• РЕГИСТРАЦИЯ

Вера Августовна Лотар-Шевченко: Умри или Будь!

40 1573

  Она родилась в Париже в 1899 году. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог.

  Её воспитанием занимались мать и четыре гувернантки. Англичанка, которую она не любила за высокие требования по гимнастике. Немка учила немецкому языку, и потом Вера любила читать по-немецки. Француженка преподавала хорошие манеры, светские привычки. И еще была гувернантка, ответственная за её наряды.

  С четырёх лет Веру обучали музыке. Педагогом был великий французский пианист Альфред Корто. В четырнадцать она играет с самым знаменитым в мире оркестром под управлением Артуро Тосканини. От её исполнения Бетховена приходит в восторг Ромен Роллан. В те же четырнадцать начала концертировать, объездила всю Европу и Америку. В пятнадцать закончила Парижскую консерваторию и поступила в Венскую академию музыки.

  В её распоряжении лучшие концертные залы Европы. После гастролей в Америке самая крутая фирма в мире — «Стейнвей» — предложила Вере Лотар играть на своих роялях и доставляет инструмент на любой концерт, даже в малодоступные горные районы Швейцарии. А в знак благодарности за согласие и рекламу «Стейнвей» дарит ей свои рояли. Это поистине царские подарки.

  Ярослав Голованов писал: «…качество роялей «Стейнвей» зависит от травы, где паслись овцы, из шерсти которых сделан фетр на ударяющих по струнам молоточках». Ну значит, европейское и американское турне… успех, успех, успех… она молода, красива, богата, счастлива… влюблённые молодые люди…

  Она выбрала не совсем молодого, совсем не богатого. Выбрала нерасчетливо, безрассудно, просто потому, что полюбила. Как скажет потом её друг, режиссер Владимир Мотыль: пошла за чувствами (отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья»; после выхода фильма, как утверждается, Мотыль прислал пианистке журнал со статьёй о нём и автографом поверх неё: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!»).

  Отец её имел тягу ко всему русскому. Он и детям своим дал русские имена — дочь назвал Верой, сына — Дмитрием. И ввёл её в круг своих друзей. Там она и встретила будущего мужа — Владимира Яковлевича Шевченко, инженера-акустика, создателя смычковых инструментов, «русского Страдивари». Его отец эмигрировал из России после революции 1905 года. Володя был тогда подростком. А в 1917-м отец вернулся на родину. Сына же оставил в Париже продолжать образование.

  Владимир Яковлевич мечтал вернуться в свою страну. И вот, наконец, добился разрешения вернуться. И приехали они с Верой в Ленинград в 1939 году. Он, она и двое его сыновей от первого брака.

  Поселили их в крохотную комнату в общежитии, работы не было, жить не на что. Он подрабатывал где мог. Она продавала свои парижские платья. По законам того страшного времени все отнеслись к ним очень подозрительно. Впрочем, нет, не все. Заступничество великой пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко получить «соответствующую исполнительскую категорию» и начать работать в Ленинградской государственной филармонии.

  В 1941 году, перед войной, Владимира Яковлевича Шевченко арестовали.

  Со всей своей французской отвагой и темпераментом, в котором бурлила мамина испанская кровь, Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж её — замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они — дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня… Они и взяли. По статье «сто шестнадцать пополам».

  И будет Вера Лотар-Шевченко тринадцать лет валить лес. В Тавде Свердловской области.

  Узнает о смерти мужа в лагере и детей в блокадном Ленинграде. Не сразу узнает.

  Многие годы пишет мужу в никуда. Строчка из одного ее письма мужу — из лагеря в лагерь: «Мы ещё будем жить настоящей жизнью». Сволочи! Знали же — был ещё тот учет и контроль! — что нет её мужа в живых. Первые два года в лагере умирала. А потом сказала себе: раз не умерла, значит, надо жить. Следовала завету Бетховена всем страждущим: Stirb oder Auf! Умри или Будь!

