Заканчивался 1988 год. По инженерному корпусу носилась «блатная» командировка в Прибалтику, конкретно - в Каунас. «Блатная» - это значит, на научно-практическую конференцию. Посидеть два дня среди очччень учёёёёных людей, поучаствовать в прениях (если захочешь) и вернуться сразу за предновогодний стол. Ещё лет пять назад о такой командировке никто из рядовых сотрудников даже бы не услышал, а сегодня … никто не хотел ехать. Главные аргументы: ненависть к русским, в магазинах ничего не продадут и т.п.
Я согласилась ехать сразу. И прежде всего потому, что в Каунасе был музей М.К. Чюрлёниса, художника-музыканта-философа-поэта (1875-1911), картины которого даже в репродукциях в свое время совершили колоссальную работу в моей душе и застряли в ней навсегда. Один-то раз в этом музее я уже побывала… Тогда этот гений Великого Синтеза Искусств ещё глубже запал мне в душу. И вот теперь судьба давала шанс – встретиться с Чюрлёнисом ещё раз (может быть, последний, потому что прибалты уже нацелились отделяться). Ближайшее моё окружение смотрело на меня, как на камикадзе. Но я не разделяла страха своих коллег, потому что, где-то в генах у меня навсегда записано, что все люди братья (сначала), а потом они уже казахи, татары, евреи, узбеки, эстонцы, русские.
Итак, Каунас. Вечер и уже довольно поздний. Я укладываюсь спать. Завтра мне предстоит 6 часов слушать доцентов с кандидатами и их доклады по вибрации, резонансным технологиям и тому подобной мутотени. Слышу шум в коридоре, за которым следует стук в мою дверь. Открываю. В комнату вваливается «табор» женщин кавказской национальности.
- Ты одна что ли?-, спрашивают они меня так, как будто мы только что расстались.
- Да, одна. Номер на двоих, но пока никого нет
- Так, пошли к нам – наш номер за стенкой! Мы празднуем удачную поездку, и надо выпить, чтобы и обратная дорога была благополучной. Поезд завтра в 10 утра. Так что ночь мы веселимся, а в поезде выспимся.
- Отказывать такому кавказскому напору было и не в моих правилах, да и не в моих силах.
Оказалось, компания из восьми азербайджанок приезжала в Каунас за товаром (прибалтийский трикотаж помнят все), и теперь набитые большие клетчатые сумки стояли друг на друге во всех углах комнаты. А прямо на полу расстелено было какое-то покрывало, на котором в художественном беспорядке, навалом без всякой, доложу я вам, сервировки валялись фрукты, бутылки, колбаса, соленые огурцы, варёная картошка, открытые банки консервов. Общее впечатление – восточный базар, яркий, шумный, многоголосый и… уже весёлый
- Ты чачу будешь?
- Нееет. У меня завтра рабочий день. Мне чего-нибудь попроще.
- Ну, вино есть домашнее виноградное
- Вооот. Это можно.
- Ты не переживай. Мы тебе травки дадим пожевать. Наутро никакого запаха не будет.
Какие женщины! Я про запах даже не успела подумать. А у них - готовое решение.
В общем, спать я легла где-то в 2 часа ночи, пожевав, как было велено, какой-то пахучей травки, напоминающей тархун, но это был не тархун. Легко проснулась без будильника и вовремя. Привела себя в порядок, нацепила перед зеркалом на своё лицо умное выражение, и в 10:00 была среди участников последней Союзной конференции по вопросам вибрации, резонансным технологиям и вибрационной технике.
Доклады были формальные и неинтересные, не интересные, по-моему, даже самим докладчикам. Никто из выступавших не вдохновил меня даже на то, чтобы задать вопрос и показать хоть какую-то интригу в теме. Тема-то сама по себе была очень интересная. Но с Украины не приехал Н.Н.Гармаш, главный специалист по резонансным технологиям, а без него всё было довольно уныло. Словом, день прошёл скучно.
На следующий день докладывали до 12:00, а потом - традиционный фуршет, на который я не пошла. А пошла, как и намечала, в музей Чюрлёниса, где моя душа снова получила эмоциональный заряд ошеломляющей мощности, после которого одно только и оставалось делать, как бесцельно шататься по Каунасу до позднего вечера…
Что-то всё-таки было в его картинах для меня магнетически завораживающим… Вот, где властвовали резонансные технологии… Мой спинной мозг явно ощущал какие-то странные вибрации. Было такое впечатление, будто бы невидимые силовые линии вокруг картин Чюрлёниса как-то очень быстро подстраивались под мои поля. И мы легко проникали друг в друга, наверное, чтобы запомнить своё родство навеки…
Очнулась я от своих впечатлений, почувствовав, что замерзаю, и пора в гостиницу… Зашла в ближайший гастроном, купила еду на дорогу, и пошла спать. Из гостиницы заказала такси на 4 часа утра. Завтра рано утром у меня самолет.
