Я вас люблю, мои дожди,
Мои тяжёлые осенние,
Чуть-чуть смешно,
Чуть-чуть рассеянно —
Я вас люблю, мои дожди.
А листья ластятся к стволам,
А тротуары — словно зеркало,
И я плыву по зеркалам,
В которых отражаться некому...
У каждого автора есть «знаковая» песня — своего рода «визитка»; так вот, «Дожди» — городская зарисовка в размытых акварельных тонах, немного странная, словно незавершенная книга, — это его.
В отличие от звёзд шоу-бизнеса, барды не очень любят распространяться о своём жизненном пути - предпочитают, чтобы слушали их песни. Вот и Вадим Егоров, хоть и считается одним из классиков жанра авторской песни и наряду с Б.Окуджавой, А. Галичем, В. Высоцким, Ю. Визбором, А. Городницким, Ю. Кимом, Ю. Кукиным, А. Дольским, С. Никитиным - такой же. Потому - лишь короткая справка и интервью.
Вадим Владимирович Егоров родился 7 мая 1947 года в Эберсвальде (ГДР). Отец — Владимир Алексеевич Егоров, мама — Ревекка Иосифовна Гуревич. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Стихи пишет с 1961 года, а с 1963 года начал писать на свои стихи песни. До 1976 г. аккомпанировал себе на фортепиано, позже - на гитаре.
В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина(похоже, побочным продуктом этого института были как раз авторы-исполнители. Можно вспомнить Аду Якушеву, Юрия Визбора, Юлия Кима и Веронику Долину), имеет диплом преподавателя русского языка и литературы. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии, автор ряда научных работ. С 1977 года работал заведующим сектором в Институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. У Вадима Егорова вышли несколько пластинок, компакт-дисков и книг стихов и песен. Живет в Москве.
Благодаря удивительным текстам, моментально ложащимся на память, и лёгким мелодиям, многие песни Егорова давно живут совершенно самостоятельной, автономной жизнью, став почти что городским фольклором. Кто из нас в школьно-лагерные времена не переписывал в тетрадку «Облака» — с бесконечными вариациями, восполняющими недостающие куски подлинника?
Кто в студенческие годы не пытался подобрать «Друзья уходят» — беспроигрышный хит, поворачивающий на лирический лад любую вечеринку? Мы даже не знали, что у этих песен есть автор — ведь они, казалось, были всегда.
— Авторская песня, начавшаяся с «Бригантины», родилась в сложные времена. Её долго «держали и не пущали». Во время перестройки произошел культурный взрыв — жизнь, кипевшая под спудом застоя, вырвалась в свободное пространство, каэспэшные квартирники сменились стадионами... и тут же промчался слух о безвременной кончине жанра, благополучно существовавшего сорок лет...
— Не сорок, а больше! Всё началось намного раньше «Бригантины» — с Вертинского, если уж на то пошло. Что касается смерти КСП, то первым эту мысль высказал, как ни странно, его родоначальник — Окуджава, ещё в начале перестройки заявивший, что авторская песня в том виде, в каком он её зачинал, умерла. Конечно, он был неправ. Я думаю, одна из причин стойкости жанра — в максимальной естественности творческого выдоха. Авторской песне изначально чужда была всякая натужность, привязанность к массовости, к деньгам. Как только начинаешь думать: «а пойдут ли, а заплатят ли?» — конец песне, да и вообще всему конец, любому искусству.
И всё же я был невероятно удивлен, когда бардовская песня вновь ожила, после стадионов 80-х и стремительного спада 90-х... Хотя этот спад был совершенно нормальным, закономерным явлением: сперва на народ нахлынула новая волна неизвестного, запретного, он переключился на неё, а потом — приелось. Что-то похожее было во времена оттепели, когда толпы валили в Политехнический или на стадион... чтобы послушать стихи! Если вдуматься — противоестественная вещь, не соответствующая ни месту, ни настрою, ни предназначению поэзии. Авторская песня, как и стихи, лучше всего воспринимается наедине или в очень небольшой аудитории, которую автор обволакивает некоей капсулой своей ауры. А стадион обволакивать — никакой ауры не хватит.
— Авторская песня теснейшим образом связана с русской поэтической традицией. Есть ли у вас любимый поэт, с которым вы чувствуете особое единение?
