Мнение Мы не единственный вид, который превращает друзей во врагов
Джейн Гудолл провела почти 65 лет, изучая социальные и семейные взаимоотношения диких шимпанзе. Она является основателем Института Джейн Гудолл и посланником мира Организации Объединенных Наций.
Если вам меньше 80, вы, вероятно, не видели войны на своей родной земле. Редкий период относительного мира и процветания, которым наслаждались последние поколения, похож на время согласия, которое существовало среди сообществ шимпанзе в Исследовательском центре Гомбе-Стрим в Танзании, когда я приехал, чтобы начать свое исследование в 1960 году. Сообщество использует и изготавливает инструменты и приветствует друг друга поцелуями и объятиями. Я видел тесные связи между членами семьи, прочную дружбу, обучение младенцев посредством наблюдения и примеры истинного альтруизма. Я пришел к выводу, что шимпанзе, с которыми мы, люди, делим 98,6 процента нашей ДНК, очень похожи на нас, но гораздо лучше.
Мое пробуждение к темной стороне шимпанзе началось в 1970 году, когда один из наших исследователей наблюдал жестокое нападение группы наших самцов на самку из соседнего сообщества шимпанзе. Они били и топтали ее и даже схватили и убили ее младенца. Насилие было спровоцировано альфа Хамфри, которого я и другие исследователи называли чем-то вроде психопата, потому что он оскорблял женщин в своем собственном сообществе.
В 1974 году наше сообщество шимпанзе разделилось на две части, разделив территорию, которая когда-то была общей. Это положило начало серии жестоких нападений самцов северной, более крупной группы во главе с Хамфри на самцов и взрослых самок на юге. С 1974 по 1977 год мы были свидетелями того, как северные мужчины совершали то, что среди людей назвали бы зверствами, в том числе собирали и пили кровь, льющуюся из носа одной жертвы, отрывая полоски плоти от другой и пытаясь расчленить ее. Особенно неприятно было видеть, как один из мужчин, Родольф, встал прямо и швырнул четырехфунтовый камень в распростертое тело юного Годи, а Фиган бросился и снова и снова ударил смертельно раненого, дрожащего Голиафа, который был героем его детства.
Практически все млекопитающие обладают первобытными агрессивными инстинктами, главным образом связанными с выживанием. Однако практически везде, где их наблюдали, шимпанзе — наши ближайшие родственники-животные, чей мозг меньше, но структурно идентичен нашему и которые способны к аргументированному мышлению, абстрагированию и обобщению — также совершают преднамеренные злодеяния и проявляют жестокость.
Наш вид явно разделяет эту темную сторону. Но из-за взрывного развития человеческого интеллекта наш интеллект может быть намного хуже, чем у шимпанзе. Мы разработали и применили оружие, способное нанести массовую смерть и уничтожить человеческую цивилизацию.
Для выживания нашего вида лучшие аспекты нашего интеллекта также разработали сложные методы контроля нашего агрессивного поведения и разрешения территориальных и других конфликтов посредством дебатов и диалога — у урны для голосования, в залах конгресса или парламента, или за столом переговоров. Наши разногласия много раз разрешались посредством сотрудничества, а наше агрессивное поведение сдерживалось барьерами, установленными на основе верховенства закона. Это сработало не во всех случаях. Но там, где процветала демократия, война отступила.
Сегодня среди нас живут человеческие версии Хамфри, альфы, которым предстоит разгадать этот прогресс, чтобы править нами и отправлять нас в конфликт, чтобы удовлетворить свою жажду власти и богатства. Поскольку шимпанзе Гомбе сформировали политические коалиции для поддержки альфа-самца, богатые и влиятельные люди поддерживают таких лидеров в надежде получить материальную выгоду под руководством жестокого и даже жестокого лидера.
Недавно мне подарили новую книгу Мэри Уолд «Сея ненависть и хаос: как пропаганда используется для разрушения демократии». В предисловии лауреат Нобелевской премии мира и президент Тимора-Лешти Хосе Рамуш-Орта повторяет, что прекращение гражданского дискурса и диалога создает основу для гражданского конфликта, и называет книгу Уолда «бесценным разоблачением психологических методов, которые использовались для манипулировать населением именно для этого — положить конец спорам, положить конец демократии и насильственному прекращению прав и свобод». По мнению французского нейропсихиатра Роже Муккелли и других психологов, упомянутых в книге, намеренное обострение примитивных побуждений у людей или «разжигание огня этих «эксплуатируемых чувств» может вызвать эмоциональные реакции, достаточно глубокие, чтобы заставить человека действовать так, как он или иначе она не стала бы действовать. Знание того, как это сделать, позволяет кому-то управлять поведением другого. И это можно сделать так, что человек даже не узнает, что это делается». Среди методов, которые они описывают, — изображение ложной реальности вокруг групп и популяций, чтобы намеренно стимулировать страх перед неминуемым разрушением своей семьи и сообщества «другими», стимулируя ту же самую инстинктивную агрессию, которая привела к ужасающему насилию у шимпанзе Гомбе.
В книге «Сеяние ненависти и хаоса» приводятся четыре случая использования этих манипулятивных техник для разжигания войн и геноцидов прошлого столетия лидерами, которых можно назвать только психопатами, и которые использовали возникший в результате хаос, чтобы прийти к власти. Агрессия шимпанзе принесла смерть и страдания лишь нескольким особям; пагубное использование массового манипулирования этими первичными человеческими инстинктами привело к гибели миллионов людей.
Как и наши родственники-шимпанзе, большинство людей порядочны и миролюбивы. Если мы надеемся обеспечить следующим поколениям мирное существование, которым наслаждались многие из нас, нам нужны лидеры и активные граждане на всех уровнях нашего общества, которые будут стимулировать инстинкты сострадания и сотрудничества, которые мы разделяем с другими приматами, которые будут побуждать нас находить лучшее. в себе и работать вместе над решением огромных проблем, с которыми мы сталкиваемся.
Источник -
https://www.washingtonpost.com...
Оценили 7 человек
18 кармы