   *  *  *

  Освободилась в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала в драной лагерной телогрейке из последних сил бежала поздним вечером в музыкальную школу, дико стучала в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»…

  Ей разрешили. И тут она первый и последний раз в жизни испытала страх. Никак не могла решиться дотронуться до клавишей. Пальцы пианиста деревенеют, если он не играет даже один день. А она тринадцать лет не прикасалась к роялю. Ей казалось: вот Шопена сможет играть, а Баха не сможет… смогла и Шопена, и Баха… а вот Бетховена не сможет… смогла и Бетховена…

  У закрытой двери, не смея зайти, рыдали навзрыд педагоги. Было же понятно, откуда она прибежала в драной телогрейке. Играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала: «А проснулась я уже преподавателем той школы». Директор музшколы — Мария Николаевна Машкова — была первым человеком, кто пригрел и приютил ее в Нижнем Тагиле. Взяла на работу иллюстратором, поселила прямо в школе. Вера Августовна играла детям любую классику, о которой на уроке говорил педагог.

  Счастливые те дети! Кого слушали…

  На первую свою зарплату возьмёт напрокат кабинетный рояль. На вторую: сошьёт себе чёрное концертное платье в пол. Явно для филармонических стен, хотя до них было ох как далеко. А потом, скопив денег, купит шубу. После лагерной или с чужого плеча одежды — это ж такое женское счастье идти по снежному Тагилу в новой теплой элегантной шубке.

  И вот как-то поздним вечером догоняют ее два бандита, нож к горлу и говорят: «Раздевайся! Гони шубу!» «Чего?! — вместо того чтобы испугаться, впала во гнев Вера Августовна. — Это моя первая одежда после лагеря!» Бандиты растерялись: «А ты где сидела? Кто был начальником?» Разговорились, нашли общих знакомых. Потом они галантно проводили ее домой и сказали: «Извини, не знали. Ходи в своей шубе спокойно. Больше тебя в этом городе никто не тронет!» А когда через несколько лет перед первым ее концертом в Уральской консерватории ведущая заглянет в гримерку, чтобы проверить, прилично ли выглядит Лотар-Шевченко, и, удивленно-одобрительно оценив то самое чёрное в пол платье, удалится — Вера Августовна скажет, улыбаясь: «Она думает, я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа».

  Кстати, о Париже. Ее звали туда вернуться. Там оставались родственники. Но она неизменно отказывалась. Объясняла: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в лагерях».

  В 1957 году ее нашёл старший сын Владимира Шевченко Денис. Он выжил в блокадном Ленинграде. Потом ушёл на войну. После войны продолжил дело отца — стал мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов. И тоже был очень талантлив — получил Большую золотую медаль Международного конкурса альтов в Италии.

  В 1965 году о Вере Лотар-Шевченко рассказал в «Комсомольской правде» Симон Соловейчик. А позже много писал о Вере Августовне  Юрий Данилин, который в те годы был собкором «Комсомолки» по Западной Сибири.

  Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко жила в Академгородке под Новосибирском.

   * * *

  Она не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнёт активную гастрольную деятельность. Москва, Ленинград, Одесса, Омск, Свердловск, Чита, Хабаровск, Красноярск, Львов, Киров, Киев… 

  Иногда к ней возвращалось французское легкомыслие.  Как-то в предновогодний вечер Вера Августовна прикатила к Данилину в корпункт «Комсомольской правды» на такси (двадцать пять километров от Академгородка) и с порога объявила: «Будем кутить!» «Давайте здесь», — предложил Данилин, понимая, что такое предпраздничная ночь в городе. Но понимание реалий её никогда не интересовало. «Здесь надо работать, а не кутить», — сказала она о корпункте.

  И вот они поймали на улице какую-то случайную, но дорогую машину и долго, долго ездили по городу в поисках романтического места. Вдруг — кафе «Волна». «Что значит — «Волна»?» — спросила Лотар-Шевченко. Странно, но при абсолютном знании почти всех европейских языков русский ей не очень давался. Данилин хотел честно признаться, что ничего хуже этого гадюшника в Новосибирске нет, но измотанный водитель закричал радостно: «Это море такое, брызги, вода, фейерверк…» — и высадил их. Грязная забегаловка, синюшные лица, дым коромыслом. Она оглядывается и говорит удивлённо: «Здесь нет рояля». «Господи, — подумал Данилин, — хорошо, если посуду моют хотя бы раз в день».

