Поэты, как дети малые, - все пытаются подражать старшим. Тем, кто уже отлит в бронзе и не может ни возразить, ни дополнить свое собрание сочинений. При этом встречаются довольно интересные параллели. Находки, украшенные талантом обоих.
Вот, например, классический сонет Шекспира, многие его помнят:
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.
Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
И я умолк подобно соловью:
Свое пропел и больше не пою.
Основная идея сонета связана с утверждением ценности любви в её единственном, зачастую единоличном и даже молчаливом звучании. По мнению Шекспира, настоящая любовь не требует бурных изъяснений. Вот и соловьи в кустарнике, прежде заливавшиеся и цокавшие по ночам, - умолкли.
Об этом же - стихотворение Дмитрия Мережковского "Молчание":
Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне — я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно, —
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина:
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина...
И будто не было разницы в триста лет между этими откровениями.
Примеров таких - масса, но возьмем еще один, поближе к нашему времени. Знаменитый поэт, воин и путешественник Николай Гумилев, будучи арестован за участие в офицерском заговоре, написал своей бывшей жене Анне Ахматовой стихотворение "Жди меня. Я не вернусь". Оно начинается так:
Жди меня. Я не вернусь -
это выше сил.
Если ранее не смог -
значит - не любил.
Сохранились якобы лишь эти строчки, продолжение дописывал уже в наши дни Владимир Цехановский:
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждешь меня? Я не вернусь,
- не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть,
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я - не вернусь!
Ничего не напоминает? Но не спешите обвинять Константина Симонова в плагиате. Это красивая, не не очень удачная подделка. И не столько гумилевских, сколько симоновских стихов. Будем читать и помнить обоих Поэтов, - плохим стихам не подражают.
А вот Борис Рыжий умудрился скопировать стиль и дух самого Лермонтова. И назвал свой шедевр "Подражание Лермонтову":
Жил я в городе Тюмени
ровно десять дней подряд —
водку пил да ел пельмени,
как в народе говорят.
Да ходил в одну контору
для пустого разговору.
Там-то я с одной девицей
познакомился, друзья,
Будь мне, девица, сестрицей,
коль иначе быть нельзя, —
обронил я как-то сдуру
иль поддавшися амуру.
Буду жить, сказал, в Тюмени,
никуда из этих мест,
брошу звонкие хореи,
грозный ямб и анапéст.
Дактиль, дольник, амфибрахий —
вообще забуду на хер.
Стану лучше, стану проще —
как железная кровать,
как березовая роща,
как два слова «вашу мать»,
как кружочек, как квадратик,
физик или математик.
Но, друзья, не тут-то было,
и сказала мне она:
я другого полюбила
и другому отдана.
И что муж ее, татарин,
мне не будет благодарен.
Так уехал из Тюмени
я на запад и восток.
Млад, красив, но тем не мене
бесконечно одинок,
а какой-то… впрочем, это
вряд ли тема для поэта.
Думаю, Михаил Юрьевич не обиделся бы на такой перепев и не прислал бы своих секундантов. Они же были одногодки, оба с характером и дерзкие на язык, - но талантам многое прощается.
Оценили 16 человек
46 кармы