Продолжение истории о своём небольшом хобби, о фотографировании русской церковной архитектуры. И не только её, а пусть небольших, но интересных достопримечательностей, что попадаются мне на пути.
Часть 1 (Катунки)
Часть 2 (Мортки)
Часть 3 (Кандаурово)
В прошлой заметке я рассказывал о небольшом старинном селе Кандаурово, что в Пучежском районе Ивановской области.Проехав совсем немного чуть южнее по трассе Р-152, мы пересечём границу областей — и попадём в историческое село Пурех, что в Чкаловском районе Нижегородской области.
Для интересующихся даю координаты села: широта: 56°38′45″N (56.645896), долгота: 43°4′1″E (43.066995).
В прошлом земли, где располагается Пурех, населяли племена мерян и своё название село получило от название от хмельного напитка мерянского пуре, аналога русской медовухи.
Когда-то в этих местах проходил старинный тракт, связывающий Городец и Ярославль, а позднее и по нему стали ездить из Нижнего Новгорода. В начале XVII века за заслуги в деле освобождения Москвы от польско-литовских интервентов князю Дмитрию Пожарскому были пожалованы земли в этих местах. Ещё при жизни Пожарского на принадлежащих ему землях был построен Преображенский Макарьевский монастырь. При монастыре была построена Спасо-Преображенская церковь (другое название — церковь Преображения Господня в Пурехе), памятник архитектуры XVII века, постройку которой завершил сын Дмитрия Пожарского — Иван. Сам же монастырь был упразднён в конце XVII века. Возле монастыря появилось поселение называвшееся Макарьевская полуслободка, затем Макарий-Пурех и впоследствии просто Пурех.
Памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому перед местным краеведческим музеем, носящим его имя
Впоследствии Пурехом владели наследники рода Пожарских: Долгоруковы, Голицыны, Репнины. Затем Пурех перешёл под управление Приказа Большого Дворца. В 1762 году Екатериной Великой оно было пожаловано Ивану Елагину, за участие в дворцовом перевороте. После его отставки село было передано одному из фаворитов императрицы — Александру Дмитриеву-Мамонову.
После смерти последнего из рода Дмитриевых-Мамоновых село перешло в собственность Ивана Сергеевича Фонвизина, который приходился правнучатым племянником известному писателю и драматургу Денису Фонвизину.
Приблизительно с середины XIX века Пурех становится одним из центров производства поддужных и других типов колокольчиков, которые вполне успешно конкурировали с валдайскими. По воскресеньям в Пурехе проводились большие воскресные базары, в числе товаров продавались и пурехские колокольчики.
В здании сельского Дома культуры ныне расположился очень неплохой и интересный пуреховский краеведческий музей имени Д. М. Пожарского. Там предствалены предметы утвари и быта крестян окресных сёл, образцы вооружения и, конечно, прекрасные колокольчики местного литья.
Пуреховские колокольчики
Фигура стрельца
Хузар, польский крылатый гусар (спасибо Эдуарду Бурому, поправил!)
Играй, гармонь! Кстати, действующая модель
Пуреховский звон. Поддужные колокольцы. Обратите внимание, название села писалось тогда немного иначе
Гордость музея — русские беспроводные утюги XIX века :-)
Украшение села — церковь Преображения Господня в Пурехе, построенная во второй половине 1610-х годов.
Это кирпичный двухэтажный храм, хороший образец каменного зодчества Среднего Поволжья первой половины XVII в. Заложен во второй четверти XVII века князем Д. М. Пожарским, окончен в середине XVII века. Четырёхстолпный пятиглавый четверик основного храма с трехчастным алтарём и вынесенным на восток алтарём нижней церкви первоначально с трёх сторон окружала обходная галерея. С юго-востока к храму примыкал одноглавый четверик придела Макария Желтоводского, с северо-запада — шатровая колокольня.
В третьей четверти XVII века сооружён северный Предтеченский придел. При перестройке в 1875–1880 годы северный придел, западная галерея и колокольня разобраны, сооружены новый одноглавый северный Успенский придел, четырехстолпная трапезная и массивная колокольня в три яруса под каркасным шатром.
В дьяконнике алтаря главного храма помещался придел Евфимия Суздальского, внизу — тёплый Успенский храм с правым Воскресенским (первоначально — Александра Свирского) приделом, под трапезной был устроен Воздвиженский придел. Храм был закрыт в 1935 году. С 1989 года реставрировался и в 1991 году возвращён верующим.
Ярус звона колокольни
Общий вид церкви Преображения Господня. Вид с запада
Церковь Сошествия Святого Духа в Пурехе
В селе есть ещё одна церковь — Сошествия Святого Духа в Пурехе. Это кирпичная церковь в псевдорусском стиле, сооружённая на рубеже XIX–XX веков. Основной объём представляет собой бесстолпный двусветный четверик, в прошлом завершавшийся декоративным пятиглавием, трапезной соединён с колокольней. Закрыта не позже 1930-х годов, венчания сломаны, служила складом. Требует серьёзного ремонта, сейчас просто заперта.
Трапезная церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе
Апсида церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе
Основной объём церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе. Вид с севера
Окно фасада церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе
Основной объём церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе. Вид с северо-востока
Верхний ярус колокольни церкви Сошествия Святого Духа в Пурехе. Виден интересный подъёмный механизм непонятного назначения
Остальные фотографии села Пурех желающие могут посмотреть по этой ссылке.
Спасибо за внимание.
А продолжение цикла будет обязательно!
Оценили 18 человек
31 кармы