  Вера Августовна в старенькой каракулевой (той самой!) шубке, которая, впрочем, смотрится на ней, как горностай. Она всегда умела быть заметной. Вот и пьянчужки в «Волне» вдруг притихли и с какой-то почтительной тревогой на неё посматривают. Женщин в зале вообще мало. А такой они не видели никогда. Лотар-Шевченко царственно подходит к барной (якобы) стойке, ведёт там короткие переговоры и говорит, обращаясь непосредственно к посетителям: «Месье! Есть водка (показывает, высоко поднимая вверх, две бутылки). Нужен рояль!»

  От столиков поднимаются два «месье», ни слова не говоря, берут бутылки «Посольской» и уходят в ночь. «Навсегда», — думает Данилин, зная местные нравы. И ошибается.

  Уже минут через двадцать все прильнули к окнам и видят, как через трамвайные пути те два «месье» катят приличного вида кабинетный рояль. Выменяли на водку у сторожа соседнего Дворца культуры. Не «Стейнвей», конечно, но вполне пригодная «Эстония».

  И вот в новогоднюю ночь в промышленном районе Новосибирска в кафе «Волна» играют Брамса! И — как!!!

  Явилась вся кухня, вышли швейцары, гардеробщики. И все стоя благоговейно слушают музыку. Полтора часа никто не шевельнулся. С ума сойти! Не «Волна», а зал Дворянского собрания. И провожая их, ручку все Вере Августовне целуют, и машину находят, и трогательно прощаются. «Нет, не знаю я своего города!» — думает Данилин. Не знаем мы своей страны, своего народа — добавлю от себя.

  * * *

  Наталья Алексеевна Ляпунова, биолог, генетик, доктором наук, дочь Алексея Андреевича Ляпунова — знаменитого математика, из тех, кто вопреки мракобесию отстаивал кибернетику как науку, - вспоминает: "С Верой Лотар-Шевченко мы познакомились в Академгородке. Вера Августовна не любила рассказывать о лагере. Но если всё-таки вспоминала — только хорошее. Пять лагерей сменила. А все рассказы её — какие там замечательные люди! Вот в одном лагере начальник был приличный человек. И там сидело много музыкантов, кстати, очень знаменитых. И начальник придумал создать в лагере оркестр. Какие-то струнные они нашли, духовые, даже на гребёнке играли.

  Классику, между прочим. И Вера Августовна для каждого написала партитуру и сама дирижировала. Рояля, конечно, не было. Но на ней весь оркестр держался. Освоила баян, аккордеон. И её там очень любили. К ней невозможно было плохо относиться — она была беззащитна и вся в музыке. Потом кто-то донёс на того начальника лагеря, его убрали. Но Веру Августовну и после него спасали как могли — перевели на какое-то время с лесоповала на кухню. На мытьё посуды. Это было счастьем, — вспоминала она, — руки в теплой воде!"

   * * *

  На её концерты в Москве и Петербурге билеты в первый ряд не продавали. Места здесь — всегда! — предназначались для тех, с кем она сидела в лагерях. Пришёл — значит, жив. Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом.

  И ещё — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов.

  Фамилию эту она помнила потом всю жизнь и никогда его не простила. Это при её-то привычке держаться только за хорошее и доброе! Нет, всё правильно: надо уметь прощать и уметь не прощать.

  * * *

  Живя в Академгородке, Вера Августовна все выходные проводила в семье Ляпуновых. «Мама смазывала ей руки облепиховым маслом, — рассказывает Наталья Алексеевна, — папа говорил с ней, к её счастью, по-французски, а я всегда сопровождала её на концерты. У папы не было музыкального слуха, но он специально для Веры Августовны купил в наш дом рояль, не «Стейнвей», конечно, но приличный Bekker. И часто она на нём играла. Вообще в быту была человек неприспособленный. Рассказывала мне: «Натусь, я ставлю курицу сварить на кухне и ухожу играть к себе в комнату, играю, играю, пока дым вовсю из кухни не пойдёт, ну тогда иду и выбрасываю почерневшую кастрюлю с курицей».

