Серж Генсбур был удивительной личностью. Художник, писатель, режиссер, актер, но прежде всего – гениальный поэт и блистательный музыкант, умевший с неповторимой индивидуальностью обходиться с французским языком.
При рождении он получил имя Люсьен Иосифович Гинзбург. Произошло это 2 апреля 1928 года. Родители родом с Украины – Ольга Безман и Иосиф Гинзбург, – их затянуло в водоворот революции, но в итоге в 1919 году из Феодосии через Константинополь они бежали в Париж. Мать - камерная певица, отец – композитор и пианист(«Каждый день отец играл, просто так, для себя, — Скарлатти, Баха, Вивальди, Шопена или Коула Портера. Он мог сыграть в своей аранжировке „Танец огня“ Мануэля де Фальи, или латиноамериканские песенки — это был универсальный пианист. Такова была прелюдия к моему музыкальному образованию, фортепиано моего отца. Я его слышал каждый день, всю жизнь от ноля до двадцати лет. И это сыграло важную роль»).
Вторую мировую войну семья Гинзбургов пережила в свободной зоне на юге Франции. Правда, евреям и там приходилось несладко. Чтобы спасти ученика от облав, директор колледжа отправлял Люсьена на ночь в лес с топором, с наказом выдавать себя встреченным за сына лесника.
В 1945 году они вернулись в Париж, и Люсьен поступил в колледж Кондорсе. Через некоторое время его исключили из учебного заведения, и он стал посещать Школу изящных искусств. Люсьен бредил живописью и хотел создать шедевр, не уступающий работам Пикассо или Гойи. Вскоре оказалось, что художник из него никудышный, да и занятия живописью не приносили ему большого удовлетворения.
Чтобы немного подработать, Люсьен играл на пианино в кафе и барах(отец нашел ему место пианиста в кабаре 'Милорд Хулиган'), где ближе познакомился с рок-н-роллом и джазом. В это же время он начал писать стихи и музыку. В 1958 году он взял себе имя Серж в честь русского композитора Сергея Рахманинова, а фамилию изменил на Генсбур в знак почтения к художнику Гейнзборо.
Сочинительство Сержа нашло поддержку в лице композитора и писателя Бориса Виана. Стиль, который исповедовал Генсбур, не оставлял никого равнодушным: им либо восторгались, либо напрочь отвергали. Музыкант вскоре приобрел статус новатора.
Несмотря на то, что его собственные альбомы «№2» и L'Etonnant Serge Gainsbourg публика встретила прохладно, песни попали в репертуар популярных певцов того времени – Далиды, Жюльетт Греко, Ива Монтана, Эдит Пиаф. Творчество Сержа претерпело влияние джаза, фанка, электронной музыки, рок-н-ролла, а также классиков – Шопена, Брамса.
Родители его остались ментально русскими людьми. Серж боготворил отца и мать. Невзирая на слабое знание русского языка, исполнил любимый вальс матери "В лесу прифронтовом":
Благодаря необычайному таланту, харизме и свободолюбию Генсбура всегда окружали красивые женщины. Они же и вдохновляли его на написание стихов и песен. Вот, например:
Бархат девический,
Нежный сатин,
Сон идиллический
Красных глубин.
Юные гурии -
Тысячи тел -
В вихре, как фурии,
Мчатся - и стрел
Их, амазонок,
Не убежать,
В лоне циклона
Не устоять.
Бархат девический,
Нежный сатин -
Сон идиллический
Красных глубин.
В бешенстве кони -
Пар из ноздрей.
Всходы агоний
В поле страстей.
Приступом смяты
Сон и мечты.
Убиты, распяты
Я или ты?
Бархат девический,
Нежный сатин -
Сон идиллический
Красных глубин.
Дочерей Евы
Поступь когорт.
Юные девы
Уходят. Ты мерт-
вых считаешь...
Схлынул поток.
На берег ступаешь,
В зыбкий песок.
Бархат девический,
Нежный сатин -
Сон идиллический
Красных глубин.
При этом всю жизнь Серж испытывал чувство отталкивания от того образа, который он видел в зеркале — образа крайне некрасивого мужчины.
Первая жена Сержа Елизавета Левицкая была художницей из семьи русских эмигрантов дворянского рода. Элиза - автор книги воспоминаний о Гинзбурге, где отмечает сильное влияние на Генсбура личности художника Сальвадора Дали. Левицкой посвящена известная песня «Элиза».
Вторая - Франсуаз-Антуанетт Панкрацци. Иногда в прессе Панкрацци называют «княгиня Голицына», потому что в первом браке она была замужем за князем Георгием Владимировичем Голицыным.
Несколько месяцев французы обсуждали роман Генсбура с актрисой Брижит Бардо, для которой он в одну ночь сочинил три песни. Вот одна из них:
Последняя спутница жизни - Каролин фон Паулюс, модель, певица и актриса(сценический псевдоним - Бамбу), внучка генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса.
Крепкая творческая дружба связывала Сержа с Эдит Пиаф, Жюльет Греко, Катрин Денёв, Изабель Аджани, Ванессой Паради и другими знаменитостями.
Однако всё затмила история любви Сержа и Джейн Биркин; она была настолько яркой, что вспоминая её, перед глазами проносятся сцены, напоминающие нам знаменитые фильмы. Потрясающе красивая Биркин и непривлекательный Генсбур(на голову ниже) составили самую необычную звёздную пару того времени. Их в шутку называли 'красавица и чудовище', но более счастливой пары трудно было представить.
Они любили, творили, курили и скандалили, и их 10-летний роман стал образцом богемных отношений, любви музыканта и музы. Джейн вспоминала: «Его лицо было намного интереснее любого другого лица, которое я когда-либо видела с необыкновенно грустными глазами и красивым ртом. Он читал мне свои стихи, и это всегда была игра слов. Такая необычная черта - быть одновременно романтичным и смешным».
