, имейте ввиду - в 4 часа утра у меня такси в аэропорт. Это значит, что в 3 часа коллеги должны исчезнуть».

Это их устроило, и они тихо расположились у нее на кровати, поставив бутылку и закуску в виде нарезанного дольками лимона и каунасского шоколада (отличная в Каунасе была во времена СССР шоколадная фабрика). Взяли у меня на тумбочке стакан (я же сплю – ничего не вижу) разлили коньяк по стаканам грамм по 50. Собрались выпить, но тут вышла у них какая-то заминка (тост не могут придумать – пронеслось в моем спящем уже мозгу). Внезапно я почувствовала близко чье-то присутствие, и открыла глаза. Один из гостей стоял возле моей кровати со стаканом:

- Ну, раз уж мы вас всё равно разбудили, помогите нам допить коньяк.

- Помочь, когда просят – это моё кредо, сказала я, улыбаясь. Да, и со мной у вас, пожалуй, получится быстрее.

- Тогда с вас тост,- воскликнул он радостно

- Да, тост вообще - не проблема... Я слышу и вижу, что вы литовцы?

- Да, мы литовцы, журналисты местной газеты, а Генриэтта – наш инспектор из Вильнюса. Приехала проверять, не допускаем ли мы каких-либо идеологических ошибок.

- Поняяянтно…Тогда вот мой тост: "Чтобы у нас с вами никогда не было идеологических ошибок, давайте выпьем просто ЗА ДРУЖБУ НАРОДОВ (я из России - Волгоград)"

Они так обрадовались, что заорали УРА громче, чем приличествовало в 1 час ночи в спящей гостинице.

Затем они еще немного пошептались в своем углу и налили снова по 50 грамм.

Дотронувшись до моего плеча, меня снова вывели из дремоты, сказав:

- У вас как-то хорошо получается с тостами. Давайте ещё один, и мы пойдём.

- Ну, давайте. Давайте выпьем за то, что прагматичный, очень земной литовский народ дал миру совершенно неземного гения - художника Чюрлёниса.

Возникла пауза…

- Вы, правда, считаете его гением?

- Правда…

Терзаясь в сомнениях, литовцы выпили за Чюрлёниса, но не ушли, как обещали, хотя коньяк кончился. Все трое подсели к моей кровати и, переходя на «ты», выдали:

- Тогда… рассказывай!

И рассказывала я им до 3-х ночи. Как Шахерезада. Потом они сказали

- НаташА, ты пробудила в нас жуткий интерес и, даже, кажется, национальную гордость. Завтра мы пойдём смотреть Чюрлёниса твоими глазами. А тебе счастливо долететь. Галантно поцеловав мне ручки, они исчезли, как и договаривались, ровно в 3 часа.

Генриэтта же, пока я одевалась, порхала вокруг меня и пыталась угостить чем-то вкусненьким и ужасно национальным. Прощаясь, мы обнялись, как родные. Ведь теперь и она тоже любила их и моего, нет, лучше сказать, нашего Чюрлёниса.

                                             *  *  *

Прежде, чем ты, читатель, начнёшь рассматривать те репродукции с картин Чюрлёниса, которые я нашла в Интернете, я хочу подвести черту под моим рассказом и сделать очень важный вывод. Вот он:

На уровне души все люди всё равно братья. И если мы это запишем у себя не в уме, а в сердце, так оно и будет ВСЕГДА в реальной действительности. Мой опыт всецело это подтверждает.


А теперь смотрим Чюрлёниса и представляем, что я им могла рассказывать два часа, держа ТАКИЕ картины только в своем воображении.


ИСТИНА


ДРУЖБА


ПОКОЙ


ЗАМОК


ВЕСТЬ


ЖЕРТВА


ПОЛДЕНЬ


ПРОШЛОЕ


МЫСЛЬ


ПОТОП


СОНАТА ВЕСНЫ. Скерцо


СОНАТА ВЕСНЫ. Анданте


СОНАТА ЗВЁЗД. Аллегро


СОНАТА ЗВЁЗД. Анданте


СОНАТА ЛЕТА. Скерцо


СОНАТА СОЛНЦА. Финал


СКАЗКА КОРОЛЕЙ


РЕКС




Логика глобальной депопуляции (читай – геноцида)

Или: чего хотят Швабы? Клаус Шваб в представлении не нуждается, он уже стал символом, (хотя пока дышит и̶ ̶п̶р̶о̶и̶з̶в̶о̶д̶и̶т̶ ̶С̶О̶2̶), потому сразу к делу. Шваб и его многочисле...

Секретное дело КГБ-Потопы, Полая Земля, Тайные знания.

В этой видео-статьи, будут рассмотрены факты изложены в Секретном Деле КГБ от 1983 года. Можно бесконечно спорить о том является ли это дело подлинным, или это просто чей-то вброс, или...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • Эссе понравилось. а этот чёр тич то нет
  • Я скромно промолчу...я был в этом музее...и не единожды. Одно только - если бы не СССР черта лысого бы Чюрленис что-то нарисовал.
  • Заплюсил, но я не фанат такой живописи :confused:
  • :thumbsup: :clap: Рассказ замечательный! Картину "Рекс" не понял :smiley_cat:
  • :thumbsup: :blush: Чюрленис, в отличие от Шагала, всё же доступен среднему человеку. :blush: