• РЕГИСТРАЦИЯ
ilya
20 февраля 16:20 1238 31 50.48

Максимилиан Волошин, поэт и художник

Моё

    Сосредоточенность и теснота

   Зубчатых скал, а рядом широта

   Степных равнин и мреющие дали

   Стиху — разбег, а мысли — меру дали.

  Моей мечтой с тех пор напоены

  Предгорий героические сны

  И Коктебеля каменная грива;

  Его полынь хмельна моей тоской,

  Мой стих поёт в волнах его прилива,

  И на скале, замкнувшей зыбь залива,

  Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

«Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить», – вот сформулированный Максимилианом Волошиным кодекс поэта. Эта восприимчивость к внешнему миру, невозможность ограничить себя узкими рамками одной эстетической школы и была, вероятно, причиной того, что среди выдающихся поэтов Серебряного века Волошин занимал особое место. Он не примкнул ни к символизму, ни к акмеизму или футуризму. Он и внешне мало походил на поэта: плотный, кряжистый, предельно естественный в одежде и в быту… Макс, как называли его все, сумел построить совершенно особый мир, открытый для друзей и случайных спутников.

Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. Раннее детство Макса прошло в Таганроге и Севастополе. В сыне женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.

Известно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать  нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.

Хотя Максимилиан с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.

Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.

На протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах. В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта.

В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Ей же и посвятил несколько своих стихотворений того периода:

          Кастаньеты

Из страны, где солнца свет

Льется с неба жгуч и ярок,

Я привез себе в подарок

Пару звонких кастаньет.

Беспокойны, говорливы,

Отбивая звонкий стих, —

Из груди сухой оливы

Сталью вырезали их.

Щедро лентами одеты

С этой южной пестротой;

В них живет испанский зной,

В них сокрыт кусочек света.

И когда Париж огромный

Весь оденется в туман,

В мутный вечер, на диван

Лягу я в мансарде темной,

И напомнят мне оне

И волны морской извивы,

И дрожащий луч на дне,

И узлистый ствол оливы,

Вечер в комнате простой,

Силуэт седой колдуньи,

И красавицы плясуньи

Стан и гибкий и живой,

Танец быстрый, голос звонкий

Грациозный и простой,

С этой южной, с этой тонкой

Стрекозиной красотой.

И танцоры идут в ряд

Облитые красным светом,

И гитары говорят

В такт трескучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

            *         *         *

Неслись года, как клочья белой пены...

Ты жил во мне, меняя облик свой,

И, уносимый встречною волной,

Я шел опять в твои замкнуться стены.

Но никогда сквозь жизни перемены

Такой пронзенной не любил тоской

Я каждый камень вещей мостовой

И каждый дом на набережных Сены.

И никогда в дни юности моей

Не чувствовал сильнее и больней

Твой древний яд отстоянной печали

На дне дворов, под крышами мансард,

Где юный Дант и отрок Бонапарт

Своей мечты миры в себе качали.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов; начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы.

Париж запечатлелся в его сердце навсегда. Сюда он ещё вернётся, и окончательно расстанется с ним во время великой бойни, в 1916 году.

Закат сиял улыбкой алой.

Париж тонул в лиловой мгле.

В порыве грусти день усталый

Прижал свой лоб к сырой земле.

И вечер медленно расправил

Над миром сизое крыло...

И кто-то горсть камней расплавил

И кинул в жидкое стекло.

Река линялыми шелками

Качала белый пароход.

И праздник был на лоне вод...

Огни плясали меж волнами...

Ряды огромных тополей

К реке сходились, как гиганты,

И загорались бриллианты

В зубчатом кружеве ветвей...

          *        *         *

Неслись года, как клочья белой пены...

Ты жил во мне, меняя облик свой,

И, уносимый встречною волной,

Я шёл опять в твои замкнуться стены.

Но никогда сквозь жизни перемены

Такой пронзённой не любил тоской

Я каждый камень вещей мостовой

И каждый дом на набережных Сены.

И никогда в дни юности моей

Не чувствовал сильнее и больней

Твой древний яд отстоянной печали

На дне дворов, под крышами мансард,

Где юный Дант и отрок Бонапарт

Своей мечты миры в себе качали.

22 ноября 1909 года между Волошиным и Николаем Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погружённому в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. 

То в виде девочки, то в образе старушки,

То грустной, то смеясь — ко мне стучалась ты:

То требуя стихов, то ласки, то игрушки

И мне даря взамен и нежность, и цветы.

То горько плакала, уткнувшись мне в колени,

То змейкой тонкою плясала на коврах...

Я знаю детских глаз мучительные тени

И запах ладана в душистых волосах.

Огонь какой мечты в тебе горит бесплодно?

Лампада ль тайная? Смиренная свеча ль?

Ах, все великое, земное безысходно...

Нет в мире радости светлее, чем печаль!

В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.

В годы революций и Гражданской войны поэт принципиально занял позицию «над схваткой», пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

Курьёзный случай произошел однажды с Волошиным в Москве. Жена, потеряв его из виду в сутолоке вокзальной площади, стала звать:

— Макс! Макс!

Поблизости стояли красноармейцы. Услышав необычное имя и увидев человека с пышной седой шевелюрой и большой бородой, они встрепенулись:

— Ребята, глядите, Карл Маркс!

Подошли к поэту, отдали честь и торжественно отрапортовали:

— Товарищ Карл Маркс! Да здравствует ваш марксизм, который мы изучаем на уроках политграмоты!

Поэт с улыбкой ответил:

— Учите, учите, ребятки!

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле — в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушённые краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Полюбуемся на эту красоту:

В 1922 году в Крыму начался голод. Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой матери из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

Жена, Мария Степановна была рядом с поэтом и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников. Она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта».

Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. 

На стихотворение Максимилиана Волошина "Обманите меня" Александр Суханов спел прекрасный романс:

Обманите меня... но совсем, навсегда...

Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...

Чтоб поверить обману свободно, без дум,

Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...

И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,

Кто ведет лабиринтом неведомых зал,

Чье дыханье порою горит на щеке,

Кто сжимает мне руку так крепко в руке...

А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...

Обманите - и сами поверьте в обман.

Во всём мне хочется дойти до самой сути

Журнал для любящих и понимающих настоящую Поэзию

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Анатолий Жигулин: "Как положено русским поэтам - и любовь, и мечта, и беда."

    В статье "Жанр, излучающий жар. Наследники Есенина" https://cont.ws/@obolon/1127206  Анатолий Жигулин не упоминался. Видимо - зря. Только послушайте:  Осень, опять начинается осень.  Листья плывут, чуть касаясь воды.  И за деревней на свежем покосе  Чисто и нежно желтеют скирды.  Град налетел. Налетел и растаял  Лёгким туманом в...
    -->
    545

    «І ще ніхто так не любив Москву…» Дмытро Павлычко как зеркало украинской революции

    2019 год. Придворный «великий украинский поэт» Дмитро Павлычко воспевает длинную оду западному смотрящему за Украиной. Времени жалко, потому только отрывок из нее:«Горять на Сході крові кілометри. Їх розтоптали миру прохачі.А я тебе благаю, друже Петре, Не бійсь, веди на путінські мечі!На сміливих спадає божа манна,Не згине той, хто завжди йде вперед.Я ...
    -->
    4349
    Денис Смирнов Стихи.
    21 февраля 13:25

    Коромысло

    Страничка экспериментальной квази-поэзии Конечно же, у коромысла нету смысла. Ну правда, что за смысл у коромысла? В том смысле, что – Нет смысла. Нет – и всё тут. Баста. Дудки. Всё шутки. Невинные на вид. А есть и винные, совсем не для эфира... Но шутки. Это – да. Плечо, как основатель балансира: Ведро там где-то в прошлом, позади. Другое – впереди. И там, и там...
    -->
    1055

    Семён Кирсанов. Строки в скобках.

      В картине официальной советской поэзии 60-70-х годов Семён Кирсанов занимал особое место. Во-первых, он всё-таки как-никак располагался возле «первого пролетарского поэта» – Маяковского. Был его учеником. И на него падал отсвет этой идеологической благонадёжности.  Во-вторых, поскольку советское общество и писательское, в частности, было ритуализировано и ...
    -->
    1587
    Шельпяков Сергей 31 января 09:18

    "Дарьюшка!" - Глава 9. 33+

                         Глава 9. «Граф»                     Наш «граф» был просто «ошарашен»,                     Как Дарьюшка явила «праздник»:              ...
    -->
    1950
    Шельпяков Сергей 29 января 07:39

    "Дарьюшка!" - Глава 8. 33+

                         Глава 8. Дарьюшка                     Когда неискушённый слипер                     На Дарью направлял свой «сканер»,              &nb...
    -->
    2103
    Шельпяков Сергей 27 января 11:00

