Какой зверь самый опасный? (мой кинозал)

28 1097

Когда моя душа перестаёт быть лёгкой, когда в ней накапливается слишком много материальной субстанции, я её чищу советскими фильмами. На этой неделе я ощутила в этом потребность, и стала выбирать себе кино-душ.


Да, что тут выбирать?.. Я совсем недавно посоветовала одному товарищу (просто к слову пришлось) посмотреть советский фильм Сергея Герасимова «Люди и звери». Сама я его давно не видела, сюжет помню пунктирно. Но облако чувств и мыслей, державшее меня тогда, после первого просмотра не один день, я помню хорошо. Интересно, произведёт ли и теперь на меня этот фильм столь же сильное впечатление, как в юности?

Первый раз я посмотрела его по телевизору. Да, и то только потому, что мои друзья обещали прекратить со мной дружбу, если я его не посмотрю. Помню, что мне очень не хотелось его смотреть. Во-первых, 2 серии – это 3 часа (жалко времени, а вдруг не впечатлит). Во-вторых, мне не нравилось тяжеловесное название «Люди и звери» (боялась прямолинейности этой слишком навязчивой аллегории, а в связи с ней сцен жестокости). Но всё обошлось. Фильм оказался философским и психологически точным. Это было тогда…

Сейчас я пишу эти строчки уже после свежего просмотра. Старалась смотреть глазами того человека, которому посоветовала этот фильм и своими глазами одновременно.

И скажу, да, не для всех он будет откровением и, уж тем более, потрясением.

А некоторые его бросят смотреть уже через 15 минут, ибо сюжет разворачивается медленно. В нем нет бешеной динамики современных лент. И такое кино уже не смотрят торопливые, поверхностные и просто неврастеничные люди.

Мать (Тамара Макарова) и дочка лет семнадцати (Жанна Болотова) едут в Крым на «москвиче». В машине что-то не ладится (но не на дороге, а в городе). Подходит какой-то мужчина (слегка за 40), чтобы помочь, и они вдруг узнают друг друга.

В блокадном Ленинграде лейтенант Павлов (Николай Ерёменко старший) принес эту женщину с улицы, где она замерзала (умирала), присев отдохнуть по пути на работу (врач). Принес к себе в дом, отогрел чаем и дал кусок хлеба. Вот и всё, что их связывало в прошлом.

Теперь же им, оказывается, по пути, и дальше они едут вместе. Девочка избалована, требовательна к окружающим, резка в суждениях – словом, 17-ти летняя пустота.

- Мама, я не считаю, что кусок хлеба, пусть даже в голодное время, можно считать подвигом?

- Есть такие вещи, о которых люди, если только они ЛЮДИ, не должны забывать до конца своей жизни


Итак, девочка, её зовут Таня, не стесняется задавать прямолинейные вопросы. В результате разговор получается далеко не пустой и не праздный.

- Жив ещё зверь в человеке. В одном сидит волк, в другом лиса, в третьем заяц, или мышь.

- А во мне какой зверь?

- В тебе - ёж.

- А какой же все-таки самый опасный зверь?

- Самый опасный зверь, Таня, заяц.

- А бывает так, чтобы человек был без зверя?

- Бывает. Вот на них-то земля и держится.


Собственно, сюжет и строится вначале на том, что она задает вопросы, а он, Алексей Павлов, отвечая ей, погружается в воспоминания, и мы их видим на экране как картины его жизни.

После одного из боёв он попадает в плен. Прошел три концлагеря. В конце войны их освобождают американцы, и он с еще двумя корешами начинают странствие по странам Европы, Америки, Канады и даже Аргентины. Там рабский труд на плантациях, потом водителем у русской и красивой овдовевшей хозяйки, которая подбивала под него клинья, и он мог бы хорошо устроиться…

Но к тому моменту у него уже зародилась мысль вернуться на Родину,

- А какой самый трудный момент в вашей жизни?

- Много моментов…три раза умирал. Два раза в лагерях. Третий - в Гамбурге, куда я попал уже после Аргентины.

- А какой он – Гамбург?

- Большой порт. Большой город. Центральные улицы выглядят весьма респектабельно. Много машин. Много людей... Совершенно достаточно, чтобы почувствовать свое полное одиночество.


В Гамбурге он работает водителем в одной очень богатой семье, где дети, два брата – уже новые подрастающие фашисты.

Здесь же в Гамбурге он случайно встречается со своими корешами, с которыми судьба его на время развела, и за ресторанным столиком у них происходит нелицеприятный разговор о Родине. Надо ли возвращаться?

- Возвращаться… А что мы там потеряли? И что нас там ждет?...

