Волнующий ноктюрн Шопена
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…
В наследии Шопена весомое место занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире.
Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.
Три ноктюрна op.9 были написаны в 1829-1830 гг. и посвящены блестящей пианистке Мари Фелисите Плейель, более известной как Камилла Мок. Игра этой артистки восхищала Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона. В эту талантливую женщину был безумно влюблен Г. Берлиоз, который на почве ревности даже спланировал ее убийство, однако в последний момент решил отказаться от этой затеи. С Шопеном Камиллу связывала тесная дружба, он также преклонялся перед ее талантом, как и многие другие, и поэтому решил выразить свое почтение через такое музыкальное посвящение.
О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.
Вот ещё один ноктюрн ор.9("Осень"):
Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 - прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).
Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.
В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Пронзительная, пылкая романтическая мелодия ведёт нас к страстной кульминации, а затем – к тихому, спокойному финалу.
Композиции op.27 были созданы в 1834-1835 годах. Биографы композитора считают это время самым счастливым в его жизни. В Париже его имя не сходило с уст и кружило головы всем француженкам, у него не было никаких проблем в личной жизни и достатке, здоровье заметно улучшилось.
Пожалуй, не стоит думать, что Шопен - забронзовевшая классика, предмет восхищения и обсуждения знатоков. Нет - его музыка ясна и доступна, она проникает в каждого и оставляет свой след. Фредерик Шопен необычайно современен. Он с нами.
Елена Ваенга в этой песне использовала несколько фортепианных вариаций из шопеновских ноктюрнов.
"Мне всю ночь играл рояль - Шопен, Шопен..."
Оценили 17 человек
41 кармы