Когда-то существовала легенда о том, что в одном из салунов американского Дикого Запада на стене висела табличка, которая гласила: «Не стреляйте в тапёра – играет, как умеет!». Кто-то лучше, кто-то хуже, но аккомпанировать тапёрам приходилось на танцевальных вечерах, или сеансах немого кино. В 1924 году тапёром в клубе железнодорожников подрабатывал и знаменитый советский композитор Борис Андреевич Мокроусов. Он тогда был еще совсем юн, да и навык владения фортепиано, которым овладел самостоятельно, на слух, надо было оттачивать.
Родившийся на окраине Нижнего Новгорода в 1909 году, Мокроусов с юных лет тяготел к музыке. Балалайка, гитара, мандолина, дались юному сочинителю на удивление легко. И уже в таком нежном возрасте Борис Андреевич показал себя большим мелодистом, который виртуозно опирался в своём творчестве на народную музыку. Лучшие его сочинения получились в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Знаменитый «Марш защитников Москвы» на стихи Алексея Суркова, обозначил наметившийся перелом в войне. "Родная столица за нами, рубеж нам назначен Вождём". Не лишним будет вспомнить в канун очередной годовщины Парада на Красной площади 6 ноября 1941 года.
Удивительная баллада «Заветный камень» - посвящение героическим защитникам Севастополя.
У этой песни - своя реальная история. В июле 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, композитор Борис Мокроусов был призван на Черноморский флот и проходил службу в Севастополе. Он оставался в Севастополе до осени, а затем был отозван из осаждённого города в политуправление флота.
Летом 1943 года Борис Мокроусов прочитал очерк Леонида Соловьёва «Севастопольский камень», опубликованный в газете «Красный флот». В нём рассказывалось о том, как четверо моряков несколько дней плыли на шлюпке по Чёрному морю из захваченного немецкими войсками Севастополя в сторону Туапсе. Один из них был смертельно ранен. Умирая, он держал в руке небольшой кусочек гранита, отбитый снарядом от парапета севастопольской набережной. Покидая Севастополь, он дал себе клятву вернуться в освобождённый от захватчиков город и положить камень на место. Перед смертью он передал этот камень товарищам с наказом, чтобы они выполнили его клятву. Этот камень, как реликвия, передавался из рук в руки, и каждый, к кому он переходил, клялся выполнить наказ безымянного моряка.
Таким образом, сюжет был найден, а вскоре, когда Борис Мокроусов встретился с Александром Жаровым, появилась и песня, которая сразу же завоевала любовь не только черноморских моряков, но и всего советского народа. Более того, советский композитор Исаак Дунаевский называл её лучшей песней о войне, а один из первых исполнителей, сумевший донести произведение Бориса Мокроусова до слушателя, — Леонид Утёсов говорил, что есть Царь-пушка, Царь-колокол и есть Царь-песня — "Заветный камень".
Александр Жаров рассказывал, что ему довелось быть в Севастополе в июле 1944 года, когда после его освобождения от захватчиков в него входили советские войска. Он был очень обрадован, услышав, как один из входящих в город отрядов морской пехоты распевал песню «Заветный камень». По его словам, ему предъявили шутливую претензию по поводу одного из куплетов, который был написан в будущем времени: «Взойдёт на утёс черноморский матрос, кто Родине новую славу принёс». После этого Жаров изменил время на прошедшее: «Взошёл на утёс черноморский матрос…», и с тех пор этот куплет исполнялся именно в этом варианте.
И как тут не вспомнить замечательную песню военных лет на стихи Михаила Исаковского "Огонёк". Да, музыка изначально народная, но именно в обработке Бориса Мокроусова она стала невероятно популярной.
Одна из любимых песен прошедших военными дорогами - "Песенка фронтового шофёра" на стихи Бориса Ласкина в исполнении Марка Бернеса:
Эти композиции навсегда вошли в список подлинных жемчужин военной песни. Да и в мирное время Мокроусов демонстрировал новые вершины своего таланта. В 1951 году появилась песня на стихи Марка Лисянского "Осенние листья". Композитор сам попросил поэта сделать текст простым, чтобы все пели эту песню. Поют до сих пор:
Всенародные любимцы «Вологда" на стихи Михаила Матусовского и «Одинокая гармонь» на стихи Михаила Исаковского - одни из лучших композиций в истории Страны Советов.
С этой песней тоже связана интересная история. В 1963 году в СССР приехал Ив Монтан. Во время гастролей он спел две песни Бориса Мокроусова: переведённую на французский язык: «Далёкий друг» и «Одинокая гармонь», для которой были написаны другие слова. Франсис Лемарк сделал для Монтана литературный перевод песни «Далёкий друг», дав ей название фр. Ami lointain («Далёкий друг») и написал новые слова на мелодию «Одинокой гармони» фр. Joli mai («Прекрасный май», или «Красавец май»). Послушайте - и поймёте, что Музыка границ не знает.
"Одинокая гармонь" звучала в одном из первых советских детективов "Дело Румянцева" с Алексеем Баталовым в главной роли. Песни для кинофильмов в творчестве Бориса Мокроусова - вообще отдельная тема.
"Свадьба с приданым", 1953 год. Для этого фильма композитор написал три песни, в том числе одну из самых душевных послевоенных - "На крылечке твоём", на стихи Алексея Фатьянова. Исполняют Николай Расторгуев и Екатерина Гусева:
Пожалуй, одна из самых известных песен "Когда весна придёт - не знаю" из кинофильма 1956 года "Весна на Заречной улице" на стихи Алексея Фатьянова, в исполнении главного героя фильма Николая Рыбникова:
Отдадим должное любимому артисту: эту песню лучше него никто не сумел исполнить.
В фильме 1965 года "Стряпуха" звучит песня "Запели песни"(посмотрите, как органично смотрится в кадре Владимир Высоцкий. Позже Высоцкий посвятил Борису Мокроусову, с которым познакомился на съёмках и вместе с ним ехал поездом, песню "Попутчик"):
К фильму 1966 года "Неуловимые мстители" Борис Мокроусов с поэтом Робертом Рождественским создали несколько песен: куплеты Бубы Касторского, романс белокурой Жози, песню Яшки-цыгана, песню о сатане. Но главной стала "Бьют свинцовые ливни..." в исполнении Владимира Трошина:
Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду,
Мы на плечи взвалили
И войну и нужду.
Громыхает гражданская война
От темна до темна
Много в поле тропинок
Только правда одна.
Не печалься о сыне,
Злую долю кляня
По бурлящей России
Он торопит коня.
Что ж, над нашей судьбою неспроста
Пламенеет звезда.
Мы ей жизнью клянёмся
Навсегда, навсегда.
И над степью зловещей
Ворон пусть не кружит
Мы ведь целую вечность
Собираемся жить.
Если снова над миром грянет гром
Небо вспыхнет огнём -
Вы нам только шепните
Мы на помощь придём.
Критики называли его "Сергеем Есениным в музыке". Лирики были схожи в любви к родине и русскому человеку.
Удивительно лиричная песня в исполнении Владимира Нечаева:
Остановиться, перечисляя прекрасные песни - невозможно. Вот ещё одна на стихи Михаила Исаковского, в исполнении другой легенды советской песни - Георга Отса: "Мы с тобою не дружили":
Борис Мокроусов скончался 27 марта 1968-го. В один день с Юрием Гагариным. Может, как и первый космонавт планеты, улетел в свой музыкальный космос - слушать музыку сфер. И пока поются его песни, пока звучит его простая, но такая душевная музыка - он живёт в наших сердцах.
Оценили 28 человек
65 кармы