  Зато она научила меня делать сыр камамбер, без которого как француженка жить не могла: «Заворачиваете в полиэтилен плавленый сырок «Дружба», кладете на теплую батарею и забываете. Через три месяца от батареи начинает идти очень французский запах, сыр покрывается плесенью — вот вам и камамбер…» И смеялась при этом так счастливо, как будто не было пяти лагерей, тринадцати лет на лесоповале… Такая детскость души…»

  А потом ей купили новенький «Стейнвей». Говорят, сын Владимира Шевченко — Денис — прислал из Москвы. Но её не-музыкальные пальцы не успели к нему прикоснуться. 10 декабря 1982 года Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла. В декабре 2006 года в Новосибирске состоялся первый Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Так основатель конкурса Юрий Данилин перевел Веру Августовну с нелегального положения на легальное. 

  Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо с фортепианными исполнениями Елены Кушнеровой.

  Многие годы на могиле Лотар-Шевченко стоял обелиск со звездой. Ну не было в местной погребальной конторе других надгробий. Артём Соловейчик, сын Симона Соловейчика и главный редактор газеты «Первое сентября», установил на могиле новое надгробие. На белом мраморе выбиты слова Веры Августовны: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна…»

  В сентябре 2007 года лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко играли в Париже. В стенах её родной школы — зале Корто. А Вера Августовна смотрела с афиш на родные улицы. В этом году впервые французская Высшая школа музыки им. Альфреда Корто с радостью объявила о начале официального сотрудничества с Международным конкурсом пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. А несколько лет назад, когда первые победители конкурса играли в Рахманиновском зале консерватории в память о Вере Лотар-Шевченко, французский посол  плакал. И говорил сквозь слёзы, что во Франции её никто уже не помнит.

     * * *

  В лагере зэки кухонным ножом вырезали для неё на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за её искорёженными работой на лесоповале пальцами и лицом. Та клавиатура на лагерных нарах, тот самый необычный музыкальный инструмент ХХ века — это и был настоящий «Стейнвей».

Во всём мне хочется дойти до самой сути

    "Крым плюс четыре региона": Что будет, если СВО "заморозят". Жёсткий ответ дали в Одессе

    Одной из самых обсуждаемых тем сейчас стал вопрос об условиях возможного заключения мира. Русское подполье из Одессы дало жёсткий ответ на вопрос, а что же станет, если СВО всё же "замо...

    Невоенный анализ-80. Три года СВО. 24 февраля 2025

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Европейцы, деньги и "квартирный вопрос"

    Как вы помните, развязав по наущению своих западных друзей войну с Россией, Украина считала себя прочно обосновавшейся в "европейском доме". "Квартирный вопрос", испортивший Украину сра...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ilya Вчера 10:57

      Ты отыщешь статью из тысячи...

        Как часто это бывает, в муках родился такой проект каталога статей. Можете не обращать на него внимания, делал скорее для себя. С ним легче и удобнее найти нужное. Опубликовано за семь лет около тысячи статей, далеко не все они представляют из себя некую ценность - не все и вошли в обзор. Для покопаться в архивах сохраняю ссылку на предыдущую обзорную статью:&n...
      191

      Люблю обычные слова, как неизведанные страны

        Когда-нибудь я к вам приеду,  Когда-нибудь, когда-нибудь,  Когда почувствую победу,  Когда открою новый путь...  23 февраля исполнилось 35 лет со дня смерти Давида Самойлова. Он, как и за несколько лет до этого Андрей Миронов, умер во время выступления на сцене. Quelle mort glorieuse! Для артиста и поэта - да! Зрители Таллинского Русского др...
      169
      ilya Старики-разбойники
      25 февраля 17:04

