Не умирает — и реально,
Лишь то, что нематериально,
А всё — и доброе, и злое —
Найдут потом в культурном слое…
Сегодня имя Кирилла Молчанова знакомо только профессионалам и большим любителям и ценителям музыки. Зато очень многие знают строчки, неотделимые от мелодий: "Вот солдаты идут / По степи опалённой… ", "Парней так много холостых, / А я люблю женатого…", "Только разведка в пути не поёт, / Ты уж прости…", "Вальс прощальный, провожальный / Нелегко кружиться в нём…"
А запомнились эти строчки, эти песни, несомненно, благодаря мелодиям Кирилла Владимировича Молчанова — композитора первостатейного во всех жанрах, в которых он работал — и в песне, и в музыке к фильмам, и в балете, и в короле жанров — опере…
Каждого человека можно охарактеризовать одним, ну, максимум, двумя словами. Это был элегантный и очень собранный человек. Он был элегантным, собранным и точным и в своей музыке, что придавало стройную направленность его небывалой силы темпераменту, его выдающемуся мелодическому дару…
Он всё писал сам, и создавал удивительное единство произведения в целом — и опера "А зори здесь тихие", и балет "Макбет", поставленные в Большом театре и замечательный по драматургии и музыке балет "Три карты" по "Пиковой даме" Александра Сергеевича Пушкина…
Кирилл Владимирович Молчанов родился 7 сентября 1922 года в Москве в музыкальной семье, его мать - Наталья Константиновна - была оперной певицей, выступала в спектаклях оперных студий Большого театра и театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1937 г. Кирилл участвовал как пианист и композитор в смотре юных дарований.
Война прервала его учёбу в Московской консерватории - но жизненный опыт, приобретённый в годы войны, наложил неизгладимый отпечаток на его творчество.
В конце войны он написал песню "Вот солдаты идут" (стихи М. Львовского), и она стала песенной вехой в пути… не его — всей страны…
В 1962 году он написал вальс "Сердце, молчи" (стихи А. Галича) к кинофильму "На семи ветрах"- как прощание с той верой, с которой он, как и все солдаты, вернулся с фронта… Он всё никак не мог отойти от войны…
Война не отпускала сердце композитора, и в 1968 году проявилась в песне "Иволга" к кинофильму "Доживём до понедельника".
В 1957 году он написал "Парней так много холостых" (стихи Н. Доризо) к кинофильму "Дело было в Пенькове", и вся страна её запела… В то время было так мало незапрещённых тем… но любовь - это всё же свобода…
У этой песни была непростая история. Поэт предлагал разным композиторам написать на эти стихи песню, но они отказывались, аргументируя это тем, что такую песню никто не обнародует — «„Люблю женатого…“ Это ведь просто крамола какая-то…». Тогда Доризо передал стихотворение тогдашнему редактору «Литературной газеты» Константину Симонову, и тот решился его напечатать. После того, как стихи были таким образом «узаконены», музыка к ним была написана сразу же несколькими композиторами — Константином Листовым, Людмилой Лядовой, Модестом Табачниковым и Оскаром Фельцманом, а среди исполнителей были такие популярные в то время певицы, как Эдит Утёсова и Гелена Великанова. Тем не менее эти версии особого успеха у слушателей не имели.
По словам Николая Доризо, после этого он «почти забыл об этом стихотворении» и вспомнил о нём только в 1957 году, на завершающем этапе работы над фильмом «Дело было в Пенькове», режиссёром которого был Станислав Ростоцкий, а композитором — Кирилл Молчанов. К тому времени Доризо и Молчановым уже была написана одна песня для этого фильма — «От людей на деревне не спрятаться», которую в фильме устами главного героя — колхозного тракториста Матвея Морозова — исполнил артист Вячеслав Тихонов.
И снова звучит знакомый голос Вячеслава Тихонова:
Кирилл Молчанов обострённо чувствовал эпоху и не тратился на пустышки. Его музыка ложилась на стихи лучших поэтов своего времени, его песни пели величайшие исполнители. Один из них - Владимир Трошин - спел "Песню о родном городе" на стихи того же Николая Доризо в фильме "Увольнение на берег" 1962 года.
Те, кто хоть однажды был в славном городе Севастополе, легко угадают, где происходит действие. Конечно же, это Владимирская горка, штаб Черноморского флота и спуск к Приморскому бульвару.
И ещё одно детище этого творческого трио - песня "Мечта":
Многие из нас до сих пор помнят фильм "Доживём до понедельника" - музыку к нему написал Кирилл Молчанов. И начинается фильм "Журавлиной песней".
Интересно, что в самом фильме звучит только мелодия. Уже после его выхода на экран сценарист Георгий Полонский сочинил слова.
Современники вспоминают о Кирилле Молчанове тепло:
«Он был музыкантом высочайшего уровня. Его творчество можно определить так: он никогда не был равнодушным. Всё, что он делал, он делал по высшему классу», - говорит дирижер Фуат Мансуров о заслуженном деятеле искусств РСФСР композиторе Кирилле Владимировиче Молчанове.
Актриса Ольга Остроумова: «Песни, которые народ знает и поет, но, быть может, не всегда знает, кто их автор - это самое высокое достижение композитора. Потому что народ присваивает это себе, а значит, попадание было в душу народа».
Солистка Большого театра Галина Борисова: «Я думаю, в чём секрет музыки Кирилла Молчанова? Прошло много лет. Что-то в душе поднимается, такое трепещущее. Я думаю, что Кирилл Владимирович писал своим сердцем и своей душой то, что он сам пережил на войне, то, что он сам видел».
Солист Большого театра Зураб Соткилава: «Его песни звучат, а люди не знают, кто их написал. Это была великая личность, даже по объему того, что написано им – 8 опер, балеты и более ста песен, которые превратились в народные».
Дирижёр Александр Лазарев: «Кирилл Владимирович – мелодист. Его песенно-романсовая стихия обязывает человека петь. Ни одной песни Молчанова нельзя напевать, их нужно петь, потому что там есть мелодика. Он – дивный мелодист. Хотите вы этого или нет, вы будете сравнивать этого человека и его творчество с замечательным песенником Исааком Дунаевским, с дивными песнями Тихона Николаевича Хренникова. Это сравнение Молчанов не проигрывает. Он - великий, потрясающий композитор-мелодист и песенник».
Поэт Николай Доризо: «Кирилл Молчанов, мой дорогой друг, замечательный композитор, не побоюсь преувеличения, великий композитор, был не звездой, он был просто Кириллом Молчановым. Музыка приходила к нему совершенно неожиданно. Я помню, мы жарили шашлыки в Подмосковье, пили вино... Кирилл подошел к пианино и начал играть. Песня родилась буквально на вертеле».
Борис Пастернак говорил: "Цель творчества – самоотдача". Кирилл Молчанов – это была самоотдача. Он не был только певцом войны. Он был разносторонним, как и его дарование».
Подумайте: разрушаются не то что дворцы — горы! Высыхают целые моря! Города исчезают, поглощённые водой, песками, джунглями… горят рукописи (прекрасно горят, поверьте), а уж о бренности всего живого и говорить нечего… Но что может произойти со звучащим словом? Если оно живёт в памяти людей — ничего!
Оценили 16 человек
43 кармы