Когда я писала свой предыдущий пост "У каждого свой крест" (https://cont.ws/@nlo8/1203281 ), то в качестве иллюстрации хотела поставить мой любимый триптих советского художника Андрея Андреевича Мыльникова (1919 - 2012) "Три креста Испании", но поняла, что это полотно заслуживает отдельной темы. Сегодня я предлагаю её читателям Конта.
Включите негромко Пако де Лусиа, испанского гитариста, икону классической игры на гитаре ХХ века, дабы впустить ритмы Испании к нам на страницы, и начинайте...
Андрей Мыльников Триптих «Три креста Испании», 1979 г.
Левая часть триптиха Коррида.
Коррида - традиционное испанское зрелище. Посмотрите на этот ужас, уводящий нас в дичайшие времена, когда быка приносили в жертву богам. Тогда маленький, бессильный перед могущественными силами природы, человек делал это из СТРАХА...
А сейчас он делает это от СКУКИ, от внутренней пустоты и тупости. И на картине художник показал это крупным планом. Безумный от смертельной боли и непонимания взгляд убитого быка. И пикадор тоже... стоит, вроде бы, в позе победителя, но ВЗГЛЯД... Взгляд у него совсем не победный... Он как бы говорит быку: извини, брат, работа у меня такая. Публике это нравится. Здесь она снимает с себя заряд желания убивать в жизни... Мы с тобой, приносим себя в жертву, но останавливаем распри и войны... Я ведь тоже страдаю... убивая тебя... я распят на кресте своей профессии...
Центральная часть триптиха Распятие.
Ночь. Улица где-то в Испании. Фонарь, освещающий очередное скульптурное распятие Христа. Они на улицах городов Испании - не редкость. Одинокая на ночной улице фигура женщины с озабоченным выражением изможденного лица и с ребенком на руках. Она проходит мимо скульптурного распятия равнодушно, ибо сама распята на кресте жизни, не дающей, а забирающей последние шансы на то, чтобы выжить.
Правая часть триптиха Смерть Гарсиа Лорки.
Федерико Гарсиа Лорка (1898 — 1936) — испанский поэт и драматург, музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Лорка был расстрелян на второй день после ареста в начале Гражданской войны в Испании. Генерал Франко уже тогда понимал толк в информационной войне и, какую роль играют в ней поэты. Поэтому - на второй день после ареста... без суда и следствия поэт был распят на кресте своих социалистических убеждений до смерти, распят не гвоздями, а пулями - сразу и до смерти.
Поэты всегда предчувствуют свою смерть. Незадолго до трагических событий Гарсиа Лорка писал:
Но хрустнули обломками жемчужин
скорлупки чистой формы —
и я понял,
что я приговорен и безоружен.
Смерть и я — на виду у смерти.
Человек одинокий, и рядом
очертанья маленькой смерти.
"Раздумья под дождём"
Это звездное эхо, что хранится в предсердье,
станет светом, который мне поможет разбиться.
И душа пробудится в чистом виде — от смерти?
И все, что в мыслях творится, — в темноте растворится?
Прощаюсь
у края дороги.
Угадывая родное,
спешил я на плач далекий —
а плакали надо мною.
Поэт — это дерево
с плодами печали:
оно плачет над тем, что любит,
а листья увяли.
Поэт — это медиум
природы и жизни, —
их величие он раскрывает
при помощи слов.
Поэт понимает
все, что непонятно,
и ненависть противоречий
называет он дружбой.
Он знает: все тропы
равно невозможны,
и поэтому ночью по ним
он спокойно идет.
Некоторые из мыслей поэта Гарсиа Лорки
Самая печальная радость — быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть.
Игрушками прогресса разнеженный в начале,
Наш век траншей и танков чем дальше, тем железней.
Не лишайте стихи тумана. Порой он убережет от сухости, став дождем.
Истинная поэзия — это любовь, мужество и жертва.
...даже если вечно будут мучить меня любовь, люди, устройство мира, я ни за что не откажусь от моего закона — радости.
Когда умру, схороните меня с гитарой в речном песке.
Оценили 13 человек
32 кармы