Придя в номер, я выпила чаю, разделась и около 12 ночи легла спать. Дверь на ключ закрывать не стала, потому что утром подселили ко мне в номер ещё одну женщину-литовку, и чтобы она меня не будила, когда придёт, пришлось оставить дверь незапертой.
Я уже начала погружаться в сон, когда пришла соседка по номеру. Часы показывали начало первого. Она вошла очень тихо и спрашивает, сплю я или нет. Говорю: «Да, уже сплю». Тогда она очень вежливо говорит, что у нее ко мне маленькая нескромная просьба. С нею два молодых человека, её коллеги...
Как оказалось, из ресторана их попросили (в 12 ночи он закрывается), а у них осталось полбутылки коньяка. И, можно ли им допить её здесь? Не помешают ли? Я сказала: «Ну, полбутылки – это же ненадолго. Не помешают. Только, имейте ввиду - в 4 часа утра у меня такси в аэропорт. Это значит, что в 3 часа коллеги должны исчезнуть».
Это их устроило, и они тихо расположились у нее на кровати, поставив бутылку и закуску в виде нарезанного дольками лимона и каунасского шоколада (отличная в Каунасе была во времена СССР шоколадная фабрика). Взяли у меня на тумбочке стакан (я же сплю – ничего не вижу) разлили коньяк по стаканам грамм по 50. Собрались выпить, но тут вышла у них какая-то заминка (тост не могут придумать – пронеслось в моем спящем уже мозгу). Внезапно я почувствовала близко чье-то присутствие, и открыла глаза. Один из гостей стоял возле моей кровати со стаканом:
- Ну, раз уж мы вас всё равно разбудили, помогите нам допить коньяк.
- Помочь, когда просят – это моё кредо. Да, и со мной у вас действительно получится быстрее,- сказала я, принимая стакан из его рук
- Тогда с вас тост,- воскликнул он радостно
- Да, тост вообще - не проблема... Я слышу и вижу, что вы литовцы?
- Да, мы литовцы, журналисты местной газеты, а Генриэтта – наш инспектор из Вильнюса. Приехала проверять, не допускаем ли мы каких-либо идеологических ошибок.
- Поняяянтно…Тогда вот мой тост: Чтобы у нас с вами никогда не было идеологических ошибок, давайте выпьем просто ЗА ДРУЖБУ НАРОДОВ (я из России - Волгоград)
Они так обрадовались, что заорали УРА громче, чем приличествовало в 1 час ночи в спящей гостинице.
Затем они еще немного пошептались в своем углу и налили снова по 50 грамм.
Дотронувшись до моего плеча, меня снова вывели из дремоты, сказав:
- У вас как-то хорошо получается с тостами. Давайте ещё один, и мы пойдём.
- Ну, давайте. Давайте выпьем за то, что прагматичный, очень земной литовский народ дал миру совершенно неземного гения - художника Чюрлёниса.
Возникла пауза…
- Вы, правда, считаете его гением?
- Правда…
Терзаясь в сомнениях, литовцы выпили за Чюрлёниса, но не ушли, как обещали, хотя коньяк кончился. Все трое подсели к моей кровати и, переходя на «ты», выдали:
- Тогда… рассказывай!
И рассказывала я им до 3-х ночи. Как Шахерезада. Потом они сказали
- НаташА, ты пробудила в нас жуткий интерес и, даже, кажется, национальную гордость. Завтра мы пойдём смотреть Чюрлёниса твоими глазами. А тебе счастливо долететь. Галантно поцеловав мне ручки, они исчезли, как и договаривались, ровно в 3 часа.
Генриэтта же, пока я одевалась, порхала вокруг меня и пыталась угостить чем-то вкусненьким и ужасно национальным. Прощаясь, мы обнялись, как родные. Ведь теперь и она тоже любила их и моего, нет, лучше сказать, нашего Чюрлёниса.
Прежде, чем ты, читатель, начнёшь рассматривать те репродукции с картин Чюрлёниса, которые я нашла в интернете, я хочу подвести черту под моим рассказом и сделать очень важный вывод. Вот он:
На уровне души все люди всё равно братья. И если мы это запишем у себя не в уме, а в сердце, так оно и будет ВСЕГДА в реальной действительности. Мой опыт всецело это подтверждает.
А теперь смотрим Чюрлёниса и представляем, что я им могла рассказывать два часа, держа ТАКИЕ картины только в своем воображении.
ИСТИНА
ДРУЖБА
ПОКОЙ
ЗАМОК
ВЕСТЬ
ЖЕРТВА
ПОЛДЕНЬ
ПРОШЛОЕ
МЫСЛЬ
ПОТОП
СОНАТА ВЕСНЫ. СКЕРЦО
СОНАТА ВЕСНЫ. АНДАНТЕ
СОНАТА ЗВЁЗД. АЛЛЕГРО
СОНАТА ЗВЁЗД. АНДАНТЕ
СОНАТА ЛЕТА. СКЕРЦО
СОНАТА СОЛНЦА . ФИНАЛ
СКАЗКА КОРОЛЕЙ
РЕКС
Оценили 20 человек
27 кармы