- Родина, Родина. А что нам Родина?... Что мы от нее видели от этой Родины?... Где кормят – там и Родина

- Немало мы слышали красивых слов, как шли на войну на духовное бессмертие. Хаживали в атаки - знаем. Проливали свою молодую кровь. А кто нам спасибо сказал?

- Мы для них для всех – отрезанный ломоть… Они там люди. А всё остальное – зола.

- Своя рубаха ближе к телу.


Разговор переходит в драку. Они избивают Павлова очень сильно, после чего у него появляется мысль «дальше не жить», которую он и осуществляет немедленно, повесившись на куске проволоки во дворе ресторана, но его спасают работники ресторанной кухни (женщины)

- Первое, что я увидел, когда меня вынули из петли – это было лицо ЧЕЛОВЕКА.


Чувствуется, что этот образ ЧЕЛОВЕКА и зверя в облике человека присутствует у него в душе постоянно

Его приводит к себе в дом одна из кухонных работниц. Мужа нет, но есть две смешные (потому что корчат друг другу рожи) и подвижные девчонки, её дочки.

Его усаживают за их семейный стол. Кормят нехитрым ужином. И чему-то всё время радуются.

- Чему они радуются?, - думал я про себя. И понял. Передо мной были ЛЮДИ, а людям свойственно радоваться, когда человек возвращается к жизни.


Тут же за столом его спасительница спокойно и уверенно рисовала ему его будущее. Её брат устроит его на работу в порт, и он начнёт зарабатывать деньги на возвращение домой. Потому что 15 лет без Родины – это много. Человек не должен так долго жить без Родины. Спать он будет пока на этом диване…

И он почувствовал впервые за 15 лет, что СЧАСТЛИВ.

- Казалось бы, что могла сделать для меня эта чужая немецкая женщина. Но она сделала всё… чтобы я вернулся к жизни.


Сюжет возвращает нас в «москвич», который уже подъезжает к Крыму. Проезжают Сиваш. Алексей за рулём и опять погружен в свои размышления.

- О чём вы думаете, Алексей Иваныч?

- Да вот думаю – столько людей здесь полегло. А сейчас всё чисто, гладко, и даже в песнях об этом вспоминают всё реже и реже… И живых не угнетает чувство вины перед мёртвыми

- Ну, если живые будут вечно оплакивать мёртвых, жизнь остановится.

- Вот об этом я сейчас и думал, но почему-то это меня не утешило. Может быть потому, что я как раз принадлежу к мёртвым?

- ?????

- Почему я не возвращался 15 лет?... Боялся… что свои же… меня… моей бедой и попрекнут

- Но все-таки переступил через чувство страха, через чувство вины…

- Переступил


Они подъезжают к Севастополю, где у него живёт брат, которому он все эти 15 лет писал письма, но ответа не получал. И чувствуется, что это еще одна его глубинная боль и обида.

Таня за время общения с Павловым существенно меняется, ибо наполняется пониманием и неподдельностью переживаний этого человека и, конечно же, она потрясена масштабом жизненных ситуаций и крутизной поворотов его судьбы…

Таня предлагает написать свеженькое письмо брату о встрече, а она отнесёт его по адресу.

И вот – семья брата. Кроме него самого есть жена, властная, самодовольная, блюстительница домашнего порядка и семейного очага, и сын, который учится в институте, вялый, полностью подчиненный воле матери, мальчик. Они сидят за столом, завтракают. Мать командует не только папой, но и сына она уже потихоньку превращает в биоробота:

- Не чеши за ухом! Не катай хлебные катышки! Ешь это! Возьми то!...


Да, это она оберегала семейный покой от писем брата (попросту сжигала их). А в анкетах писали, что брат погиб.

В этот момент приносят письмо, и в этот раз ей не удается его скрыть от мужа. Из письма выясняется, что брат ЖИВ. Он РЯДОМ. Он просит о встрече. Он ждет его сейчас на почтамте.

И вот тут наступает паралич… Нет, не физический. Наступает нравственный паралич у брата. С одной стороны – родная кровь (инстинкт стучит в мозг кувалдой). А с другой стороны – рушится весь мир, благополучный, выстроенный на базе ценностей, которым поклоняется жена, а он поклоняется жене. И брат после недолгих колебаний на встречу… не идёт

Поняв, что брат Алексея не придёт, Таня идёт к брату Павлова сама, чтобы сказать, какие они сволочи… или выкинуть чего-нибудь такое, что будет максимальным выражением протеста юности против несправедливости жизни и конкретно против конкретных людей, носителей этой несправедливости. Она даже не знает, что она сейчас устроит, но… дверь открывает сын…

И вот здесь сюжет выходит на пронзительную ноту.