— Наверно, бесполезно пытаться выделить кого-то одного, а перечислять тех, чьи имена я произношу с придыханием, слишком долго. Знаете, я когда-то сформулировал для себя: неважно, есть ли у тебя собственный гуру; важнее впитать, как губка, всё, что слышишь, видишь, чувствуешь и дать возможность этой квинтэссенции разлиться по всему организму, чтобы она стала неким голосом... почвой, на которой взойдут твои стихи и песни. Однажды, ещё пацаном, я написал такое четверостишие:
А я мужаю, я мужаю,
И рву условностей кайму,
И всем немного подражаю,
Не подражая никому.
— А кому все-таки вы подражали?
— Больше всего — Вознесенскому. У меня было такое стихотворение, дико популярное, — «Общага», из книжки «Вадим» — я до сих пор его очень люблю, хотя оно насквозь пронизано интонациями поэта.
— Среди ваших песен есть самая любимая?
— Если бы мне сейчас Г-сподь Б-г сказал: «Вадим, ты знаешь, так уж вышло, что должна остаться только одна твоя песня, а остальные пусть исчезнут с лица земли» — я бы оставил не что-то из хитов, не «Дожди», не «Друзья уходят», не «Купанье», а «Не торопи» — южный романс. Вот эту песню я действительно люблю... так, словно она не моя.
Hе торопи. Всему свой срок.
Hе торопи меня ни в чем.
Всему свой счет. Как ни крути —
из девяти не выбить сто.
«Спешите жить» — сказал мудрец.
Я этой мудрости учён.
Я верил ей. Я так спешил.
А толку что?
А толку что?..
— Концерты, переезды отнимают много времени. Вам нравится такая кочевая жизнь?
— Подобравшись к пятидесяти, я вдруг стал жутким домоседом. А ведь всю жизнь норовил из дома улизнуть. Из хорошего, заметьте, дома: у меня замечательные дети; в жену свою я влюбился в восемнадцать, женился в девятнадцать — и люблю ее до сих пор. Естественно, любовь эта с течением времени приобрела другую окраску: безумие первых лет перешло в спокойное русло. При всем этом от своей семьи я постоянно удирал. К друзьям, к приятелям, в компании — куда угодно. А сейчас мне так комфортно дома — со своими книгами, со своим кабинетом, со своей женой...
— Ваши песни легко поются, они вошли в репертуар многих исполнителей. Что вы чувствуете, когда песня, созданная вами, переходит «в другие руки»?
— Я испытываю двойственное чувство. Многое, конечно, зависит от исполнителя, но даже у замечательной Гали Хомчик, которая поет мои песни, мне далеко не всё импонирует.
— Что, на ваш взгляд, самое главное в авторской песне, в бардовской лирике, чем определяется её удивительная живучесть в нынешнем жёстком мире?
— Самое главное, по-моему, очень глубокая личная направленность. Мы же поём всегда о себе, любимых, а это никогда не надоест.
Вадим Егоров удивительно тонко чувствовал душу ребёнка - не зря же учили в пединституте. Послушайте "Монолог сына" и "Монолог дочери":
Конечно же, как для всех послевоенных детей, больная тема для Вадима - малыши, погибшие в той жестокой войне. Об этом - пронзительная песня "Панамки":
При минимуме выразительных средств так точно и чисто передаёт Вадим Егоров внутреннее напряжение и динамику вальса в песне "Вальс на Чистых прудах":
И напоследок - для любителей хорошей поэзии, переложенной на музыку - образно-трагическая зарисовка "Я скучаю по тебе".
Я скучаю по тебе, и, собой не докучая,
Не пою теперь - скулю, не живу теперь - скучаю,
Жизнь, как ветошь, расползлась:
День в лоскутья, ночь в лохмотья,
И у Бога на столе, как отрезанный ломоть я...
Впрочем, это всё враньё, ведь, прижав ладонь к виску, я
Не скучаю по тебе, не скучаю, а тоскую
И струна ещё туга, и перо ещё живое,
А тоска, как волк в степи, на снегу сидит и воет...
А на том краю степи - там твоя тоска-волчица,
Мне навстречу по стерне не несётся, а влачится,
Потеряв и стать, и прыть, дышит хрипло, смотрит кротко,
Ей бы, бедной, тоже взвыть, но она сорвала глотку.
Друг до друга доползти среди мрака и разрухи -
Это дохлый номер, но - две тоски ползут на брюхе,
Так ползти им и ползти, от своей тоски иссохнуть,
И осилить полпути, и на полпути издохнуть...
Я скучаю по тебе, и, собой не докучая,
Не пою теперь - скулю, не живу теперь - скучаю,
А струна ещё туга, а перо ещё живое,
А тоска, как волк в степи, на снегу сидит и воет...
Оценили 18 человек
41 кармы