Чюрлёнис

21 7933

                         "Я полечу в далёкие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…"

         Земля и море, таинственные водные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания — всем этим наполнены живописные и музыкальные творения великого литовского художника и композитора — Микалоюса Константинаса Чюрлёниса.

  Разносторонностью своих творческих исканий М.К. Чюрлёнис(1875-1911) может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Творческий путь Чюрлёниса-композитора, продолжавшийся всего десять лет, принес бесценные плоды: автор создал около четырехсот музыкальных произведений, среди которых две крупные симфонические поэмы, увертюра, кантата для хора и оркестра, две сонаты и несколько циклов вариаций для фортепиано, струнного квартета, произведения для хора.  

В то же время, лишь за шесть лет активной творческой деятельности, Чюрлёнис-художник написал свыше трех сотен картин, создал немало работ графики, а кроме того писал произведения литературы и поэзии, проявлял себя в публицистике, экпериментировал в сфере художественной фотографии. Записи Чюрлёниса времён учебы в Варшавском музыкальном институте гласят о его увлечениях геологией и историей, химией и геометрией, физикой и астрономией, астрологией и древней мифологией, древними и современными языками, современной и классической философией, религиями востока и запада.

  Чюрлёнис писал картины и музыку в Варшаве и Литве, но самый плодотворный период его творчества пришёлся на Петербург, где он сошёлся с художниками Львом Бакстом, Константином Сомовым, Александром Бенуа и Николаем Рерихом. Принимал участие в выставке Союза Русских художников.

  Если вам хоть однажды довелось соприкоснуться с картинами Чюрлёниса, вы, несомненно, отметили, насколько они музыкальны. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести параллель между трактовкой музыкальных терминов и тем, что несёт в себе живопись художника. И многое в его творениях сразу становится очевидным.

  Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является  Фуга

  Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. В музыке Средневековья форма фуги зарождалась именно из техники имитации, когда один и тот же мотив повторялся несколько раз, начинаясь от разных нот. Ниже — продолжение музыкального повествования, напоминающее своими тёмными волнами крепкий бас, созданный в поддержку всему многоголосию в нижнем регистре. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. Чюрлёнис, прекрасно владея техниками музыки и живописи, мастерски синтезирует эти два вида искусства. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию — загадочную и утончённую.

  Широко известная «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлёниса - Аллегро, Анданте, Финал, которая по праву считается одной из самых живописных его работ. Музыканты называют сонатами пьесы, в которых идет борьба между несколькими порой совершенно противоположными темами, а основная мелодия звучит в финале. Обязательным атрибутом сонаты является деление на 4 или 3 части. Чюрлёнис верил в возможность создания сонат, подобных музыкальным, кистью и красками. Его живописные картины звучат музыкой и тоже понятны без слов, а также написаны по всем законам музыкальных форм.

  Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. Одна за другой волны напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Очертания холмистого берега легко потерять — так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. Здесь нет борьбы — только жизнь, — яркая, бурная, подвижная.

  Следующая картина сонаты — Анданте. Взятый за основу горизонтальный ритм, даёт ощущение тишины, покоя, умиротворённости. Только два ярких луча освещают горизонт. Следуя взглядом по светящимся дорожкам, видно, как на дне спящего моря притаился целый город, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на водную гладь, даруя ему новую жизнь.

  Грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале. Море выплёскивается мощным потоком, накрывая волной крошечные кораблики и затопляя своей прозрачной зеленью города. Но, какой бы страшной не казалась эта волна, корабли обязательно спасутся — творчество Чюрлёниса удивительно миролюбиво и созидательно.

Годом раньше, в 1907, художником была написана и другая соната — Соната Солнца, произведение из 4 картин — Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал. Однако... давайте на минуточку остановимся и помолчим, ибо объяснять картины Чюрлёнис не любил: "Дело художника — выразить, дело зрителя — понять"…

Аллегро 

Анданте 

Скерцо 

Финал 

А теперь включите силу воображения и представьте себя прогуливающимися по залам Музея Чюрлёниса в Каунасе. Как правило, эти прогулки сопровождаются исполнением музыкальных произведений художника здесь же, на рояле. Представили? Смотрите:

Сотворение мира

Дружба

Рай

Лес

Сказка королей

  И вот, в какой-то момент в душе происходит слияние живописи и музыки. Картины излучают мелодии, а в звуках музыки возникают зрительные образы:

  Прошло больше ста лет, но полотна Чюрлёниса с их сказочными названиями до сих пор дивят зрителя своей безграничной и непостижимой тайной. Он был из тех людей, для кого сказка с раннего детства и до последних дней оставалась жизненной необходимостью. Цель художника, взявшего за основу в своём творчестве синтез живописи и музыки, отразилась в его словах:

"ПРОЙТИ  ДОРОГУ  ТАК,  ЧТОБЫ  СТАТЬ  ВЕСТНИКОМ  ДЛЯ  ЛЮДЕЙ  ИЗ  ГРЯДУЩЕГО".

Слушая музыку Чюрлёниса, чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.



Дайджест 16-22 декабря 2024

Безусловно, главным событием уходящей недели была прямая линия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как обычно, она породила целую вереницу сенсаций – среди которых, конеч...

Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap:
  • Ну да, отлично! Я и забыл, какой он сложный. А ведь видел его в Каунасе, в году 75-м, кажется, тогда в соседних с его залами была тематическая выставка Пиросмани, я двух сразу за одно посещение отхватил, устал безмерно. Кстати, тут нет его многих водопадов, и карандашных, гм... все же картин. В общем, благодарности. И подписался заодно.
  • Илья, спасибо Вам за интересную статью, открывшую для меня много нового! :hibiscus: :clap: :clap: :clap: О художнике Чюрлёнисе я, конечно, слышала, но о том, что он ещё и музыку писал, не знала. Удивительно разносторонне талантливый художник! :sparkles: :sparkles: :sparkles: "Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты." "Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру." /Микалоюс Константинас Чюрлёнис/
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :clap: :star2: Удивительно, насколько развито творческое начало!