Я люблю кофейный цвет.
Цвет
Волос твоих,
Цвет
Тела.
Бьется о браслет
Браслет
Чтобы в танце ты
Звенела.
Я люблю кофейный цвет,
Твой густой,
Кофейный
Цвет.
Потрясающий эффект,
Когда бедрами, глазами
Ты вращаешь,
Из-под век
Ты слепишь меня
Белками.
Я люблю кофейный цвет,
Твой густой,
Кофейный
Цвет.
Если только возбудить
Ты меня, как кофе
Хочешь,
То кофейной ночи быть
Непременно
Белой ночью.
Я люблю кофейный цвет,
Твой густой,
Кофейный
Цвет.
Но кофейную забыть
Я любовь
Без философий
Захочу.
Не сохранить
Вкуса выпитого
Кофе.
Я люблю кофейный цвет,
Твой густой,
Кофейный
Цвет.
Оба обладали пламенным темпераментом и если уж ссорились, то громко и публично. Одна из таких знаменитых сцен произошла в парижском баре «Castel». Джейн, в бешенстве от того, что Серж рылся в её сумке в поисках доказательств измены, швырнула заварным пирожным ему в лицо. Генсбур пришёл в ярость и погнался за ней по бульвару Сен-Жермен. Тогда Биркин поняла, что ситуацию может спасти только какой-то грандиозный жест и … не церемонясь бросилась в Сену. После этого она спокойно вышла в совершенно промокшем платье от «Yves Saint Laurent»: «Я выбралась, и мы весело пошли под руку домой, - вспоминает Биркин. - Серж был, можно так сказать, поклонником больших жестов».
В 1969 году Джейн Биркин и Серж Генсбур выпустили свой легендарный скандальный альбом «Je t’aime… Moi Non Plus» (Я тебя люблю… Я тебя тоже нет). На самом деле любовная песня была написана Генсбуром для его бывшей пассии Брижит Бардо еще несколько лет назад. Они даже записали её вместе, но Бардо запретила ему выпускать песню, так как на тот момент была ещё замужем. А безумно ревнивая Биркин говорила, что и слышать не хочет о том, чтоб Генсбур записывал песню ещё с кем-то. И это пошло песне на пользу.
Даже после расставания эта пара осталась в памяти поклонников как единое целое. Серж посвящал Джейн свои новые песни. Джейн пела его, самые любимые.
Серж Генсбур был разносторонне одаренным человеком. Он занимался не только музыкой и живописью, но и кино. С киноискусством Сержа познакомила Брижит Бардо. За 30 лет он снялся в 44 фильмах, а также написал около 40 саундтреков к французским картинам. Среди его актерских работ стоит отметить фильмы 'Слоган', 'Босс', 'Стриптиз', 'Марихуана', 'Анна'.
Генсбур также является режиссером фильмов 'Я тебя люблю… я тоже нет' (1976), 'Шарлотта навсегда' (1986). В картине 'Шарлотта навсегда' снялась его дочь(от Джейн Биркин) Шарлотта Генсбур, которая сделала карьеру в кино и ныне является успешной актрисой.
Литературное наследие Сержа не настолько большое, как музыкальное. Он никогда не считал себя поэтом и постоянно открещивался от подобных утверждений. Ему принадлежит несколько поэтических сборников и роман 'Евгений Соколов' (1980). Сатирический роман Сержа Генсбура о французском художнике русского происхождения и его удивительной творческой методе стал первым и остался единственным прозаическим опытом знаменитого поэта-музыканта-провокатора. И, как все первые-единственные романы, несет на себе откровенный след не только личности, но и биографии создателя. Генсбур щедро делится со своим героем подробностями собственной жизни.
В 1979-м этот Enfant terrible покусился на святое для французов – на «Марсельезу», записав ее регги-версию под названием «Aux Armes et cetera». Сержу показалось, что текст песни слишком кровожадный. Автора избивали на улице, музыканты на концертах отказывались выходить на сцену, а публика билась в экстазе. Как ни странно, пластинка с записью обновлённого гимна названа лучшим альбомом и получила статус платиновой, а Серж признан лучшим вокалистом.
В 2010 году французский режиссёр Жоанн Сфар создал фильм "Генсбур. Любовь хулигана" - историю жизни, любви и творчества от 12 лет до самой смерти.
Фильм заявлен как фантазия, но у него очень много общего с реальностью. Через весь сюжет проходит alter-ego музыканта, актёра и скандалиста, талантливого сокрушителя устоев общества и совершенно свободного в самовыражении художника.
Генсбур скончался 2 марта 1991 года за рабочим столом в своей квартире на Рю де Верней в результате пятого инфаркта. Он похоронен вместе со своими родителями на кладбище Монпарнас в Париже. Его могила - одна из самых посещаемых наряду с могилами Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар и Шарля Бодлера. Стихотворение последнего Le serpent qui danse (Танцующая змея) Генсбур положил на музыку в 1962 году.
День смерти Генсбура объявили во Франции днём национального траура. На похоронах помимо его родных присутствовали Катрин Денёв, Изабель Аджани, Джонни Холлидей, а также бригада поваров и работников ресторана L’Espérance, который он часто посещал в свои последние дни. Президент Франции Франсуа Миттеран в надгробной речи сказал: «Он был нашим Бодлером, нашим Аполлинером… Он возвел песню в ранг искусства». Катрин Денёв прочитала над могилой Генсбура его стихотворение Fuir le bonheur de peur qu’il ne se sauve (Бежать от счастья).
Оценили 17 человек
40 кармы