Сейчас ДЕТИ будут решать судьбу ОТЦОВ…


Она объясняет Юре Павлову, племяннику нашего Алексея ситуацию. Насколько это

НЕХОРОШО. НЕЧЕСТНО. СТЫДНО.


- Как же теперь быть? - как бы сам себе говорит молодой человек

- Поговори с отцом. Если ты настоящий ЧЕЛОВЕК, ты найдёшь в себе силы. А если он настоящий ЧЕЛОВЕК, он тебя поймёт.

Пока дети обсуждают взрослую проблему, они идут по городу. И он в задумчивости, машинально, как хозяин говорит приезжим родственникам, показывая город:

- Это наш театр

- Да красиво тут у вас,- говорит она тоже бесцветным автоматическим голосом

- Это графская пристань

- Да, я вижу…


Вся история, архитектура, культура, большой и славный город Севастополь – НИЧТО НЕ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ЗНАЧЕНИЯ, рядом с НРАВСТВЕННЫМ аспектом их жизни.

И вот диалог отца с сыном, яйца с курицей, который опять делает границы спорной первичности курицы или яйца, размытыми и неопределёнными.

- Папа, мы не сможем ТАК дальше жить. ТАК не хорошо жить – пОшло.

- Как же жить? И чем мы хуже других?

- Давай уйдём?

- Куда, мы, Юрочка, с тобой уйдем?

- Хоть на другую квартиру пока

- Как это у тебя все просто. На другую квартиру. Никто нас, Юрочка, не поймет.

- А кто нас должен понимать? Нам, прежде всего, самим себя понять надо.

- Понять-то можно. А вот, как поступить?

- А поступить по СОВЕСТИ. А как же еще поступать?

- Что ж я, по-твоему, должен сделать?

- Сейчас пойти к брату. Поговорить с ним. Повстречаться. И вместе решите, что вам лучше делать

- Но я даже не знаю его адреса. Она же сожгла письмо.

- Вот адрес


Отступать некуда. На дворе ночь. Но он идёт к брату. Его там ждут. Однако в дом он не проходит. Алексей открывает окно (дом одноэтажный). И они обнимаются через окно.

- Заходи, брат!

- Нет, я к тебе на минутку. (показывает на часы). Я уж к тебе завтра, как следует, а сейчас я пойду (опять показывает на часы)

Возникает заминка.

- Трудно. Уж так, брат, трудно,

- Что ж тебе так трудно, брат?

- А всё трудно… жил легко и не замечал, как жил,… а вот сейчас задумался, и вижу – всё ТРУДНО

- Ты себя зря не мучь. Живи, как жил

- Думаешь?

- Всё равно у тебя иначе не получится

- Почему же?

- Сам знаешь, почему… и обо мне не думай. У тебя своя жизнь – у меня своя… я ведь только и приехал-то взглянуть на тебя, каков ты есть.

- И что скажешь?

- Да вижу, жив-здоров… час поздний. Ступай себе домой, пока тебя там не хватились.


Утром, ставшие уже родными, наши герои едут дальше. На выезде из города их встречает на велосипеде Юрка Поляков. Племянник с дядей обнимаются тепло и душевно, как ЛЮДИ.

И мы понимаем, что весь фильм, все 3 часа чистого времени, создатели этого фильма решали одну задачу: подсказать-показать зрителю сложный и мучительный путь превращения зверочеловека в просто ЧЕЛОВЕКА, на котором держится, и всегда будет держаться планета Земля.


Послесловие.

В контексте фильма есть совершенно гениальная фразочка, которая проскакивает незаметно. Но, между тем, является ключевой. Её произносит Таня. Вот она.

Наблюдая жизнь, я делаю вывод, что наивысшим удовольствием является давать руководящие УКАЗАНИЯ окружающим. Между тем, как высшим счастьем является СВОБОДА




Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • :green_heart: А я не видел этот фильм. Посмотрю.
  • Хорошо написано. Удалось передать не только смысл, но и настроение - ощущение. Я не видела этого фильма. И вряд ли буду смотреть. Именно по причинам указанным выше- не осилю. Но вам большое спасибо.
  • :thumbsup: :clap: :clap: :clap: Люблю умных, всё понимающих женщин. Наталья Лопатина одна из них. :smiley_cat:
  • Смотрел его. И сюжет в общих чертах помню. Пересмотрю на выходных обязательно. Но вот почему: "17-ти летняя пустота"? В те годы-то? Не помню, чтобы "пустота" было повсеместным явлением. Именно повсеместность, ты, Наташа, подчеркнула этим своим "словом, ..." :confused: :thumbsup:
  • Хм... Не глядел... Но! Любить не обещаю! (ц) Спасибо!