      Пожарная история

        Пожарный Борис (115 кг) однажды нагрубил начальнику и был вынужден сдавать бег на стадионе, по-честному, в самой унизительной форме. Начальник был злопамятным садистом, взятку не принял. А у Бориса только глаза и трепет от стремительной серны. Всё остальное от кулебяк и блинчиков. Его творческое кредо: «поспешишь – расплещешь суп». Борис упросил ...
      371
      ilya Старики-разбойники
      24 февраля 09:29

      "Насыпь ему на раны... ремантадин"

        Первую помощь оказала Люсьен. Она позвонила подруге Наташе.  У Наташи медицинский диплом; скорей всего, Наташа его украла, перебив охрану на заводе дипломов. Других объяснений, откуда у неё диплом, я не нахожу.  Наташа спросила, как выглядит больной.  – Лежит и кашляет – ответила Люся.  – Это грипп, – сразу поняла Наташа, – да...
      334

      "Первые свидания"

        Свиданий наших каждое мгновенье  Мы праздновали, как богоявленье,  Одни на целом свете. Ты была  Смелей и легче птичьего крыла,  По лестнице, как головокруженье,  Через ступень сбегала и вела  Сквозь влажную сирень в свои владенья  С той стороны зеркального стекла.Когда настала ночь, была мне милостьДарована, ал...
      258

      "Нам дойти бы вместе до истока..."

        В апреле 2023 года в госпитале скончался от ран потерявший в бою ногу поэт и воин Юрий Волк.    Его стихи - редкий случай, когда не требуются предисловия и объяснения. Потому что каждое слово здесь оплачено судьбой, жизнью, собственной кровью. Подлинность чувств, ситуаций, переживаний – на грани болевого шока.        ...
      201
      ilya Старики-разбойники
      19 февраля 17:08

      Некий сомнительный Георгий

        Однажды Георгий пил вино с венгерскими политическими кругами, и беседовал на тему восстания в Венгрии в 1956-м году. Венгры народ горячий в принципе, а тут ещё и вино, колбаса копчёная с паприкой, и некий сомнительный Георгий. Очень опасная ситуация.  - Вы подавили нашу свободу, - сказали круги, и открыли токайское. - Танками. Жесточайше. В плохую погоду.&...
      1990

      "Я б Америку закрыл, слегка почистил..."

           Ровно 100 лет назад Владимир Маяковский под впечатлением от поездки в Америку написал стихотворение "Христофор Коломб". Хлёсткое, без излишней почтительности и преклонения. Самое интересное, что финальные его строки актуальны и сегодня. Вот, послушайте поэта-главаря:  Года прошли.              &...
      1559

      "Суровая моя и откровенная далёкая провинция – Война"

        Сегодня день памяти прекрасного поэта Семена Гудзенко, ушедшего 72 года назад.   Настоящее имя Гудзенко — Сарио. Это имя ему дала мать. Когда его в 1943 начали публиковать, он писал матери: «…не пугайся, если встретишь стихи за подписью „Семён Гудзенко“, — это я, так как Сарио не очень звучит в связи с Гудзенко. Надеюсь, ты не очень обидишься...
      251
      ilya Военный параД
      14 февраля 13:05

      “Отходите, я прикрою!”

        Карен - сын Таривердиева. Он мог стать золотой молодежью СССР. Но выбрал свой путь: Афганистан.   Карен Таривердиев - единственный сын известного композитора Микаэла Таривердиева, написавшего музыку к культовым фильмам “Семнадцать мгновений весны”, “Ирония судьбы…”.   Перед Кареном были открыты любые двери. Но он никогда не считал с...
      2176
      ilya 14 февраля 12:36

      Вся Украина - русская земля

        Напоминаю, вся Украина - наша. Вся Украина - русская земля.  И будет Трамп жрать те богатства, что хранятся в нашей русской земле, и богатеть от них. И копить с них на новые вооружения, которые они в другой раз поставят очередной окраине.  Копить с наших богатств, что отвоеваны русскими людьми Руси княжеской, древней, снова отвоеваны московским царств...
      218
      ilya Старики-разбойники
      13 февраля 19:35

      Кто тут чей владелец?