    "Дарьюшка!", Глава 7. +33

                     Глава 7. «Граф»                    Предлог был «Графу» очень нужен,                   Обдумать тщательно ответ,                   А самый лучши...
    -->
    2404

    Токката ре минор ... / Инди-Ра - Алекс Береговой/

    Токката ре минор ... / Инди-Ра - Алекс Береговой/ В круженье музыки ВселеннойПрохладу разума, как льдинку растопивИ лёд и пламень создали мгновеньеСтрелой летящей в бездне тьмы, Единое Творение Любви.Разбрызгивая блеск огня и жгучей страсти, Мазками сочными небесные стилисты,Смешав все краски, от бордо до аметиста.Нарисовали, как импрессионистыКартину мн...
    -->
    6560
    Шельпяков Сергей 25 января 14:50

    "Дарьюшка!", Глава 6. +33

                         Глава 6. Володимир                     В провинциальном городке                     Все пришлые, как на ладони.                &n...
    -->
    2727
    Шельпяков Сергей 23 января 13:25

    "Дарьюшка!", Глава 5. 33+

                         Глава 5. «Граф»                     К заказчику проникли слухи,                     Что у княгини Луговской,                 ...
    -->
    3065
    Шельпяков Сергей 21 января 06:55

    "Дарьюшка!", Глава 4. 33+

                          Глава 4. Володимир              Чтоб дольше «фирма» процветала,              Продумать нужно было всё:              Названье просчитать сначала,        &...
    -->
    2919
    Шельпяков Сергей 19 января 05:47

    "Дарьюшка!", Глава 3. 33+

                              Глава 3. «Граф»                     За свой высокомерный нрав                     Носил он с детства кличку «Граф»           ...
    -->
    3364

    В Светлый день Крещения - заживают раны...

    (Восточная мудрость). Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный - всего от других. ***В модовороте города ЖуковскогоВ мельканье недоперестройных днейПривлек нас взгляд плакатика неброского«Вас исцеляет Бабичев Сергей».Пришел и я, жена уговорилаТебя, мол, сразу вылечит цигунТам журавли! А в них такая силаВмиг пропадут и боли и дергун.Пришел....
    -->
    3902
    Дмитрий Варапаев 17 января 18:29

    Поэзия эпохи Нара

    В VIII веке Япония уже достигла сравнительно высокого уровня культур-ного развития. Это был так называемый Нарский период Японской империи. Начало его отмечено крупным событием - появле¬нием первого значительного летописного труда, священной книги синтоизма под названием Кодзики. Чуть позже (в 720 году) появились Нихонги, представляющие собой хроники правлений императ...
    -->
    2266

    Предвосходние.

    Грусть.Нет веселья давно на душе, ну и пусть,Согревает иная отрада:Вновь меня приобняла российская грусть,Постоянно идущая рядом.Тихо шепчет на ухо простые слова,Далеко не лишённые смысла,И от близости этой плывёт голова,А в груди холодок сладко-кислый.Устоялся у грусти особенный вкус –Ей приятней мужчины постарше.Им наносит она поцелуя укусБез претензий и прочих дема...
    -->
    2506
    Денис Смирнов Стихи.
    16 января 18:19

    Стансы (социальное)

    (опубликовано в фейсбуке, в концовке это знание понадобится ;-)) Перетвить мои жухлые мысли, Отыщи в них крупицу зерна, Сколько будет комментов – исчисли, – Сколько раз всколыхнётся страна? Заютюбь мои вялые танцы, И реакцию масс – заютюбь. Что там скажут французы, испанцы? В смысловую проникнут ли глубь? Взынстаграммь мои тусклые фотки – Можно с фильтр...
    -->
    2137
    Шельпяков Сергей 15 января 14:38

    "Дарьюшка!", Глава 2. 33+

                                     Глава 2. Дарьюшка                  Свой Дар в наследство получив                 И с детства время улучив,           ...
    -->
    4806

    "СТАРЫЙ - НОВЫЙ ГОД" - С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! КОЛЯДА!

    Мало кто задумывается, о том, что первые 12 дней каждого Нового года, символизируют 12 месяцев, которые предстоит нам пережить и в каждом из этих дней встреча с КВИНТЭССЕНЦИЕЙ реальности, и, как ни странно, концентрат оказывается не так страшен, как жиденький раствор будней растянутый на целый год!. Это слово - "квинтэссенция", я использую как синоним концентриро...
    -->
    4395
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика