И голос вечности зовёт...

2 805

Власть есть нечто гораздо более жёсткое и твёрдое чем художник. В этом смысле они, с одной стороны, дополняют друг друга, с другой стороны, как лёд и пламень отрицают. Во взаимоотношении власти и художника как в капле воды отражается состояние общества, особенно в свете текущей оценки крепости государственного тела и духа. И если тело есть результат и цель материального развития, то дух – животворящий огнь, который черпается из земли, из «пекла, где пекут рубин и начинается природа». Власть можно сравнить с кормчим, ведущим государственный корабль к намеченной цели, а художника с вольным ветром - попутным, встречным или… никаким. В первом случае он как никто другой оказывается близок и власти, и природе становясь землекопом, добывающим для людей рубины смысла и правды, способным, как и сама Мать-земля, мягко генерировать Дух. Сегодня изрядно припозднившиеся разговоры о мягкой силе всё чаще и настойчивее смещаются в сторону hard. Армия и флот вновь занимают давно отведённое им место единственных союзников России. В общем, как в былые времена - броня крепка и танки наши быстры. А что же художник? Найдёт ли он своё место в твёрдом строю или, прикрывшись забралом мирной профессии, тихо отойдёт в сторону? Более того, сумеет ли он, по призыву власти или даже совести, выполнить возложенную на него Богом и судьбой миссию?

В 1967 году был введён в строй один из самых величественных монументов Великой Отечественной войны – «Мамаев курган». Центральная экспозиция – 87 метровая скульптура «Родина-мать». Очевидно, что без государственного заказа на увековечивание памяти силы духа советского народа не обошлось. Наверняка был конкурс, в котором участвовали многие творческие коллективы. Победила группа скульпторов Вучетича. Родился и материализовался образ «Родина-мать». В общем власть сделала заказ, художник его выполнил и, надо полагать, был обласкан. Но что дальше? А дальше многочисленные толпы посетителей, погружающиеся в потрясающую атмосферу монумента, лицезреющие «Родину-мать» на фоне… не великой русской реки нет, на фоне романа С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (1983г.). Не оспаривая художественных достоинств романа, можно не сомневаться, с точки зрения формы два произведения – монумент и роман входят в известный когнитивный диссонанс. С одной стороны - «у войны не женское лицо», о судьбах многих и многих женщин, пронёсших и вынесших на своих хрупких плечах тяжести самой жестокой войны, с другой стороны «у войны женское лицо», лицо матери, отправляющей собственных сыновей на ратную битву за родную землю. Именно она – мать несёт на себе невыносимую ношу страданий и памяти о тех, кто, выполнив священный долг, не вернулся или остался калекой. Представляется, что образ «Родины-матери» сильнее, глубже, а главное значительней образа любой женщины-героя романа С. Алексиевич, перед которыми, несомненно, должно преклонить колени.

Но что же дальше? А дальше власть как бы самоустранилась от судьбы образа «Родина-мать», ограничившись выделением необходимого и достаточного финансирования на поддержание материального состояния монумента. Тут бы самое время взяться за дело художнику и вдохнуть в этот образ жизнь, но и тут тщетно. Следуя современному тренду, власть и художник предпочитают заниматься больше потребительской любовью, обслуживая собственные интересы. А существующие образцы бескорыстного искусства, к сожалению, на подобную высоту ещё не забираются. Если бы было по-другому, по-другому было бы на Украине, по меньшей мере, на Донбассе. Например, на наших экранах справедливо появляются всё новые и новые фильмы об армии, пополняющие немалую существующую фильмографию. Но практически ни в одном из этих фильмов образу матери защитника нет места. Видимо такова инерция магической формулы «у войны не женское лицо». Между тем, для того, чтобы в образ матери-защитника вдохнуть подлинную жизнь, образ этот в произведениях искусства должен быть не просто обозначен. Он должен стать ключевым, успешно соперничающим, например, с лирической темой произведения. Именно тут должен проявиться талант и искусство художника. А дело власти дать этому образу материальное подтверждение. Мать защитника Отечества должна стать национальным героем, предметом уважения, почитания и поклонения, а, если угодно, и зависти. Только в этом случае «Родина-мать» соединиться миллионами невидимых нитей с каждой российской женщиной. Только в этом случае в непримиримом хотя и заочном споре Вучетича и Алексиевич победит первый. Только в этом случае произойдёт своего рода «кубинизация» России, то есть воспроизведётся случай успешного опровержения любых помыслов внешнего агрессора. И эта победа проложит путь многим другим…

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Сегодня 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Кац, предлагает сдаться.

Попали хохол и американец в одно из африканских племен Им говорят:- Или давайте по 200 долларов, или вам придется съесть мешок соли, или будем вас всем племенем по очереди ебать.Америка...

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

Обсудить
  • Молодец.Все правильно. Войны выигрываются не женщинами-героинями. А матери, которые воспитывают защитников родины. А то ща тренд, на сильных женщин, чтоб они заполняли пробелы, современных мужиков, которым и не нужно будет становится полноценными мужчинами. Типо ща гендерное равенство.... И каждый делает то что получается, А НЕ ДОЛЖЕН!!!!!!!!!!! И это тенденция-установка пронизывает всю нашу жизнь, чиновники не делают что должны, а то что получается...итд итп.
  • «Родина-мать», несомненно, национальная святыня и должна быть объектом целевого, а не только «круизного»паломничества... Вариант изложения здесь: http://ivanmaster.livejournal.com/