        Владелец кота на слух определяет из другой комнаты, дерёт животное когтеточку или «такбл@ть!».  Владелец кота хранит тёмную однотонную одежду в бронированном сейфе.  Владелец кота всегда говорит чихнувшему коту: "Будь здоров".  Владелец кота обязательно извинится перед котом, выбираясь из-под одеяла, на котором кот удобно устроился...
      307
      ilya Военный параД
      13 февраля 12:30

      Красивое имя, высокая честь. Рубен Ибаррури

         В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались более 700 испанских добровольцев.  Но Рубен Ибаррури - единственный, кто 22 июня 1941-го уже являлся кадровым командиром Красной Армии. Почти через полгода после гибели Рубена Ибаррури его мать получила письмо с фронта. “Товарищ Долорес. Осенью 1942 года мы узнали о героической смерти Вашего сын...
      265
      ilya Старики-разбойники
      12 февраля 16:47

      "В его рогах пауки свили город"

        Знакомая тётя влюбилась в троллейбусе, хоть её муж даже ещё не умер, а просто лежал на диване с газетой. Она вступила в преступную переписку, полную интимных подробностей.  (У меня полно знакомых тёть, живущих интересной жизнью.)  А её телефон в душе был демоном. Он тётины письма отправлял избранным родственникам, для ознакомления.  Родственники ...
      417
      ilya Меломан
      9 февраля 10:20

      Жили-были на море…

        Нечасто повторяю свои статьи - но тут, как говорят следаки, всплыли новые подробности. Чтобы было понятно, о чём речь: Был такой фильм 1974 года, режиссёра Станислава Говорухина - "Контрабанда". О наших славных морских пограничниках. Помнят его только киноэксперты - а вот песня на стихи и в исполнении Владимира Высоцкого из этого фильма дошла до нашего времени....
      388

      "...И право требовать своё"

        Умолкнут дальние окопы,  «Закончен бал», - прикажет связь.  И недобитые укропы  Уедут к ненькам, помолясь.   Сбегут каратели Поречной,  Стрелки по Горловке живой.  И поклянётся в дружбе вечной  Посредник в сделке мировой.   Помощники ли, правоведы  На подпись папки поднесут…  Я не хочу такой победы!  За ...
      283
      ilya Старики-разбойники
      6 февраля 17:18

      Девочки в походе

        Вообще, женщины в коллективе не так хороши, как по отдельности. Один белорусский вожатый интуитивно водил в походы только мальчиков. Саванны, джунгли, бурные реки – всё, что есть в окрестностях Минска, он показывал детям. Мужчины вместе вязали узлы, разводили огонь в болоте, из каши выплёвывали муравьёв, друзей природы. Сходившие раз просились в поход ещё и ещё...
      828
      ilya Старики-разбойники
      5 февраля 09:50

      Слава Сэ: Без меня мир рухнет

        В детстве Лара играла в куклы. Сюжет был таким. Самая красивая кукла пила чай с пирожными, сидя на балконе. Черноволосый принц тем временем лез по стене, чтобы вырвать поцелуй. Красивая кукла сопротивлялась, потом сдавалась, потому что слабая женщина.  Так формировались жизненные ценности Ларисы: поцелуи, красота, беспечность. Ей кажется, всё это есть в Па...
      361
      ilya Старики-разбойники
      4 февраля 17:15

      Немного об искусстве

        Без коньяка провинциальный балет невыносим. Даже стаи половозрелых балерин его не спасают. Это удивительно, я думал, ноги в белых колготках всесильны. Оркестр рыдает, Чайковский такой Чайковский, и всё равно унылое болото.   Хорошо хоть, мы есть. С нами бедный зритель не грустит. Мы зеваем громче оркестра, внезапно хохочем в трагическом месте...
      365
      ilya Старики-разбойники
      3 февраля 20:08

      Бобры - добры, а чехи - неумехи

        В Чехии бобры за два дня построили плотину, которую местные власти согласовывали семь лет.  Животные сэкономили администрации 1,2 миллиона долларов.   Проект по заболачиванию территорий ландшафтного парка Брды разрабатывался с 2018 года. За это время администрация собрала все необходимые разрешения и готова была приступить к строительств...
      408
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика